«Мы хотим заставить тренеров учиться»

В Поволжской академии спорта начался трехдневный баскетбольный образовательный проект для тренеров начальной группы подготовки и учителей физкультуры
В Поволжской академии спорта начался трехдневный баскетбольный образовательный
проект для тренеров начальной группы подготовки и учителей физкультуры,
организованный совместными усилиями вуза и Российской федерации баскетбола

О том, что от звезд будет слепить в глазах, предупредили еще накануне: Елевич и Базаревич приедут точно, Кириленко — может быть.

В итоге президент РФБ до Казани не доехал, но, по большому счету, необходимости в присутствии Андрея Геннадьевича в спортзале учебно-лабораторного корпуса ПГАФКСиТ не было. Добавить вес мероприятию? Да ладно вам! Более трехсот специалистов, сидящих в зале и внимающих словам Сергея Елевича, который своей лекцией открывает трехдневный образовательный модуль, посвященный группам начальной подготовки, — лучшее свидетельство тому, что оно и так весомо. И самое ценное в этом семинаре даже не то, что порядка 60 слушателей прибыли в столицу Татарстана из других регионов России, а то, что присутствуют учителя физкультуры, которых делегировал Минобрнауки Татарстана.

К вопросу, почему учителя на семинаре — это важно, я еще вернусь. Пока же — о выступлении Сергея Елевича, которого любители баскетбола знают по работе с «Химками». Сергей Николаевич, руководитель Высшей школы тренеров и методического отдела РФБ, рассказывает тренерам-учителям о том, как будет проходить семинар, и призывает к диалогу, к работе в режиме «вопрос — ответ». 

«Мы хотим заставить тренеров учиться»

А еще дает первое ЦУ: в группах начальной подготовки 80 процентов времени занятий должно быть посвящено работе над техникой. Утверждение более чем логичное, поскольку техника работы спортсмена со снарядом (мячом, шайбой, клюшкой, ракеткой и т. д. и т. п. — это касается всех игровых видов спорта) — тот фундамент, на котором затем можно строить всевозможные хитрые тактические схемы.

Стоило Елевичу сказать про 80 процентов, как в аудитории тут же рождается вопрос: позвольте, какие 80 процентов работы над техникой, если в спущенных тренерам сверху учебных планах прописано совершенно другое? А именно: 60-70 процентов времени на начальном этапе должно уделяться общефизической подготовке!

И таких моментов, надо предполагать, на этом семинаре будет еще немало — по той простой причине, что подготовкой тренерских кадров в нашем баскетболе всерьез не занимались аж с советских времен. 

По словам Елевича, открыть методические отделы РФБ в регионах он предлагал в 2007 году, после победы сборной России на чемпионате Европы. Но тогдашний президент РФБ Сергей Чернов сказал, что ему это не нужно.

Как результат: сегодня российских тренеров топ-уровня в стране практически нет. Звание чемпиона России в этом сезоне разыгрывают всего лишь девять клубов страны, при этом в них работают всего три главных тренера с российским паспортом: Василий Карасев в «Зените», Евгений Пашутин в «Автодоре» и Олег Окулов в «Енисее». 

«Мы хотим заставить тренеров учиться»

— А наши-то не хуже иностранцев! — убежден Елевич. — Я как директор Высшей школы тренеров, выпустивший более 100 человек, вижу, что у нас есть специалисты, которые способны решать с командами самые серьезные задачи, поставленные руководителями. К сожалению, им не доверяют, а вот почему — понять не могу. Вспоминаю начало своей деятельности в 1977 году. Я, молодой тренер, тогда слышал от своего руководителя: «Елевич, не думай, что я тебя выгоню. Нет, я заставлю тебя работать!» И такое доверие способствовало тому, чтобы тренер рос, занимался самообразованием, что должно быть обязательно.

— Тренеров-иностранцев тогда не было.

— Да дело даже не в этом. У нас тогда было 12 команд высшей лиги, 12 — в первой. Но это были полноценные команды, в которых играли только советские игроки, и все они могли выступать за сборные СССР всех возрастов. Сейчас такого нет, и в первую очередь из-за того, что статус тренера сегодня очень сильно опустился. Конечно, главная причина — зарплата тренеров. Когда тренер вынужден работать в пяти местах, чтобы прокормить семью, он просто не в состоянии углубленно заниматься подготовкой резерва. Второй момент — непонимание того, что должен делать тренер. Сегодня ему нужно за столько дел отчитываться, столько бумаг писать. 

Сергей Николаевич рассказывает, что им и его коллегами создано три образовательных модуля: по начальной подготовке баскетболиста, по работе с игроками среднего звена и высшего спортивного мастерства.

В числе проблем — сокращение числа команд, поскольку все материальные моменты (экипировка, поездки на турниры и все остальное) перекладываются на плечи родителей. А для детей баскетбол, как правило, заканчивается по достижении ими 17-летнего возраста. И вот тут очень кстати Ассоциация студенческого баскетбола.

— Если у нас будут развиты начальное баскетбольное образование и студенческий баскетбол, то мы получим много команд и много игроков, которые способны выступать за сборные России, — не открывает Америки Елевич. — А программа наша еще и в том, что мы хотим заставить тренеров учиться. Я сейчас проехал девять регионов (Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Краснодар, Санкт-Петербург, Москву, Казань. — Ред.) и встречался со спортивными руководителями, чтобы внедрить там наше обучение. Ближайшие соседи пусть приезжают учиться, мы же со своей стороны будем делать все, чтобы делиться опытом приезжали лучшие.

«Мы хотим заставить тренеров учиться»

Стоит признать, что старт этой образовательной кампании РФБ получился впечатляющим: не каждый день тренерский штаб сборной России в полном составе готов делиться опытом. Причем в Казани запланированы (по отдельности) лекции главного тренера Сергея Базаревича, тренера по физподготовке Георгия Артемьева и тренера Александра Груича.

Семинар продлится до 1 декабря, но на этом обучение не будет закончено. Второй блок лекций и занятий, который необходимо будет прослушать, чтобы получить сертификат, запланирован на весну будущего года.


Читайте также: Чемодан без ручки: почему «Рубину» нужно избавиться от Бердыева


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *