«Учить «на писателя» всерьез получается только у жизни»

Автор фото: art-n-foto.ru, portal-kultura.ru, idiatullin.ru
Культура 08:52 / 27 декабря 2017
5
«Учить «на писателя» всерьез получается только у жизни»

Автор романа «Город Брежнев» - о жутких параллелях современности и эпохи 80-х.

- В интервью изданию «Челны ЛТД» в 2006 году вы отмечали, что, скорее всего, успех в литературных кругах вам «не светит», потому что круги эти заведомо не относятся к вашим читателям. Сегодня вы лауреат национальной премии «Большая книга», автор семи романов. Насколько для вас важна эта награда? Как удалось «зацепить» и читателей и экспертное сообщество?

- Как удалось, вот честно - не знаю. Я всегда старался писать книги, которых мне не хватало как читателю. Десять лет назад у меня было ощущение совсем лютого несовпадения моих читательских интересов и пристрастий с, так сказать, массовыми или просто заметными. Сейчас лютость ослабла. Может, я изменился, может, читательский мир, а может, оба - изменились и оказались ближе друг к другу.


Наша справка

Шамиль Идиатуллин - российский журналист и писатель. Родился в 1971 году в Ульяновске, но уже в 1973-м оказался в Челнах - родители отправились строить «КАМАЗ». Начал карьеру журналиста в газете «Рабочий КАМАЗа», затем поступил на журфак Казанского государственного университета (ныне - Казанский федеральный университет) и переехал в Казань. На третьем курсе стал сотрудником «Известий Татарстана» и проработал в издании девять лет. С 1994 года сотрудничал с издательским домом «Коммерсантъ» и в 2003 году был переведен в московский офис, где и работает по сей день.

С 2004 года публикует рассказы и повести. Автор семи романов. Победитель национальной премии «Большая книга-2017» с произведением «Город Брежнев».


С другой стороны, «Город Брежнев» посвящен теме, которая, наверное, саднит не у меня одного. Ранние 80-е, счастливое непростое детство, истоки нашей стойкости и нашей жесткости долго оставались в необсуждаемой зоне, при этом умело заведенный разговор немедленно срывал плотину - обсуждать хотелось.

С третьей стороны, я всегда пытался только за такие темы и цепляться, но как-то не везло с тем, чтобы попасться на глаза именно своему читателю. В этот раз повезло.

И вообще повезло, как ни крути.

Мои книги уже дважды входили в длинный список премии, я предполагал, что они не хуже «ГБ», стало быть, и «ГБ» сойдет с дистанции на той же вешке. «ГБ» вышел в финал, и это была огромная радость. Потом «ГБ» оказался третьим в читательском голосовании, и это было счастье. Но я списал успех на нечаянное попадание темы в сиюминутные предпочтения читателей, строго напомнив себе, что Литературная академия от широкого читателя все-таки отличается и что итоги ее голосования всегда отличаются от читательских хотя бы на пункт. Ну и я мгновенно сообразил, на кого этот пункт выпадет. И вот вам здрасьте.

Третье место в «Большой книге» - для меня это почти химическое счастье. Выходит, читателям, в том числе профессиональным и очень умным, важны вещи, которые важны для меня. И благодаря премии число таких читателей, людей, для которых моя книга может оказаться нужной и полезной, будет расти.

- Был ли в вашей жизни момент, когда вы поняли, - все, точка, хочу быть писателем? Что сейчас на первом плане - журналистика или написание книг? Сместилась ли за последние годы чаша весов от одного к другому?

- Наоборот было: я в детстве мечтал стать писателем, а когда решил, что это невозможно, придумал компромисс в виде журналистики. Не очень охотно, между прочим, но быстро смирился, привык и полюбил. Другое дело, что последние лет пятнадцать мне приходится заниматься не столько журналистикой, сколько редактурой и медиаменеджментом. Вроде получается, но тоска по письму гложет - иначе я и книг писать не начал бы, между прочим. На писательство я постоянную работу точно не променяю, в том числе из чувства самосохранения. Но от других вариантов, связанных с придумыванием сюжетов и выгонкой текстов, зарекаться не могу.

- Помните ли вы книгу, которую прочитали первой в жизни? Что это было за произведение? 

- Первую не помню, конечно, тем более что, как почти у всех, наверное, переход от чтения мамой или дау-ани вслух к самостоятельному чтению был плавным и постепенным. Сказки, наверное, какие-нибудь, или «Малыш и Карлсон», или «Четвертая высота» - родители говорят, что я в малом возрасте очень любил ее слушать. Почему - не знаю до сих пор, хотя подростком старательно перечитал.

А лет с шести я уже читал постоянно, всегда и везде, в том числе по дороге из школы и вместо ужина. Естественно, родители пытались это безобразие пресечь, в том числе инструментальным способом: например, папа убирал детские книги (кроме предусмотренных школьной программой) на антресоли, которые заколачивал гвоздями. Соответственно, я довольно рано освоил гвоздодер и взрослые книги.

- Какие книги, авторы оказали особое влияние на ваше становление как человека?

- Первой осознанной любовью стали повести Владислава Крапивина. Я открыл его лет в восемь, обстоятельства помню до сих пор: брожу, сипя, по квартире, весь закутанный и в индийском свитере, потому что опять пневмония, рыщу в поисках чего почитать, а ничего нету, от бедности сажусь на пол листать ободранную стопку журналов «Пионер» - и залипаю в середину «Колыбельной для брата». Годам к двенадцати к Крапивину добавился Виктор Конецкий, еще года через три - братья Стругацкие. Примерно к тому же времени я после третьего, что ли, перечитывания воспитал в себе умение читать «Момент истины» Владимира Богомолова - книгу, которая поначалу казалась неплохим военным детективом, старательно испорченным дурацкими документами, а потом стала самой любимой вообще. 

Эти авторы в основном и воспитали если не меня, то мое представление о литературном прекрасном. Следующие авторы либо в это прекрасное вписывались - самые разные, от Ивлина Во и Сергея Жарковского до Ю Несбе и Алексея Сальникова, либо нет (таких было больше - впрочем, на лютость несовпадения я уже сетовал).

- «Город Брежнев» вы писали больше 10 лет - с 2004 по 2015 год. Что было самым сложным в этой работе? Что помогало, заставляло завершить роман?

- Самым сложным было заставить себя взяться как следует. Я понимал, что садиться за роман надо всерьез и надолго, а уверенности в том, что это надо кому-то кроме меня, не было. Зато была надежда на то, что кто-нибудь более умелый успеет раньше, так что с меня эти обязы будут сняты. Поэтому я, добив очередной кусок «ГБ», радостно отвлекался на более актуальный и, главное, короткий современный сюжет. А потом понял, что никто про то очень важное лично для меня не напишет и что сам я, если это вот лично важное солью, перестану себя уважать. Вздохнул и сел писать.

- Во всех ваших романах в том или ином роде присутствуют элементы художественного вымысла - в «Татарском ударе», в «СССР», в «Убыр», в «Это просто игра». Сколько в произведении «Город Брежнев» реального, а сколько - фантастического?

- Все мои романы представляют собой продукт художественного вымысла от начала и до конца. «ГБ» исключением не является. При этом фантастики я почти не пишу. Очень многие герои, события, сюжетные узлы подсмотрены в жизни, но перелеплены и перемешаны так старательно, что по-любому, как принято писать в титрах некоторых фильмах, являются плодом вымысла, а все совпадения случайны.

Позднесоветское детство, юность и зрелость героев «Города Брежнева» не сильно отличаются от детства-юности-зрелости моих ровесников, меня самого, моих старших товарищей, родителей, их коллег и так далее. Но считать роман автобиографическим не стоит. Хотя никто не запретит, конечно.

Главный герой «Города Брежнева» Артур, само собой, частично срисован с меня, частично - с моего старшего брата и нескольких друзей. Я вообще пытался держаться этого подхода: писать о том, что пережил, видел или достоверно знаю сам, при этом не уходя в документализм и буквализм, а потому отчаянно тасуя и миксуя все на свете. Многие события, описанные в романе, происходили на самом деле, но не там, не так и не тогда - впрочем, это отметит любой челнинец, прочитавший «ГБ». Ну и, понятно, мне пришлось вспомнить гораздо больше, чем я когда-либо знал.

Я исхожу из того, что литература - она вообще про частное, иначе это уже публицистика, социология, да что угодно, но не литература. К названным дисциплинам я отношусь с почтением, но читать люблю книжки про Вселенные отдельно взятых людей, уже самостоятельно сводя эти Вселенные в равнодействующие или противодействующие фронты. Не факт, что мой подход корректен или там оптимален, но другого у меня нет.

- Вы неоднократно упоминали, что эпоха, в которой разворачиваются действия романа, напоминает события, происходящие в мире сейчас, - падение цен на нефть, экономические санкции, запрет на участие спортсменов в Олимпиаде. Стоит ли в таком случае воспринимать «Город Брежнев» как некое предостережение, наставление современной молодежи, возможность учиться на ошибках прошлого? Поймут ли нынешние подростки то, что творилось в головах и душах ребят из 80-х?

- Задачи такой точно не было. Я хотел рассказать о захватывающих, важных и страшных событиях из нашей недавней, но забытой жизни.

История является вечным вызовом для авторов: во-первых, она уже случилась и не изменится, во-вторых, срослась почему-то именно так, а не иначе, в-третьих, ровно поэтому мы стали такими, а не сякими. Каждый из трех названных пунктов классно ложится в повествовательную ткань, а когда их сразу три - чего еще желать-то?

Сам-то я люблю книги «про меня здесь и сейчас» - и читать такие люблю, и писать предпочитаю. Шесть книг так и написал, а седьмую, историческую, которая вообще-то должна была стать второй, все откладывал. Потом понял, что дальше некуда.

И уже попутно выяснилось, как жутковато та жизнь, похожая на эту. Рифмы бросаются в глаза, грабли - под ноги, глупо просто этого не замечать и не учитывать. Но «ГБ» - не трактат, не поучение и не намек с уроком добрым молодцам. Другое дело, что и в этом качестве он, наверное, может кому-то пригодиться. В том числе и тем, кто родился после 1983-1984 годов, в которые происходит действие книги. Многие, судя по отзывам, понимают. Это здорово и очень меня радует. Не зря старался, значит.

Я уже писал книги от лица подростка, но тут задача была особой. Не сразу и сообразишь, что сложнее - ставить себя на место собственных детей и их приятелей в современном сюжете или вспоминать мысли и ощущения советского пацана, которым был когда-то и который довольно сильно отличался от пацанов сегодняшних.

Человек формируется его детством - это факт. Дальше - рихтовка, пусть даже самая глубокая. И тех, кто не любит и боится вспоминать свое детство, мне жаль. Тот, кто старательно забывает сущностные черты угрозы, не разглядит ее повторения и не спасет от нее ни себя, ни, например, собственных детей.

- По роману «Город Брежнев» готовятся снимать фильм. Как вы считаете, удастся ли в полной мере передать атмосферу, содержание романа на экране? Принимаете ли вы участие в написании сценария, съемках? Или это уже «поле боя» режиссера, а не писателя?

- Конечно, я очень надеюсь на удачу кинопроекта Дмитрия Стрижевского. Мне кажется, у него достаточно профессионализма и страсти, чтобы сделать сильное кино. Мы договорились, что я буду писать сценарий и оказывать необходимую помощь. При этом я исхожу из того, что кино - режиссерское искусство, так что даже не буду пытаться давить и постараюсь не выходить за естественные рамки литературной основы. Надеюсь, получится.

- Стоит ли вашим читателям ждать продолжения истории Артура Вафина? Повзрослевшего и окунувшегося уже в другие эпохи - 90-е, нулевые годы? 

- Нет. Во-первых, зачем на старых дрожжах подниматься, когда новое всегда интереснее. Во-вторых, мне не хочется отбирать у читателя шанс додумать и выстроить продолжение этой истории по-своему - если я был внятен, то должен был выдать полноценный набор для такого строительства. Надеюсь, у читателя продолжение получится более обнадеживающим, чем вышло бы у меня. Мне-то будущее героев «ГБ» видится не слишком веселым. Пусть уж это видение останется при мне.

- Каковы ваши писательские привычки? 

- Писательская привычка у меня одна - не писать, пока возможно. Мне очень не нравится само занятие, это как чирей выдавливать: долго, муторно и лучше без посторонних глаз. К тому же забирает от полутора-двух лет до трех-пяти, в течение которых я рассеян, раздражителен плюс время от времени запрещаю себе читать худлит и смотреть фильмы с сериалами, чтобы не отвлекаться и не подпадать под чужой слог, ритм и смысл. А не читать для меня - мука мученическая. Гораздо приятнее просто жить, читать, трепаться с детьми или валяться на диване в свое удовольствие. Так я и стараюсь делать, пока очередная история не возьмет за горло совсем плотно, не позволяя ни вздохнуть, ни уснуть. Тогда я, неслышно бурча, выползаю из теплой кровати и сажусь за комп.

- Где и в какое время дня вам работается наиболее плодотворно? 

- Писать приходится ночами, ранним утром, а также в выходные и по праздникам - то есть в нерабочее время, при том, что рабочий день у меня ненормированный. При таких вводных особо не покапризничаешь, так что особых привычек и условий у меня нет, как нет и писательского кабинета. Где получится придумать и набить абзац, там это и случается: в магазине, в самолете, в машине, когда дочку с тренировки жду.

- Ждете ли вы вдохновения, чтобы сесть за роман, или придерживаетесь правила «ни дня без строчки»?

- Если уже начал книгу, есть интерес, конечно, поскорее спихнуть с себя это ярмо. Поэтому я стараюсь как можно детальней продумывать план и как можно быстрее его реализовывать. В поставленные сроки, конечно, ни разу уложиться не удалось, но накопленный опыт все равно позволяет выпрыгивать из этого состояния быстрее и с меньшими моральными потерями.

- Не секрет, что система образования в целом более заточена на развитие технических возможностей детей. А отбор талантов зачастую идет только в музыкальных, танцевальных, спортивных сферах. Есть ли у молодых писателей в России возможность развиться и достичь успехов? Ведь фактически «на писателя» нигде не учат, да и начать публиковаться за свой счет могут не все.

- С одной стороны, сегодня опубликоваться гораздо легче, чем пятнадцать лет назад, тем более в советские времена. Куча издательств ежемесячно издает тысячи книг на все вкусы, и шанс, что ваша книга окажется востребованной, очень велик. Я уж не говорю про сетевые публикации, которые в принципе дают как минимум сопоставимое с бумажным количество читателей, а то и в разы, если не на порядки, большее. Плюс есть премии, в том числе специальные, рассчитанные именно на молодых авторов, и это свято место пусто, к счастью, не остается: стоило объявить о паузе знаменитому «Дебюту», как ему на смену пришел очень достойный и интересный «Лицей». 

С другой стороны, тиражи стали совсем мизерными, как и степень общественного интереса к книгам. Больше половины россиян за последний год прочитали меньше одной книги, книжные рубрики вымыты из большинства СМИ, ну и так далее.

С третьей стороны (что-то я злоупотребляю диалектической избыточностью, прошу прощения), несмотря ни на это, ни на то, что книга сегодня существует в заведомо проигрышном соревновании с горами куда более яркого и доступного развлекательного контента, число упорных читателей до сих пор вполне сопоставимо с советским. И это совсем искушенный, закаленный, алмазной твердости читатель. Писать для такого - честь и удача.

А учить «на писателя» всерьез получается только у жизни - восемьдесят лет работы того же Литинститута хорошо доказывают, что успех, талант и профессионализм писателя не очень коррелируют с тем, что написано у него в дипломе.

Теперь главное: за свой счет издаваться не надо никогда и никому. Это тупиковый путь, который выгоден только жуликам, разводящим тщеславных новичков. Ни славы, ни денег такое издание не принесет, зато перечеркнет дорогу в нормальное издательство: там автора, заплатившего за выпуск своей книги, считают заведомо несостоятельным, увы.

- Что бы вы пожелали себе и своим читателям в наступающем 2018 году?

- Давайте будем здоровыми, счастливыми, старательными, любознательными и привыкнем ставить себя на место собеседника, родственника, соперника и просто раздражающего субъекта. Это интересно, и это часто помогает.


Читайте также: Татарский раздел «Википедии»: споры вокруг «России» и всемирная слава башкирских бабушек  


КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Дед Мороз. Начало»: чем запомнится президентская елка Татарстана

Автор фото: tatarstan.ru
Культура 07:42 / 26 декабря 2017
6
«Дед Мороз. Начало»: чем запомнится президентская елка Татарстана

Приятная традиция республиканской елки - новая творческая программа.

Организаторы постарались удивить гостей и в этом году подготовили самое масштабное представление в истории этого события. Всего в творческую группу вошли более 1 500 человек, среди них участники фестивального движения «Созвездие - Йолдызлык», танцевальных коллективов республики, лучшие ученики музыкальных и хореографических школ города. Также в шоу были специальные номера от хореографических и вокальных ансамблей. Перед зрителями выступил театр танца «Дорога из города», группа «Изумрудный город», ансамбль танца «Казань», театр танца Mix Style, творческое объединение «Кристалл» и многие другие.

Сказка под названием «Дед Мороз. Начало» рассказала ребятам про средневековый город, в котором люди увлечены своей работой и совершенно не испытывают новогоднего настроения. 

Повествование ведется от лица старого мудреца, что рассказывает легенду. Дедушка Мороз и его внучка случайно узнают о том, что мир погружается в вечный холод, и бросают вызов Зиме и ее Королеве. Герои отправляются в холодное царство, но, конечно же, встречают на своем пути множество препятствий. Их они преодолевают вместе с залом. Многим такая постановка напомнила современную интерпретацию «Снегурочки» Александра Островского.

- В прошлом году мы решили ввести педагогический момент в сценарий представления - участники шоу пропагандировали спорт и здоровый образ жизни, противопоставляя его увлечению компьютерными играми, сидячему образу жизни. В этом году мы повторили эту идею, - отметили организаторы. 

Главную роль - Дедушки Мороза - доверили известному татарстанскому актеру, члену труппы театра Камала Фанису Зиганшину, и он справился с ней блестяще. Да и другие артисты не подкачали - еще бы, перед официальным представлением было пять (!) официальных репетиций. Что важно, представление проходило параллельно на двух языках: русском и татарском - с субтитрами, выведенными на огромный медиаэкран. В прошлые годы основное представление было моноязычным. 

В этом году республиканская елка несколько изменила формат. В прошлые годы она состояла из двух частей - театральной и музыкальной. Но в этот раз, как сообщил журналистам на предварявшей мероприятие пресс-конференции министр по делам молодежи и спорту Татарстана Владимир Леонов, было принято решение о сокращении расходов на праздник и об отказе от приглашения больших звезд шоу-бизнеса. Главной звездой вечера стал Алексей Воробьев, участник Евровидения-2013, известный многим в Татарстане главной ролью в фильме о нашей столице «Сокровища озера Кабан». Набирающий популярность певец спел несколько авторских песен, но большую часть концертной программы исполнял всемирно известные хиты прошлых лет. 

- На президентскую елку мы приглашаем самых лучших детей республики. Это одаренные, талантливые дети, те, кто стал победителем олимпиад разного уровня. Конечно же, зовем на этот праздник и тех, чья семья оказалась в трудной жизненной ситуации, детей-сирот. Многие ребята мечтали и сами поучаствовать в шоу, и в этом году нам удалось организовать программу так, чтобы быть причастными к празднику смогло как можно большее количество ребят. Мы не просто разработали концертную и развлекательную части программы, но и срежиссировали ее таким образом, чтобы всем в спорткомплексе хватило места и у всех ребят было время показать себя. Это представление прекрасно организовано для наших лучших детей, которые представляют всю республику. Хотел бы поблагодарить постановщиков и участников этого прекрасного праздника, - сказал Владимир Леонов.

Также министр спорта республики отметил, что на Президентскую елку приехали ребята со всей республики, даже из отдаленных сел, для чего был специально организован транспорт.

- На этой елке в Казани более 300 детей из татарстанских сел. У нас налажено межведомственное взаимодействие по обеспечению безопасности переезда из сельской местности в Казань с учетом зимних условий. В каждом автобусе вместе с детьми будет ехать сотрудник ГИБДД, автобусы в пути также будут сопровождать машины Госавтоинспекции. К тому же мы зарезервировали места в гостиницах на случай непогоды, - подчеркнул Владимир Леонов.

И правда, все, с кем мы пообщались, остались довольны как представлением, так и организацией выходного тура.

- Мы приехали из Сарманово. В нашей группе ребята - победители всероссийских соревнований по плаванию, участники международных игр, первенства Европы. Весь год они старались, хорошо учились. И очень приятно, что их труд отметили. Нас забрали прямо со школы на комфортном автобусе, быстро довезли в Казани. Здесь мы зашли в специально организованный пункт питания, только потом поехали на праздник, который тоже прошел отлично, - восторженно рассказывает Маргарита Иванова, заместитель по УВР 2-й общеобразовательной школы поселка Сарманово.

Еще одна традиция любой елки - это, собственно, сама "ель". Живое дерево в ледовом Дворце спорта устанавливать, естественно, не стали - ее заменила цветомузыкальная инсталляция из плазменных панелей. Но как и настоящую лесную красавицу, электронную необходимо было «зажечь» традиционным новогодним заклинанием. Ребятам помог сам президент Татарстана Рустам Минниханов, пришедший на представление вместе с сыном. Вместе с ребятами он кричал: «Елочка, гори». А уже после того, как общими усилиями праздничная ель загорелась, лидер республики обратился ко всем гостям праздника. 

- Сердечно поздравляю всех вас с наступающими праздниками! Бэйрем бэлен, балалар, кадэрле дуслар! Я уверен, что это праздничное путешествие стало для вас ярким завершением уходящего года и надолго запомнится каждому. Новый год - это особенный праздник, это время, когда каждый живет в ожидании чуда, подводит итоги года и строит планы на следующий. В этом году нам действительно есть чем гордиться: наша республика заняла третье место среди всех регионов России по количеству призеров и победителей Всероссийских олимпиад школьников! Татарстанские молодежные проекты и инициативы признаны лучшими на многих федеральных форумах, а наши ребята стали стипендиатами престижных премий. Больших успехов достигли в своей деятельности социально-общественные активисты - волонтеры. 2018-й в России объявлен Годом добровольчества и волонтерства. Уверен, каждый из вас примет активное участие в развитии добровольческого движения в нашей стране, - сказал Рустам Минниханов. 

Слова президента встретили бурными аплодисментами, вместе с которыми зал стал активно пустеть - гости елки поспешили за сладкими новогодними подарками. Заветные конфеты, шоколад и мягкую игрушку «Барбос» - символ 2018 года, а также сувениры чемпионата мира по рабочим профессиям WorldSkills Казань-2019 получил каждый приглашенный ребенок. 

Традиционная президентская елка прошла успешно, но это только начало серии детских мероприятий. 

По словам Владимира Леонова, для праздничного действа используют практически все спортобъекты столицы Татарстана. К примеру, во Дворце спорта пройдет ледовое шоу Ильи Авербуха, а во Дворце водных видов спорта все каникулы будет идти водное шоу Марии Киселевой. Поэтому скучно детям и их родителям в Казани этой зимой точно не будет!


Читайте также: В казанском парке «Черное озеро» открылся каток


Автор материала: Рустам Имамов

КОММЕНТАРИИ (1)
аноним
молодцы.очень красиво
1
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх