Бюджет Татарстана сформирован жестким, но народным

На ближайший год в бюджете республики запланировано снижение налога на прибыль, рост трат на социальную политику и образование, снижение расходов по статье «Здравоохранение». Средняя зарплата в 2018 году должна составить 33 500 рублей, а госдолг сохранится на уровне 17,9 млрд рублей.

Рекордной прозрачностью и рекордным объемом в 3,5 тысячи листов отличается главный финансовый документ республики, который рассмотрели депутаты в первом чтении на XXXIII заседании Госсовета. 

Прежде чем депутаты преступили к слушанию бюджета, замминистра экономики республики Олег Пелевин дал оптимистический прогноз социально-экономического развития Татарстана на три года вперед. 

Прогноз благоприятный

- В текущем году наблюдается сохранение сложившейся тенденции роста экономической активности, - отметил он. - Динамика основных макроэкономических показателей традиционно превышает общероссийские тенденции. По итогам января-сентября рост ВРП составил 103,2%. 

Он доложил, что основной вклад в этот показатель по-прежнему вносят такие отрасли, как торговля, cельское хозяйство и промышленность. Особенно быстро набирает обороты химия и нефтехимия. В течение трех лет в Татарстане запустят Комплекс по глубокой переработке тяжелых остатков на ТАИФ-НК, построят новый комплекс по производству этилена на «Нижнекамскнефтехиме», запустят серийное производство новых кабин на "КАМАЗе" и введут новые мощности на Казанской ТЭЦ-1. Все это тоже будет работать на экономику республики и бюджет. 

- В прогнозный период рост экономики республики планируется в диапазоне 103,3-103,8%, что значительно превышает среднероссийский уровень, - доложил Олег Пелевин. 

Намечается также рост объемов продукции в сельском хозяйстве, в том числе за счет рекордного урожая зерновых. В торговле увеличивается доля экспорта, радуют и объемы инвестиций, которые по итогам года достигли 677 млрд рублей, что на 34 млрд больше, чем в прошлом. В ближайшие три года, по прогнозам замминистра, объем инвестиций в экономику республики увеличится на 0,9%-1,6 %. 

- В целом представленный прогноз соответствует базовому сценарию Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, - завершил доклад Олег Пелевин.

Доходы вырастут, долги останутся

Не менее позитивной была и речь министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина, который представил татарстанским парламентариям законопроект о бюджете республики. 

Согласно этому документу, в следующем году доходы татарстанской казны вырастут на 10,3% и составят 196,4 млрд рублей, расходы увеличатся на 7,2% и достигнут 199,1 млрд. К 2019 году доход, по прогнозам, увеличится до 199,4 млрд, а в 2020 - до 203,5 млрд. Но и расходы будут расти: в 2019-м - до 203,9 млрд, а в следующем году - до 209,5 млрд. 

Дефицит бюджета на будущий год запланирован в сумме 2,7 млрд рублей, на 2019-й - 4,5 млрд, на 2020-й - 6 млрд.

Предельный объем государственного долга Татарстана спрогнозирован на следующий год - в 110 млрд рублей, на 2019-й - в 108,1 млрд, на 2020-й - в 105,2 млрд.
- Государственный долг у нас в принципе не увеличивается, - отметил Радик Гайзатуллин. - Он составляет 93,4 млрд, и основная часть - это федеральные кредиты. Порядка 70 млрд уже реструктуризировано, осталось 17,9 млрд. То есть в целом у нас ситуация с долгом не изменяется.

Налог на прибыль, поступивший в бюджет Татарстана в 2018 году, по расчетам авторов законопроекта, составит 71,1 млрд рублей, а на доходы физических лиц - 49,4 млрд. Неналоговые поступления ожидаются в объеме 4,5 млрд рублей - это доходы от аренды и продажи земли и имущества, штрафы, экологические платежи и другие поступления. Безвозмездные поступления от федерального бюджета и от Фонда развития моногородов в 2018 году составят 12,4 млрд рублей.

В бюджет Татарстана заложен также рост ВРП на 3,8% в 2018 году. Фонд зарплаты будет увеличиваться в течение трех лет поэтапно: на 4,2 %, на 4,7 % и на 4,9%, а индекс потребительских цен ежегодно будет расти на 4%. Среднемесячный доход на душу населения в 2018 году увеличится на 2,1% по сравнению с нынешним и составит 33 500 рублей. А к 2020 году среднемесячный доход жителя Татарстана достигнет 37 000 рублей. 

- Необходимо отметить, что в 2018 году ожидается наибольший прирост расходов на оплату труда к уровню 2017 года, - подчеркнул министр. - Эта сумма составляет 17,1 миллиарда рублей. 

По разделу «Здравоохранение» бюджетные ассигнования, которые в основном идут на оказание высокотехнологичной медпомощи, запланированы со снижением: на 2018 год они составят 22,5 млрд (с учетом средств Фонда ОМС - 63,9 млрд рублей), на 2019 год - 21,4 млрд, а на 2020-й - 21,4 млрд. 

- Финансирование по этой статье закладывается из трех источников: за счет республиканского бюджета, за счет Фонда ОМС и за счет федерального бюджета, - напомнил министр. - На республиканском уровне оно заложено с увеличением порядка 200 миллионов рублей. По линии ОМС оно 3 миллиарда 300 миллионов рублей составляет. А вот федеральной части пока нет. Она будет уточняться, и сумма будет дополнена. Думаю, не будет меньше.

По разделу «Социальная политика» прогнозируется обратная тенденция - на увеличение: на следующий год по этой статье планируется потратить 42 млрд рублей, в 2019-м - 42,7 млрд, в 2020-м - 43,7 млрд.

По самой затратной статье «Образование» тоже запланирован рост расходов в течение трех лет: в 2018 году - 55,2 млрд, в следующем - 56,3 млрд, в 2020-м - 57 млрд.

Большой и прозрачный 

Завершив доклад, министр финансов попросил Госсовет принять законопроект в первом чтении. Но прежде чем перейти к голосованию, депутаты забросали его вопросами. Депутат Николай Рыбушкин поинтересовался, заложено ли в бюджет финансирование капремонта детских оздоровительных лагерей. 

- Деньги предусмотрены, - успокоил его Радик Гайзатуллин. - Если ежегодно выделялась сумма порядка 100 миллионов рублей, то на следующий год в проекте бюджета заложено 200 миллионов рублей. 

Однако председатель Госсовета остался недоволен. Но не ответом, а вопросом.

- Вопрос мог бы прозвучать таким образом, - поправил он Рыбушкина. - «Я ознакомился с проектом бюджета. Почему заложено мало?». А вы спрашиваете, заложено ли. Но там же написано, что заложено, Николай Николаевич! Это всех касается, коллеги, между прочим. 

И Фарид Мухаметшин попросил точнее формулировать вопросы. Депутат Артем Прокофьев внял совету председателя и начал формулировать вопрос как положено.

- Я вот посмотрел презентацию законопроекта и послушал ваше выступление, - обратился он к докладчику. - Налог на прибыль запланирован на 2018 год в размере 71 млрд рублей. По бюджету этого года у нас 74 млрд. А по вашим цифрам получается, что мы превысим их только к 2020 году. С чем связано такое понижение показателей налога на прибыль? 

Министр пояснил, что эта цифра была скорректирована после встречи с представителями руководства основных крупных предприятий республики, которые заявили, что планируют налог на прибыль гораздо ниже - в 60-70%. 

После того как все вопросы к основному докладчику были исчерпаны, выступил содокладчик - председатель профильного комитета Госсовета Леонид Якунин

Он рассказал, что в целом бюджет ориентирован на адаптацию ресурсов к новым экономическим реалиями и на создание условий для устойчивого социально-экономического развития республики. 

- Отмечу особенности обсуждаемого проекта бюджета, - подчеркнул содокладчик. - Это максимальная расшифровка и прозрачность бюджета, изложенного на двух языках на 3,5 тыс. листах. Напомню, что раньше объем информации о бюджете был в несколько раз меньше.

Бюджет на 2018 год сформирован жестким, но социально ориентированным. И после недолгого обсуждения депутаты приняли законопроект на 2018-2020 годы в первом чтении. До 7 ноября в него будут внесены поправки с учетом поступлений из федеральной казны, затем документ представят Госсовету для второго чтения.


Читайте также: «Конкретно мне как предпринимателю от этих рейтингов нет толку»




 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite