В Казанском федеральном университете обсудили итоги прошедших 18 марта выборов президента России и поговорили о роли социально ориентированных некоммерческих организаций. На заседании Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам, действующего при вузе, выступил с докладом профессор, доктор социологических наук декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования КНИТУ-КАИ Андрей Тузиков, а затем состоялась небольшая дискуссия.
Перед тем как начать обсуждать заявленные в программе вопросы, представители руководства университета выступили с приветственным словом. Как считает первый проректор КФУ Рияз Минзарипов, сейчас внутренние и внешние силы пытаются дестабилизировать ситуацию в стране и делают активную ставку на молодежь, с которой необходимо проводить работу.
— Мы живем в непростое время. Хотелось бы сказать, что все хорошо, но есть и проблемы, — отметил проректор.
Раздражают богатые
В докладе Андрея Тузикова говорилось, что людей очень волнует расслоение общества. При ухудшении социально-экономической ситуации подобные настроения только нарастают. То же самое касается религиозных вопросов.
Тем не менее Татарстан -относительно спокойный регион. По данным Фонда общественного мнения, 83% жителей республики доверяют или почти доверяют итогам прошедших 18 марта выборов президента России и только 17% сомневаются в результатах голосования. Из 69 обращений по поводу нарушений на выборах тоже ни одного не подтвердилось.
На вопрос о том, на что в большей степени должен быть ориентирован курс нового правительства России, 70% респондентов заявили, что необходима социальная справедливость: поддержка малых слоев населения и повышение налогов на высокие доходы. 14% считают, что надо поддерживать бизнес и снижать налоговую нагрузку. 73% татарстанцев при этом довольны ситуацией в республике.
Кроме того, 81% респондентов положительно оценивает межконфессиональные отношения в Татарстане, а 88% — государственно-конфессиональные.
Роль общественников
Как отметил Андрей Тузиков в ходе доклада, в условиях нашей страны особое место должны занять социально ориентированные НКО. Они призваны стать одной из форм самоорганизации людей в целях разделения с властью ответственности за судьбу России в целом и территориальных сообществ в отдельности. И этот процесс ученые называют становлением гражданского общества.
Однако о существовании НКО целостное представление имеют лишь 19,5% опрошенных в ходе презентованного профессором исследования, а больше четверти (26,8%) людей вообще услышали эту аббревиатуру впервые. Почти 20% — это то активное меньшинство людей, которое делает нашу жизнь лучше. Взаимодействуют же с НКО только 14,6% граждан. 15% респондентов придерживаются точки зрения, что определенные проблемы нельзя решить без участия НКО. И в данном случае лидерами по числу удачных решений являются вопросы защиты интересов и поддержки инициатив граждан, социально-психологической помощи населению, благоустройства дворов, охраны природы.
Меньше всего люди доверяют НКО решение таких проблем, как развитие художественного творчества, образования, медико-социальной реабилитации страдающих алкогольно-наркотической зависимостью. По мнению исследователей, это те сферы, в которых НКО должны быть наиболее широко представлены и заметны.
О пропаганде доброго и светлого
Как рассказал в беседе с журналистом KazanFirst сам Андрей Тузиков, проблема в том, что об НКО сейчас практически не знают, мало их популяризации на конкретных примерах.
— Мы живем в медиатизированном социуме. Мы не конструируем позитивный образ НКО конкретной, ее лидеров, ее сотрудников в плане пропаганды их успешной деятельности. Люди мало информированы о них. А другая сторона медали — мы сталкиваемся с определенным патернализмом нашей культуры, когда за ситуацию во дворе ответственность лежит на органах власти. Люди думают о том, что видят, слышат и о чем читают. Есть в социологии такая теория социального конструирования проблемы, или медийное конструирование реальности. Если каждый день будут читать об этом, если герой и антигерой будут выглядеть один — как активист, а другой — не как активист, то немножко это будет двигаться. Потому что элемент подражания никуда не ушел, — отметил профессор.
Он привел в пример довольно грустную ситуацию, когда в 90-е было много фильмов и сюжетов о криминале, бандитах и проститутках, дети в сочинениях писали о желании стать авторитетами. То же самое можно сделать и со сферой НКО и добровольчества в целом. Надо больше об этом говорить, больше писать, больше это пропагандировать.
По словам Тузикова, за Путина сейчас голосуют не потому, что не хотят перемен, а потому, что никто так и не предложил внятной программы действий. И тут нужно задать вопрос: «А каких перемен хочется?». Понятное дело, люди желают одного и того же — всего и побольше.
— Встает вопрос, каким путем мы получим это «всего и побольше», дальше — вопрос доверия. Сегодня кредит доверия действующего президента намного больше всех его конкурентов. А дальше приходит дядя и говорит: «Я сделаю зарплаты в три раза больше, квартиры дешевле». А его спрашивают: «Кто ты такой?». Тут есть и иррациональный момент. Наш президент демонстрирует образ мужественного и решительного человека. Да, его есть за что критиковать, но по сравнению с конкурентами он на высоте. Реальный политический проект должен выглядеть так: ты показываешь свой проект, а мы дальше думаем, как его реализовать, — объяснил ученый.
Он также считает, что не стоит всерьез воспринимать то, как выглядит публичная политика. Потому что основные решения принимаются все равно в кулуарах, а мы видим лишь их ретрансляторов в виде президентов, министров и прочих госслужащих.
— У них действительно есть определенные возможности, но они небольшие. Вы думаете [Эммануэль] Макрон (президент Франции. — Ред.) что-то решает? Нет, — резюмировал Тузиков.
Comment section