Вкладчики «Спурт Банка» получили страховые выплаты на сумму 5,3 млрд рублей

Имидж «Спурта» почти полностью уничтожен
Имидж «Спурта» почти полностью уничтожен, отмечают эксперты, опрошенные
KazanFirst. Работу финансовому учреждению если и продолжать, то под новым
брендом. Тем временем выплаты вкладчикам банка начались в конце прошлой недели.
Процесс идет спокойно и без каких-либо эксцессов. Выдано уже около 74% от общей
суммы застрахованных вкладов

Имидж «Спурта» почти полностью уничтожен, отмечают эксперты, опрошенные KazanFirst. Работу финансовому учреждению если и продолжать, то под новым брендом. Тем временем выплаты вкладчикам банка начались в конце прошлой недели. Процесс идет спокойно и без каких-либо эксцессов. Выдано уже около 74% от общей суммы застрахованных вкладов.


Ильнур Ярхамов — Казань

Обстановка в банковском секторе Татарстана остается слишком напряженной, чтобы выдержать отзыв лицензии еще одного финансового учреждения, считают эксперты. В случае если ЦБ решится на ликвидацию «Спурта», то он станет уже пятым погоревшим в республике банком.

Напомним, что регулятор в отношении финансового учреждения ввел мораторий 28 апреля, также он определил банк-агент, который должен будет осуществить страховые выплаты. Таким банком стал Сбербанк, который начал эту процедуру 12 мая.

Всего должно быть выплачено порядка 8,17 млрд рублей около 24 600 физлицам. Из них 470 вкладчиков признаны лицами, имеющими счета (вклады) для предпринимательской деятельности. Они претендуют на выплату 34,7 млн рублей. Физлица страховые выплаты могут получить в 177 офисах Сбербанка, в то время как индивидуальные предприниматели — в 16 отделениях.

— На 18 мая выплачено 5,3 млрд рублей, то есть около 74%. Клиентопоток увеличен незначительно. Мы сначала были готовы к большему наплыву вкладчиков «Спурт Банка», даже продлили время работы в некоторых отделениях. Но по итогам первых двух дней выплат было решено вернуться к стандартному режиму работы. Никаких очередей не было и нет, — сообщает пресс-секретарь «Сбербанка Татарстан» Светлана Кудряшова.

Сейчас в деятельности «Спурт Банка» только заметно, что он принялся сокращать число допофисов. Например, вчера на официальном сайте было опубликовано сообщение о том, что прекращает работу нижнекамский филиал банка №1.

«Информируем Вас о закрытии с 25 мая 2017 года Дополнительного офиса №1 Нижнекамского филиала АКБ «Спурт» (ПАО), расположенного по адресу: г. Нижнекамск, промзона ПАО «Нижнекамскнефтехим», здание А-12. Все открытые счета физических лиц будут переведены в Нижнекамский филиал, расположенный по адресу: г. Нижнекамск, пр. Химиков, д. 53», — говорится на сайте кредитной организации.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

24 апреля, ещё до введения моратория, «Спурт Банк» уже сообщал, что закрывает два офиса. Один в Зеленодольском районе в поселке Осиново, другой — в Йошкар-Оле. Все открытые счета граждан, юрлиц и индивидуальных предпринимателей были переведены в головной офис банка на ул. Спартаковская, 2 в Казани.

К слову, в тот же день, когда начались выплаты (12 мая), «Спурт Банк» на портале раскрытия информации опубликовал свой финансовый отчет за I квартал 2017 года. Резюмируя, можно сказать, что деятельность и финансовая активность учреждения с начала года пошли на серьезный спад, его силы таяли на глазах.

Например, в I квартале (к 1 апреля 2017 года) банку удалось привлечь 12,25 млрд рублей. В IV квартале прошлого года этот показатель составлял 18,2 млрд рублей, а в аналогичный период 2016 года — 17,7 млрд рублей. То есть падение на 33,7 и 30,8%.

По депозитам физических лиц I квартал выдал 9,6 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом были потеряны около 2,32 млрд рублей. А привлеченные межбанковские кредиты в 2017-м вообще сократились в среднем в два раза.

«Спурт Банк» в этом году серьезно сократил кредитование. В I квартале по физлицам показатель составил 1,7 млрд рублей, по юрлицам — 8,3 млрд рублей. Сокращение достигло 32 и 30% соответственно. Также наблюдается многократное уменьшение инвестиций в ценные бумаги. В 2017 году под это дело были выделены всего лишь 388,6 млн рублей, то время как в прошлом  — 3,13 млрд рублей. Разница в девять раз.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Напомним, что Центробанк отметил причиной ухудшения финположения банка отток денег клиентов юридических и физических лиц. Это было спровоцировано информационными атаками через социальные сети. Поначалу, сообщал регулятор, со снижением ликвидности банк справлялся, исполняя все свои обязательства за счет реализации ликвидных активов.

В то же время ЦБ сообщал, что фундаментальной причиной проблем банка все же стало финансирование «крупного инвестиционного проекта на предприятиях, подконтрольных руководителю банка». Здесь имеется в виду предправления Евгения Даутова, которая через «Газ-Маркет» имела отношение к предприятию «КЗСК-Силикон».

— Объем финансирования данного проекта почти в три раза превышал величину его собственных средств (капитала), при этом данный факт маскировался банком путем использования различных схем с участием технических компаний. В результате значительные денежные средства кредиторов и вкладчиков оказались иммобилизованы в не приносящие доходы долгосрочные инвестиции, а реализация самого инвестиционного проекта затянулась из-за нехватки финансирования, — отмечалось в сообщении Центробанка.

— Полагаю, что банк и его инвестпроект — «КЗСК-Силикон» — нужно рассматривать отдельно и судьба КЗСК может интересовать вкладчиков и кредиторов банка только в том аспекте, что он должен платить проценты по заемным средствам, которые ему выдавал банк, из этих средств должны удовлетворяться требования кредиторов, — считает Александр Шустов, генеральный директор компании «Мани Фанни».

По словам собеседника, после масштабного освещения проблем банка в СМИ и информационной атаки имидж финансового учреждения практически полностью уничтожен. Возобновлять его работу если и следует, то под новым брендом, рассуждает эксперт.

— Касаемо перспектив самого «КЗСК-Силикон»: прежде всего это бизнес-проект, а не благотворительность в рамках такого необходимого импортозамещения, а как бизнес-проект он оказался слабым: сначала выросла смета, потом остановилось строительство, из проекта вышел ВЭБ, — рассуждает Александр Шустов.

Европейский банк реконструкции и развития тоже признавал, что банку необходима срочная докапитализация, но тоже этих денег не дал. Уже этих фактов, продолжает эксперт, достаточно, чтобы следующий инвестор запросил серьезный дисконт, около 30%, при входе в этот проект.

— То, что «Спурт Банку» пришлось финансировать проект в одиночку, подается как подвиг. Но на самом деле это не так. Это банальная финансовая махинация, при которой вкладчики и кредиторы финансировали проект, сами того не зная и давая на это согласие. Это должно наказываться. То, что при этом у банка была вполне позитивная отчетность, в которой этого всего не было видно, — это дополнительный минус, — заявляет Александр Шустов.

— Обстановка в банковском секторе Татарстана сейчас слишком напряженная, чтобы выдержать отзыв лицензии еще одного игрока сектора. У «Спурт Банка» уже была «ложная тревога» на этот счет, когда в марте ежедневный отток сумм удвоился в сравнении с обычными показателями. Позже банк восстановил уровни ликвидности, а паника прошла, — рассуждает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

Она отмечает, что вопрос с заводом «КЗСК-Силикон» действительно важен для позиций «Спурт Банка»: уверенное сотрудничество с зарплатным клиентом — одна из стратегических опор любой банковской организации среднего уровня.

— Для того чтобы ЦБ всерьез взялся за отзыв лицензии, нужны веские причины: неисполнение банком обязательств, потеря собственного капитала или важных активов, падение показателей достаточности капитала ниже норм, установленных регулятором. В ситуации со «Спурт Банком» таких признаков пока на поверхности незаметно, — резюмирует эксперт.


Читайте также: Карточный домик: Татарстан рискует потерять пятый банк


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *