Философско-математическое высказывание: театр «Угол» представил премьеру комиссара Лисовского  

Два измерения — математическое и человеческое. Поток сознания от пяти актеров и битбокс на фоне формул. В Казани в рамках IV театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка» представили премьеру спектакля «Индивиды и атомарные предложения» комиссара Всеволода Лисовского
Два измерения — математическое и человеческое. Поток сознания от пяти актеров и
битбокс на фоне формул. В Казани в рамках IV театральной лаборатории «Город
АРТ-подготовка» представили премьеру спектакля «Индивиды и атомарные
предложения» комиссара Всеволода Лисовского, считающегося одним из главных
экспериментаторов российского театра. Удался ли эксперимент — в материале
KazanFirst

Два измерения — математическое и человеческое. Поток сознания от пяти актеров и битбокс на фоне формул. В Казани в рамках IV театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка» представили премьеру спектакля «Индивиды и атомарные предложения» комиссара Всеволода Лисовского, считающегося одним из главных экспериментаторов российского театра. Удался ли эксперимент — в материале KazanFirst.


Кристина Иванова — Казань

Театральная лаборатория «Город АРТ-подготовка» проходит в Казани со 2 по 4 июня. На все мероприятия вход бесплатный, кроме премьеры Лисовского. На нее еще можно попасть в субботу и воскресенье. Правда, увидеть действо смогут немногие — технически спектакль по математической формуле устроен таким образом, что на каждом показе могут присутствовать не более 35 зрителей.

Продуктивное недоумение

Как признается незадолго до премьеры в интервью KazanFirst Лисовский, во время одного из визитов в Казань он имел глупость сказать Инне Ярковой (один из учредителей Фонда поддержки современного искусства «Живой город». — Ред.), что хочет поставить спектакль по математической формуле. Она тут же поймала его на слове. И вот — премьера.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Вообще я за синергию науки и искусства. Сам я в математике совершенно не силен. Но тут у нас больше про способы описания мира, противопоставление живого и механистичного, — говорит Лисовский.

По его словам, спектакль построен на пьесе из 15 эссе, 15 математических формул. Принцип взят из книги Бертрана Рассела.

— Мы нашли соответствие в схеме Рассела: индивиды соответствуют актерам, а атомарное предложение — это некая роль. Человек остается самим самой, а обстоятельства, атомарные предложения меняются, — поясняет он. — Пьеса предполагает множество интерпретаций. Где идут формулы, звучат поэма Дмитрия Пименова, текст Рассела, какая-то музыка — битбокс.

Собеседнику хотелось бы, чтобы зрители выходили со спектакля в состоянии продуктивного недоумения.

— Есть недоумение раздражающее, когда человек думает: «Что за хрень?». А продуктивное недоумение подразумевает, что ты вроде бы ничего не понимаешь, но что-то проясняется.

Битбокс и текст к спектаклю зачитывал музыкант Вагиз Аюпов. Он рассказывает, что запись проводилась в течение двух дней. И наибольшую сложность для него представляло зачитывание именно математических формул и числовых последовательностей, нежели битбокса.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAДва измерения: человеческое и математическое

Для тех гуманитариев, у кого от одного упоминания формул волосы встают дыбом, при входе в творческую лабораторию «Угол» мелом на стене написано:

Математику знать не обязательно

Ничего знать не обязательно

Вообще, зачем вам что-то знать?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вдохновившись многообещающим предупреждением, зрители идут на спектакль. При входе им выдают наушники, инструкцию и красные очки. Спектакль протекает в двух измерениях: человеческом и математическом. Переключением с помощью колесика звуковой дорожки на наушниках зритель сам выбирает, в каком хочет остаться.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На сцене у стены стоят пять актеров в светлых робах. Их Лисовский выбирал по кастингу. В математическом измерении на актеров проецируются математические знаки, а в наушниках зачитывается смесь формул, стихов и битбокса.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Переключаясь в человеческое измерение, зритель надевает очки — все становится красным, а на актерах уже не видны математические знаки. На протяжении всего 50-минутного действа от актеров идет сбивчивый речевой поток — они говорят не написанный им текст, а то, что им хочется. Слышно всех не одновременно, а по очереди — в зависимости от того, кого подрубают в наушники зрителей в этот момент. Как поясняет Лисовский, включения происходят случайным образом.

В конечном счете зрители сами выбирают, в каком измерении им быть — математическом или человеческом. Если поначалу я металась, переключаясь туда-сюда, то потом все же остановилась на потоке сознания пяти индивидов. Потому что когда ты слушаешь математические формулы, а в зале раздается хохот от рассказа одного из актеров, возникает ощущение, что ты пропускаешь что-то интересное. Самая юная актриса — 15-летняя школьница — рассказывает, что сегодня постриглась. Вдруг в эти слова вклиниваются размышления о смысле жизни от другого актера. Затем другой веселит зал рассказами о плотине бобров, замеченной на даче. Но, прерываясь на полуслове, ты уже слушаешь размышления о смерти или погоде.

Мнения

Под занавес действа все пятеро актеров начинают громко акать, гаснет свет на сцене. Конец спектакля. Раздаются аплодисменты, и зрители делятся своими впечатлениями с режиссером, то есть комиссаром Лисовским, праздновавшим в пятницу день рождения.

У многих возникают вопросы: «В чем смысл?», «О чем все это?». Лисовский отвечает: «Да ни о чем. Я хотел, чтобы все окончательно запутались и научились жить на ощупь».

Известный московский художник, режиссер, сценарист Ксения Перетрухина называет премьеру Лисовского «философско-математическим высказыванием».

Завлит «камаловцев» и самый известный в республике театральный критик Нияз Игламов говорит о постановке Лисовского как о новом витке возвращения к личностному, исповедальному в театре. Ему показался интересным поворот в личности самого режиссера. Если раньше Лисовскому были присущи остросоциальные темы, то сейчас предпринята попытка «поковыряться» в человеке, исследовать его с помощью математической логики.

— Ты же хочешь поговорить о человеке, индивиде. Так что это интересный момент в эволюции комиссара. Может быть, здесь нет яростного любопытного содержания, но появился тонкий лиризм. Я себя ловил на вопрос: что бы я бубнил, поставь меня у стенки на час? У стенки люди предстают отпрепарированными, как на ладони.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Первый замминистра культуры Татарстана Эльвира Камалова признается, что особого смысла в этой постановке для себя не нашла. Однако как музыкант она констатировала: «С точки зрения музыкальной партитуры все сделано классно», а также сравнила постановку с двойной шестиголосной (пять актеров и математическая линия) фугой.

Получив ответ на вопрос, прописаны ли тексты актеров или это поток сознания, она несколько разочарованно пошутила: «Значит, в следующий раз про бобров не будет?».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Действительно, такие спектакли в точности не повторяются ни разу. Так что зрители, которые придут на премьеру в «Угол» сегодня, услышат уже другие импровизации актеров.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Читайте также: «Город АРТ-подготовка»: театр в песочнице и премьера по математической формуле


Фото: Кристина Иванова

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *