Университет талантов из Татарстана — в арсенале инструментов для реализации поручений Владимира Путина

Университет талантов из Татарстана — в арсенале инструментов для реализации поручений Владимира Путина


Заседание Государственного совета по вопросу совершенствования системы общего образования в России

Ильнур Ярхамов — Казань

В конце прошлой недели президент Владимир Путин проводил в Москве заседание Государственного совета, где обсуждался вопрос совершенствования системы общего образования в России.

«Впервые за многие годы заявлено, что необходимо целенаправленно создавать и воссоздавать модель развития педагогов как главных наставников развития детей, когда они находятся в школе», — рассказывает участник заседания, научный руководитель Университета талантов Сергей Гиль.

На заседании был упомянут самый необычный проект из Татарстана — Университет талантов. Гиль рассказал Путину о миссии организации, о том, что это  коммуникационная площадка, где талантливая молодежь, у которой есть мотив, страсть и желание достигать, вместе с компаниями и предприятиями республики достигают определенных целей».

О том, как это было, о чем говорил Путин с педагогами, Гиль рассказал в интервью KazanFirst.

— В речи президента очень точно прозвучала мысль, что российская школа должна стать одной из самых лучших, что стране нужно обеспечить создание самых интересных форматов школ, и о необходимости технического оснащения школ. Должна быть начата работа по теме стратегии роста педагогов, учителей и директоров.

Еще Путин говорил, что школа должна очень активно заниматься подготовкой детей к профессиональной жизни. Поэтому тема профориентации была акцентирована в связи с компаниями-работодателями и развитием новых форматов дополнительного образования, которые должны помочь детям освоить принципиально новые задачи, новые компетенции и новые технологии. Было подчеркнуто развитие детских технопарков. Один из которых на днях открылся в Набережных Челнах.
Университет талантов из Татарстана — в арсенале инструментов для реализации поручений Владимира ПутинаЗдесь же было обращено внимание на то, что вместе с этим нужно смотреть на тему, которая называется «таланты» — развитие и интеграция талантов.      

— Какое практическое последствие от вашего выступления на Госсовете?

— Госсовет — уникальное событие. Оно не дискуссионное. Это протокольное мероприятие, где только два базовых доклада, которые сделали губернатор Приморского края Владимир Миклушевский и министр образования Виктор Ливанов.

Дальше — открытая площадка, где представители политической власти, научного мира выдвигают определенные тезисы. Это все потом попадает в протокол и рассматривается как основания для принятия поручений президента. Поэтому дискуссии в таком формате не предусмотрено.

У нас очень большая страна. Чтобы собрать единое мнение, нам потребуется очень большое время, чтобы была сформулирована сама повестка дня. Как эксперту мне показалось удивительным, что ещё три года назад надо было убеждать органы управления в необходимости профориентации, взаимодействия образования и бизнеса. Говорить, словно доказывать что-то. Сегодня же эта тема понятна для всех.    

Другое дело, не хватает точных, эффективных форматов, моделей и программ, которые могли бы применять все. Поэтому было очень важно упомянуть тот опыт Татарстана, который сегодня реализует программу «Стратегическое управление талантами».

Читайте также: Сейчас все промышленные компании Татарстана должны спрашивать: мы участвуем в программе «Стратегическое управление талантами», мы зашли в Университет талантов?

Жанр, который предполагает Госсовет, сложнее, чем простая дискуссия. Он предполагает, что туда вносятся как минимум те позиции, которые уже живут и те позиции, которые должны получить право на жизнь. Поэтому Госсовет — это такая совокупная сборка управленческих экспертных мнений.
Сергей Гиль и исполнительный директор Университета талантов Айдар Акмалов
— В своём выступлении вы призвали, чтобы кубики Lego были русскими. Что это значит?

Играть можно в любые игры. Но важно, чтобы ребенок играл в те задачи, которые он потом применит в реальной жизни. Поэтому первая ассоциация — есть азбука, есть английский алфавит и есть татарский алфавит. Когда ребенок рождается в Татарстане, у него кубики с буквами на каких языках должны быть? Как минимум на трёх! Если зайдём в магазин, то там сколько языков на кубиках будут? В большинстве магазинах будут английские буквы. Когда идёшь в магазин, то видишь, что 60% — это отличные развивающие игрушки, но они не на русском, не на татарском языках. Тогда мы говорим о проблеме национальной идентичности.

Любые игрушки — это всегда способ познания мира. Это всегда способ для приобретения определенного опыта. У нас есть игрушки, с помощью которые мы можем собирать российские машинки? Во что играют наши дети?

Это тема не только патриотичности, но и того, насколько мы осознаем себя и те задачи, которые должны решать в своей жизни. Если мы хотим, чтобы в космос летали наши ракеты, то мы играем с нашими детьми в наши российские игрушки-ракеты?   

Это мой призыв к бизнесу. Давайте вместе делать игры для детей, чтобы они видели жизнь многообразней и чтобы они могли быть эффективными.                    

— Объясните, как это можно переложить на систему образования?

— Мой ключевой тезис можно разбить на несколько компонентов. Первый — был связан с тем, что мы в системе образования получим тех детей, родители которых 1985-90 годов рождения. Эти люди обладают очень высокой активностью. Они чрезвычайный заботливы как родители и пекутся о своих детях. Если вы зайдёте в казанские группы «Вконтакте», то увидите, что родители этого возраста составляют 15000 — 20000 человек.

Это значит, что нас ожидают дети не только нового информационного поколения, но и поколение родителей, которые будут очень внимательно относиться к теме образования.

Наша школа должна думать, как встретить их. Дети сегодня приходят от геймификации, потому что живут гаджетами, общаются в интернете, играют в несколько игрушек сразу.
Университет талантов из Татарстана — в арсенале инструментов для реализации поручений Владимира ПутинаТема геймификации, приходящая из интернета, пассивная. Но самое главное отличие игры в педагогическом смысле в том, что она поддерживает диалог между ребенком и окружающим миром.

В рамках этого диалога ребенок анализирует, совершает действия, оценивает свои действия, получая обратную связь.   

Поэтому, когда мы говорим, что придет вот такое интересное поколение детей и родителей, то для них тема игры является одной из ключевых инструментов развития личности.

Поэтому в школах должно появиться колоссальное количество инструментов для игры, где отношение с миром будет содержанием этой игры. И это будет содержанием образовательного процесса. Это очень важно для начальной школы.

— А для средней школы?

— Для неё это важно потому, что наступает время профессиональных проб, поэтому если мы думаем о школьниках с 5-го по 9-й класс, то нужно будет предложить гигантское количество путей выбора будущего ребенка.

Главная особенность профессионального выбора заключается не в том, чтобы показать ребенку компанию или сводить на крутую экскурсию. Это очень ценно, конечно! Но самое главное предназначение профессиональных проб заключается в том, чтобы сам ребенок самостоятельно попробовал себя с хорошими наставниками на реальном рабочем месте. Что у него получается, что ему нравится, что его увлекает, что он может выдать в качестве варианта своего профессионального применения.

— Сколько должно быть таких попыток у современного школьника?

— Не меньше 20. Чтобы ребенок мог видеть те сферы трудовой деятельности, понимать вариативность и перспективы, а самое главное — отвечать на вопрос, что у него лучше всего получается.

Наш век очень изменчив. Мы не можем гарантировать, что те сферы труда, которые есть сегодня, сохранятся через 10 лет.

Поэтому у ребенка должна быть широкая картина мира, накопленная в течение пяти лет обучения в средней школе. Тогда ребенок готов к выбору: что у него получается хорошо, а что плохо.

Для старшей школы игра имеет значение другого формата, когда в её основе лежит решение жизненных задач. Не защита игровых проектов, а решение тех жизненных задач, которые могут у него возникать в творческой жизнедеятельности, в познавательной деятельности, в деятельности создания принципиально новых продуктов, которых сегодня еще нет.
Университет талантов из Татарстана — в арсенале инструментов для реализации поручений Владимира ПутинаЕсть ребята, которые сегодня играют на 3D принтерах и создают инновационные продукты. Мы к этому будем относиться как к игрушке, или мы будем учить ребят упаковывать эти продукты, продвигать, создавать рынок спроса на эти продукты?

Поэтому задача старшей школы заключается в том, чтобы игра стала продуктной. Чтобы итогом игры стало решение задачи по обучению ребенка очень важным умениям и его ориентирование в жизни. Но самое главное, чтобы он мог создавать продукт.

Сегодня есть разные форматы профессиональных проб и игры. Блестящий пример в Новосибирской области, где развивается сеть инженерских сельских классов. Это потрясающая игра в настоящие задачи. Одновременно есть модель Университета талантов.  Здесь отношение к детям как к самому ценному ресурсу, что у нас есть и чего так сильно любят в Татарстане.

Вероятно это еще не совсем видно в самой республике, но ситуация такова, что региональная программа, которая называется «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан» — единственная в своём формате в России.

— Какой главный посыл у стратегии?

— Она подразумевает, что все дети талантливы. Во-вторых, она предполагает, что в ходе поддержки ребята сами будут решать реальные и сложные задачки и приобретать опыт, то есть накачивать компетентные мускулы, получать очень серьёзных партнеров и компаний работодателей. На этом я акцентировал внимание в своём выступлении.

Читайте также: Университет Талантов: ведущие компании Татарстана обеспечат молодежь интересной и высокооплачиваемой работой

Опубликовано 28.12.2015

3 комментария

Петров

Гиль правильные вещи говорит, только вот будут ли они в итоге сделаны?

Знающий

Вообще надеюсь, что программа сохранит молодёжь в Татарстане, все в принципе к этому должно привести

Жанна

Эх, были бы такие школы, ребёнка бы было куда отдавать)

Комментировать