Ритейлеры в Татарстане не подвержены монополии

Конкуренция не дает ни одной из торговых сетей доминировать на рынке.
Конкуренция не дает ни одной из торговых сетей доминировать на рынке.

Работу сферы торговли как подконтрольную территорию и зону, где возможны риски превышения доли присутствия, анализируем вместе с заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Сергеем Павловым.

Ритейлеры в Татарстане не подвержены монополии

— Сергей Вячеславович, пару лет назад ваше ведомство отметилось масштабной работой по контролю за соблюдением законодательства о торговле и в целом выступает как одно из ведущих подразделений ФАС России в этой сфере контроля. С чем это связано?

— В 2016 году ФАС России был издан приказ об утверждении положения об общероссийской специализации территориальных органов антимонопольной службы. Цель документа — повышение результативности деятельности, создание и использование дополнительного механизма осуществления тех функций, что на нас возложены. По факту у каждого территориального подразделения ФАС России в субъектах есть закрепленные направления работы со сложившейся по ним правоприменительной практикой, которой коллеги делятся с другими управлениями и дают свою экспертную оценку. Одним из направлений специализации Татарстанского УФАС России как раз и является контроль за соблюдением требований законодательства о торговле.

Антимонопольные правила запрещают создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с законом «О защите конкуренции»; создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов; нарушать установленный правовой порядок ценообразования; навязывать контрагенту ущемляющие его права и интересы условия; заключать договоры, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на товар. Ещё один запрет касается навязывания условий о возврате поставщику продовольственных товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости.

— Закон о торговле предъявляет требования и к органам власти. Какие запреты распространяются на них?

— Под запрет попадают акты и (или) осуществление действия (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, закрепленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. 

Ритейлеры в Татарстане не подвержены монополии

Необходимо также отметить статью 14 Федерального закона о торговле, согласно которой хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственных товаров, доля которых превышает 25% от общего объема рынка в границах муниципальных районов, не вправе вводить в эксплуатацию, приобретать или арендовать дополнительную площадь для осуществления торговой деятельности.

— Как рассчитывается доля присутствия торговой сети на товарном рынке или в границах конкретной территории?

— Для вычисления долей на розничном рынке хозяйствующих субъектов применяется методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта. Информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта, размещается на официальном сайте Росстата в денежном выражении ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным периодом.

— А законом как-то структурировано то, что подразумевает собой понятие площади торгового объекта?

— Согласно разъяснениям ФАС России от 12.07.2019 г. №АЦ/59835/19, площадью торгового объекта для осуществления торговой деятельности является исключительно та часть объекта, где происходит выкладка, демонстрация товаров, обслуживание покупателей и проведение денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, проход покупателей, то есть часть, используемая непосредственно для осуществления розничной торговли. При этом запрет распространяется независимо от того, реализация каких товаров будет осуществляться: продовольственных или непродовольственных.

Ритейлеры в Татарстане не подвержены монополии

Поэтому в целях контроля за соблюдением части 1 статьи 14 Закона о торговле необходимо учитывать, что в магазинах может отсутствовать полное разделение помещения на торговую площадь и склад. В крупных гипермаркетах, например, в качестве склада зачастую используются верхние полки расположенных в торговом зале стеллажей с товарами.

— Какова ситуация с долями торговых сетей применительно к Татарстану?

— По итогам нашего анализа долей основных хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли продовольственными товарами в республике за 2018 год общий объем товарооборота по региону составил 348,97 млрд рублей, что на 0,7% выше результата за 2017 год (346,43 млрд рублей), что свидетельствует о положительной динамике на рынке розничной торговли продовольственных товаров. Проведен анализ на основании данных об объеме всех реализованных продовольственных товаров в федеральных и региональных торговых сетях за 2018 год в границах муниципальных образований и городских округов.

Доля ООО «Агроторг» (сеть «Пятёрочка») составила 14%, АО «Тандер» (сеть «Магнит») — 8,15%, ООО «ОПТОВИК» (магазины «Эссен») — 2,45%, ООО «Бахетле-1» — 2,42%, АО «Торговый дом ПЕРЕКРЕСТОК» — 1,65%, ООО «ТД Челны-хлеб» — 1,58%, ООО «Ашан» — 1,26%, АО «Торговая компания Эдельвейс» — 1,02%, ООО «Союз Святого Иоанна Воина» (сеть «Верный») — 0,51%, ООО «Арслан» — 0,39%.

Как видно из представленных данных, ни один из хозяйствующих субъектов не обладает признаком доминирующего положения на рынке розничной торговли продовольственными товарами. На крупные торговые сети приходится менее половины от общего объема рынка, что говорит о высоком уровне конкуренции.

Ритейлеры в Татарстане не подвержены монополии

— Но вместе с тем первые два игрока — Тандер и Агроторг — лидируют в этом списке.

— Да, исходя из анализа, наиболее пристального внимания заслуживает деятельность именно этих торговых сетей. Они являются преобладающими в ряде муниципальных образований. Только в 2018 году доля ООО «Агроторг» в 19 из 43 муниципальных образований заняла более 25% от общего рынка розничной торговли, при этом в Верхнеуслонском муниципальном районе Агроторг занял 55,4% от общего объема реализации продовольственных продуктов.

АО «Тандер» — второй крупный хозяйствующий субъект на территории региона на рынке розничной торговли продовольственных товаров. В 2018 году доля сети в 22 муниципальных образованиях составила более 15%. В Ютазинском районе у Тандера оказалось доминирующее положение — 27,94% от общего объема товарооборота.

При этом отмечу, что ООО «Агроторг» и АО «Тандер» на 2018 год единственные хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность во всех муниципальных образованиях и городских округах Татарстана. В тех районах, где доля сетей превысила допустимый порог в 25%, они уже не могут ни арендовать, ни покупать новые торговые площади. И если у Агроторга в период с 2017 по 2018 год произошло увеличение количества районов, где сеть занимает доминирующее положение: с 13 до 19 районов, то у Тандера ситуация обратная: сокращение до 1 муниципального образования.

— Агроторг сегодня проходит ответчиком по одному из возбужденных вами дел. На какой оно стадии?

— Да, ООО «Агроторг» действительно привлечено в качестве ответчика по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона о торговле, что выразилось в необоснованном отклонении коммерческих предложений ООО «Бугульминский молочный комбинат» по вопросу ввода ассортимента предлагаемой обществом молочной продукции на полки торговой сети «Пятёрочка». На протяжении 2017-2019 годов Агроторг отказывает комбинату в доступе на свои полки, создавая тем самым препятствия для входа Бугульминского молкомбината на товарный рынок поставки молочной продукции на территории республики. Дело находится на рассмотрении, в ближайшее время готовимся вынести по нему решение.

Ритейлеры в Татарстане не подвержены монополии

— В 2017 году у вас были не менее значимые дела по АЗС-ИРБИС и достаточно громкое дело по торговой сети, принадлежащей Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России). Какие дела, помимо уже озвученного Агроторга, вы сейчас расследуете?

— Дела, связанные с ООО «АЗС-ИРБИС» и ФГУП «Калужское», были достаточно резонансными и вызвавшими большой информационный отклик. «АЗС-ИРБИС» признано нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона о торговле: реализация продовольственных товаров в магазинах при заправках шла через договор комиссии, без перехода права собственности на товар. Предписание по делу не выдавалось ввиду прекращения нарушения путем расторжения договора комиссии. Законность наших действий по этому делу подтверждена судебными актами, вступившими в законную силу в 2018 году.

Аналогичное нарушение вменялось и ФГУП «Калужское»: торговая сеть, принадлежащая ФСИН России, не покупала товар напрямую у поставщика, а лишь выступала в качестве площадки, где этот товар продается, противореча при этом действующим законодательным нормам. Розничная реализация продовольственных товаров в республике осуществлялась через 26 торговых объектов, расположенных на территориях исправительных учреждений региона. Решение по данному делу прошло проверку в судах трех инстанций.

В настоящее время Татарстанским УФАС России кроме дела Агроторга рассматривается дело в отношении ООО «Шелл Нефть» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона о торговле при реализации продовольственных товаров без перехода права собственности на них. Исполком Тюлячинского района получил от нас предупреждение в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции и пункта «б» части 4 статьи 15 Федерального закона о торговле, что выразилось в необоснованном протекционизме алкогольной продукции со стороны органов местного самоуправления.

— Сергей Вячеславович, как бы вы сформулировали главную задачу работы Татарстанского УФАС России в сфере контроля торгового законодательства?

— Усилия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественной монополии и органов власти на рынке розничной реализации продовольственных товаров посредством организации торговых сетей. Напомню, что миссия ФАС России — свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *