Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен

На Урале и в Поволжье взял рестарт
На Урале и в Поволжье взял рестарт, пожалуй, самый бессмысленный турнир в
Европе.

10 апреля пятью матчами возобновилось первенство России среди клубов группы «Урал-Приволжье» Профессиональной футбольной лиги, где выступают татарстанские «КАМАЗ» и «Нефтехимик». Мне, с разной степенью внимательности, удалось посмотреть оба матча татарстанских команд — челнинцы, напомним, играли в Самаре, а нижнекамцы — в Челябинске. И если встреча «КАМАЗ» — «Крылья Советов-2» порадовала хотя бы положительным для татарстанцев результатом (они победили — 4:1), обилием голов и зычным голосом самарского дядьки-играющего тренера Дмитрия Кудряшова, то после игры «Челябинск» — «Нефтехимик» мне стало грустно. Но не от того, что нижнекамцы проиграли 0:2. Краем глаза я зацепил кусочки матча «Оренбург-2» — «Зенит-Ижевск», и меня тоже сразила грусть-тоска, хотя я не болел ни за одну из команд этой пары. Футбол ПФЛ — убогое явление, которое дискредитирует определение «профессиональный». Я насчитал четыре дискредитирующих Лигу обстоятельства, которые бросаются в глаза. Если вам есть что добавить, то добро пожаловать в комментарии.

Игры в рабочее время

Если взглянуть на расписание игр 18-го тура группы «Урал-Приволжье» (старое доброе слово «зона» к нынешним подразделениям ПФЛ более применимо — хотя бы потому, что отдельно взятому футболисту из этого болота выбраться крайне сложно), то лишь один из пяти матчей прошел в удобное для нормальных людей время. В Сызрани местная «Сызрань 2003» и «Носта» начали игру в 19.00.

Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен

В остальных городах стартовые свистки судей прозвучали в 14.00 (Самара), 16.00 (Оренбург), 17.00 (Саранск) и 17.30 (Челябинск) по местному времени. И я могу уверенно сказать, что команды, представляющие эти города в ПФЛ, играют для кого угодно, но не для зрителя. Плевать им на зрителя с высокой колокольни, была бы воля — вообще играли бы за высоким забором, потому что от зрителя никакой прибыли, а только убытки: полиция для обеспечения безопасности, стюарды…

495,1 зрителя на матче

Матчи в дневное время и три человека на трибунах во время этих игр — факторы взаимосвязанные. Вот только выяснять, что из них является причиной, а что следствием — это как выяснять, яйцо раньше появилось или курица.

Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен

С одной стороны, логично предположить, что даже при низкой посещаемости матч, начинающийся в нерабочее время, соберет какую-никакую аудиторию (как матч «Сызрань 2003» — «Носта», 1 500 зрителей), с другой — результаты команды и память о более успешных временах приведут народ на трибуны, как это случилось в Саранске (2 210 зрителей). Но в среднем 495,1 зрителя на матче по итогам вчерашнего тура — это катастрофически мало! И если 154, 156 и 248 зрителей в среднем на домашних матчах команд Самары, Екатеринбурга и Оренбурга можно объяснить тем, что это фарм-клубы, то цифры 413 в Новотроицке и 534 в Нижнекамске — это, по-хорошему, веский повод задуматься над тем, нужен ли «Носте» и «Нефтехимику» статус профессионального клуба.

О том, как дела с посещаемостью у всех команд группы «Урал-Приволжье» по ходу нынешнего сезона и связана ли посещаемость с результатами, можете прикинуть по приведенной выше таблице.

Формальный профессионализм

По большому счету, ряд клубов ПФЛ лишь на бумаге являются профессиональными. Ярчайший пример — почивший в бозе «Анжи Юниор». За полгода существования этого проекта игроки всего лишь раз получили свою мизерную зарплату, а зеленодольские поставщики услуг, в частности, кафе и гостиница, сейчас судятся с ФК «Анжи Юниор», чтобы выбить с него деньги за стол и дом.

Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен

«Анжи Юниор» — это не единственный пример подобного рода. За считанные дни до старта сзона-2017/18 заявило о своем неучастии в турнире кировское «Динамо», которому было отказано в деньгах из областного бюджета.

В группе «Восток» профессиональный клуб будет содержать либо помешанный на футболе фанат, либо тот, кто увидит в этом совершенно иной интерес. А все потому, что нынешнее первенство ПФЛ в группе «Восток» игралось с 16 августа до 12 октября осенью и продолжится с 14 апреля по 27 мая весной. Скажите, нормальный хозяин будет платить работнику, который работает лишь три месяца в году? Ну, хорошо, пять месяцев — с учетом всех сборов.

Такой вот «профессионализм». Отсюда — качество футбола и организации турнира.

Убогие стадионы

Тренировочное поле в Самаре (на фото), которое допущено принимать матчи ПФЛ, — яркий пример того, как руководство ПФЛ собственными руками опускает планку всероссийского турнира, пусть и разделенного на территориальные группы, до уровня первенства 5-й бани.

Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен

Немногим лучше стадион в Зеленодольске, где играл снявшийся с турнира «Анжи Юниор», да и нижнекамская футбольная арена, в отличие от хоккейной, осталась в 70-х годах прошлого века. Ей-богу, иные команды Первой лиги Татарстана имеют куда более солидные арены, пусть и с искусственным полем. 

На месте руководителей ПФЛ я бы сосредоточился не столько на вместимости арен, сколько на их конструкции: стадиончик, вмещающий пару тысяч зрителей, но со всех сторон окруженный трибунами, уютнее, чем 10-тысячник а ля «Рубин», с двух сторон открытый всем ветрам.

Конечно, стадионы, точнее атмосфера на них во время матча, — это не самый главный, но все-таки существенный фактор. Когда-то, на заре своего профессионального существования, казанский УНИКС принимал соперников по Суперлиге в спортзале № 7 КСК КГУ «УНИКС». Выкатные трибуны, смонтированные перед дебютом команды в Суперлиге, и балкон вмещали от силы 1 000 зрителей, но на всех играх в зале был биток и потрясающая атмосфера, которая сегодня в 7-тысячном «Баскет-холле» бывает лишь по великим праздникам. Думаю, Денису Дарьину, Сергею Смоленкову, Олегу Фадееву и их партнерам по УНИКСу такая поддержка добавляла сил и мастерства.

Почему все так грустно?

Я убежден, что к нынешнему аховому состоянию ПФЛ во многом привел переход нашего профессионального футбола на систему «осень-весна». Именно после него группа «Восток» (сегодня это вся часть России, что восточнее Урала!) скукожилась до шести команд, при этом два последних года победитель «Востока» добровольно отказывается играть в ФНЛ. Не увеличивается число команд и в группе «Урал-Приволжье». Относительно стабильны «Юг», где действительно можно играть до декабря и с раннего марта, да «Запад» с «Центром», где из 28 команд на две группы девять — из Москвы и Московской области и на некоторые выезды участникам можно добираться на метро. «Сахалину» же для поездки на матч в Читу и обратно нужно потратить порядка 50 тысяч рублей на одного члена делегации. При этом дорога займет больше суток, если верить поисковикам авиабилетов.

Что делать? Вернуть «весну-осень» и работать с людьми

Недавно Валерий Газзаев выступал в Госдуме с предложением уменьшить количество профессиональных клубов до того, какое выступает в РФПЛ и ФНЛ. А всем клубам ПФЛ опуститься до статуса любительских или полупрофессиональных, само же первенство России cреди таких клубов отдать регионам. Под регионами Валерий Георгиевич имеет в виду Межрегиональные футбольные союзы региональных федераций. Таких союзов, созданных по территориальному принципу, в России восемь. Плюс Московская федерация футбола и Федерация футбола Московской области.

Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен

Газзаев прав хотя бы в том, что командам не придется, условно, летать из Южно-Сахалинска в Омск или Читу. Но самый главный плюс в том, что любители играют по нормальной системе: начинают весной, заканчивают осенью. Я считаю, что фактор календаря гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд.

Вот только есть у меня сомнения в том, что такие турниры любителей будут организованы по-людски. Приведенное ниже фото я взял с сайта МФС «Приволжье»: умельцы, повесившие его в раздел «Заявки команд», не удосужились даже закрыть паспортные данные людей (это сделали мы), то есть нарушили Федеральный закон о персональных данных.

Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен

Если такое происходит, то как ни реформируй систему — будет бардак. Потому что дело в людях. Возможно, именно поэтому вот уже лет пять, а то и больше, любительские команды Татарстана не играют в турнирах МФС «Приволжье», довольствуясь чемпионатом Татарстана. Потому что затрат в разы меньше, а уровень организации и спортивного мастерства в республиканском чемпионате ничуть не хуже. Не случайно в наш чемпионат просятся команды соседних регионов — той же Удмуртии.

Думается, Российскому футбольному союзу давно пора провести ревизию кадров на местах. И выяснить, почему Федерация футбола Республики Татарстан при семи штатных сотрудниках ежегодно проводит более ста турниров, а у Федерации футбола Республики Марий Эл при 14 штатных сотрудниках ссылка на официальный сайт организации, размещенная на сайте МФС «Приволжье», ведет на какой-то сомнительный ресурс.

Разруха, господа, не в нашем футболе, а в головах тех, кто им рулит.

Как узнать, работает ли федерация футбола

Чтобы узнать, работает та или иная региональная федерация футбола, даже не обязательно приезжать в регион. Достаточно просто зайти на ее интернет-сайт. Правда, сделать это удается не всегда.

Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен
Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен
Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен
Здравствуй, лига ПФЛ: зачем нам турнир, который никому не нужен

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *