«Рудольф Нуриев — единственный татарин, который прославил татар»

В эти выходные в Казани в юбилейный
В эти выходные в Казани в юбилейный, XXX раз открывается Международный фестиваль
классического балета имени Рудольфа Нуриева. Одно из самых значимых культурных
событий весны не только Татарстана, но и всей России. Журналист KazanFirst
отправилась в театр оперы и балета им. Мусы Джалиля, чтобы разгадать секрет
суперпопулярности Нуриевского

В эти выходные в Казани в юбилейный, XXX раз открывается Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. Одно из самых значимых культурных событий весны не только Татарстана, но и всей России. Журналист KazanFirst отправилась в театр оперы и балета им. Мусы Джалиля, чтобы разгадать секрет суперпопулярности Нуриевского.    


Мария Рудакова — Казань

Рудольф Нуриев был в Казани всего дважды — в марте и мае 1992 года, да и то по нескольку дней. Несмотря на это, он с трепетом относился к нашему городу, написав в «Автобиографии»: «Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани… Я не могу точно определить, что для меня значит быть татарином, а не русским, но в себе я ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда».

Как раз в тот момент, когда Нуриев был в Казани с гастролями, он и одобрил начинание назвать фестиваль его именем. До того пять лет это культурное событие проходило просто как Казанский фестиваль балета. За все время существования Нуриевский смог добиться высокого международного признания и стать настоящей визитной карточкой современной культуры Татарстана.

— На протяжении тридцати лет интерес к этому фестивалю не угасает. В день старта продаж билеты на все 12 спектаклей раскупаются. Это все же говорит о ранге театра и о неподдельном интересе, который зритель испытывает к нему. Вроде бы ничего нового нет, но за этим стоит огромный труд творческих цехов, руководства и администрации театра, —  говорит Юрий Ларионов, заместитель директора ТАГТОиБ им. М. Джалиля по организации зрителей.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Фестиваль собрал целое созвездие выдающихся имен. Но на протяжении всех этих лет главным в данной истории всегда оставался Рудольф Нуриев — великий танцовщик XX века, неповторимая художественная личность, чье творчество во многом изменило исполнительскую культуру в балете и значительно повлияло на наши представления об искусстве танца.

— Особой рекламы у нас ведь нет ни по Первому, ни по второму каналу. Но билеты на рядовые спектакли начинают продавать за два месяца, а за месяц их уже нет. Вот в этом и заключается наше достижение. Конечно, их покупают в основном жители Казани. Зритель понимает, что за небольшие деньги он может увидеть представление мирового уровня, — говорит собеседник издания.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Единственное, на что сегодня сетуют в театре оперы и балета, — иногородний зритель не является частым гостем на постановках. Администрация культурного учреждения несколько раз выходила с инициативой в адрес республиканского Госкомитета по туризму помочь организовать подобные туры, но все безуспешно.

— Приезжают люди. Они по магазинам походили и уехали. В Татарстане смычки между туристами, приезжающими в Казань, и театром нет, — замечает Юрий Ларионов. — Имея такой театр, такой мировой уровень! Но Госкомитет никак не может познакомить туриста с нашим театром — это беда! Нуриев — единственный татарин, который прославил татар, популярнее артиста в мире нет, а они вот этим не пользуются! Театр оперы и балета — это гордость нашего Татарстана.

Пройдя путь от Всероссийского до Международного, завоевывая с каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы.

В этом году фестивальную афишу откроет премьера спектакля «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Хореография фестивального спектакля принадлежит Борису Мягкову в редакции Владимира Яковлева. Художник-постановщик — Андрей Злобин (Киев). Художник по костюмам — киевлянка Анна Ипатьева.

В четырех спектаклях из девяти главная женская партия отведена казанской приме Кристине Андреевой. Она исполнит роль Джульетты в премьерной постановке, также солирует в  «Эсмеральде», «Золотой орде» и DonaNobisPace («Даруй нам мир»).

Dzhulyetta_-_Kristina_Andreeva

Вообще же фестиваль представит зрителям насыщенную программу из девяти спектаклей и двух гала-концертов. Участниками Нуриевского станут более 30 танцовщиков, выступающих на лучших сценах мира. В программе, помимо уже названных выше, -бессмертная балетная классика: «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», советская классика «Анюта».

— Наш зритель — человек культурно образованный, молодой, ищущий. Мы ездим уже 23 года в Европу — там больше пенсионеры за 60, у нас же много публики до 30 лет. Я не говорю, что у наших пенсионеров нет интереса — есть, но у них денег нет. Сейчас у нас своя балетная труппа, которую мы собрали со всего мира. У нас танцовщики родом из Бразилии, Англии, Японии, не говоря уже о ближнем зарубежье, — рассказывает Юрий Ларионов.

В театре отмечают, что за много лет организации крупных фестивалей успели обратить внимание на ажиотаж вокруг билетов и поняли, что зрителю не хватает подобных мероприятий. Потому с 19 по 29 июня будет организован международный музыкальный фестиваль KAZAN CLASSIC FEST. В это время в столице Татарстана будет проходить Кубок Конфедераций, поэтому в театре оперы и балета хотят подготовить культурную программу для этого большого спортивного события. На казанской сцене пройдут пять спектаклей: три оперы и два балета. Билеты уже в продаже.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Читайте также: В Казани появятся улицы Рудольфа Нуриева и Олега Лундстрема


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *