«Чтобы жизнь становилась лучше, люди должны принимать в этом участие»

В Казани прошли общественные слушания по проекту Открытого правительства. Российские власти намерены принять новые рекомендации для более успешной реализации этой идеи
В Казани прошли общественные слушания по проекту Открытого правительства.
Российские власти намерены принять новые рекомендации для более успешной
реализации этой идеи, и многие из них взяты именно из работы Татарстана

Общественные слушания о проекте «Методические рекомендации по открытости органов госвласти и местного самоуправления» прошли в Казани при участии представителей всех муниципалитетов.

Новые методические рекомендации направлены на решение трех главных задач:

— обеспечение информационной открытости;

— доступность и понятность действий госорганов;

— развитие функций общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. 

В феврале 2012 года Дмитрием Медведевым была создана рабочая группа по формированию в России системы Открытого правительства. В ее состав вошли несколько сотен ведущих экспертов, многие из которых впоследствии стали членами Экспертного совета при правительстве РФ.

Позже началась реализация открытости на региональном уровне.

Татарстан как пример

По мнению правительства, рекомендации станут своеобразным компасом для регионов, в то же время они будут оптимизироваться и дополняться по мере их использования на практике. 

«Чтобы жизнь становилась лучше, люди должны принимать в этом участие»

— Программа «Открытый Татарстан» реализуется достаточно давно, уже много хороших результатов, которыми можно делиться не только с муниципальными районами, но и между субъектами Российской Федерации, — говорит старший научный сотрудник Высшей школы экономики Наталья Дмитриева.

Также эксперт рассказала, что при составлении методических рекомендаций очень многие нормы были взяты именно из Татарстана, но они не являются догмой и для каждого региона могут варьироваться. 

— Та интернет-приемная, которая работает в республике для всех муниципальных образований, где есть возможность гражданину, не разбираясь, какой именно орган власти ту или иную задачу решает, направить свое обращение, и оно обязательно найдет своего адресата – это действительно технология. Но в то же время экспертное сообщество и общественные организации должны видеть не только возможность задать вопрос, но и тот анализ результатов этих обращений. То есть с какими запросами обращаются граждане, какие проблемы их больше всего интересуют, — продолжила Наталья Дмитриева. 

«Чтобы жизнь становилась лучше, люди должны принимать в этом участие»

Но все же, по ее мнению, не все программы пока работают в полную силу, одним из отстающих стало открытое обсуждение законопроектов, которые тоже размещаются на сайте.

— В ряде случаев механизм работает вхолостую, потому что вовлечение институтов гражданского общества по большому количеству проектов минимально. Так, может быть, недостаточно понятно написаны пояснительные записки, где одно предложение на полстраницы. Может, недостаточно активно привлекаются общественные советы и общественная палата? —  задавала риторический вопрос Дмитриева.

Открытость со всех сторон

Для реализации принципов открытости министерствам и ведомствам в регионах рекомендовалось размещать информацию о своей работе в интернете, обеспечивать возможность доступа к открытым данным, представлять в понятном виде нормативно-правовые акты и прочие документы, вовлекать жителей в общественное обсуждение готовящихся решений.

«Чтобы жизнь становилась лучше, люди должны принимать в этом участие»

— Открытость — это не только обязанность со стороны государства, это еще и обязанность со стороны граждан. Деятельностная позиция должна быть проявлена, если люди хотят, — считает Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Татарстана — министр информатизации и связи республики.


Программы открытости в Татарстане:

Портал Госуслуг

Официальный портал

Обсуждение проектов НПА и антикоррупционная экспертиза

Народный контроль

Народный инспектор

Открытые данные


Недавно на республиканском портале Госуслуг появился новый канал — сервис оценки качества оказанной медицинской помощи. Этот проект был запущен совместно с Министерством здравоохранения. Он позволит получать Минздраву информацию о качестве обслуживания, о работе врачей и регистратуры, состоянии помещения и времени ожидания. Пока что средний балл, выставляемый пользователями, — 4,6 из 5 возможных.

— По итогам 10 месяцев у нас более 11 миллионов фактов записи на прием к врачу в электронном виде – это примерно 40% всех визитов к врачу. То есть еще много чего предстоит сделать, но результат уже хороший, — рассказал Шайхутдинов.

«Чтобы жизнь становилась лучше, люди должны принимать в этом участие»

Методические рекомендации по реализации принципов и механизмов открытости в работе региональных органов власти и местного самоуправления будут приняты в течение четырех месяцев. В них с учетом местной специфики детализируют механизмы открытости, отработанные за последние годы на федеральном уровне.


Читайте также: Путин: Пока я президент, укрупнения регионов не будет 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *