Татарский язык в школах: добровольно, с письменного согласия родителей

Политика 18:04 / 29 ноября 2017
5
Татарский язык в школах: добровольно, с письменного согласия родителей

В Госсовете республики поставили точку в долгой дискуссии о преподавании языка Тукая в средних общеобразовательных учреждениях Татарстана. Государственный язык республики разрешили изучать в школе в пределах двух часов в неделю, но в обязательную программу не включили

Начало обсуждения "языкового" вопроса в Татарстане было положено еще летом, перед учебным годом - после того, как на очередном заседании Совета по межнациональным отношениям президент страны Владимир Путин отметил, что «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». Органы прокуратуры и Рособрнадзора начали проверки в школах республик на предмет добровольности изучения национальных языков. В Татарстане было выявлено множество нарушений, и школы в массовом порядке стали перестраивать учебные планы, общество раскололось на два лагеря - сторонников и противников обязательного татарского. 

Трижды в одну реку

Госсовет Татарстана "языковой" вопрос включил в повестку дня 26 октября - на 33-м заседании татарстанского парламента. Депутаты высказали претензии прокурору республики Илдусу Нафикову, который будоражит школы проверками, и министру образования и науки РТ Энгелю Фаттахову - за то, что долго не решал «языковые» проблемы в школах. В итоге решено было обсуждение продолжить. И 8 ноября Госсовет собрался на вторую часть 33-го заседания в расширенном составе - с участием представителей муниципальной власти, министерств и ведомств, а также общественности.

Глава республиканского Минобрнауки заверил собравшихся, что обязательное изучение татарского в республике уже практически согласовано с федеральными властями и дело только за официальным подтверждением, которое поступит буквально на днях. А президент Татарстана Рустам Минниханов призвал не политизировать проблему и дождаться решения федерального центра. Поэтому депутаты снова не закрыли 33-е заседание, чтобы поставить точку в этом вопросе, когда Москва выскажется окончательно. 

29 ноября депутаты Госсовета и приглашенные собрались на 33-е заседание в третий раз. Энгелю Фаттахову слова не дали.

- Надо сказать, что эта тема вызывает большой интерес в обществе, и не только в нашей республике, - отметил председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, очередной раз приступая к рассмотрению «языкового» вопроса. - Работа по нахождению приемлемого решения все это время, между заседаниями Государственного совета, продолжалась. Мы с членами президиума и с представителями федерального центра договорились рассмотреть этот вопрос сегодня - проинформировать вас о его состоянии на сегодняшний момент в республике. Есть такое предложение: послушать информацию прокурора Республики Татарстан, сделать информацию председателю Госсовета и, не открывая прений, не задавая вопросов, принять подготовленный проект постановления для того, чтобы все больше и глубже не возбуждать наше общество, родителей, детей, учителей и всех других. Идем по пути нахождения решения проблемы о преподавании государственных языков Республики Татарстан.

Язык до прокурора довел

Прокурор Татарстана Илдус Нафиков сообщил, что в республике проведена сплошная проверка всех 1 412 образовательных организаций органов управления образованием, по результатам которой было выявлено 3 856 нарушений. Снижение объемов преподавания русского языка, предусмотренного федеральными образовательными стандартами, не было выявлено лишь в 24 школах. Также зафиксированы нарушения прав и свобод на добровольное изучение родных языков и государственного языка республики с навязыванием незаконных итоговых тестирований, влиявших на перевод в 10-й класс и средний балл аттестата.

- Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации, - подчеркнул прокурор Татарстана.

Однако, как показала контрольная проверка в конце второй четверти, образовательные учреждения, за исключением одного из них, все нарушения устранили: восстановлено количество часов изучения русского языка до предусмотренного Минобрнауки России, обеспечена добровольность изучения родных языков, выбранных родителями в соответствии с примерным учебным планом федерального ведомства.

- На днях Министерство образования и науки Российской Федерации, с учетом предложений руководства Татарстана, разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик по всей территории страны добровольно, на основе письменного согласия родителей - законных представителей учащихся, в пределах до двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, - наконец озвучил прокурор самую главную новость.

Он также припомнил резкие высказывания некоторым участникам дискуссии о языковой проблеме, которая не стихала в обществе на протяжении последних месяцев и сопровождалась «отдельными эмоциональными оценками происходящих событий в СМИ, социальных сетях и на иных площадках».

- Должен предостеречь горячие головы от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут решительно и жестко пресечены, с чьей бы стороны не исходили! - добавил прокурор. - Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций. Наша общая задача - достичь конструктивного решения вопроса и исполнить закон. Сейчас главное обеспечить, чтобы сделанное не осталось лишь на бумаге, а воплотилось в жизнь. С этой целью налажено взаимодействие с родительской общественностью, органами власти по недопущению искажения закона в практике правоприменения. Мы будем оперативно реагировать на любые жалобы, свидетельствующие о перекосах в практической деятельности, и решительно пресекать любые нарушения закона.

«Предстоит большая работа»

Фарид Мухаметшин отметил, что со времени первого заседания татарстанского парламента по «языковому» вопросу была проведена большая работа и найдено общее понимание с федеральным министерством. 

- Итогом этих консультаций стало то, что татарский язык как государственный язык Республики Татарстан в рамках учебных планов в школах будет изучаться, - отметил председатель Госсовета.
 
Он сообщил, что 28 ноября в ответ на обращение президента РТ получено письмо министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, в котором в Татарстан направлен примерный учебный план, предусматривающий изучение государственных языков республик страны. 

- Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию школами учебных планов с включением в них государственного татарского языка в объеме двух часов, - добавил Мухаметшин. - Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление учебников татарской литературы, методических документов, повышение квалификации и переподготовку кадров.

В итоге Госсовет РТ поддержал резолюцию о принятии этой информации к сведению, не открывая прений. Председателю комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разилю Валееву было поручено держать под контролем реализацию вышеперечисленных мероприятий и возвращаться время от времени к рассмотрению «языкового» вопроса на заседаниях комитетов. А министру образования и науки РТ Энгелю Фаттахову Госсовет предложил «принять меры по организации учебного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с учебными планами, представленными Министерством образования и науки РФ».

- Вот такое короткое решение после того, как мы на двух сессиях откладывали этот вопрос, - резюмировал Фарид Мухаметшин.

Какой хоккей нам нужен 

Однако участники 33-го заседания Госсовета, которое наверняка войдет в историю Татарстана, открыли прения в перерыве, охотно отвечая на вопросы журналистов.

Так, Разиль Валеев признал, что в целом он удовлетворен решением «языкового» вопроса.

- Согласно федеральному законодательству, преподавание родных языков республик регулируется законодательством этих республик, - отметил он. - И все эти законы я бы считал сегодня в полном объеме реализованными и вопрос исчерпанным. Мы еще будем к этому вопросу возвращаться, но дискутировать станем в рамках нашего комитета. После заседания Госсовета мы соберемся, пригласим Министерство образования и науки, представителей Рособрнадзора, может быть, и прокуратуры. Еще раз обсудим и будем идти вперед.

В то же время Разиль Валеев признал, что тот вариант решения «языкового» вопроса, который озвучил прокурор республики, не совсем то, о чем просил Татарстан федеральный центр: речь шла об обязательном порядке изучения в школах татарского языка, а ключевое слово решения Москвы - «на добровольной основе».

- Но, я думаю, движение в этом вопросе будет продолжаться, - добавил депутат.
 
Председатель комитета по делам национальностей Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов тоже заявил о продолжении работы над «языковым» вопросом. Но уже на федеральном уровне и для всех национальных республик РФ.
 
- У нас есть вопросы к учебникам, к их экспертизе, - подчеркнул он. - Если мы говорим о едином образовательном пространстве, вопросами развития национальных языков должны заниматься и федеральное министерство, и федеральный центр, которые этим вопросом, я считаю, недостаточно занимаются. Что для этого нужно сделать? Нужно восстановить при министерстве институт национальных школ, уделять внимание подготовке специалистов, кадров и так далее.

Депутат Госдумы рассказал, что сегодня возглавляемый им комитет российского парламента направил свои предложения из 23 пунктов в Министерство образования и науки РФ. Он надеется, что ведомство даст квалифицированный ответ, как оно видит дальнейшее развитие и сохранение как родных, так и государственных языков. Ведь есть регионы, в которых не два, как в Татарстане, а несколько государственных языков, а в Дагестане - 14. 

- Нужно заниматься родными языками, нужно помогать субъектам и регионам. А не отдавать им на откуп этот вопрос - сами, мол, как понимаете, так и занимайтесь. Это неправильно, - убежден депутат.
 
Но он не снимает ответственности и с Татарстана за недостаток внимания к «языковому» вопросу, в том числе за недостаточное погружение населения в национальную языковую среду. Так, например, в крупных городах вывески с русским текстом редко дублируются на татарском. А между тем это прямое нарушение закона о двуязычии.

- Я бы в этом отношении посоветовал усилить работу, - добавил парламентарий. - У нас же есть норма административного наказания. Нужно усилить эту позицию и провести аудит по всей республике. Люди же к нам приезжают за национальным колоритом, но проходят по улицам Казани и не могут отличить наш город от любого другого. Понятно, что мы хотим быть европейским городом, но это не должно мешать сохранять язык и национальные традиции.

Журналист KazanFirst поинтересовалась у депутата Госсовета Ильшата Аминова - гендиректора телекомпании «Татарстан - новый век», возможно ли создать мощную языковую среду благодаря национальному телевидению, повысив качество татароязычного контента до такой степени, чтобы даже все русское население бросилось смотреть передачи на татарском? Или, может быть, воспользоваться опытом Страны Басков, где национальный язык знают 85% населения, и транслировать по ТНВ матчи мирового уровня, причем вести комментарий на татарском языке? 


Читайте также: «Татарская школа выживет только в том случае, если даст качественное образование»


- К этому надо стремиться, однозначно, - согласился Ильшат Аминов. - Но для того, чтобы наши передачи соответствовали лучшим мировым стандартам, нужна серьезная техническая база. Этим мы сейчас занимаемся и движемся вперед в этом направлении. Алла бирса, в скором времени мы построим новый теле-, радиокомплекс для того, чтобы вывести наши программы на новый технологический уровень - на такой же, как на центральных каналах. А домашние матчи «Ак Барса» на татарском языке мы уже транслируем, причем с хорошей техникой. Чем эти хоккейные матчи не мирового уровня? Их с удовольствием смотрят везде. Потому что у нас хоккей - мирового уровня.
 

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (2)
Макс
Оттырдык.
5
ОТВЕТИТЬ
фарит габдуллович
можно ли горбачева назвать глупцом? наивным простачком? это вряд ли, все его называют иудой, предателем большой, успешной страны СССР. да, янки водили нас занос, обманули. а вы чего хотели, для достижения цели все средства хороши. грабли эти известны всем, но когда на них становятся люди убеленные сединами и повидавших многое. возникает ощущение предательства и брезгливости к этим "депутатам"
2
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Чтобы не повторилась революция 1917 года, нам нужна сильная власть»

Политика 08:31 / 29 ноября 2017
3
«Чтобы не повторилась революция 1917 года, нам нужна сильная власть»

От способности извлекать конструктивные уроки прошлого зависит понимание того, что нам нужно делать сейчас, считают участники Изборского клуба, второе заседание которого прошло в Казани. Собравшиеся эксперты оценили с разных точек зрения события столетней давности и попытались сравнить их с нынешними попытками внешних сил раскачать ситуацию в стране

С небольшим запозданием, но все-таки собрались члены регионального отделения Изборского клуба Татарстана, чтобы взглянуть на революцию 1917 года современным взглядом. 

- Любая историческая правда обслуживает современность. Обращение к истории - аналог следственного процесса, уточнения деталей, - открыл заседние руководитель регионального отделения клуба - заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, доктор социологических наук Андрей Тузиков. 

Эксперты поговорили о месте и роли революции в мировой истории, в истории Казани, которая занимала достаточно видное место в этом процессе. Хотя бы с той точки зрения, что Казань - это начало революционной деятельности Ленина и один из фронтов гражданской войны. Важное место обсуждения занял процесс переосмысления исторических вех и наложение их на современную действительность. Тем более такие инструменты дестабилизации, как давление на чувствительные общественные темы с целью разжигания взаимного недоверия и разобщения людей, сегодня востребованы в мире радикальными личностями.

Революцию нашу вспоминают везде

К оценке исторических событий такого масштаба, как русская революция, нужно подходить без радикальных взглядов и крайностей, считает заместитель руководителя Департамента аппарата президента республики по вопросам внутренней политики Роман Беляков. В этом вопросе нужны вдумчивость и объективность.

- Революцию нашу помнят все. Тема достаточно сложная. Был период, когда она воспринималась в ярких тонах как самое главное событие, она была даже несколько романтизирована. Потом очень длительное время было очернение всего, что связано с советской эпохой. Страна нуждается в чем-то среднем - в спокойном, вдумчивом, объективном подходе к событиям столетней давности. Потому что двигаться вперед без трезвых оценок невозможно, - уверен Беляков. 

Коллегу поддержал и Андрей Тузиков, который подчеркнул, что от способности извлекать конструктивные уроки прошлого зависит понимание того, что нам нужно делать сейчас.

- Когда говорят об образе будущего, зачастую начинают с очернения прошлого, работает «зачеркивающий механизм». Но оказалось, что, зачеркивая свое прошлое, приходится сталкиваться с массой проблем в настоящем. Даже экономическая логика подсказывает, что лучше накапливать, чем разрушать. Невозможно построить успешное предприятие, если постоянно его разрушать до основания, - считает эксперт.

Нельзя исключать антропологию - склонность людей к агрессии

Председатель комиссии Общественной палаты (ОП) РТ по межэтническим и межконфессиональным отношениям Олег Агапов расписал свое видение революционной деятельности в России, опираясь на взгляды ряда историков либерального крыла. Он представил идею одной великой русской революции, начиная с 1905-го и заканчивая аж 1993-м. 

- Если обобщить взгляды Пивоварова, Зиновьева, Курского, Шубина, Сахарова, то хронология российской революции насчитывает более 20 лет и имеет пять основных фаз. Первая - революция 1905 года и создание Госдумы, появление политических партий и реформ Столыпина. Вторая фаза связана с февральской революцией, свержением монархии и установлением республики. Третья - это, собственно, октябрьская революция и появление советской власти как новой модели правления. Четвертая - гражданская война. Пятая фаза - завершение социалистического блока, - очень емко представил «картину» Агапов. 

Спикер выделил несколько универсальных причин социальных катаклизмов, которые характерны для разных стран. Например, глобализм, который размывает общественные институты и устои, в итоге люди теряют социальные ориентиры и становятся подвержены радикальным идеям. Этот опасный механизм действовал в 1917 году, продолжает работать и сейчас.

- Нам необходимо изучать практики революций, чтобы снижать риски таких процессов: террора, насилия и исторического нигилизма. Ни в коем случае, когда мы осмысливаем революционный процесс, нельзя игнорировать антропологию - склонность людей к агрессии, - подытожил Олег Агапов и указал, что в борьбе с природной склонностью к агрессивным проявлениям помогут механизмы, способные перенести такой мощный заряд негатива в позитивное русло.  

- Для неповторения событий 1917 года нам нужно, чтобы была сильная власть, эффективное управление. И чтобы эта власть опиралась на какую-то силу, которая способна предотвратить социальный катаклизм. Любой социальный катаклизм в России, что бы ни говорили, произошел из-за слабой власти. И вся история об этом свидетельствует, - подытожил обсуждение историк Игорь Алексеев.


Читайте также: «Либеральные смыслы распространяются в сознании людей со скоростью эпидемии»


КОММЕНТАРИИ (2)
Максим Сыроежкин
Жизнь народа надо улучшать. И вообще, та революция была иннициализирована и профинансирована извне.
2
ОТВЕТИТЬ
Житель
Не так давно революция эта была самым главным и положительным событием прошлого века! И об этом нам говорили эти же лица!
2
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх