Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

Под Казанью прошел согласованный с властями митинг против мусоросжигательного завода.
Под Казанью прошел согласованный с властями митинг против мусоросжигательного
завода.

Люди, которые не согласны с решением о строительстве опасного, по их мнению, объекта рядом с жилой зоной, выступили за введение раздельного сбора мусора и вторичную переработку отходов. 

Местные власти выделили для проведения митинга против МСЗ маленький пятачок за кладбищем в поселке Осиново, где кончается асфальт и начинаются лужи, грязь и нерастаявшие сугробы. Тем не менее на этом пятачке умудрились поместиться более 300 человек, не считая детишек от нуля до 14-ти лет, которых привели родители. 

Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

Местные жители предусмотрительно надели резиновые сапоги и смело ступали в лужи, а приезжие вынуждены были черпать воду и грязь неприспособленной для таких экстремальных условий обувью. Но они тоже терпеливо врастали мокрыми ногами в грязь и внимательно слушали ораторов. В толпе ходили сборщики пожертвований для активистов-«антисжигателей», и люди засовывали в импровизированную копилку по 100 рублей. 

Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

Другие раздавали бланки письма президенту России, призывали заполнить их и, не пожалев денег на марку и конверт, отослать воззвание по почте Владимиру Путину.

Досчатую трибуну для речей организаторы соорудили на вершине сугроба, поэтому желающие выступить вынуждены были сначала проваливаться по колено в рыхлый снег, только потом их общими усилиями вытаскивали к микрофону.

В перерывах между выступлениями ораторов колоритный барабанщик вдохновенно взмахивал палочками и выдавал порцию дроби, при звуке которой почему-то вспоминалось не пионерское детство, а кино про казнь «декабристов».


Читайте также: «Если фильтр МСЗ в Казани перестанет работать, завод остановят»


— Сейчас против нас, против людей, которые выступают против строительства МСЗ, ведется информационная война, — предупредила собравшихся одна из активисток из Казани. — И вы должны это понимать и быть к этому готовыми. Со всех сторон — из СМИ, с телевидения нас уверяют, что решение о строительстве уже принято. Будьте готовы это услышать. Но также понимайте, что это неправда, потому что никакой первый камень не заложен. Тот участок, который купила компания «РТ-Инвест», имеет статус «земля сельхозназначения». То есть там можно выращивать травку, огурцы, помидорки, сажать деревья, но не строить заводы. Для того чтобы строить завод на этом участке, нужно делать перезонирование. Нужно делать перевод земель в другую категорию. И это пока не сделано. Мы можем этому помешать. Инвестор сколько угодно может повторять, как мантру, что здесь будет завод. Он может решать что угодно. Он может решить, что мы все завтра переселимся на Марс, и объявлять об этом по всем СМИ. Но это же не значит, что это правда. Мы люди, которые здесь живем, и мы решили, что завода здесь не будет. И его здесь не будет! Если нас много, если мы против, если мы выходим на согласованные митинги. Вопрос исключительно в нашей активности.

Толпа дружно захлопала и закричала «Ура!».

1/0

Оратор призвала народ не сидеть на диване, а активно выходить на акции протеста и требовать не переноса площадки МСЗ, а полного запрета на строительство его на территории Татарстана. По её мнению, выбросы от сжигания отходов попадут в почву и все, что на ней вырастет, будет отравлено. В качестве альтернативы активистка предложила гражданам стать сознательными и меньше мусорить, а также отказаться от удобных пластиковых пакетов. А тот мусор, который все же образовался, она призвала отправлять на переработку, предварительно разделив его по нескольким контейнерам.

Для наглядности тут же были поставлены два контейнера: «за МСЗ» и «против», в которые участникам митинга предложили бросать «бюллетени» — розданные листовки. Под барабанную дробь народ потянулся ко второму контейнеру.

На сугроб вскарабкался следующий оратор. 

— Здравствуйте, я преподаватель экологии, — представился он и продемонстрировал детские рисунки на тему против строительства МСЗ, которые собирается «опубликовать в интернете». Мужчина поблагодарил единомышленников за смелый поступок — отказ смотреть фильм про европейские мусоросжигательные заводы, и осудил представителей инвестора свозить активистов антимусоросжигатльного движения в Швейцарию — посмотреть на МСЗ. 

Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

— Я говорю, вы лучше свозите нас туда, где мусор перерабатывают, — в Милан. Туда, где перерабатывается 100% отходов без всякого сжигания, — продолжил оратор. — При этом вырабатывается газ, который обеспечивает 24 000 населения отоплением и электроэнергией. Есть такие технологии. В Швеции перерабатывают 85%. У нас есть технологии, которые на 100% это делают. Надо просто обеспечить раздельный сбор мусора.


Читайте также: «Экологи — несколько экстремальные люди, они гипертрофируют опасность»


Учитель экологии призвал не верить строителям МСЗ, что диоксины при высоких температурах будут распадаться при сжигании мусора.

— Ученые доказали, что, да, они будут распадаться, но потом, остывая в атмосфере, опять собираются, — заверил он. — Диоскины — это сильнейший яд, который накапливается в организме, приводит к уродству при рождении. А, по данным еврокомиссии, в радиусе 28 километров увеличивается смертность от раковых заболеваний в два раза. То есть Казань вся будет накрыта — это однозначно. И сельхозпродукция тоже вся будет насыщена диоксинами. Нас сейчас используют как быдло какое-то, которое надо накормить, чтобы мы работали где-то, и потом отходы наши куда-то сжечь, утилизировать и нам же все это в нос пустить.

Оратор призвал всех ставить контейнеры для раздельного сбора мусора и агитировать за мусороперерабатывающие заводы.   

Снова раздалась барабанная дробь и голуби, деловито шнырявшие под ногами собравшихся, испуганно вспорхнули в небо. 

Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

Представитель антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов назвал МСЗ экологически опасным производством, порождающим еще более опасные отходы — радиоактивную золу и диоксины. Он тоже призвал не верить инвесторам, в том числе в их обещание обеспечить местным жителям «зеленый тариф» (самый низкий) на электроэнергию, которую будет вырабатывать МСЗ.

— Они построят, а через два года эти льготы отменят и повысят тариф как на тепло, так и на электричество, — пророчил оратор. — И все забудут, что они обещали. И за счет вас этот мусоросжигательный завод будет получать доходы.

Он призвал жителей близлежащих населенных пунктов создавать комитеты против МСЗ, чтобы бороться против непрошенных инвесторов организованно и на законных основаниях. А наиболее активных противников строительства завода предложил выдвигать в депутаты.

«Антиядерщика» поддержали аплодисменты толпы и барабанная дробь.

Антон Голубков передал микрофон, как он выразился, «подрастающей смене» — мальчику Андрею, которому на вид было лет 12-13. Пацан сообщил собравшимся, что Европа давно перешла на мусороперерабатывающие технологии. И толпа затихла под впечатлением истины, которая глаголит устами младенца.

Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

— Я знаю, что такое боль, я знаю, что такое страх, — взял на октаву ниже мальчик Андрей. — Я вижу это каждый день. У меня мама — инвалид. И когда я прихожу со школы, у меня бывает такое, что мама больше не может подняться. Ей приходится сидеть и лежать дома. Я ей еду готовлю. И я не хочу для своих детей… в будущем, конечно, чтобы они у меня были такими же инвалидами. И я не хочу, чтобы моя жизнь была в реальности такой же, как в «Сталкере», как в «Метро». Мне этого не надо. Я за мусороперерабатывающий завод. Так не допустим же этого! Авэ!

— У-у-у-у-! — зашлась в восторге толпа.

Жительница Казани Суфия рассказала, что ее племянник с беременной женой погибли на теплоходе «Булгария», потому что владельцы гнались за прибылью и не думали о безопасности пассажиров. Она выразила опасение, что для компании, которая строит МСЗ, тоже на первом месте деньги.

— Что выберет наше правительство — здоровье и жизнь людей или прибыль — мы с вами увидим, — обратилась женщина к собравшимся. 

Когда стихла барабанная дробь и аплодисменты, Антон Голубков сделал вывод, что если тонут корабли и падают самолеты, виновата «вся система», которая связана с властью, и «просто так там не работают предприниматели».

Активистка Гузель Халилова похвалила участников митинга за то, что они такие смелые и не сидят на диванах, а вышли бороться за свое будущее.

— Ура, товарищи! — бросила она в толпу.

В ответ раздались восторженные крики и барабанная дробь. Женский голос принялся скандировать: «Нет заводу, нет заводу, нет заводу».

— Мы имеем полное право сомневаться в мусоросжигательном заводе, потому что это предприятие имеет презумпцию виновности, — заявила Халилова. — Что это значит? Оно считается экологически опасным, пока все процедуры и государственные экспертизы не докажут иное. А в условиях, когда в России, и в частности в Татарстане, не внедрен раздельный сбор, это предприятие становится опасным вдвойне. 

Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

Она напомнила, что попытки приучить россиян к раздельному сбору предпринимаются уже на протяжении нескольких лет, но даже ведро для батареек до сих пор редкость. А ведь по самым скромным подсчетам одна семья производит в год по 5 кг отработанных батареек.

— Я хочу узнать ваше мнение. Вы против мусоросжигательного завода? — обратилась Халилова к народу.

В ответ раздалось дружное «Да-а-а-а-а!», сопровождаемое барабанной дробью.

Халилова напомнила, как накануне, на встрече с инвесторами, жителей пытались заставить посмотреть фильм о европейских мусоросжигательных заводах.

— Меня, к сожалению, не было на этой встрече по причине здоровья, — добавила она, но я читала про нее в СМИ. — И когда вы не хотели смотреть фильм, какой-то чиновник сказал, что если вы не хотите смотреть фильм, закройте глаза, уши. То есть получается, нам, значит, таким образом могут сказать — не хотите дышать, закройте нос, что ли? Нам приводят в пример Швейцарию, но разве там чиновник может ответить своему народу таким образом? Поэтому то, что швейцарские технологии, — это очень хорошо. Но у нас тут не Швейцария. Посмотрите на эту площадку, где мы находимся. Тут даже асфальта нет. Тут до Швейцарии сто лет пешком еще идти.

Народ снова оценил выступление активистки восторженными криками и аплодисментами. А барабанщик — тревожной дробью. Следующие ораторы тоже призывали к раздельному сбору мусора и против МСЗ. Они обещали перекрыть дороги, если строительство все же начнется, и круглосуточно стоять на своих постах.

— Про-тив, про-тив, прот-ив, про-тив, про-тив! — скандировала толпа. 

Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

Но Антон Голубков объявил, что микрофоны вышли из строя. Впрочем, ораторов это не остановило. Они выходили и говорили, напрягая голосовые связки, чтобы докричаться до каждого.

— Если нас убеждают, что этот завод хорош, то давайте его построим рядом с тем местом, где живет наше правительство, — предложил житель поселка Юдино.

Барабанная дробь добавила пафоса моменту. В итоге барабанщик тоже не выдержал и прорвался на импровизированную трибуну, предварительно провалившись по колено в сугроб.

— Я хочу привести только один вдохновляющий пример, — начал он издалека. — Если будут говорить, что иных путей нет — либо мусоросжигание, либо свалки, надо всегда помнить, как в таких странах, как Швеция, достигли такого совершенства, что у них абсолютная чистота, — они перерабатывают мусор. И у них стало не хватать своего мусора, они завозят его из Норвегии. Но этому предшествовала большая работа по воспитанию всех детей начиная с детсадовского возраста — распределение мусора по ящикам. 

— Конечно, с этого возраста и надо, — раздались реплики из толпы. Бабушка из «Салават Купере» пожаловалась, что ее внук встает в 5 утра, чтобы не опоздать в школу, до которой надо еще добраться на единственном автобусе, курсирующем между Казанью и их микрорайоном. Она упрекнула власти, что те не могут найти инвесторов на инфраструктуру в «Салават Купере», а на МСЗ инвесторы сразу нашлись.

Активист Руслан Рязанов рассказал, что он в этой теме уже год и не спит ночами — все переживает за Казань. Мужчина заявил, что не верит в так называемые рабочие группы.

— Наш голос носит всего лишь рекомендательный характер, больше никакой, — сообщил Рязанов. — Получается, что и граждане в этой стране носят рекомендательный характер. Посмотрите под свои ноги, посмотрите на эту грязь. Это и есть отношение к людям в этой стране. У меня все. 

Противники МСЗ: Вы лучше свозите нас не в Швейцарию, а в Милан

Сбил пафос момента мужчина в кашемировом пальто, который, видимо, после шашлычков под коньячок на природе не поленился взобраться на самый высокий сугроб в своих лаковых ботиночках на тонкой подошве, чтобы слиться с народом.

— Большое спасибо всем активистам, которые пострадали, всем, кто нашел время прийти сюда, — душевно поддержал он предыдущего оратора. — А насчет нашей власти. Почему мы им не верим? Посмотрите себе под ноги — на эту «швейцарию», ответ налицо. 

Оратору, несмотря на его явно «не осиновский» прикид, тоже старательно похлопали. Но барабан промолчал. Митинг длился почти два часа, люди выступали один за другим, несмотря на отсутствие микрофона и промокшие ноги. В итоге все решили не сдаваться и выходить на митинги каждую неделю, чтобы власти услышали их и отказались от идеи строить в Татарстане МСЗ.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *