Александр Груничев ушел в себя. От закрытости Госкомитета по тарифам страдают и журналисты, и депутаты

Глава важнейшего республиканского ведомства окончательно потерял общий язык со СМИ
Глава важнейшего республиканского ведомства окончательно потерял общий язык со
СМИ, а теперь ещё взялся воспитывать парламентариев.

На заключительной сессии Госсовета Татарстана в уходящем году правительственный час посвятили обсуждению важнейшего для всех жителей вопроса — тарифного регулирования. С основным докладом выступал председатель Госкомитета республики по тарифам Александр Груничев. Он, конечно, обозначил несколько острых и важных проблем, выступил с конкретной законодательной инициативой, чтобы разрешить их. Но больше всего запомнился своим неоднозначным заявлением в адрес журналистского сообщества. В СМИ Груничев видит только помеху своей деятельности, хотя по факту более забюрократизированного отношения к медиа в Татарстане среди ведомств ещё поискать надо. Ни одна структура не просит корреспондентов приходить на открытые заседания, где обсуждаются тарифы, с редакционным заданием.

Александр Груничев ушел в себя. От закрытости Госкомитета по тарифам страдают и журналисты, и депутаты

При этом сам Груничев предпочитает не замечать эту проблему. Он рассказывает, что получает жалобы от населения, которые в основной своей массе касаются качества предоставления оплаты жилищно-коммунальных услуг и не относятся к компетенциям Госкомитета. В то же время шесть граждан поблагодарили ведомство за качественную и оперативную работу.

Хвастается руководитель и тем, что его комитету удалось выстроить такую политику по тарифному регулированию по обращению ТКО, что на сегодня в Татарстане тариф один из самых низких в Поволжье. 

— Более чем в 30 регионах страны в течение 2019 года ФАС России были выданы предписания о выявленных нарушениях как в качестве регулирования единых тарифов регоператоров, так и в части проведения торгов по транспортированию ТКО. В Татарстане таких нарушений нет, — заявил Груничев.

Первая проблема, которую обозначил председатель в политике регулирования тарифов, — это существенные (кратные) разницы по тарифам среди муниципальных районов на поставляемые коммунальные ресурсы.

Среди объективных причин он назвал:

1) Дерегулирование отдельных отраслей.

2) Особенности технологического процесса доставки ресурсов и энергии.

3) Загрузка производимых мощностей.

Субъективные причины:

1) Низкая эффективность проводимой работы.

2) Высокий уровень потерь ресурсов в инженерных сетях.

После этого руководитель привёл данные, которые показывают максимальные и минимальные тарифы в районах по водоснабжению, водоотведению, электроэнергии и теплу.

Александр Груничев ушел в себя. От закрытости Госкомитета по тарифам страдают и журналисты, и депутаты

В Татарстане самый низкий показатель по водоснабжению у компании МУП «Кайбицкая ЖКХ» — 18,35 рубля за 1 кубометр. Максимальный — у АО «Тетюши-Водоканал» — 49,86 рубля.

По водоотведению: минимальный у АО «Чистопольское сельское ЖКХ» — 10,88 рубля за 1 кубометр, максимальный у ОАО «Инженерные сети Алькеевского района» — почти 69 рублей.

По теплоэнергии: минимальный тариф у ООО «Альгазтранс-Елабуга» — 1202 рубля за 1 гигакалорию, максимальный у «Балтасинского МПП ЖКХ» — 2348 рублей. 

В целом же большинство показателей у районов всё же находится в средних величинах.

Далее Груничев объяснил одну из причин, почему растут тарифы, например, на тепло. 

— Потребителям тепловой энергии более выгодно переходить на собственные источники теплоснабжения (блочно-модульные котельные или индивидуальные котлы отопления и горячего водоснабжения), что приводит к снижению отпуска тепловой энергии от источников с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии и, соответственно, к росту тарифов на тепловую энергию для конечного потребителя, — заявил он. 

Другими словами, чем больше подключено к сетям, тем больше потребление, тем больше возможностей снизить тарифы. Чем меньше подключено к сетям, тем меньше по нему проходит объем энергии, значит, увеличивается необходимость расходов энергии на содержание в рабочем состоянии сетей.

Ещё одна проблема, которая не в лучшую сторону влияет на тарифообразование, — это смежные сетевые организации. 

— У застройщиков отсутствуют обязательства по передаче построенных сетевых объектов в собственность организаций, гарантирующих поставки ресурсов. В цепочке «гарантирующий поставщик — потребитель» возникает риск появления смежной организации, затраты которой оказывают дополнительную нагрузку на конечный тариф, — заявил Груничев.

Александр Груничев ушел в себя. От закрытости Госкомитета по тарифам страдают и журналисты, и депутаты

Согласно правилам регулирования, мероприятия по созданию сетей включаются в состав платы за подключение. Тогда сетевые объекты остаются на балансе ресурсоснабжающих организаций. 

— На практике встречаются ситуации, когда соответствующие сети строятся самими застройщиками, по договорам подряда со сторонними организациями. Тем самым плата за подключение устанавливается за так называемую бумагу от ресурсоснабжающей организации. В дальнейшем появляются организации, обслуживающие сети. Они либо их покупают, либо, чаще всего, берут в аренду у застройщиков, предприятий и так далее, — говорит Груничев. 

Всё это в итоге приводит к распылению средств и снижению контроля их расхода.

В качестве примеров со знаком минус председатель Госкомитета по тарифам упомянул две смежные сетевые организации: ГУП «Электрические сети» и АО «Интеграция». О последней журналисты KazanFirst пишут не первый год. Мы уже указывали на баснословные прибыли «Интеграции» и ее непрозрачную работу.


Читайте также: Щедрость «Татэнерго» в пользу «Интеграции» бьёт по карману потребителей


Груничев обратился к депутатам с просьбой поддержать законопроект, который обязывал бы застройщиков передавать сети гарантирующим поставщикам.

Далее Груничев выступил по теме, которую на самом деле очень сложно трактовать однозначно. 

— Одна из главных задач Госкомитета по тарифам — стать полноправным открытым ведомством. На нашем сайте представлена вся информация о деятельности, различные справочные, аналитические материалы об уровнях принятия тарифов, а также об их проектах. Проводятся открытые заседания согласительных комиссий управления Госкомитетов, организована разъяснительная работа по телефонам горячей линии, а также проводится личный прием граждан, — перечисляет инструменты публичного позиционирования глава ведомства.

Но затем он почему-то решил наехать на СМИ с прямым посылом, что журналисты мешают работе Госкомитета. 

— Учитывая чрезвычайно важную роль, которую играют сегодня СМИ в социально-экономической жизни республики, пользуясь случаем, призываю СМИ занять объективную позицию в общественном диалоге по непростым вопросам тарифообразования. И не оказывать давления на принятие решений в пользу отдельных групп, коммерческих интересов путём формирования мнения у населения региона, — резюмировал докладчик.

Александр Груничев ушел в себя. От закрытости Госкомитета по тарифам страдают и журналисты, и депутаты

Лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов спросил у Груничева детали изменения тарифа на проезд в общественном транспорте Казани, повышения до 30 рублей. Груничев начал было отвечать, что Согласительная комиссия Госкомитета по повышению платы за проезд состоялась 20 декабря, но тут к диалогу подключился депутат Артём Прокофьев

— Я удивлен тем, что произошло в пятницу, 20-го числа. Вы сказали, что этот вопрос был на Согласительной комиссии, — говорит парламентарий. 

— Нет. На заседании правления, — поправился Груничев. 

Для понимания, в Госкомитете на заседании Согласительных комиссий обсуждается изменение тарифов, а на заседании Правления они утверждаются. 

— А когда была Согласительная комиссия? Последнее приглашение мне было только во вторник. И там не было этого вопроса. Когда на заседании комиссии был рассмотрен этот вопрос по повышению до 30 рублей? — вопрошал Прокофьев. Он как раз один из членов комиссии.

Груничев на лету опять переобулся. 

— В связи со сжатыми сроками было принято решение одновременно рассмотреть вопрос на Согласительной комиссии, на заседании Правления, — сказал председатель. 

Александр Груничев ушел в себя. От закрытости Госкомитета по тарифам страдают и журналисты, и депутаты

— Не было ко мне приглашения ни через систему электронного оборота, ни через электронную. Это сознательно так было сделано? — вопрошал Прокофьев. 

— Мы разве сознательно можем вас не пригласить? Вы что? — попытался отшутиться руководитель.

Перебранка, в которой по факту Прокофьев отбросил приличную тень сомнения на прозрачность работы Госкомитета и работу Груничева, надоела руководителю Госсовета Фариду Мухаметшину. 

— Коллеги, разберитесь к следующему заседанию. Депутат ставит вопрос, почему его проигнорировали, — поручил он.

Александр Груничев ушел в себя. От закрытости Госкомитета по тарифам страдают и журналисты, и депутаты

А что касается открытости Госкомитета для журналистов, стоит добавить несколько фактов. С приходом Груничева в ведомстве началась кадровая чехарда с пресс-секретарями. Некоторые из них не задерживались и на месяц. Забюрократизировалась аккредитация СМИ на открытые мероприятия. На сайте исчезла вкладка, где ранее рассказывалось о плане мероприятий на неделю, чтобы представители редакций могли сориентироваться, на какое из них могут прийти и осветить.

В Госкомитете на самом деле выстроена сознательная политика по усложнению работы журналистов. Это KazanFirst подтвердили бывшие подчинённые Груничева. Дело доходит до абсурда: журналистам запрещается после заседаний подходить к спикерам и задавать им уточняющие вопросы без предварительного их согласования с самим Груничевым. 

Более того, председатель Госкомитета выбрал вариант не просто закрыться от журналистского сообщества, но ведёт явную манипуляцию.

Например, два собеседника рассказывают, что Груничев намеренно просит анонсировать, что мероприятие будет в одно время, но по факту проводит его в другое. В итоге журналист остаётся ни с чем. Это, право, какой-то детский сад, Александр Станиславович. Если вы против присутствия СМИ, то хотя бы публично объявите об этом. Открытая позиция всегда вызывает куда большее уважение, нежели обвинение в попытке влияния журналистов на тарифы.

Однако сделать вы этого не сможете, потому что закон обязывает часть мероприятий в Госкомитете проводить открыто и публично. На это даже есть заключение юротдела ведомства.

Говоря о СМИ как о помехе в деятельности с трибуны Госсовета, Груничев показывает, насколько он далёк от понимания, как должна выстраиваться политика коммуникации. Такое «сокрытие» своей деятельности может быть расценено населением не иначе как проведение «нечестной тарифной политики» и что сам Госкомитет больше лоялен конкретным компаниям-монополистам, чем интересам потребителей.


Читайте также: Глава Госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев попал в число самых неэффективных в медиа руководителей


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *