Экскурсия по Храму всех религий: появятся ли в Казани скульптура Дон Кихоту, статуя поцелую, зал мудрецов и шар для земли со всего мира

Культура 11:46 / 26 октября 2016
17
Экскурсия по Храму всех религий: появятся ли в Казани скульптура Дон Кихоту, статуя поцелую, зал мудрецов и шар для земли со всего мира

10 ноября группа экспертов должна вынести вердикт — можно ли храм всех религий в поселке Аракчино под Казанью признать памятником культурного наследия

Кристина Иванова — Казань 

Позвонив в дверь храма, мы ждем несколько минут. Уже почти собравшись уходить, дожидаемся Мансура абый. Худой, облаченный во все черное, после уговоров он все же соглашается показать нам храм и рассказать о грандиозных планах. Но для начала надо пройти тест, который я заваливаю. На двери изображены зеркальные отпечатки пальцев — приложить руки надо было не скрестно, а открытыми ладонями.

Туристов Мансур абый не любит. «Их тупые вопросы укорачивают мою жизнь. Так что если у вас начнутся глупые вопросы, сразу достану красную карточку и укажу на дверь, желтой у меня нет», — предупреждает он нас.

«Я не хранитель храма, я продолжаю дело Ханова. С 1993 года я работал с ним в тандеме. После его смерти все как мыши разбежались. А я чемпион мира по всему, в том числе плаванию против течения», — говорит Мансур… 

Минкульт

10 ноября группа экспертов должна вынести вердикт — можно ли Храм всех религий в поселке Аракчино под Казанью признать памятником культурного наследия.

Впервые об этом заговорили на недавнем заседании реготделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Казани. Экспертизу храма по заказу Минкультуры РТ готовит зампред отделения Фарида Забирова и трое московских специалистов.

Внесение в список Минкультуры вовсе не означает признание памятником, говорит Забирова. Для этого нужно провести экспертизу с заполнением 14 позиций. В Минкультуры РТ ничего комментировать не будут до окончательной оценки и заключения экспертов.

Мы — корреспондент и фотограф KazanFirst — решили узнать на месте, что происходит в храме сегодня. Спустя почти четыре года после смерти его основателя — художника и целителя Ильдара Ханова. Экскурсию по нескончаемой стройке нам провел тот, кого некоторые называют прорабом, а сам он считает себя сподвижником Ханова, прожившим на этом месте 23 года, и нынешним хранителем храма. Его зовут Мансур абый.

________________________________________

Храм всех религий (Вселенский храм, Храм семи религий) представляет собой группу сооружений, состоящую из православной и католической церквей, мечети и буддистского храма, китайской пагоды, синагоги и даже алтарей исчезнувших религий. Строительство было начато в 1994 году. Изначально в проекте были купола и символы 16 религий.

Единственным автором храма был Ильдар Ханов — известный общественный деятель, художник, архитектор и целитель. Идея построить храм у Ханова появилась в 1994 году после того, как ему, по его словам, во сне явился Иисус Христос. Он начал строительство в родном поселке на участке, где находится его дом.

________________________________________

Конфликт вокруг наследства

После смерти Ханова в феврале 2013 года храм находится в подвешенном состоянии, у него было пять собственников.

Вокруг наследия художника идет конфликт: часть наследников желает, чтобы храм, как международный центр культурного единения, оказался под контролем государства, часть — против.

________________________________________

Президенту РТ Рустаму Минниханову и госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву было отправлено письмо за подписью 208 деятелей науки и культуры с просьбой сохранить уникальный комплекс в Старом Аракчино. Издание «Бизнес Online» со ссылкой на свои источники писало, что с владельцами продолжаются переговоры о переходе объекта в собственность государства.

________________________________________

10 ноября экспертная группа сдаст в Минкультуры РТ экспертизу о целесообразности включения храма в реестр памятников культурного наследия, говорит собеседник, знакомый с ситуацией.

К перспективе включения объекта в реестр культурного наследия Мансур относится негативно: «Мы без этой хренотени уже провели около 50 благотворительных концертов. На днях было открытие очередного сезона — концерты проходят дважды в месяц, следующий состоится 4 ноября, так что милости просим».

Он признается, что в 1993 году, в год знакомства с Хановым, был очарован не столько им, сколько его идеей: «Его идея была близка мне, поэтому я продолжаю. Она состоит в том, чтобы через доброту привести людей не к религии, а к духовности. Не бывает духовного экстремизма и фанатизма. Сама религия — это источник войны. Мы же хотели создать центр доброты и духовности». Собеседник рассказывает, что еще в 1974 году сжег свой советский паспорт и с тех пор чувствует себя очень свободным человеком: «Мне нравятся одуванчики. Потому что я не знаю ни одного крестового похода во имя одуванчика. Когда я на него дую, он разлетается и дает много жизни».

Культурно-просветительский центр

Он исправляет меня, когда я называю детище Ханова Храмом всех религий: «Это не храм, а культурно-просветительский центр имени Ильдара Ханова». Здесь повсюду висят его фотографии. Одна из них сделана в 1963 году — Ханов запечатлен с мексиканским художником и политическим активистом Сикейросом. Он, по словам Мансура, приглашал Ханова расписывать здание ООН, однако Ханова из страны не выпустили. Есть здесь и фотокартинка, датированная 1989 годом, со встречи со Святославом Рерихом. До сих пор в храме сохранилась одна из комнат родительского дома, в котором вырос художник, — своеобразная комната-музей Ханова. На стене висят портреты родителей, написанные его рукой, стоят готовые и незавершенные работы, на полках лежат его книги. Стоят  тренажеры, на которых Ханов поддерживал физическую форму, а также висит боксерская груша.

Собеседник рассказывает о незавершенном строительстве. В ближайшее время будет сдано здание, в котором разместят различные мастерские — молодежь планируют обучать гончарному, витражному и кузнечному делу. Купол этого строения выполнен в виде яйца Фаберже, а цветовая гамма — как у Стендаля (красное и черное). По словам Мансура, в храме планируют открыть музыкальную, художественную школы, театральную студию.

Сроки он не называет — все зависит от количества пожертвований. Если раньше много средств поступало в связи с целительской деятельностью Ханова, то после его смерти эта статья доходов исчезла. От идеи реабилитационного центра для наркоманов, который должен был разместиться напротив храма на намытом островке, отказались. «Мы (с Хановым) поняли, что это глупость. Потому что надо лечить не наркоманию, а систему государства. А система себя излечить не даст. По болотным тропам слесарь Иванов заносит сюда наркотики? Это правительственная линия. Таким народом удобно управлять», — убежден он.

Продолжая экскурсию, Мансур говорит, что, помимо прочих, скоро здесь появится и синтоистский купол. Кстати, купола и содержания залов не соответствуют одной религии. Рассказывает он и про будущий зал мудрецов. «Здесь будет резной барельеф матери Терезы, там — Соломон, Конфуций, — показывает он. — А здесь — инсталляция-обращение хомо-сапиенсу, я напишу «место вакантно, мудрейте» и поставлю кривое зеркало. Мы погнались за умом, а мудрости нет».

Он проводит нас по концертному залу, где установлены стулья 60-летней давности из театра Джалиля, висит много коллекционных музыкальных инструментов, установлен ламповый усилитель, а в выставочном зале представлены живописные работы глухонемых авторов.

Парк меценатов

Этой осенью сзади храма разбили парк меценатов, в котором уже установлены два сфинкса, один из них — с профилем Юрия Гагарина. Собеседник рассказывает, что две недели назад дети с ДЦП посадили здесь многолетники, и вскоре рядом с растениями появятся таблички в форме ладони с их именами. «Именно дети — главные меценаты, они пришли и посадили все своими руками. А благотворители обычно не хотят разглашать своих имен. Меценатство — это состояние души, а не сделанное в приказном порядке», — рассуждает он. В ближайших планах — разместить в парке меценатов метровую скульптуру из мозаики, посвященную поцелую. Вдоль клумбы появится длинная кирпичная стена, на которую будут вывешиваться селфи на фоне скульптуры поцелую. «Влюбленные станут приходить сюда, смотреть на фотографии и возвращаться к тем своим чувствам», — надеется он.

Собеседник также намерен разместить в парке скульптуры Дон Кихоту, Ходже Насреддину, барону Мюнхгаузену и Шерлоку Холмсу. А на входной арке в парк появится светящийся витраж из французского стекла «Инь-Ян». Также будут высажены две клумбы в виде знака «бесконечность». На заборчике, разделяющем храм и парк, на русском, татарском и английском языках написаны слова: «Мир, дружба, свобода, равенство».

Набережная единства 

Летом стало известно об инициативе благоустройства набережной напротив храма.

Согласно проекту, планируется укрепление береговой линии, строительство пирса, куда смогут причаливать теплоходы. Саму площадку предложено заасфальтировать, установить фонтаны, скамейки. А перед Храмом всех религий запланированы «башня молодоженов» и стеклянный шар, символизирующий собой храм земли, в котором будут собраны образцы почвы со всего света. «Я начал завозить туда землю, когда мы еще планировали проект реабилитационного центра. Изначально это мой проект (благоустройства набережной). Его сметная стоимость была оценена в 30 млн рублей. Общественники его представили своим, и речь идет уже о 60 млн», — рассказывает Мансур.

Он надеется, что в 2018 году 180 метров набережной напротив храма войдут в проект благоустройства к 300-летию Адмиралтейской слободы. «Идея стеклянного шара тоже моя. Я рассчитываю, что иностранцы будут закладывать землю со своей родины в специальные ячейки», — говорит он. 

Наследство 

Мансур говорит, что с ним работают 7-8 человек: «мастера по куполам, по плитке, по окнам», — рассказывает он. По его словам, еще при жизни Ханова его брат Ильгиз  отказался от прав на храм, с сестрой Флерой вопрос о наследстве решить не успели. По словам Мансура, сейчас именно Ильгиз Ханов раскручивает тему с включением храма в реестр культурного наследия.

________________________________________

«Сейчас бьюсь над тем, чтобы открыть в Храме всех религий Татарскую академию художеств. Чтобы там были залы, посвященные основным семи конфессиям мира. Но сегодня у храма много непростых проблем. Брат скончался скоропостижно, не оставил завещания. До сих пор нет определенности в делах по его наследству. Поэтому я пока работаю в Москве. Но в Казани есть достойные люди, которые могли бы сделать Вселенский храм форпостом культуры на Волге», — говорил в 2014 году в интервью «АиФ» Ильгиз Ханов.

________________________________________

Фото: Василий Иванов

КОММЕНТАРИИ (9)
Пумба
Красиво там, ничего не скажешь…
0
ОТВЕТИТЬ
Тетя
Хочется спросить — а смысл? Вот кому там они духовность повышают? Никто ж не знает об этом месте, даже туристов не пускают. Откуда эта тяга к скрытничеству? Вроде дело хорошее, только ведь это для людей делается, а не просто ради хорошего дела!! Вот если бы Эйнштейн о своих открытиях никому не рассказывал, толку от них было бы?
0
ОТВЕТИТЬ
Юлия
если бы Ханов (а я была знакома с ним лично) узнал, как в храме сейчас по-хамски встречают гостей, ему бы очень это не понравилось
0
ОТВЕТИТЬ
Наталья.
Юлия, и при Ханове так же по-хамски встречали людей. Всем заправлял Мансур. Я была свидетелем того, как он не позволил Ильдару Ханову общаться с нами, попросту задвинув его за свою спину и захлопнув перед нами дверь.
0
всезнающий
Прекрасный материал, спасибо!
0
ОТВЕТИТЬ
Наталья.
И при Ханове Мансур по-хамски обращался с людьми. Было ощущение, что всем заправляет именно он, а не Ильдар абы. Я была свидетелем того, как Мансур буквально отодвинул художника от нас, захлопнув перед нами дверь. Мансур, может, правильные вещи говорит, но слишком при этом агрессивен. Если он постоянно твердит о духовности, то такая манера общения с людьми не допустима.
0
ОТВЕТИТЬ
Вера
Теперь нет Мансура, сгорел при пожаре в Храме
0
ОТВЕТИТЬ
ГАЛИНА
А Я О НЕМ ДРУГОГО МНЕНИЯ!!!!!!!! ЗЕМЛЯ ЕМУ ПУХОМ…
0
ОТВЕТИТЬ
Любовь
Может не всегда Мансур был тактичным, но всегда честным. Ему спасибо за всё! Светлая память!
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Памятник Рустему Яхину в Казани обошелся в 10 раз дешевле одной из четырех скульптур Даши Намдакова

Культура 09:26 / 18 октября 2016
4
Памятник Рустему Яхину в Казани обошелся в 10 раз дешевле одной из четырех скульптур Даши Намдакова

Увековечить образ композитора смогли только спустя 10 лет — сначала не было денег, потом долго не могли определиться с местом, которое он будет украшать 

Юлия Яковлева — Казань

Задумчивый, скромный и мечтательный — таким запомнили Рустема Яхина его современники и попросили воплотить эти характерные черты при проектировании бронзовой статуи. Автор скульптуры известному татарскому композитору — заслуженный деятель искусств Татарстана Асия Минулина представила его одиноко сидящим на лавке и глядящим поверх голов прохожих. Рядом — куст, на ветку которого села птица. Идею ей подсказал ректор казанской консерватории Рубин Абдуллин — по мотивам популярной композиции Яхина «Не улетай, соловей», которую он написал в 68-м году.

С лета монумент великому музыканту находится под покрывалом — когда состоится его торжественное открытие, не знают точно ни автор, ни чиновники местного минкульта.

Памятник установили на улице Большая Красная напротив Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова, другого крупнейшего татарского композитора. Памятную доску с его профилем расположили как раз напротив нового памятника коллеге Яхину. Выбор этого места был сделан не случайно, говорит проректор по научно-исследовательской  работе консерватории Юрий Карпов.

Рустем Яхин | Фото: vk.com

Яхин был одним из почетных профессоров казанской консерватории, хоть и работал здесь недолго. Его имя в золотом списке талантливейших музыкантов наряду с Софией Губайдуллиной, Мстиславом Ростроповичем, Олегом Лундстремом, Фоатом Мансуровым и Семеном Казачковым. Эти люди вошли в историю не только татарского музыкального искусства, но отечественного и мирового, объясняет он. Хотя изначально, на этапе обсуждений, памятник хотели поставить у городской филармонии, но потом этот вариант сочли неуместным.

«Нам приятно, что его решили установить рядом с нами, напротив здания казанской консерватории, — говорит Карпов. — Это часть музыкального культурного оазиса, который находится в центре — здесь большой концертный зал, оперный театр и наше здание консерватории, а также городская ратуша, которая сама по себе памятник культуры и несет в себе в память о выдающихся музыкальных событиях прошлого — это была одна из главных концертных площадок до революции».

Как выбирали

Постановление об установке памятника Яхину было принято еще в 2006 году, рассказывают в республиканском минкульте. Однако воплотить идею в жизнь оказалось непростой задачей — сначала в бюджете на эти цели не оказалось денег, потом пришлось проводить в два этапа конкурс работ скульпторов.

Конкурсной комиссии предстояло оценить проекты скульптур Яхину и поэту Хади Такташу. Имена авторов держались в секрете, было неизвестно, чьи работы выставлены на обсуждение. Когда концепция, стоимость работ и автор были определены, чиновники минкульта обратились к президенту со сметой, рассказали они KazanFirst.

«Сомнений не было, что нужно устанавливать эти памятники, но не было денег, долго не могли определить источники финансирования, — продолжает собеседник в ведомстве. — В 10-м году проводили первый открытый конкурс. Тогда ни один проект не был избран членами конкурсной комиссии. Через пару лет повторный, уже закрытый, где был определен победитель Минулина, которая создавала оба монумента.

Сколько стоит

________________________________________

Памятник Такташу установят на перекрестке улицы Салимжанова и улицы Хади Такташа, недалеко от ТЦ «Сувар плаза». На прилегающей территории появятся скамейки, урны, фонари, там посадят деревья и кустарники, высеют газон. Постаменты будут облицованы гранитными плитами. На эти цели бюджет Казани, получив субсидию бюджета РТ, потратил 12 млн — это цена за оба памятника.

________________________________________

Минулина не скрывает обиду, что ее труд оценили значительно дешевле, чем работы известного бурятского скульптора Даши Намдакова. По ее словам, одна созданная им фигура стоила 60 млн рублей, когда монументы местным композитору и поэту — в 10 раз дешевле.

Скульпторы Даши Намдакова у Центра семьи «Казан»

 Скульптуры Даши Намдакова у «чаши» в Казани обошлись в 290 млн рублей

«На деньги, которые были потрачены на одну фигуру у “Чаши”, можно было 10 памятников сделать, — считает она. — Я понимаю, что он — человек с именем, а мы уж так, местные. Но он должен поближе познакомиться с менталитетом  народа, который здесь живет. Его скульптуры интересны, но возникает вопрос — соответствуют ли они городу?».

Судя по рендеру на стройплощадке, работы по благоустройству в скверике консерватории должны были завершиться в конце лета. В минкульте заверили, что работы по благоустройству прилегающей территории должны завершиться до конца этого года. Там должны установить скамейки, урны и фонари, а сейчас рабочие кладут брусчатку на прилегающей территории.

________________________________________

Подрядчик — небезызвестная компания «Реставрация», которая специализируется на реставрации и реконструкции объектов исторического наследия. На рынке работает с 15 февраля 1999 года. Согласно данным базы «Контур Фокус», возглавляет компанию Марат Булатов. По тем же данным, к компании было несколько судебных исков «О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда». По итогам 2015 года компания получила выручку 85,8 млн, чистая прибыль составила 14,6 млн рублей.

________________________________________

Как сообщало «Реальное время», «Реставрация» активно работала по госзаказу, в основном не по «историческим» статьям. Основная масса торгов, в которых компания стала победителем, пришлась на год Универсиады — 2013-й. Тогда «Реставрация» победила в 22 тендерах на общую сумму 805 млн рублей. Еще пять заказов на 130 млн компания получила от  управления капитального строительства и реконструкции Казани (на ремонт и реставрацию зданий Казанской епархии на Карла Маркса, Крестовоздвиженской церкви на Большой Красной, Театра оперы и балета), два заказа – на 29 млн рублей от управления капитального ремонта Казани (на капремонт здания Казанской ратуши и здания на Жуковского, 12).

Скульптор Минулина вспоминает, в каких творческих муках рождался памятник Яхину: то заказчик (государство) не торопился заключать договор, то долго не могли определиться, где он будет установлен, «а скульптура должна соответствовать месту, на котором она будет установлена, пришлось даже заплатить штраф за то, что не уложились в сроки контракта».

Место, которое в конечном итоге было выбрано, ей нравится – здесь монумент Яхину гармонично впишется в общий ансамбль зданий. Однако разрушенное здание по соседству с памятником композитору может  испортить эстетическое удовольствие, благоустроенный уголок консерватории будет диссонировать на его фоне, считает скульптор. По ее мнению, городу не хватает благоустроенных скверов и парков, для установки в них малых форм.

«Чтоб народ ходил не по площадям, а мог посидеть, подумать, люльку покачать. У нас, к сожалению, нет столько площадей, чтобы устанавливать новые памятники», — считает она.

________________________________________

Рустем Яхин — советский татарский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1986), который за годы своей творческой жизни написал свыше 400 произведений: романсы, фортепианные произведения, пьесы для скрипки, концерты для фортепиано. Одна из его композиций стала гимном Татарстана. Он родился 16 августа 1921 года в Казани. Музыкой стал заниматься с тринадцати лет. В 1950 году окончил Московскую консерваторию по классам композиции (у профессора Белого, затем Шапорина) и специального фортепиано у Эпштейна, после чего вернулся в Казань и в 1950—1952 годах преподавал в Казанской консерватории. Известен как первый татарский пианист-солист, активно занимавшийся концертно-исполнительской деятельностью.

Член Союза композиторов СССР с 1948 года. Неоднократно избирался членом правления Союза композиторов РСФСР, ТАССР. Умер 23 ноября 1993 года. Похоронен на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.

 ________________________________________

КОММЕНТАРИИ (4)
Олег
Где же равные условия? Одному 210 миллионов платят, другим несколько лет не могут в 10 раз меньше выделить
0
ОТВЕТИТЬ
Шамиль
Красивый сквер получится, думаю…
0
ОТВЕТИТЬ
Тестировщик
Тест
0
ОТВЕТИТЬ
Марсель Болгари
Мы живем в эпоху глобального, постиндустриального, информационного, трансформационного, инновационного, коммунитарного, экспонентального , ИМИТАЦИОННОГО общества, когда имитация социального оргазма становится ведущим трендом .
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх