Сваи уже вбиты: КАИ перевезет знаменитый самолет Ту-144 через полгорода, установит его в КАИ-граде

90-тонную машину длиной более 50 м предстоит переместить из Авиастроительного в Ново-Савиновский район Казани. По планам самолет перевезут и установят до конца этого года. Летом 2017 года к нему будут возить туристов
90-тонную машину длиной более 50 м предстоит переместить из Авиастроительного в
Ново-Савиновский район Казани. По планам самолет перевезут и установят до конца
этого года. Летом 2017 года к нему будут возить туристов

Кристина Иванова — Казань

КНИТУ-КАИ приступил к активной фазе спецоперации по передислокации раритетного памятника —  самолета Ту-144, который сейчас стоит на задворках 6-го здания вуза. Он будет перемещен из Авиастроительного района — на территорию так называемого КАИ-града в Ново-Савиновском районе. По планам самолет перевезут и установят до конца этого года. Летом 2017 года к нему будут возить туристов.

Сваи под конструкцию вбивают между 2-м и 8-м зданиями вуза на улице Четаева. Самолет изначально использовался как учебное пособие, на его базе вуз рассчитывает открыть интерактивный авиамузей. Об этом KazanFirst рассказал ректор Альберт Гильмутдинов.

4TEmG3fSxeYРектор КАИ Альберт Гильмутдинов | Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

________________________________________

Ту-144 — легендарный сверхзвуковой самолет, разработанный ОКБ Туполева. Одним из двух в мире наряду с «Конкордом» использовался в коммерческих целях. Был впервые выпущен в полет в 1968 году, пассажирские перевозки начались в 1977 году. Но от коммерческих рейсов пришлось отказаться из-за низкой рентабельности. Сейчас во всем мире осталось менее десяти Ту-144, один из которых находится в Казани. Самолет, который стоит у КНИТУ-КАИ, выполнил 490 полетов. Руководство КАИ купило его за 10 000 рублей в 1984 году, не дав утилизировать и пустить на цветной лом, сообщала газета «Бизнес онлайн». В Казани судно оказалось в 1985 году своим ходом и приземлился на аэродроме КАПО. Чтобы перевести его к корпусу вуза, с фюзеляжа сняли крылья, а во всей округе убрали троллейбусные провода.

________________________________________

Архитектурный треугольник и музей

«В голову этот проект [перемещения самолета на территорию КАИ-града] пришел мне почти два года назад, — рассказывает Гильмутдинов. — Это просто уникальная машина. Ту-144 без преувеличения — вершина инженерной мысли XX века. Это сверхзвуковой пассажирский самолет, в котором на тот момент были собраны сотни, если не тысячи инноваций мирового уровня. Это одно из главных достижений технической мысли 20-го столетия. У КАИ есть такой борт, он принадлежит нашему университету. Ранее там проводились какие-то занятия со студентами. Мы подумали и посчитали, что самолет может играть гораздо более серьезную роль».

По словам ректора, у вуза появилась и оригинальная архитектурная идея: «У нас два здания в КАИ-граде на [проспекте] Амирхана. Есть большая площадь между этими двумя зданиями. На обоих зданиях присутствует герб университета — распахнутые крылья. Если мы между этими зданиями поставим самолет, то получатся два здания с гербом КАИ, и между ними собственно сам самолет».

nv3HGoiPzhcСваи под конструкцию вбивают между 2-м и 8-м зданиями вуза на улице Четаева | Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

«Сам по себе самолет — это уже памятник технической мысли, и если внутри сделать еще и музей, то это будет без преувеличения явление. Мы хотим в перспективе отделать салон самолета, разместить внутри интерактивное оборудование, чтобы дети могли изучать различные технические науки», — говорит он.

Кто финансирует

Гильмутдинов признает, что проект транспортировки уникально сложный с логистической точки зрения. Затраты на его реализацию оцениваются в несколько десятков миллионов рублей. Правда, часть затраты взяли партнеры проекта — Казанский авиационный завод и казанский ГипроНИИавиапром.

«Казанский авиационный завод своими силами будет осуществлять разбор и сбор самолета, а это очень дорогая работа: необходима разборка самолета, съем двигателей, крыльев, хвостового оперения — иначе по логистике он никуда не пролезет, — рассказывает ректор. — ГипроНИИавиапром тоже за счет своих средств осуществляет проектирование, логистику. Надо же будет разбирать путепроводы, троллейбусные линии. Ту-144 — это же 90-тонная махина, даже без учета веса двигателя. Они же [ГипроНИИавиапром] спроектировали нам постамент».

OkpcoQGNB64

Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

Президент РТ Рустам Минниханов также поддержал проект, продолжает собеседник: «Республика выделила деньги на собственно перевозку самолета. А для перевозки нужен уникальный 100-тонный кран — единственный в Татарстане». Сам вуз обеспечивает всю инженерную инфраструктуру. «Мы заливаем бетонное основание, подводим инженерные коммуникации к месту будущего самолета. А это требует не одного миллиона рублей. Думаю, суммарно затраты на реализацию проекта можно оценить в несколько десятков миллионов рублей. И это только на первый этап — разобрать, перевезти, поставить на новое место, собрать».

Сложности логистики

В 1985 году транспортировка Ту-144 с близлежащего аэродрома КАПО стала серьезной технической операцией, сегодня судно предстоит транспортировать через полгорода.

«Уже в ближайшую неделю планируется начать съем агрегатов, готовится оснастка, часть привезли из Жуковского. Оснастка передана во временное пользование Казанскому авиационному заводу. В ближайшие дни будут сниматься агрегаты — отъемная часть крыла, носовая часть, оперение, двигатели», — рассказывает проректор по научной и инновационной деятельности Сергей Михайлов.

MvObEl0XYeI

Фото:  пресс-служба КАИ

Еще один непростой вопрос — согласовать все передвижения с властями Казани. «Вчера состоялось совещание с городскими службами, поскольку перевозка требует отсоединения части коммуникаций — системы электроснабжения, связи, наблюдения, требуется и согласование с Госавтоинспекцией. Городские службы не сильно хотят этого, потому что для них это убыточное мероприятие. Сейчас будет решаться вопрос, я думаю, на уровне республики, каким способом можно снять эти вопросы на два-три дня», — добавляет Михайлов. Речь идет о необходимости снятия на время троллейбусных проводов, систем видеонаблюдения, электроснабжения, связи. Все это необходимо, чтобы освободить путь для движения более чем 50-метровой конструкции.

«100-тонный кран будет снимать часть агрегата, укладывать на платформу, которая будет двигаться в сторону установки. Предусмотрен тягач, к которому будет подсоединена платформа — именно на нее укладываются элементы. Сначала перевозятся крылья, один двигатель, носовая часть, киль, а потом уже отсоединенная часть самого самолета. Это уникальная операция в рамках Российской Федерации». Сейчас на месте установки самолета забиваются сваи, готовится площадка и инфраструктура.

ygbhg7T7T5Q

Фото:  пресс-служба КАИ

Туристическая жемчужина

«Думаю, это будет значимым событием даже в масштабе страны», — убежден Гильмутдинов. Уже следующим летом его рассчитывают покрасить, а еще через год — организовать интерактивный музей. В этом деле КАИ рассчитывает на финансовую поддержку Минобра России, тем более, что с предыдущим министром такие договоренности были достигнуты.

«Проект действительно необычный. Мы уверены, что когда машина будет поставлена, она станет одной из туристических жемчужин города. Туристов будут возить к самолету так же, как в Кремль», — подчеркивает он.

AUvIGULZ4jY

Фото:  пресс-служба КАИ

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *