Как раскрыть талант ребенка и кто такие «тихие гении»

KazanFirst поговорил об «Университете Талантов» с его исполнительным директором Айдаром Акмаловым.
KazanFirst поговорил об «Университете Талантов» с его исполнительным директором
Айдаром Акмаловым.

«Университет талантов» — площадка, где школьники и студенты раскрывают потенциал и «прокачивают» личные компетенции. В преддверии трехлетия проекта его исполнительный директор Айдар Акмалов рассказал KazanFirst, как проходит отбор выдающихся детей, какие наставники с ними работают и насколько важно рефлексировать, а не идти на поводу у общественного мнения, чтобы найти любимое дело жизни.

— Коротко сформулируйте, чем занимается «Университет Талантов» и какие у проекта основные задачи?

— Начну с того, что «Университет талантов» — это оператор государственной программы, которая принята в 2014 году и реализует деятельность по работе с победителями и призерами олимпиад, конкурсов, соревнований. Наша задача — довести ребят до «закрепления» — трудоустройства. Возрастной ценз — от 12 до 30 лет.

Первостепенная задача — выявить талант, определить, в каком направлении развивать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка. В Татарстане очень много возможностей для раскрытия таланта. Много конкурсов, олимпиад, соревнований. Как только ребенок или молодой человек стал победителем или призером в конкурсе – мы приглашаем его в «Университет Талантов». Затем идет работа с ребенком, по результатам которой ему предлагается план индивидуального саморазвития. Поскольку сфера интересов у ребят очень разная: наука, культура и искусство, техника, предпринимательство, спорт и прочее, то и методы работы, соответственно, имеют свои особенности. При этом, есть и общие методики для развития своего таланта, вне зависимости от того, в какой сфере проявил себя молодой человек. 

Мы даем понять, что в республике можно закрепиться, устроиться на работу или создать свой проект и развиваться.

Как раскрыть талант ребенка и кто такие «тихие гении»

— Правильно ли я понимаю — вы сами находите себе воспитанников? Или же у ребят есть возможность самостоятельно прийти к вам и заявиться на курс?

— Как раз все организаторы конкурсов, олимпиад и соревнований, включенных в Республиканский реестр конкурсных мероприятий, ведут большую работу по выявлению талантливых детей и молодежи. Среди конкурсов назову одни из самых популярных – это школьные предметные олимпиады, соревнования по спорту, конкурсы в культуре и искусстве, различные проекты в социальном творчестве (Студент года, Кадровый резерв, конкурсы движения «Сэлэт»). Сейчас мы работаем над автоматизацией системы сбора и обработки данных. Если человек соглашается

поступить в «Университет Талантов», то после решения формальностей он проходит диагностику компетенций — это многоуровневое тестирование, которое выявляет мотивацию человека и его склонности к определенной сфере. Фактически, мы помогаем молодому человеку понять его истинные предпочтения и склонности в профессиональном будущем. По результатам диагностики мы видим, над чем школьнику или студенту нужно больше работать, и составляем индивидуальный план: набор тренингов, мастер-классов, конференций, специальных занятий.

Но есть и те, кто приходит к нам сам. Мы исходим из принципа «Открыты для всех! Поддерживаем достигающих!». В случае, если ребята не участвовали в олимпиадах и конкурсах из реестра, таких тоже очень много, то мы смотрим на иные достижения. Последние оцениваются коллегами из Научно-экспертного совета. На основании всего этого принимается решение — проходит ребенок к нам на обучение или нет. 

Кроме того, есть задачи от конкретных предприятий, которые находятся в открытом доступе у нас на портале. Ребята могут предложить решение той или иной производственной проблемы. В данном случае уже само предприятие принимает решение, насколько разработка уникальна и интересна, чтобы ее автора или команду ребят взять на сопровождение в Университет Талантов.

Еще один вариант — отбор проектов. Ребенок мог не участвовать в каких-либо конкурсах совсем, но если у него есть перспективный и интересный проект, то ему — к нам.

— Ребенок досконально продиагностирован, что дальше? Что представляет собой программа обучения и как долго она длится?

— Период обучения, как и, собственно, весь подход к образовательному процессу, индивидуален. Кто-то осваивает все за год- полтора, кому-то требуется больше времени.

В программе несколько модулей: вводный и три основных.

На вводном модуле мы знакомим и погружаем ребят в тему планирования своего профессионального развития и объясняем, что было бы неплохо этим заниматься. Показываем, что есть масса возможностей для обучения, получения новых знаний и компетенций. 

Как раскрыть талант ребенка и кто такие «тихие гении»

Как я уже говорил, после всех предварительных тестов человеку составляется индивидуальный план развития, в рамках которого он проходит те самые основные модули, на которых развивает профессиональные знания, надпредметные компетенции и на практике применяет полученные знания. Для понимания, надпредметные компетенции — это набор навыков, которые необходимы каждому человеку, вне зависимости от сферы его деятельности. Например, умение работать в команде, умение создавать и представлять проект, работать с большими объемами информации и так далее.

После прохождения курса мы сопровождаем студента, сводим с нужными экспертами, предлагаем различные семинары, форумы.

— В какой момент происходит прекращение работы с человеком, точка отсчета, когда ученик уходит в свободное плавание?

— Когда он трудоустраивается и находит свое профессиональное дело, может капитализировать свой талант.

— Обучение платное или бесплатное?

— Все полностью бесплатно, потому что решение, принятое руководством Татарстана, как раз таки было направлено на прямую поддержку талантливой молодежи.

— Сколько средств выделяет правительство республики на работу «Университета Талантов» и как строится схема финансирования?

— Татарстан выделил государственную программу, которую мы реализуем. Она разработана в соответствии с Концепцией развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Татарстана «Перспектива». Ежегодно из бюджета республики выделяется 100 млн рублей. Все это при прямой поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова.

— И каким образом эти средства расходуются?

— Часть на работу наставников, часть на работу нашей команды, часть на организацию крупных мероприятий. Но, разумеется, большая часть идет на детей — на вопросы, связанные с их образовательной программой, со стажировками, запросами на экспертов. Например, мы сейчас помогаем ребятам, которые участвуют в международном химическом турнире. Поскольку уровень международный, им нужно подтянуть иностранный язык. Мы предоставляем свою площадку, чтобы они могли заниматься английским и готовиться к публичным выступлениям.

— Сколько детей прошло через «Университет Талантов» за три года?

— У нас порядка 7000 детей в базе данных. Из них с около 2000 детей мы отработали по составлению индивидуального плана развития. 2015 год был установочным, когда мы решали административные и организационные вопросы и запускали проект. И вот за последующие два года нам удалось выйти на работу с тысячей ребят ежегодно.

Есть еще те массовые мероприятия, которые мы проводим в районах, на форумах. Охват детей на них — порядка 25 000 человек.

— Сами дети как-то изменились за время существования Университета?

— Серьезных изменений не произошло. Как и раньше основными средствами коммуникации для них остаются социальные сети. Ребята получают больше информации именно оттуда. Поэтому мы стараемся их использовать, чтобы им было удобнее и интереснее с нами общаться. Школьники и студенты по-прежнему мечтают о должности в Гугле. Амбиции растут: ребята помладше начинают заявлять, что хотят работать у Илона Маска. Конечно, есть и те, кто учится и заканчивает вертолетный класс в одной из школ Казани и хочет создать беспилотный вертолет на Казанском вертолетном заводе.

Как раскрыть талант ребенка и кто такие «тихие гении»

— Какие проекты детей за время существования «Университета Талантов» вам запомнились больше всего и есть ли у выпускников выдающиеся результаты? Может быть, кто-то открыл свое дело или устроился на работу мечты?

— Есть несколько историй, связанных с ребятами постарше, в которых работодатели видят потенциальных сотрудников. Например, были те, кто работали с «Форд Соллерс» и продумывали для них проведение квестов для посетителей на территории завода. Студенты Энергетического университета, в свою очередь, придумали вариант с виртуальной реальностью для осмотра цеха покраски. Поскольку производство опасное, детей туда не пускают. А виртуальная реальность помогает воссоздать реальную картинку.

Идеи ребят очень открыто воспринимаются предприятиями. Из последнего — студенты из Чистополя придумали способ нанесения наклейки на котел, который используется при разных температурах. Раньше наклейка всегда отпадала. Но ребята предложили наносить ее в вакууме. Специалисты предприятия оценили идею и признались, что сами не додумались. А ребята из Бугульмы предложили мобильную станцию ремонта скважин на одном из предприятий. Сложно выделять кого-то, каждый особенный.

— Каково соотношение «столичных» детей к детям из районов? Можно встретить мнение, что у казанских больше возможностей проявить себя, развиваться.

— Есть ребята из районов, в которых, казалось бы, возможностей намного меньше, чем в том же Альметьевске, Набережных Челнах, Зеленодольске или Казани. Но благодаря их личной заинтересованности они развивают свои проекты, причем очень разные и интересные.

Один из примеров — парень из Нижнекамска, который является призером олимпиады по астрономии. Астрономии нет в школьной программе, он просто сам в интернете, в каких-то источниках находил информацию и сумел достигнуть такого высокого результата.

— Вы по большей части отбираете детей, молодых людей, которые уже успели чего-то достичь, где-то победить. Как же быть с теми, кто еще не проявил себя? Ведь не бывает бесталанных детей, нужно уметь вовремя увидеть и раскрыть талант.

— Эта история связана с таким понятием, как «тихий гений». Такие ребята у нас тоже есть, которые в 8-9-м классе находят ошибки в программах «Гугла». Они никогда не участвуют в каких-то мероприятиях, как правило, и в классе им сложно найти общий язык с одноклассниками и учителями. Но они тихо делают какие-то очень серьезные вещи. Мы пытаемся донести идею, что талантлив каждый. Для кого-то достижение, например, вести крупный кулинарный блог в 15 лет. У него нет побед, но есть вот такое крутое достижение. Конечно, мы его возьмем и будем с ним работать.

Как раскрыть талант ребенка и кто такие «тихие гении»

— Расскажите поподробнее о подборе наставников.

— Первые два года мы уделяли много времени и сил именно поиску и подготовке наставников. Мы открыты для всех, кто готов поделиться своими знаниями с детьми. Наставником может стать учитель, преподаватель или специалист hr-службы. Любой желающий может подать заявку, рассказав о своем опыте работы с детьми и о том, как они могут применять наши навыки на своем рабочем месте.

Но чтобы начать работать с детьми в «Университете Талантов», они должны пройти специальный курс управления продюсированием талантов, который длится год и три месяца, а затем сдать квалификационный экзамен. По окончании выдается специальный сертификат. Обучаются наставники тоже бесплатно.

В первый год было сертифицировано 103 человека, в прошлом — 78. Возраст наставников разный: есть молодые люди 24-25 лет, есть и те, кому за 40-50. Но это всегда «живчики», они за развитие детей и молодежи, им хочется сделать больше проектов, реализовать больше инициатив, чем обычно. 

— Так как же воспитать талантливого ребенка?

— Подход классический, который уже применяется в международной практике. Его мы используем благодаря нашим экспертам. Сергей Сергеевич Гиль – Ректор Российского университета кооперации, сопредседатель нашего Научно-экспертного совета помог нам его внедрить. Есть четыре условия самореализации, опробованные годами. Первое условие связано с лучшими знаниями о жизнедеятельности. Здесь единственный приоритет — это интерес самого молодого человека. В той сфере науки, техники или какой-либо определенной отрасли, которой он увлекается, его и нужно наделить лучшими знаниями. Сегодня чуть ли не каждый день происходят открытия и целые прорывы в науке. Поэтому важно обладать актуальными знаниями, чтобы «не создавать велосипед». По крайней мере, подсказать молодому человеку, где найти источники новых знаний. 

Второе условие — раскрытие потенциала. Каждый талантливый ребенок может понять, что у него получается лучше всего, а над чем еще нужно работать, так сказать найти «зоны роста». Для этого и применяются различные методы диагностики потенциала и оценки компетенций.

Третье — позитивная практика применения себя. Сказано сложно, но суть в том, что человек должен пробовать себя в различных видах деятельности. Это могут быть различные школьные олимпиады, конкурсы с творческими заданиями, может быть, конструирование роботов и многое другое. После того, как у молодого человека стабильно начинает получаться что-то одно, например, он отлично, а главное легко пишет статьи в журналы, газеты или электронные СМИ. Этим ему нужно углубленно заниматься. Это позитивная практика применения своего таланта. В противном случае, если молодому человеку совершенно не удается писать рефераты, научные статьи. От этого у него складывается ощущение, что писательство не для него. Он никогда не попробует себя журналистом.

Важно придавать значение именно той области, в которой ребенок или молодой человек удачно применяет свои навыки. Поэтому еще в школе нужно попробовать себя в разных видах деятельности. 

Четвертое — рефлексивное отношение к себе и к окружающему миру. Это самая западающее условия самореализации. Именно из-за отсутствия рефлексии происходят неприятные случаи, когда дети дистанцируются от родителей. В силу разных причин, родители не уделяют достаточно внимания и времени диалогам с детьми о том, как прошел день в школе или в вузе и что ребенок чувствует, что его беспокоит. 

Также, рефлексивная позиция к себе важна, потому что можно много чего делать и не понимать зачем это нужно. Чаще всего, кто-то сказал из сверстников, что так модно, так делают другие. Молодые люди идут на поводу у мнения не самых конструктивных товарищей.

Поэтому важно уделять время анализу своих действий, действий других окружающих людей. Исходя из своих способностей и склонностей строить свой профессиональный путь развития. Найти наставника, а может быть и нескольких наставников. Таким образом можно найти любимое дело и применять все свои таланты.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: