Тимур Халиков: «Почему потребители должны финансировать бизнес — вопрос»

Как менялся «котловой тариф» для территориальных сетевых организаций в Татарстане и почему подход Госкомитета по тарифам ставит оптимизацию затрат при их консолидации под сомнение — в интервью Экспертному KF рассказал председатель Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при раисе Татарстана Тимур Халиков.

— Тимур Рафаэлевич, в тарифе за электричество, как для промышленности, так и для населения, значимую часть занимают затраты на содержание электросетевого комплекса, расположенного в Татарстане. Ежегодно Государственный комитет РТ по тарифам увеличивает тариф на содержание. Очередное повышение — одно из самых больших — ждет нас в ближайшее время. Как ситуацию оценивает Межотраслевой совет потребителей республики?

— На 2025 год общая сумма, выплачиваемая потребителями Татарстана на содержание электросетевого комплекса, составляет 44,6 млрд рублей. Называется она котловым тарифом на передачу электрической энергии для содержания сетевого комплекса и покупку потерь.

Электросетевой комплекс представляет собой коммерческие организации, которые на праве собственности или аренды используют линии электропередач, трансформаторы и распределительные устройства. По числу этих активов они должны соответствовать законодательно установленным критериям и иметь статус территориальной сетевой организации (ТСО).

Отдельно обращаю внимание — это коммерческие организации, хотя и живут за счет устанавливаемого государством тарифа. Частенько при утверждении тарифа они настаивают на том, что занимаются бизнесом и должны получать предпринимательскую прибыль, требуя включать и ее в тариф. Управляет котловым тарифом АО «Сетевая компания», также ее называют котлодержателем. «Сетевая компания» принадлежит республике и является государственной организацией.

Таким образом, с одной стороны, есть ТСО. У каждой свой тариф, в который включены их затраты на текущую операционную деятельность, предупредительные и аварийные ремонты и средства на развитие. С другой стороны, потребители, которые все это оплачивают в составе тарифа на электричество. Третья сторона — Государственный комитет РТ по тарифам, который проверяет все заявленные затраты, сметы и планы ТСО, исключает необоснованные затраты и утверждает, сколько ТСО получат средств из котлового тарифа, который должны оплатить потребители.

Такой картина была до момента, когда с 2022 года Госкомитет стал отвечать за консолидацию электросетевого комплекса в республике. По факту нашего регулярного анализа мы видим серьезное отклонение в тарифном регулировании сферы электроэнергетики. Базовый принцип работы Межотраслевого совета потребителей, определенный Указом раиса Татарстана, — это баланс интересов естественных монополий и потребителей услуг.

Текущую ситуацию с тарифным регулированием содержания электросетевого хозяйства мы оцениваем как нарушение этого баланса и серьезный заступ на экономические интересы потребителей.

Консолидация электросетевого комплекса, по логике федеральных органов власти, должна была убрать с рынка мелкие компании, радикально пересмотреть объем тарифа на передачу электроэнергии и повысить эффективность оставшихся ТСО. Сам по себе вопрос консолидации активно обсуждался в российской повестке последние шесть лет. Во многих регионах страны сложилась ситуация, когда малые ТСО, неся минимальную технологическую нагрузку, получали от регулятора тариф с затратами, сопоставимыми с более крупными ТСО. Плюс для каждой организации закладывались колоссальные суммы накладных расходов на административно-управленческий персонал, аренду офисов, создание диспетчерской службы и так далее.

Тарифный регулятор (у нас это комитет по тарифам) при этом отвечал, что не может что-либо поделать, ведь правила ценообразования не делят компании на крупных и мелких. Здесь же проявлялся остро стоящий вопрос возможных коррупционных рисков.

Естественно, возникал вопрос: зачем нам необходимо такое количество самостоятельных ТСО, выполняющих абсолютно одинаковые функции. Это общероссийская картина. Весь 2021 год шла подготовка документов, открывающих путь к сокращению количества ТСО путем ужесточения критериев для наличия такого статуса. Весной 2022 года Правительство РФ подписало все необходимые документы. Был определен график ужесточения критериев по годам, по которому ТСО могли прогнозировать свое будущее.

— Какова в этом плане специфика у Татарстана?

— Что касается нашей республики. К 2020 году Госкомитет довел выручку ТСО, получаемую ими из республиканского котлового тарифа, до 2,5 млрд рублей. Для сравнения — в 2017 году она составляла лишь 1,7 млрд рублей.

Более того, с момента старта консолидации решения Госкомитета шли, можно сказать, вразрез с первоначальной целью. За период с 2022 по 2024 год выручка ТСО выросла в разы. Например, у «ТЭМ» на 129%, у «Камаз-Энерго» в 7,4 раза, у СК «Энерго» на 83,5%, у «Казанской энергетической компании на 52%, у «Энерготранзита» — на 37,6%. Речь о сотнях миллионов рублей.

Это требовало от потребителей решительных действий. Мы поэтапно втягивали Госкомитет в работу по детальному анализу принимаемых им тарифных решений. Особое внимание было к ситуациям, когда маленькие ТСО получали от Госкомитета выручку, сравнимую с крупными ТСО, пересчитанную на число электросетевых объектов по их количеству, длине и мощности.

Как один из результатов могу привести в пример решение ТСО «Казанская энергетическая компания» принять участие в консолидации и передать свои объекты более эффективной ТСО. Конечно, остается вопрос, как проходила проверка Госкомитетом оценочной стоимости объединяемых электросетевых активов, которая легла в основу определения размера амортизации и аренды, обязательно включаемых в котловой тариф.

Рост выручки ТСО, получаемой организациями из котлового тарифа, привел к следующей ситуации. В условиях растущих денежных поступлений ТСО стали активно предлагать взять в аренду или купить электросетевые объекты. «Казанская энергетическая компания», например, рассылала письма, предлагала передать ей в аренду энергосетевое хозяйство. Как отмечалось в документе, с целью «получить дополнительную выгоду, избегая затрат на содержание персонала, обслуживание, текущий и капитальный ремонт» (Ред. — письмо есть в распоряжении редакции).

Как становится понятно из содержания письма, собственникам энергообъектов было выгодно отдавать их в аренду ТСО, так как они получали арендную плату, не тратили деньги на содержание персонала и оплату потерь энергии в сетях. Но ведь в итоге эти деньги перекладываются на потребителей.

Почему потребители должны финансировать бизнес — вопрос. Например, через договора аренды с потребителей удерживались десятки миллионов рублей на содержание и обслуживание электросетевых объектов предприятия по разведению сельскохозяйственной птицы «Племрепродукт» в Бугульму или автосалонов «ТрансТехСервис» в Казани. Более того «Племрепродукт» в тот момент был на пороге банкротства, мы подняли все документы и были поражены тому, как деньги с котлового тарифа через ТСО уходили, можно сказать, на поддержание деятельности этой организации. Это стало с гигантской скоростью раздувать республиканский котловой тариф на содержание сетей. Поэтому консолидация и ужесточение критериев — крайне необходимая процедура.

— На заседании Правительства РТ по итогам отопительного периода 2024/2025 года, прошедшем 19 мая, технический директор АО «Сетевая компания» Альмир Латипов отметил сложности с консолидацией энергосетевого хозяйства в республике. На баланс нужно принять более 3 тыс. новых объектов. На ваш взгляд, насколько это сложная задача?

— Стоит отметить, что «Сетевая компания» в сентябре 2024 года получила статус системообразующей ТСО. И в процедуре консолидации играет ключевую роль. Тут никаких сюрпризов для госкомпании нет, это было ожидаемое решение. Теперь именно «Сетевая компания» несет ответственность перед потребителями за надежность электроснабжения, даже если сети и подстанции в пользовании другой ТСО. И «Сетевая компания» должна заключить соответствующие договора с каждой ТСО.

Безусловно, есть трудности с единовременным исполнением всех обязательств, определенных статусом системообразующей. Тем более в 2024 году началась передача в «Сетевую компанию» всех электросетевых активов одной из крупных ТСО — ГУП РТ «Электрические сети». Все предыдущие годы ГУП добросовестно обслуживало все свои объекты, имело утвержденные Госкомитетом средства из котлового тарифа. К тому же часть электросетевых объектов обслуживались специалистами самой «Сетевой компании» и хорошо им знакомы. Поэтому я бы не стал драматизировать ситуацию. Это больше технические вопросы.

К тому же решением раиса Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова в «Сетевой компании» для повышения качества инвестиционного планирования создан Комитет по инвестициям. В составе комитета наши уполномоченные представители, абсолютно не зависимые от сетевых организаций специалисты. Это известный в профессиональных кругах аудитор Анвар Абубакиров. А также заместитель генерального директора «Татнефтехиминвест-холдинг» Ильфат Салихов, который на протяжении 15 лет в команде холдинга и Министерства промышленности и торговли республики работал над разработкой и реализацией госпрограмм по развитию нефтегазохимического комплекса в Татарстане. В рамках комитета рассматриваются инвестиционные проекты «Сетевой компании», обоснование и ход их исполнения. Каких-то проблем, требующих срочных финансовых вложений «Сетевой компании» для оперативного восстановления технического состояния принимаемых объектов, сейчас нет.

— В информационное поле Госкомитет пытался дать оценку процессу консолидации ТСО в Татарстане, причем отметив, что реализация идет достаточно успешно. Насколько, с вашей точки зрения, это соответствует действительности?

— Да, я наслышан о позиции руководства Госкомитета. На мой взгляд, подобные заявления — явное шапкозакидательство.

В 2025 году Госкомитет решил поставить рекорд, аккумулировав 44,6 млрд рублей на содержание электросетевого хозяйства республики. Для чего был значительно поднят «потолок» регионального котлового тарифа, который в 2024 году составлял 38 млрд рублей.

Чтобы достичь такого объема, Госкомитету потребовалось увеличить утверждаемые на 2025 год затраты ТСО. Что и было сделано. В такой ситуации эффект от консолидации просто теряется. Выглядит это так: объединяются две ТСО, а сумма утвержденных затрат для объединенной компании выше, чем до объединения.

Приведу пример. В 2024 году ТСО «Смежная сетевая компания «Интеграция» приступила к поглощению объектов «Казанской энергетической компании». Еще до объединения была определена выручка каждой организации из котлового тарифа: 151 и 158 млн рублей соответственно.

После объединения ТСО пришла в Госкомитет с «хотелками» на 2025 год в размере 336 млн рублей. После нашей активной дискуссии с ведомством тарифная заявка была переработана. И на 2025 году утверждена сумма в 202 млн рублей. Как говорится, ощутите разницу. Но организация осталась недовольна. Хотя консолидация и не предусматривает простого сложения прежних затрат объединяющихся компаний. Думаю, через какое-то время мы еще обсудим, какой подход к обоснованности затрат и доходов ТСО придерживается судебная система республики.

— Но ведь можно понять и ТСО, особенно принимая во внимание, что ранее Госкомитет утверждал достаточно значительные суммы.

— Главное помнить, что конечный плательщик всех этих сложений цифр — потребители. Но Госкомитет в определенной мере сам провоцирует ТСО. Компании видят, как сильно на 2025 год планируется поднять потолок котлового тарифа. И от этого роста хотят отщипнуть больший кусок.

Поэтому мы продолжим детальный анализ того, как ТСО между собой объединялись и какие затраты утверждал Госкомитет в период с 2022 по 2025 год. Благо в данный вопрос детально погружается премьер-министр Татарстана Алексей Валерьевич Песошин. Это позволяет всесторонне подходить к оценке того, как идет передача объектов при консолидации и, если требуется, вносить вопрос о пересмотре затрат ТСО.

— Давайте вернемся к критериям оценки консолидации. Представители Госкомитета озвучивали предложение сравнивать по годам долю утвержденной ими выручки ТСО в общем котловом тарифе. Насколько это обоснованно, с вашей точки зрения?

— Котловой тариф брать за базу или эталон некорректно. И вот почему. Госкомитету при расчете котлового тарифа на 2025 год необходимо было «подбить» фактический итог 2023 года. В ходе этого процесса выяснилось, что 5,9 млрд рублей необходимо признать как прибыль, так как отсутствовали соответствующие расходы на эту сумму.

Другими словами, с потребителей собрали более 5 млрд рублей сверх того, что требовалось на финансирование экономически обоснованных расходов по содержанию электросетевого комплекса. Фактически эти деньги ушли «Сетевой компании» на инвестиционную программу, в которой при утверждении потребность в деньгах была меньше, чем пришло денег по факту.

Благодаря этому у Госкомитета выдерживались базовые параметры для индексации котловой выручки. Для республиканского электросетевого комплекса это хорошо. Но с потребителей были получены лишние деньги.

Далее — искажение котлового тарифа. Госкомитет в котловую выручку на 2025 год включил расчетную предпринимательскую прибыль (РПП) для «Сетевой компании» в размере 2 млрд рублей. Ранее РПП на потребителей не перекладывали.

Следовательно, если не исключать эти искажения, то в логике Госкомитета доля ТСО в котловом тарифе не выросла. Но когда сравниваются относительные показатели, нужно делать поправки, влияющие на объективность расчетов. Кстати, Госкомитет в феврале 2025 года оценивал долю ТСО порядка 5-6%. Почему такой разброс, не понятно, так как котловой тариф Госкомитет утвердил еще в ноябре 2024 года и в нем общая доля ТСО составляет ровно 6%.

— Если говорить не об относительных показателях, а объемах в денежном выражении, которые ТСО получали от котлового тарифа?

— В 2023 году выручка ТСО составляла чуть более 2 млрд рублей при 19 ТСО. В 2025 году — уже 2,7 млрд рублей при 11 ТСО. То есть рост утвержденных Госкомитетом затрат составил 34%.

Если сравнить с 2022 годом, когда выручка 23 ТСО составляла 2,1 млрд рублей, то тоже никакого снижения в сравнении с сегодняшним днем не произошло. ТСО стало в два раза меньше, а потребителям они стали обходиться значительно дороже.

Показательным является сравнение с 2019 годом, когда выручка ТСО достигла шокирующего объема в 2,6 млрд рублей и потребовала поставить перед федеральным центром вопрос об изменении ценообразования в сфере передачи электроэнергии. Видя эти цифры, думаю, у многих потребителей возникнет вопрос: зачем эта публичная бравада Госкомитета о неких успехах в консолидации?

При этом есть примеры потери компанией статуса ТСО только на бумаге. Например, перед потерей статуса «ТСО Энергосервис» на электросетевых объектах этой же организации была создана новая ТСО — СК «Энерго». Уже новой организации Госкомитет утвердил тариф. То есть пока первая компания дорабатывала, другой была утверждена даже большая выручка на будущий год, чем у предшественника. И Госкомитет нигде не говорит, что организация фактически была воссоздана под другим названием. Допускаю, что таким образом собственники ТСО готовились к консолидации, начиная «жизнь» организации с чистого листа.

В рамках процесса СК «Энерго» выкупила активы другой ТСО — «ПЭС-НК», работающей в Закамье. В период старта консолидации Госкомитет утвердил для первой организации выручку в 184 и 92 млн рублей соответственно. После консолидации и потери «ПЭС-НК» статуса ТСО — для СК «Энерго» на 2025 год утверждена выручка в котловом тарифе в 339 млн рублей. Как говорится, считайте сами. Подобный подход ставит оптимизацию затрат при консолидации под большой вопрос.

— Какого уровня организации еще потеряли статус ТСО?

— К текущему моменту статус ТСО потеряли семь организаций. В том числе татарстанские предприятия, которые в силу сложившейся еще советской практики продолжали через свое заводское энергохозяйство подавать электроэнергию иным потребителям, не связанным с самим предприятием. Но следует признать, они все от Госкомитета получали сравнительно незначительные суммы из котлового тарифа, поэтому потеря ими статуса ТСО не дала существенной экономии.

Статус ТСО потеряла компания «Камаз-Энерго». И это весомая часть экономии в котловом тарифе от консолидации. Хотя здесь можно говорить о положительном примере. Большая часть объектов приняла компания «Татнефть-Энергосбыт». И, самое главное, это не привело к существенному росту выручки организации в котловом тарифе.

Без статуса ТСО осталось ГУП РТ «Электрические сети». Вместо двух подразделений АО «РЖД» в статусе ТСО осталась одна объединенная дирекция энергообеспечения по Татарстану.

Comment section

5 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Бизнес с большими деньгами переходит на собственную генерацию чтобы всю сетевую муть не оплачивать

  2. Потребители вынуждены платить всё больше за содержание электросетей, но где реальная оптимизация? Если после консолидации ТСО получают ещё больше денег, а затраты не снижаются, то вся реформа превращается в формальность. Госкомитет по тарифам явно не справляется с контролем.

  3. Когда садоводы пытались сдать ветхие линие электропередач на баланс Сетевой компании, то она ставила условия — приведите в нормативное состояние — заберем. Садоводы собственными силами заменили ветхие деревянные стошлбы на бетонные, алюминевые провода на СИП и тут появилась куча желающих заполучить бесплатно данное электросетевое хозяйство, т.е. подарить коммерческой организации для извлечения прибыли имущество, которое создавали садоводы на свои нищенские пенсии и зарплаты. Некторые председатели ввиду недальновидности, либо будучи лично заинтересованными в этой передаче собственности садоводов, передали элеткрохозяйство и получили кучу проблем, включая невозможность повесить например, видеокамеры, без согласования с новым собственником и.т.д. Самое интересное, что новое электрохозяйство не требует затрат на содержание, т.е. коммерческая организация получает только огромный плюс, а мы при передаче имущества, судя по статье, фактически увеличиваем тариф для себя самих, так как эти ТСО при обосновании тарифа сети садоводов будут учитывать и процент износа при расчетах однозначно повышать. Возникает вопрос: кому нужны эти прослойки между потребителем и Энерго? Только тем, кто хочет на этой разнице заработать, а потребители всегда останутся должны, даже подарив этим прослойками многомиллионое имущество.

  4. Создание Комитета по инвестициям в «Сетевой компании» с участием независимых экспертов — шаг в правильном направлении. Теперь есть шанс, что деньги будут тратиться более рационально, а не просто раздаваться по завышенным тарифам.

  5. Ситуации, когда одна ТСО просто сменяет другую без реального сокращения затрат, недопустимы. Нужен механизм, исключающий такие схемы, иначе консолидация превратится в фикцию.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *