«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

Пилот команды AG Team Анвар Тутаев - об автоспорте
Пилот команды AG Team Анвар Тутаев — об автоспорте, семье и подготовке к новому
сезону.

Казанская команда AG Team готовится стартовать в своем втором сезоне Российской серии кольцевых гонок (РСКГ). В начале апреля команда отправится в Грозный, где сначала пройдут тестовые заезды, а 14-го числа начнется первый этап соревнований. Но наш разговор с Анваром мы решили начать не с гонок, а с хоккея. Он вместе с партнерами по AG Team нередкий гость на матчах «Ак Барса». Совсем недавно казанцы узнали своего соперника по полуфиналу Кубка Гагарина.

— Анвар, как вам «Трактор»? 

 Вчера (интервью состоялось 28 марта. — Ред.) на базе в Тольятти мы следили за матчем «Салавата Юлаева» и «Трактора». Я хотел, чтобы выиграл «Салават», но с «Трактором» тоже будет интересно — сильная команда. С нетерпением жду начала серии.

— Вы давно являетесь хоккейным болельщиком?

— На самом деле я никогда не был ярым фанатом, но, сколько себя помню, с удовольствием хожу на матчи. Это не только хоккей, но и волейбол, и баскетбол. Сейчас приобщаю к этому своего сына. Всё-таки автоспорт занимает немало времени — все время есть чем заняться (смеется), а в свободное время с удовольствием болею за наши команды. 


Читайте также: Детали «Трактора»: с кем играть «Ак Барсу» в полуфинале Кубка Гагарина


«Первые заработанные деньги до сих пор лежат в конверте»

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

— Каковы итоги зимнего сезона для вашей команды?

— У нас получилось сделать то, что мы планировали. Планы нередко отличаются от действительности, потому что, как правило, замахиваешься на самое высокое, но на деле всё может выйти иначе. Когда получается сделать пять из пяти — это дорогого стоит. И я всегда говорю, что это заслуга всей команды. Под словом «команда» подразумеваются не только пилоты и механики, команда — это все участники процесса — зрители, судьи, комментаторы, это люди, отвечающие за медиа, за безопасность и здоровье зрителей и пилотов, и еще множество причастных к процессу людей.  


Наша справка

Результаты AG Team в зимнем сезоне-2018:

— Тимур Тимерзянов — чемпион России по трековым гонкам-2018;

— Анвар Тутаев — бронзовый призер 2-го этапа чемпионата России по трековым гонкам-2018, обладатель Кубка России по трековым гонкам-2018, вице-чемпион Татарстана по зимнему картингу Rotax Max Kazan-2018, обладатель Кубка Республики Татарстан Canyon Cup в классе Granta Cup;

— Лилия Давлетгареева — победитель «Рождественской гонки» и обладатель Кубка Черного моря;

— AG Team — второе место в командном зачете чемпионата Татарстана по трековым гонкам.


— Как работалось с Тимуром Тимерзяновым?

— Отлично! Впечатления только самые лучшие. Тимур очень взвешенный, очень грамотный пилот. И самое важное, что, несмотря на все свои титулы, он прислушивается к советам всех ребят в команде. Для меня это признак профессионализма. Думаю, всегда приятно осознавать, что рядом с тобой опытный и легкий в общении человек.

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

— Вы ведь знакомы с ним еще с детства, ходили в одну картинг-школу. 

— Да. Я немного постарше, поэтому пришел туда раньше, году в 93-м-94-м. Тимур, насколько я помню, пришел в 99-м. Как и с любым другим участником нашего дружного коллектива, отношения были хорошими. Мы не были однокомандниками, но в этом году у нас появилась возможность побыть в одной упряжке.


Читайте также: Тимур Тимерзянов: Понимаю, что лучше опоздать на пять минут, чем лихачить


— Как вы решили заняться автоспортом?

— Всё идет из семьи. Меня отец приучил к автомобилям. Мы с ним постоянно находились в гараже, ковыряли нашу «24-ю Волгу». Тогда я приучился к технике, потом это переросло в любовь к моему первому транспортному средству — велосипеду. На этом велосипеде я однажды и доехал до картинг-клуба — он находится за стадионом «Динамо», где сейчас Центр детского творчества имени Алиша, хотя для меня он навсегда останется Дворцом пионеров (смеется). Мне было 10 лет, и я увидел, что есть еще что-то круче, чем велосипед, почувствовал запах бензина, увидел увлеченных ребят и не смог устоять от соблазна попробовать свои силы.

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

Сначала я пошел на секцию авиамоделирования, а это была соседняя дверь. После того как заканчивались мои занятия, я шел смотреть за ребятами, которые увлеченно слушали Евгения Львовича Шафранова, учились садиться в карт, разбирать-собирать двигатели, карбюратор, просто что-то записывали, и через некоторое время тоже оказался там.

— Что было дальше? Тимерзянов начал выступать в Европе, а где были вы до того, как появилась AG Team?  

— История довольно обычная. К определенному возрасту я начал понимать, что жизнь не ограничивается автоспортом. Я поступил в вуз, появились новые увлечения, другой круг общения. На тот момент я немного забросил картинг. Причиной тому, наверное, послужило еще и то, что это даже нельзя было назвать хобби или автоспортом — это была целая жизнь в клубе. Но в определенный момент пришла пора переключиться: необходимо было думать, как научиться зарабатывать деньги. Хотя меня всегда грело то, что свои первые деньги я заработал именно в академии картинга — мы ремонтировали машины. 

Получилась такая поучительная для меня история: я принес деньги домой, вручил их папе, он пересчитал сумму, дал мне ее из своего кошелька, а эти деньги положил в конверт и запечатал. Они до сих пор у нас лежат. С того момента я понял, что можно заработать на жизнь своим трудом, своими руками. Постепенно у меня появился свой бизнес. До создания AG Team я работал, женился, у нас появились дети. Но со временем я понял, что никуда не деть то, что всю жизнь приносило тебе удовольствие, и начал участвовать в соревнованиях. Получилось так, что моих средств не хватало, чтобы прийти в автомобильный спорт. Я был в поиске человека, с которым произошло бы соприкосновение возможностей и желания. Им стал Айдар Гузаиров. Методом проб и ошибок нам удалось создать команду, которая сейчас ставит амбициозные цели.

«Многие даже не знают, что в Казани есть автодром»

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

— Сейчас AG Team является для вас основным видом деятельности или вы продолжаете заниматься бизнесом?

— Да, я продолжаю заниматься своим делом, которое веду уже 15 лет, а также помогаю жене.

— А насколько реально зарабатывать на жизнь только автоспортом?

— Автоспорт подразумевает под собой, что ты должен быть лучшим. Если ты лучший, то ты можешь получить шанс на реализацию себя и финансовое благополучие. Но этим надо болеть. Не получится просто прийти и сказать: «Я сейчас всех вас буду побеждать». 

Любой профессиональный спорт — тяжелый и затратный, требует много времени и энергии. Поэтому если есть финансовая стабильность, можно попробовать себя в автоспорте, если нет — стоит подумать о монетизации своего труда. 

Автоспорт — это ведь большой пласт профессий, которые связаны между собой: механики, судьи, пиарщики, инженеры, программисты… А сколько людей задействовано в организации соревнований?! У этих людей есть возможность быть причастными к автоспорту и, занимаясь любимым делом, зарабатывать деньги.

— Вы часто проводите с командой неформальные встречи со студентами. Как оцените интерес к автоспорту среди казанской молодежи?              

— Было очень приятно пообщаться со студентами в Деревне Универсиады. Они сейчас открыты для всего нового, они слушают, задают вопросы, интересуются. Они пришли не просто посидеть или прогулять пару, а действительно были вовлечены в беседу.  

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

Для меня очень ценно — вдохновлять людей, видеть в них отклик. Во время нашей беседы выяснилось, что многих интересуют самые простые, понятные на первый взгляд вещи — технические характеристики наших «боевых» автомобилей, экипировка пилотов, место проведения тренировок и соревнований. Например, многие даже не знали, что у нас есть автодром. А ведь это уникальное сооружение — откуда только люди сюда ни приезжают, чтобы поучаствовать в профессиональных или любительских соревнованиях. Поэтому мы сейчас работаем над популяризацией автоспорта и заполняемостью наших автодромов. Это, в свою очередь, должно дать толчок спонсорской помощи. Я знаю талантливых ребят, но у них просто нет возможности участвовать в гонках. В то же время гонщики тоже должны заниматься не только пилотированием, но и продвижением этих спонсоров. Это ведь тоже интересно — быть лицом какой-то компании. Сделать так, чтобы этот механизм заработал, — большая задача, которая лежит на всей автомобильной семье страны.

«Спасибо жене, что поддерживает меня»

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

— Что ж, давайте поговорим непосредственно о предстоящем сезоне РСКГ…

— При каждом упоминании, что совсем скоро начнутся соревнования, пробегают мурашки по телу, потому что это очень большое удовольствие — управлять спортивным автомобилем.

 И как вам удается сохранить эту страсть?

— Страсть либо есть, либо ее нет. И если она есть, то это на всю жизнь! К тому же гонка — это адреналин, борьба с самим собой.

— А супруга на это как реагирует?

— Супруга реагирует (смеется). Я вижу, как она переживает каждую гонку, несмотря на то, что она знает, что есть шлем, есть каркас безопасности и что ее муж, в конце концов, грамотный пилот (смеется). Я очень благодарен своей супруге Лейсан за то, что она меня понимает и поддерживает. Гонки всегда были моим призванием и мечтой. И это не секрет, что идти к любой цели, имея поддержку в виде крепкой и любящей семьи, в сто крат легче и приятнее!

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

— Сына пока не приобщаете к автомобилям?

— Он посещает соревнования, находится в центре событий, активно болеет. И, как показывает практика, не только за папу, но и за другие команды, которые имеют более яркий окрас (смеется). Я думаю, что еще чуть-чуть и он захочет сам стать участником гонок. Но я не хочу торопить события и делать выбор за своего сына. Мои родители, например, хотели, чтобы я бальными танцами занимался. Я честно ходил на танцы три недели, а потом развернулся и пошел в картинг. Я считаю, что картинг нужен мальчишкам даже не для того, чтобы они стали профессиональными пилотами, а просто чтобы знать, как держать гаечный ключ, как пользоваться ножовкой, сверлильным станком и любым другим инструментом. Это основные вещи, которые должен уметь мужчина. К сожалению, сейчас мы не можем столько же времени проводить в гараже, как когда-то я с моим отцом, потому что темп жизни уже другой, автомобили другие и это просто будет неуместно. Поэтому картинг-школа в этом плане очень полезна.

— Вернемся к вашей подготовке…

— Сейчас у нас будут тесты — это работа с машиной. Мы едем на абсолютно новых автомобилях — «Хендай Солярис», которые собирали по ходу всего зимнего сезона. Новая машина всегда требует обкатки, нужно посмотреть на имеющиеся дефекты, ну и тренироваться, тренироваться, тренироваться. Хотя зимой я ни одних выходных не провел дома — всё время были соревнования: чемпионат России, Кубок России, Granta Cup (пауза). Опять вспомнил вопрос про жену (смеется). А что делать?        

— Отчасти, наверное, такие длительные расставания помогают в семейной жизни — сплачивают, заставляют ценить время, проведенное друг с другом. 

— Длительные расставания, безусловно, добавляют в отношения эмоций. Но всё-таки жаль то время, которое мы обычно проводили вместе, когда дети растут, а ты их не видишь. Хочется больше находиться с ними. Спасибо моей жене за поддержку и понимание и, конечно, за наших деток.

«В этом году за AG Team будет выступать пилот из США»

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

— Расскажите, что из себя представляет РСКГ?

— Российская серия кольцевых гонок — это самое значимое событие в мире автоспорта России. Существует несколько классов: «Национальный-Юниор», «Национальный», где выступаем мы, «Туринг-Лайт», «Супер-продакшн» и «Туринг». «Туринг» является вершиной во всех смыслах: по статусу, по технике, по материальным вложениям. Мы туда стремимся, но пока берем массовостью и идем в самый сложный класс, где будем выступать четырьмя машинами. «Национальный класс», его еще называют «Эмоциональный» — там действительно всё непредсказуемо и очень большая конкуренция. В прошлом году на этап в Татарстане вышли 32 участника — это почти полная трасса. Думаю, в этот раз конкуренция будет еще серьезнее. В прошлом году гонка была для меня испытанием, потому что это был мой первый сезон в РСКГ. А в этом году нам предстоит бороться за призовые места.

— Уже можно сказать о том, кто будет основными конкурентами?

— Сейчас тяжело загадывать, потому что еще не все заявки поданы. Лучше своих соперников мы узнаем на тестах. Знаете, как в «Формуле-1» перед стартом сезона: все приезжают на тесты, официальной информации очень мало, поэтому все сидят с секундомерами и подглядывают, что они там делают, что у кого получается или не получается. Здесь будет то же самое.

— Переход из одного класса в другой осуществляется по спортивному принципу?

— Вообще, он зависит от финансовой составляющей. Но не добившись результата в «Национальном», нет смысла прыгать в «Туринг». Конечно, можно заявиться сразу в «Туринг», но техника там очень дорогая, она требует отточенного мастерства, впрочем, как и в других классах. Но нужно с чего-то начинать, а класс «Национальный» в этом смысле самый доступный.    

«Отдам сына в картинг, чтобы умел держать гаечный ключ и работать ножовкой»

— Какие главные факторы успеха в РСКГ, с учетом того, что вся техника подведена под единые требования регламента?

— Да, любой класс подчиняется техническим требованиям и отхождение от этих требований грозит снятием очков, аннулированием результатов или дисквалификацией. Все машины приблизительно одинаковые, поэтому идет борьба на доли секунды за счет настроек, опыта, работы команд.

— Вы говорили, что от AG Team поедет четыре машины: это вы, Павел Кальманович и…    

— Да, думаю, уже можно об этом говорить — за нашу команду будет выступать гражданин США Томас Джонсон. На этом завесу тайны пока стоит прикрыть. И на первом этапе с нами поедет пилотесса Татьяна Добрынина, которая в прошлом году дебютировала в РСКГ. Надеюсь, она проведет с нами весь сезон, но пока это состав на первый этап. Так что будет за кого поболеть.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *