Перебрали по бревнышку: в доме священника Терпигорева в Казани завершилась реконструкция. Столетнее здание выставлено на продажу за 80 млн рублей
Культура 15:49 / 1 января
5
Перебрали по бревнышку: в доме священника Терпигорева в Казани завершилась реконструкция. Столетнее здание выставлено на продажу за 80 млн рублей

Дом был отреставрирован с первозданным сохранением исторического облика. Здесь могут появиться гостиница, ресторан или офис

Юлия Яковлева — Казань

Деревянные дома — уходящая история старой Казани. Всего в городе сейчас около 800 домов исторической среды, 250 из них представляют особую ценность. Но лишь единицы получают вторую жизнь — время и условия окружающей среды приводят к постепенному исчезновению деревянного зодчества. В этом смысле повезло Татарской Слободе, где были отреставрированы многие старинные здания.

Домам, расположенным вдалеке от обычных туристических маршрутов, повезло меньше — их судьба зависит от инвесторов, многие из которых неохотно соглашаются вкладывать деньги в реставрацию.

Мое детство прошло в верхней части Вахитовского района на Школьном (ныне Катановском) переулке, окруженном уютными домами частного сектора. За последнее десятилетие улицы Маяковского, Ульянова-Ленина, Волкова, Айвазовского, Щепкина изменились до неузнаваемости: многое из деревянного зодчества было перестроено, уничтожено пожарами или вовсе снесено, а на их месте появились высотки. Эти места, как и прежде, пропитаны историей, но дух времени навсегда исчез.

⇒ Здание казанской льноткацкой фабрики и дом купца Ивана Котелова планируют переоборудовать под офисы и открыть для туристов

Чудом сохранившиеся дома построены в основном во второй половине XIX – начале XX века. Один из них — доходный дом священника Терпигорева на перекрестке улиц Ульянова-Ленина и Муштари. Еще 6-7 лет назад здесь жили пять семей, которые были расселены, а сразу после началась полная реконструкция. Недавно работы — они заняли без малого три года — были завершены, и сейчас дом готов распахнуть двери в новом облике.

Дом находится на стадии ввода в эксплуатацию, на его фасаде появилась вывеска о продаже. Стоимость памятника архитектуры оценена в 80 млн рублей, сообщает компания «Ас-ком» (собственник здания).

«Здание было реставрировано методом полной переборки, то есть разобрано на звенья, которые пронумеровали, и аналогично, как было, возведено заново с заменой сгнивших элементов, бревен и балок перекрытий», — рассказывает главный инженер проекта Марина Вилкова.

По ее словам, здание претерпело не один пожар, это было видно по стенам лестничной клетки и крыше: «Оно находилось полностью в неработоспособном состоянии».

Главный инженер проекта Марина Вилкова

Деревянный сруб на 70% состоит из новых бревен. Декоративные резные элементы фасада — наличники, карнизы —  тоже новодел. Но автор проекта заверяет, что они  воспроизведены с натуры.

⇒ Корпуса бывшей табачной фабрики вернут казанской епархии: после реставрации здесь появятся церковь Николы Тульского и монастырская обитель

Площадь каждого этажа составляет 250 кв. м, при этом на первом и втором этажах предусмотрена свободная планировка.  Во время реконструкции сохранился и балкон, который примечателен тем, что к его чугунным ножкам сто лет назад привязывали коней.

«Дом был отреставрирован с полным восстановлением исторического конструктивного решения, а это дело очень затратное», —  говорит Вилкова. Инвестиции составили более 70 млн рублей.

По ее словам, изначальный эскиз дома до наших дней не сохранился. Поэтому, прежде чем приступить к его реконструкции, предстояло выявить конструктивную схему самого здания, изучить множество научных работ по деревянным строениям и провести все обмерные работы.

Кроме того, во время реконструкции к зданию были подведены все необходимые  инженерные коммуникации, которые частично отсутствовали или устарели: электричество, водоснабжение, канализация, приточно-вытяжная вентиляция.

«Такие строения относятся к уникальным, их необходимо сохранять. Они несут что-то живое, настоящее, искреннее», — рассуждает Вилкова.

Старые деревянные дома в Казани, которые имеют историческую ценность и в целом помогают формировать облик старого города, должны быть сохранены или восстановлены. Об этом недавно заявил президент Рустам Минниханов. По его словам, необходимо попытаться сохранить не только объекты деревянного зодчества, которые находятся под охраной государства (памятники республиканского или муниципального значения), но и часть деревянных домов, которые расположены вблизи туристических маршрутов в центре Казани.

Сегодня объекты деревянного зодчества вызывают огромный интерес у туристов, историков, и с каждым годом этот интерес будет только расти, подчеркнул он.

На месте снесенных домов в историческом центре, где сейчас пустыри, глава республики предложил рассмотреть возможность их застройки объектами, фасады которых будут копировать старые дома, таким образом, воссоздавая историческую среду. Для воссоздания и реставрации объектов деревянного зодчества будут использованы возможности министерства лесного хозяйства Татарстана. По имеющимся эскизам можно восстановить резьбу, наличники, другие элементы, которые ранее украшали дома, но сейчас утрачены.

Собор Казанской иконы Божией матери при Богородицком монастыре возведут на историческом фундаменте подземного храма

Фото: рабочий архив Марины Вилковой, as-kom.ru, Василий Иванов

КОММЕНТАРИИ (11)
горожанин
спасибо всем неравнодушным, кто спасает уникальные старинные городские объекты и понимает важность этого благородного дела!
0
ОТВЕТИТЬ
дамир шавалиев
А почему бы не подарить этот дом нашей ИСТОРИИ….Казанской Епархии….Люди бы молились бы за Ваше Здравие…Подумайте Уважаемые Бизнесмены что для Вас эти деньги….
0
ОТВЕТИТЬ
Камилла
Спасибо всем, кто имел отношение к восстановлению этого памятника культуры и истории! Здание очень похоже на бывшее, это уникальное сохранение истории города и страны. Отдельное спасибо Президенту Татарстана за сохранение памятников !!! Поддержу Дамира Шавалиева-может передать и правда Епархии Казанской такой чудесный дом, в котором жил священник Терпигорев с семьей. Что для такой богатой республики 80 млн.?1
0
ОТВЕТИТЬ
Дарина
Президенту республики — низкий поклон, здоровья за такие благие дела- сохранение истории нашей Родины. И правда, может бизнесмены Татарстана подарят этот теплый старинный дом священника Казанской Епархии? !!!! Да и сама республика богатейшая!
0
ОТВЕТИТЬ
дамир шавалиев
Давайте будем Молиться что бы так всё так и вышло….
0
ОТВЕТИТЬ
Евгения
Как потомок Терипигоревых, я очень рада, что дом сохранили. Как будущий строитель, понимаю, сколько трудов было вложено в его восстановление. Дамир, по поводу вашей идеи. Начнем с того, что собственником дома, и человеком, благодаря которому дом был построен носит эту фамилию была жена священника Михаила Алексеевича Анна Павловна Терпигорева . К Казанской Епархии дом не имеет отношения (от Епархии у семьи была лишь служебная квартира в Зилантовом монастыре). В 1926 году три дома, которые построила Анна Павловна для своих детей на полученное наследство, национализировали. Четыре сына Терпигоревых по разным причинам погибли. Не сумев пережить все это Анна Павловна скончалась в 1929 году. Да и если говорить откровенно, наша семья всегда мечтала, чтобы дом был превращен в музей.
0
ОТВЕТИТЬ
дамир шавалиев
Евгения вы как потомок Терпигоревых почему та хотите сделать музей….это конечно моё мнение вы можете и не согласится…Но музеев у нас и так хватает….А отдать прихожанам это будет правильно…..Извините если что не так…У меня конечно другая Вера….Но перед Богом все равны….Это мой тел.89655920929 если хотите звоните!!!!!
0
ОТВЕТИТЬ
Евгения
Дамир, музея деревянного зодчества, на сколько я знаю, в городе нет, а дом для этих целей отлично бы подошел (к тому же соборов и храмов немало, причем большинство из них также являются памятниками архитектуры, и находятся в весьма плачевном состоянии, так как их содержание весьма затратно), Михаил Алексеевич Терпигорев закончил свою жизнь мирским человеком, но это уже семейная история. Церкви, мечети, пагоды — все эти здания строятся по определенным канонам. Это не храм, не церковь, не часовня, а ЖИЛОЙ ДОМ. Причем дом со своей историей.
0
ОТВЕТИТЬ
дамир шавалиев
Евгения, не хочу Вас обидеть….Но я остаюсь при Своём мнение ……
0
ОТВЕТИТЬ
Дамир
Я за культурно-просветительский центр всех религий, для всех горожан.
0
ОТВЕТИТЬ
Дарина
Что все-таки с этим домом сейчас? Кто знает?
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
В Казани издана детская книга сказок народов Татарстана. Не все сказки добрые, есть и пугающие
Культура 10:05 / 3 декабря 2016
4
В Казани издана детская книга сказок народов Татарстана. Не все сказки добрые, есть и пугающие

В книгу вошли 35 сказок этносов, представленных национально-культурными объединениями в Доме дружбы народов. Сказки написаны на русском и татарском языках

Ильнур Ярхамов — Казань

Накануне в стенах Дома дружбы народов Татарстана прошла презентация книги «Сказки народов Татарстана»/«Татарстан халыклар әкиятләре». В ней нашли место 35 сказок этносов, представленных национально-культурными объединениями в Казани. Сказки написаны на двух языках: русском и татарском.

Книга очень красочно иллюстрирована, обложка расписана золотыми буквами, темно-фиолетового цвета, оформленная мифическими героями сказок.

«Мы впервые участвуем в таком проекте, профинансированном частично федеральными деньгами», — рассказывает гендиректор Татарского книжного издательства Ильдар Сагдатшин. Он имеет в виду, что 2000 экземпляров книги были напечатаны при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по программе «Культура России».

По его словам, всего издательству перепало около 600 000 рублей на три книги. Из них 200 000 рублей направлено на публикацию «Сказок народов…». Рекомендованная цена книги — 390 рублей. Без федеральных денег она стоила бы около 500 рублей, то есть «серьезный психологический уровень», считает Сагдатшин. Он сообщает, что детские книги составляют 70% продаж издательства.

________________________________________________

Книгу можно приобрести в онлайн-магазине Tatkniga.ru. Скоро её можно будет прочесть полностью в режиме онлайн, а также купить ее в магазинах по адресу Баумана, 19, 29 и Декабристов, 2. Точка продаж также есть в театре имени Галиаскара Камала. Вторая книга посвящена Мусе Джалилю. Его произведения вошли в топ-100 рекомендованных к прочтению по указу Владимира Путина. Третья книга — произведение писателя Айдара Халима «Татар солдаты», посвященная Великой Отечественной войне и подвигу татарского народа на фронте  

________________________________________________

Составитель книги сказок — заведующая редакцией детско-юношеской литературы в Татарском издательстве Айсылу Галиахметова. Она рассказывает, что начала работу ещё в прошлом декабре. Подготовила по несколько десятков сказок каждого народа, проживающего в республике. На это у неё ушло полгода.

Затем она отобрала по три сказки и с этим списком обратилась к местным национально-культурным автономиям. Каждое объединение выбирало одну сказку из представленных вариантов, кто-то предлагал свои сказки.

«Некоторые сказки пугают детей», — рассказывал председатель национально-культурной автономии мордвы Сергей Новиков. По его словам, поэт Александр Пушкин многие сказки перенял у своей няни Арины Родионовны: «А она по национальности была ижовкой, то есть удмурткой».

«Сказка “Золотая цепь на дубе том…” — это же финно-угорские образы. Почему золотая цепь? Да потому что финно-угры хоронили своих покойников на дубах, вешали на деревья всякие цепочки и ленточки», — рассказывал Новиков.

Таким образом, сказки должны тренировать психику детей, готовить их ко взрослой жизни: «Не всё бывает гладко в жизни и много добра в ней».

«Есть ассирийская и киргизская сказки. Мы думали, что они жестокие и всячески пытались смягчить. Получается, что зря боялись», — признается Галиахметова. Новиков её успокоил, и составитель решилась включить их в книгу.

«Каждая сказка прошла столетние испытания родителями и детьми», — заявил директор Дома дружбы народов Ирек Шарипов.  Он замечал, что его маленький сын смотрел по несколько раз мультфильмы на татарском языке, потому что народные сказки «бесконечно добрые». «Если сотни лет родители выбирали именно ту или иную сказку, то конечно они добрые, имеют воспитательное значение, ребенок с ними успокаивается», — рассуждал он.

Татарские народные сказки навевают готичную мрачность, пишет в Facebook писатель и журналист Айрат Бик-Булатов.

По его словам, если оставить сухой пересказ татарских сказок, то останется следующая мрачная картина:

1) Водяная, преследующая и пугающая бедного мальчишку, стащившего её гребень, — «Су анасы».

2) Леший-сатир с кривым рогом на лбу, голый, со скрюченными пальцами, прыгающий меж веток в темном лесу, — «Шурале».

3) Два брата, у которых отросли вороньи крылья, и они сидят одинокие на деревьях посреди ночи — «Сак и Сок».

4) Коза и баран, путешествующие по лесу с черепом волка в мешке, — «Кәҗә белән сарык».

5) Перешедшая в поэму история об отрезанной голове — «Кисекбаш».

«Откуда такое у нашего поэта Габдуллы Тукая? У него ли одного? Или сама душа татарского народа вот такая — прячущаяся, мрачная, мистическая?» — вопрошает Бик-Булатов. С этими вопросами он обратился к директору музея Габдуллы Тукая в Кырлае Дамиру Абдуллину.

«Местные мальчишки оставались на всю ночь в лугах лошадей пасти, там жгли костры и рассказывали друг другу страшилки, но эти истории — народные, и была в них и «педагогическая» сторона», — пересказывает Бик-Булатов слова Абдуллина.

По словам директора музея, такие сказки должны были своим запугиванием оберегать детей от опасностей ночного леса. А потом уже Тукай придал им литературную форму.

Бик-Булатов напоминает, что у татарского просветителя Каюма Насыри есть книга «Китаб эт-тарбия» («Книга-воспитание»). Насыри считался в свое время знатоком татарского доисламского фольклора. В его книге упоминаются целые семейства водяных, полуженщина-полузмея Юха, превращающаяся через 1000 лет в дракона, а до этого иссушавшая юношей.

 

КОММЕНТАРИИ (5)
Green coffee
О, это интересно: страшные сказки.
0
ОТВЕТИТЬ
Людоед
Il racconto dei racconti
0
ОТВЕТИТЬ
Принцесса
А аналог красной шапочки там есть?
0
ОТВЕТИТЬ
Ролл
Да зачем все это ? Лучше смотрите дисней!
0
ОТВЕТИТЬ
Малина
Такие сказки должны быть розданы бесплатно семьям с маленькими детьми, или доступ к электронному варианту должен быть более общественным
0
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх