Мифы о строительстве мусоросжигающего завода в Казани: технологии утилизации мусора и очистки воздуха от диоксинов

Минстрой Татарстана продолжает разоблачать заблуждения вокруг строительства в Татарстане
Минстрой Татарстана продолжает разоблачать заблуждения вокруг строительства в
Татарстане

Ильнур Ярхамов — Казань

Представители республиканского министерства строительства обращаются к более предметным вопросам в споре с противниками строительства мусоросжигающего завода в Казани. Речь идет о технологиях сжигания и очистки выбросов от вредных веществ, которые могут попасть в атмосферу. Ранее KazanFirst публиковал материал, в котором представители минстроя объясняли, насколько далек еще от практической реализации проект будущего предприятия.
Чиновники также призывают противников строительства МСЗ к цивилизованному диалогу без голословных обвинений в совершении преступлений.

⇒Минстрой Татарстана развенчивает мифы о строительстве мусоросжигающего завода в Казани

Миф №4. Мусоросжигающий завод на юге Москвы признан вредным

Противники МСЗ в Казани утверждают, что все государственные научно-исследовательские, экологические и санитарно-гигиенические институты Москвы отмечают только пагубное влияние на экологию городского мусоросжигающего предприятия №3. Отсюда причинно-следственная связь, что Южный административный округ Москвы в 2011 году лидировал по «неблагополучию состояния здоровья детского населения». Сюда же противники приписывают «высокий уровень заболевания детей врожденными аномалиями развития». А «Центр гигиены и эпидемиологии в Москве» зафиксировал среднегодовое превышение концентрации формальдегидов в 2011 году в три раза, диоксида азота — в 1,4 раза, диоксида серы — в 1,6 раза.

Представители минстроя Татарстана заявляют, что противники, ссылаясь на данные одних государственных учреждений, напрочь игнорируют данные самого главного надзорного ведомства — Росприроднадзора.

Чиновники ведомства ссылаются на документ «Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России», подготовленный Росприроднадзором в 2012 году. Текст — в открытом доступе.

В документе сообщается, что работу московского завода уже проверяла Российская медицинская академия последипломного образования Росздравнадзора. Главное вещество, выделяющееся при работе МСЗ №3 и представляющее опасность здоровью человека, — диоксид азота.

«Коэффициент опасности для диоксида азота не превышает 0,13, что соответствует приемлемому (допустимому) уровню риска по принятой классификации медико-санитарных рисков», — говорится в документе.

На предприятии также измерялись выбросы диоксинов и фуранов. За все годы наблюдения — с 2008-го по 2012-й — диоксины ни разу не достигали уровня предельно допустимой концентрации (ПДК).

Tablitsa_dlya_MSZ_nomer_1

«Таким образом, данные экологического контроля о влиянии выбросов загрязняющих веществ завода на окружающую среду показали отсутствие негативного воздействия МСЗ №3 на окружающую среду», — резюмируют авторы документа.

Другой упрек в адрес МСЗ №3 от казанских активистов — технология сжигания мусора на заводе неэффективна. Потому неизбежен урон окружающей среде. Противники МСЗ напоминают, что в конце января 2017 года в Москву командировкой были направлены представители республиканских профильных министерств и ведомств, а также депутаты Госсовета. По словам активистов, делегаты из Татарстана сделали неверные выводы о принципах работы завода. Также неправомерно говорить о деятельности будущего казанского завода на примере московского. Cпособ сжигания и другие технологические процессы на заводах будут в корне отличаться, настаивают противники МСЗ.          

В минстрое Татарстана отвечают, что и на московском заводе, и на предполагаемом заводе под Казанью технология схожая — отходы сжигают в топке с движущейся колосниковой решеткой. Горящие отходы нагревают воду и создают пар, который направляется на отопление или/и паровую турбину.

Максимальная температура в зоне горения — 1260оС. Затем выходящие газы более двух секунд находятся в зоне с температурой более 850оС и переходят к трехэтапной системе газоочистки. Это позволяет разрушить большинство вредных веществ, в частности диоксины.

Чиновники из республиканского ведомства сообщают, что у технологии высокий уровень надежности: «Время работы, гарантируемое производителями оборудования, составляет 8000 часов в год (91,3% от общего количества часов в году)».

Миф №5: При имеющейся системе фильтрации все равно будут выделяться диоксины

В своих суждениях противники МСЗ ссылаются на книгу профессора геохимии и аналитической химии имени Вернадского Льва Федорова «Диоксины как экологическая опасность — ретроспектива и перспективы». Они приводят следующую цитату: «Представления об условиях термического образования и распада диоксинов претерпели значительную эволюцию. Первоначально считалось, что необратимое термическое разложение хлорорганических диоксинов происходит при температурах, несколько превышающих 750оС». Таким образом, система очистки газов, основанная на сжигании, у будущего казанского МСЗ порочна и неэффективна, уверяют противники.  

Чиновники республиканского ведомства не спорят с высказыванием российского ученого и согласны с ним. Однако отмечают, что противники неправильно понимают технологию очистки от диоксинов.

«Для достижения уровня выбросов диоксинов, не превышающего 0,1 нанограмм на м3 отходящих газов, принципиально важна именно система газоочистки, а не разложение диоксинов при высоких температурах в зоне горения», — сообщают в минстрое РТ.

Представители ведомства заявляют, что если «сжигать диоксины», то при охлаждении дымовых газов в котле при температуре 250-400оС возможно вторичное образование диоксинов и дибензофуранов.

Эту проблему, уверены в министерстве, должна решить технология адсорбции с помощью активированного угля.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *