«Недопустимо заставлять ребенка быть успешным»

Можно ли дарить выпускнику школы автомобиль, почему нельзя ругать ребенка за «сидение в компьютере» и после скольких лет брака супруги готовы поубивать друг друга, обсуждали в Казани - на первом Родительском форуме «Крепкая семья: основа социализации учащихся»

В казанскую школу №179 съехались представители родительских сообществ из 45 муниципальных районов, а также эксперты в области семейных отношений как республиканского, так и федерального уровня. А те районы, которые не смогли отправить своих делегатов в Казань, приняли участие в пленарном заседании в режиме видеоконференции. 

Миссия выполнима 

 - Главная наша миссия - это работа с родителями. Ранее мы уже организовывали различные образовательные площадки для них. Мы очень успешно практиковали форумы для приемных родителей и видели, насколько сейчас они нуждаются в консультации экспертов-специалистов. И поэтому мы решили провести сегодня общий форум по основным вопросам, которые чаще всего звучат, - рассказала замминистра образования и науки РТ Лариса Сулима журналисту KazanFirst.

Заочно, с экрана монитора, обратился к форумчанам и председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин. Он напомнил, что качественное воспитание подрастающего поколения напрямую зависит от согласованных действий педагогов и родителей.

- В семье ребенок делает первые шаги, получает главные уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний и курс в этом море прокладывает школа, - отметил он. 

Фарид Мухаметшин подчеркнул, что пропаганда традиционных ценностей, поддержка семьи – приоритеты государственной политики, и выразил надежду, что проведение таких форумов станет доброй традицией, а предложения, озвученные его участниками, - основой для принятия управленческих решений.

Помощник президента Татарстана Лейла Фазлеева отметила, что воспитательная составляющая образовательного процесса всегда была и есть самой сложной темой.

- Я думаю, что те площадки, которые начнут работать в рамках форума, будут связаны, так или иначе, с воспитанием гражданина, воспитанием российской, татарстанской идентичности детей, которые сегодня проживают в Республике Татарстан и в Российской Федерации, - напутствовала помощник президента республики участников мероприятия.

Эксперт из Москвы - профессор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Виктор Голованов, видимо, проникнувшись посылом предыдущего оратора, поздоровался с форумчанами по-татарски, чем вызвал шквал аплодисментов зала. 

Получил аттестат - получи автомобиль

Отвечая на вопрос, что такое благополучная семья, профессор Голованов рассказал притчу, которая гласила, что крот не может воспитать орла, то есть надо сначала самому «принимать дар благополучия», только тогда сможешь передать его своим потомкам.
- А сегодня люди не живут, а зачастую существуют, загоняя себя сумасшедшим ритмом жизни, - посетовал профессор.

Он призвал также уходить от схемы воспитания «учитель - ученик», где доминирует учитель, который старается вырастить из ребенка человека. 

- Дети - уже люди, ребенок - уже человек, - подчеркнул Виктор Голованов. - Поэтому взаимоотношения ребенка и взрослого - это взаимоотношение человека с человеком. И базовые педагогические позиции взрослого должны формироваться именно в этом диалоге. Психологи это называют "детско-взрослой общностью". 

Родительница учащегося школы №25 из Набережных Челнов Светлана Кузнецова, воспользовавшись возможностями конферец-связи, задала экспертам форума вопрос «на засыпку». Как воспитать ребенка, чтобы главным признаком благополучия для него стали духовные и моральные ценности, а не материальные?
Депутат Госсовета директор гимназии №102 Ирина Бакова признала, что действительно часто сталкивалась в своей практике, когда для школьника деньги - на первом месте, но виноваты в этом взрослые.

- Ну скажите мне, пожалуйста, какое достижение сделал ребенок, когда на окончание школы родители покупают ему машину? - ответила она вопросом на вопрос. - Что такого особенного он сделал? Учиться - это его прямая обязанность. И об этом мы должны говорить как в школе, так и в семье.

Но совсем отказываться от материального поощрения школьника за хорошие оценки Ирина Бакова тоже не посоветовала. По ее мнению, если ребенок старается и достигает в учебе высоких результатов, ему можно давать немного денег на карманные расходы. Однако при этом необходимо воспитывать в детях финансовую грамотность, в том числе и в школе.

- Но компенсировать деньгами недостаток внимания нельзя, - добавила она. - Есть семейные традиции, общие мероприятия, общие праздники. Все это должно быть с того времени, как только ребенок появился в семье. 

Сейчас стремно, если у тебя что-то не так

Главным ответчиком на вопрос, как воспитать ребенка так, чтобы он стал успешным во взрослой жизни, стал директор IT- лицея КФУ Тимербулат Самерханов. По его мнению, посыл, что сегодня нельзя проигрывать, витает в воздухе.

- Социальные сети говорят нам, что мы все успешны: никто не выложит фотографию с четвертым местом, с травмой или о том, как мы реально работаем. Мы все выкладываем фотографии с победами, рядом с известными политиками, с компьютерами, с роботами. Даже есть такое мнение, что ты не ездил на отдых, если ни одной фотографии не выложил, - констатировал эксперт. - «Этикетки» у всех красивые, тем самым мы создаем культ, что надо быть успешным. Что раз у всех все хорошо, то и у нас все должно так же быть. Это быстро передается детям, потому что они больше в IT, больше в компьютере. Сейчас, простите за такое слово, стремно, если у тебя что-то не так, тем более нельзя это выложить в Сеть и показать всем остальным. И мамы с папами хотят, чтобы их ребенок с двух лет научился читать, писать, считать и попал к Максиму Галкину на шоу талантов.

Тимербулат Самерханов считает, что недопустимо заставлять ребенка быть успешным, что это не должно быть самоцелью. Нужно не ругать ребенка за низкий, по мнению родителей, результат, а хвалить за малейший успех, даже если он кажется незначительным. А еще лучше - помочь ребенку с выбором профессии, в которой он и себя бы реализовал, и был востребован в будущем, которое рождается уже сегодня и которое немыслимо без высоких технологий. 

- Моя супруга пришла как-то из магазина и рассказывает с удивлением: «Ты знаешь, там - электронная касса: ставишь на ленту, пробиваешь, перекладываешь и уходишь. Никакого кассира нет», - поделился эксперт «секретами» своей семейной жизни. - Коллеги, это не «Гугл», не «Роснано», не «Газпром», не НАСА, а магазин в Казани на Чистопольской. Это сегодня, это уже здесь. Завтра-послезавтра не будет кассиров нигде. С точки зрения экономики это выгодно: электричество дешевле, чем человек. И есть реальные исследования, что 65% профессий, которые сейчас есть, через 12 лет полностью исчезнут. А к чему мы готовим своих детей - это совсем другая история. 

Но о том, к чему готовятся сами дети, директор IT-лицея КФУ опять-таки наглядно объяснил на примере из жизни своей семьи: 

- Мой сын подходит к обычному телевизору и пытается изображение на паузу поставить, «перещелкнуть» изображение. Скоро все так и будет. Будущее - за IT, - сделал вывод директор IT-лицея.

Тимербулат Самерханов призвал родителей не ругать детей за то, что они много времени проводят «в компьютере», а смириться с реальностью и помочь им выбрать профессию, связанную с IT, чтобы быть успешными. А школам он посоветовал обучать этим технологиям всех участников воспитательного процесса, включая учителей и родителей, чтобы они умели контролировать, что дети делают в компьютерах и телефонах.

- Нужно использовать роботов по возможности на уроках и дома, потому что есть такое понятие, как «экономика роботов», и она тоже скоро придет в наш мир, - продолжил эксперт рисовать картину светлого будущего. - Первый этап - это будет продажа данных сенсоров. Я объясню, что это такое. Везде будут стоять сенсоры - погодные, видеокамеры, которые станут абсолютно всю информацию считывать, и это будет ресурс, который можно будет продавать. После этого в нашей повседневной жизни появятся дроны, которые будут доставлять, переставлять, передвигать и прочее. Друзья мои, я уверен, что мы абсолютно все это увидим! Это будет очень скоро.

Но модератор форума - зампредседателя Госсовета Татьяна Ларионова вернула эксперта с небес на землю.

- Это все, конечно, интересно, но в зале сидят в основном те, кто приехал из районов, в том числе из сельских, - напомнила она. - Их дети обучаются в совсем небольших школах. Поэтому, я думаю, все, что вы сказали, - это здорово, это замечательно, но мне бы хотелось, чтобы мы сейчас приблизились больше к этой аудитории. 

Браки с браком 

Прежде чем предоставить слово следующему оратору, Татьяна Ларионова привела удручающую статистику. Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством разводов. А самый высокий в ПФО показатель - в Кировской области, где на 1 000 браков приходится 713 разводов. В нашей республике ситуация несколько лучше, но, тем не менее, 522 развода на 1 000 браков.
 
- Может ли быть ребенок успешным, если он воспитывается в неполной семье? И как сегодня семейные традиции могут укрепить семью и помогают воспитать благополучного и успешного ребенка? - сформулировала Татьяна Ларионова следующую тему для обсуждения.

Начальник управления ЗАГСа исполкома Нижнекамска Бэлла Махотина подтвердила, что не все татарстанские семьи счастливы одинаково. Самый непродолжительный брак нижнекамцев в 2017 году просуществовал, по ее словам, всего три месяца. Но раньше были и покороче.

- Молодые люди, зарегистрировав брак, через неделю пришли разводиться, - привела она пример из своей практики. - Пришли с родителями, которые просили ускорить процедуру развода, потому что опасались, что молодые люди поубивают друг друга.
 
В зале раздался нервный смех. Но эксперт продолжила шокировать публику фактами из семейной жизни нижнекамцев.

- Ну разве может не расстраивать распад семьи, супружеский стаж которой 48 лет? - бросила она тревожный вопрос в зал. - А на момент развода супругам исполнилось 67 лет.

Аудитория возмущенно забурлила. И эксперт перешла к позитивной части доклада. Она рассказала, как в Нижнекамском ЗАГСе проводятся уроки семьеведения, где детей со школьной скамьи учат укреплять брачные узы. Однако, по мнению Бэллы Махотиной, первые такие уроки детям должны преподавать мама и папа.

- Первостепенное значение приобретает формирование личности семьянина как носителя традиционной морали, с крепкими семейными устоями и традициями. Согласитесь, уровень нравственной культуры - наш, родителей, а также наши жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции - все имеет решающее значение в развитии личности наших детей. Все согласились.

После перерыва на обед в школьной столовой участники форума разошлись по шести дискуссионным площадкам: «Семейные традиции как гарант крепкой семьи», «Профилактика агрессивного и суицидального поведения детей и подростков», «Дети в интернете - кто за них в ответе?», «Здоровое питание обучающихся», «Родители и дети с ограниченными возможностями здоровья», «Трудовое воспитание школьников».
 
На этих площадках родители смогли пообщаться поближе с руководителями министерств и ведомств, психологами и методистами, задать дополнительные вопросы и получить ответы.


Читайте также: Школьное питание: детям - не вкусно, чиновникам – полезно


Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марина
А как же не загоняться?! А на что растить детей, образование им давать? На каждом родительском собрании деньги собирают.
4
0
Ответить

Анонимно
Я, ешё в 70 годы говорил что с детьми надо дружить и жить с ихней жизнью. Вот и вся разгадка. Сейчас уже дружу с внуками и внучками. И живём все вместе и решаем все вопросы.
3
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite