Родители детей с ДЦП: Им жалость не нужна

Уникальный в России инклюзивный театр готовится представить в Набережных Челнах постановку «Айболит». Удивительный спектакль
Уникальный в России инклюзивный театр готовится представить в Набережных Челнах
постановку «Айболит». Удивительный спектакль, в котором играют особые дети,
правдиво расскажет о том, что нет ничего невозможного, и поможет взглянуть на
мир иначе.

Благотворительный фонд «Дети ДЦП» реализует курс театральной школы. Это одна из частей глобального проекта «Стать как все». В студии особенных актеров учат в первую очередь сценической речи.  

— Это продолжение работы дефектологов и логопедов. Кроме того, есть актерское мастерство и движение на сцене — дополнение к реабилитации, — рассказывает учредитель Фонда Тянзиля Егорова.

Премьера, к которой сейчас готовятся дети, — уже третья постановка. Помогают в этом ребятам профессионалы студии актерского мастерства «Либерта». Сотрудничают они уже три года. И их первые два спектакля — «Маленький принц планеты детей» и «Пеппи — длинный чулок» — семь раз становились призерами международных фестивалей.

Родители детей с ДЦП: Им жалость не нужна

Основной состав труппы — 12 детей в возрасте 12-16 лет. Если поначалу часть ролей приходилось брать на себя взрослым, теперь «особые» артисты выступают самостоятельно.

Что такое инклюзивный театр?

В нем играют не простые актеры, а люди с различными формами дизонтогенеза (проблемами со слухом, зрением, ДЦП и т.д. — Ред.). Работают с ними профессиональные театральные педагоги. Зрители могут наблюдать, как актеры выступают в известных пьесах, как стараются им понравиться. Примечательно, что эмоции детей отличаются особой искренностью. Основатели подобных театров не просто помогают таким людям найти себя в обществе, но и доказывают, что они обладают большими возможностями.

Конечно, ставить «особые» спектакли непросто, но те чувства, которые получают все участники театрального действа, прибавляют им уверенности.

Родители детей с ДЦП: Им жалость не нужна

Инклюзивный театр в России долго рассматривался как самодеятельность любителей. Сейчас режиссеры делают успешные попытки создать современные площадки. Там ищут то, чего днем с огнем не найдешь на сцене, о чем мечтали Станиславский, Арто и Гротовский, — безусловный человек, человек, каков он есть.

В Европе «особый» театр встроен в культуру. Допустим, севильский Danza Mobile, не раз гастролировавший в Москве, — это танцевальный центр со школой для «особых» детей, профессиональной труппой, танцующей фламенко, другой труппой, танцующей contemporary, и третьей труппой, где здоровые артисты танцуют вместе с танцовщиками с синдромом Дауна.

«Они эмоционально более открыты»

Репетиции челнинских актеров проходят в театральной студии «Либерта». В комнате на стуле сидит Татьяна Заболотская, она — создатель и руководитель студии, а также режиссер-постановщик будущей премьеры «Доктор Айболит». Рядом за ней внимательно наблюдают Тимур, Костя, Вика и другие студийцы. У всех один диагноз — ДЦП, и для них это часть реабилитационной программы. Занимаются дети на протяжении нескольких месяцев дважды в неделю. Скоро у школьников каникулы, несмотря на это, юные актеры готовы усиленно работать, чтобы подготовиться к выступлению.

У Вики Карпуниной, помимо театра, множество увлечений. Она активно участвует в творческих конкурсах, в прошлом году закончила обучение по курсу «Возможная и невозможная кулинария», вышивает. Уже задумывается, кем станет в будущем.

— Мне нравится профессия повара. Как думаете, это хорошая работа? — по-детски интересуется она во время нашей беседы и все время улыбается.

Родители детей с ДЦП: Им жалость не нужна

В постановке у Вики две роли — львицы и пирата. Девочка беспокоится, что в роли пирата она может показаться смешной. Ее тревоги развеивает другой студиец — Тимур Корнев. Обращаясь ко мне, совершенно по-взрослому размышляет:

— Все люди одинаковы, у каждого своя особенность, свои минусы, плюсы. Надо понимать каждый характер. Понимать, что то, что может тебе нравиться, может не нравиться ему. И к этому надо относиться с пониманием. И наоборот, помочь ему в его начинаниях.

У Тимура главная роль — Айболита. Несмотря на юный возраст, пожалуй, не только на сцене, но и в жизни он мог бы вылечить добрым словом. Кстати, Тимур неоднократный участник вокальных конкурсов, где он становился призером.

В какую-то секунду в беседу буквально врываются веселые мальчишки-близнецы Ставские. Оба — так же воспитанники фонда «Дети ДЦП». Как и другие ребята, они наперебой рассказывают о своем увлечении — создании собственного аудиофильма под названием «Что случилось на высоте 11 500 метров».

— Мы задумали фильм на 100 сезонов с захватывающим сюжетом о храбром летчике, — поведал Костя Ставский. — Сами пишем сценарий, читаем его, сняли уже 33 серии. Показывали родителям, они одобрили. Будем записывать дальше!

Артем улыбается брату и кивает. Вместе они не только кино снимают и играют на сцене, но с удовольствием смотрят познавательные программы, много читают и, кстати, стараются учиться на пять.

Играть на сцене — мечта многих воспитанников фонда «Дети ДЦП». К урокам в студии «Либерта» ребята относятся серьезно — приходят с выполненным домашним заданием.

Родители детей с ДЦП: Им жалость не нужна

— Работать с этими детьми гораздо проще, чем с обычными, — уверяет художественный руководитель студии Татьяна Заболотская. — Эти дети быстрее откликаются, чувствуют и помогают друг другу. И, что важно для театра, они эмоционально более открыты. Когда мы выпустили первый спектакль, они сказали: «Татьяна Валентиновна, не бросайте нас!», и я пообещала не оставлять их никогда. Да, для меня такой опыт работы впервые и есть свои сложности. Но вы знаете, какие эти дети благодарные!

«Во время спектакля нет никакой жалости, только бешеная энергетика»

На очередную репетицию впервые пришел папа одного из актеров — у него единственная взрослая роль Робинзона. А в коридоре в ожидании детей сидят мамы.

— Дети так счастливы возможности выходить на сцену, ездить на фестивали, — с нежностью в голосе рассказывает Наталья Корнева, мама Тимура. — Они за три года в театре стали увереннее, лучше заговорили, подружились.

— Им жалость не нужна, — добавляет вполголоса одна из мам. — Им нужно, чтобы к ним относились так же, как к обычным детям. А урок, который они нам подают, — это что нет ничего невозможного.

Родители детей с ДЦП: Им жалость не нужна

Нынешний спектакль, по сравнению с первыми двумя постановками, более сложный: в мюзикле много песен и массовых сцен. Продолжительность — около 50 минут.

— На наших спектаклях люди получают катарсис, — говорит Татьяна Заболотская. — Нет никакой жалости. От наших детей идет только бешеная положительная энергетика.

Премьера постановки состоится 24 ноября в ДК «КАМАЗ». Деньги на костюмы помогли собрать благотворители. Сейчас готовятся афиши и печатаются билеты. Их будет много — около 800. Билеты будут только раздавать, пожертвования по своему желанию можно сделать напрямую в фонд «Дети ДЦП».


Читайте также: «Недопустимо заставлять ребенка быть успешным» 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *