«Сейчас татары переживают то, с чем кряшены столкнулись в 30-е годы»

Общество 11:33 / 17 мая 2018
4
«Сейчас татары переживают то, с чем кряшены столкнулись в 30-е годы»

Без родных языков исчезнут национальные школы, театры и газеты. 

Заместитель председателя правления Общественной организации кряшен Татарстана, главный редактор культурно-просветительской газеты «Туганайлар» Людмила Белоусова рассказала, как кряшены держат второй удар по их родному языку.

- Людмила Даниловна, расскажите, как живет кряшенская община сегодня? 

25 мая этого года нашей организации исполнится 11 лет. Правда, и до этого общественная жизнь имела свою историю, которая ведется уже с начала 90-х годов. На протяжении всего этого времени мы системно работаем с органами власти. В 17 районах республики есть наши отделения. Государственному фольклорному ансамблю кряшен «Бермянчек» скоро исполнится 10 лет. Детскому этнолагерю «Айбагыр» этим летом будет 6 лет. Недавно прошёл 4-й форум кряшенской молодёжи. В январе этого мы справляли 10-летие фестиваля молодых исполнителей кряшенской песни «Рождественская звезда». 

Этим летом собираемся проводить второй фестиваль духовной культуры «Бермянчек бакчасы» («Вербицы сад») на острове-граде Свияжск. В Академии наук республики был создан Центр изучения кряшен и нагайбаков (нагайбаки – этническая группа, проживают по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных районах Челябинской области. Язык - говор среднего диалекта татарского языка. Верующие - православные христиане.) Кряшенской газете «Туганайлар» исполнилось 15 лет. Все это было создано благодаря инициативе и упорной работе нашей общественной организации. Так вот и живём.

- По всему видно, что вы занимаете очень активную позицию в общественной жизни республики. А какую роль играет татарский язык для вашей работы?

- Самую главную. Практически вся работа организации ведется на татарском языке. Наши мероприятия, праздники. Литература печатается на татарском. Для нашего детского этнолагеря «Айбагыр» программа пишется на татарском. А вот наша газета двуязычная. Русскоязычный вкладыш мы выиграли по гранту, и теперь он закрепился в газете как её составляющая.

- Каково ваше понимание нового законопроекта о возможном добровольном изучении родных языков?

- Честно говоря, тема утери родного языка для кряшен уже не новая. Несмотря на то, что многие представители татарского общества не хотят воспринимать этот факт, некогда у кряшен был свой язык. Он попал под запрет в 1930-е годы. Поэтому, для кряшен сегодняшняя ситуация уже второй удар, и мы его вряд ли выдержим. Если заглянуть в историю, то до 1930-х годов татарские дети получали знания в медресе, читали и писали на основе арабской графики, когда кряшенские - в церковно-приходских школах и религиозных заведениях на основе грамматики на кириллице, которую создали священник Василий Тимофеев и ученый-просветитель Николай Ильминский. Когда свершилась Октябрьская революция и религия стала «опиумом для народа», власть объединила образовательные учреждения и обучение стало светским. До этого момента две культуры развивались отдельно друг от друга. Тот язык, что был тогда, сохранился в кряшенских церквях до настоящего времени. На этом языке до сих пор ведётся церковная служба и печатаются духовные книги. Одним словом, сейчас татары переживают то, что кряшены уже пережили в 1930-е годы.

Если мы потеряем и татарский, который стал уже родным, нет шансов и для реабилитации кряшенского языка. Сейчас кряшенские активисты придерживаются такой точки зрения: сохранить татарский и не забывать кряшенский, давая людям знания в рамках этнокультурного компонента. Дети должны знать свою историю независимо от того, нравится она кому-то или нет. Нужно сохранять все проявления и диалектальные особенности языков, особенно в создавшейся
ситуации, не разделяя, чей говор правильный, а чей «не очень».

- Как думаете, кто виноват в том, что ситуация вокруг нового законопроекта настолько обострилась? 

- Наверное, отчасти и мы сами. Где-то оказались недостаточно активными. Где-то проявили слабость или промолчали. Где-то не смогли отстоять свою позицию. Мы безоговорочно принимаем все условия, которые нам диктуют. Что еще приводит к потере языка? Оптимизация школ в татарских и кряшенских деревнях. К этому еще приводит ЕГЭ. Именно из-за ЕГЭ, вернее, из-за невозможности сдачи экзаменов на татарском, национальные школы часто вынуждены переходить на русскоязычное обучение. Приведу пример: в Елабужском районе в селе Большой Шурняк была единственная в республике школа с кряшенским этнокультурным компонентом.  Свой статус она потеряла три года назад, так как перешла на русскоязычное обучение, чтобы уцелеть от оптимизации.

- В последнее время участились случаи протеста против нового законопроекта. Наблюдаются ли подобное среди кряшенского народа?

- Таких случаев нет, по крайней мере, мне они неизвестны. Мы по менталитету очень скромный народ. Но мы за сохранение татарского языка как обязательного предмета обучения.

- Поддерживаете ли вы связь с нагайбаками? Известно ли вам что-нибудь о том, как они относятся к сложившейся ситуации?

- Этот народ практически потерял свой язык, но очень хочет вернуться к своим корням. Они хотят быть ближе к нам, состоять в нашем сообществе и интересуются своей историей и языком. Активно принимают участие во всех наших мероприятиях. Недавно их делегация приезжала на форум кряшенской молодёжи. В нашем этноязыковом лагере «Айбагыр» дети-нагайбаки учатся родному языку. Ни один фестиваль «Питрау» не обходится без их участия. Два года назад в галерее «Хазинэ» в Кремле мы организовали выставку искусства этого народа. Среди нагайбаков есть энтузиаст Сергей Васильев, который пытается возродить народные пословицы. Он записывает их со слов старшего поколения, размещает эти словосочетания в соцсетях, затем целая группа начинает переводить слова на русский язык. Когда появляется смысловое предложение, начинают размышлять над его философским значением. Получается, что расшифровывают народную мудрость, накопленную годами. И интересно, и приятно наблюдать за этим. Но ведь и мы сами легко можем оказаться в такой же ситуации, если потеряем родной язык. Потеряем себя.

- Главной особенностью нашей страны является ее многокультурность. Язык - есть главная составляющая культуры. Какое будущее остается нам ждать, в случае, если закон примут?

- Если потеряем язык, то потеряем и школы, и театры, и газеты, то есть, все. Принятие этого закона может привести к отторжению Татарстана от России.

- Как по-вашему, есть ли у родных языков шансы вернуться в список обязательных предметов изучения в образовательных учреждениях?

- Думаю, что есть. Есть такой закон физики: чем больше давление, тем больше сопротивления. Когда что-то попадает под запрет, этим начинают интересоваться ещё больше, и это начинают отстаивать. Я думаю, что нужно бороться. 

Хочу отметить и несовершенство методик преподавания татарского языка в образовательных учреждениях. В свое время я преподавала в школе татарский язык русскоязычным детям, и знаю проблему изнутри. Существует множество методик альтернативного преподавания. Но нет приоритетного, единого. Нужно было разработать единую методику и подготовить достаточное количество специалистов, чтобы нормализовать ситуацию с преподаванием. Русскоязычным детям нужно давать больше разговорного языка, избегая осложнений с грамматикой, тем более, что родители не могут помочь с домашними заданиями, и это их беспокоит.

Очень мешают обучению детей арабские заимствованные слова. Они не подчиняются никаким законам тюркских языков. Их можно только запомнить. Но их много. Даже для носителя языка эти слова порождают большие затруднения. Если те, кто рассматривает новый законопроект, будут знать все эти особенности и советоваться со специалистами, можно было бы найти альтернативное решение.


Суть проблемы

10 апреля группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о поправках в закон «Об образовании в РФ», который вызвал резонанс не только в Татарстане, но и в других национальных республиках. Согласно этому документу, «преподавание, изучение государственных языков Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию, изучению государственного языка Российской Федерации». Кроме того, изменения предполагают «изучение родных языков с учетом потребностей обучающихся и их родителей».

25 апреля Госсовет Татарстана, после бурного обсуждения ситуации, решил направить обращение председателю российского парламента Вячеславу Володину, в котором выразил несогласие с законопроектом и призвал вынести его на обсуждение в республиках и автономиях РФ, «в целях недопущения негативного общественного резонанса». 

Вместе с тем, в знак несогласия с законопроектом депутатов Госдумы России, представители многих народов страны, в том числе жители Дагестана, Чувашии, Марий Эл, а также Татарстана, опубликовали петицию «Нет закону против родных языков России».

Также в социальной сети «ВКонтакте» появилось открытое обращение к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, которые представляют интересы национальных республик. Авторы документа призывают обратить внимание на инициативу парламентариев, которые выступают за введение поправок к закону «Об образовании» и не допустить их принятия.


Автор материала: Ляйсан Кадырова


В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (4)
Мударис
Так учите свой язык. Кто вам запрещает? Нам он только не нужен.
2
ОТВЕТИТЬ
Вазых
Не хватает напористости у нашего народа На дебатах нас заставляют замолчать а мы руки вверх Вазых
1
ОТВЕТИТЬ
Илдар
Интересно, где можно услышать или почитать на языке кряшен?
1
ОТВЕТИТЬ
YANICHAR
наши различие по вопросу вероисповедания не разделяющий фактор , делающий нас разными народами , этот феномен используют наши враги чтобы противопоставить нас друг другу .
1
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Общество 09:39 / 8 мая
14
«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Казанцы - участники акции «Бессмертный полк» - рассказывают семейные истории.

Вот уже пятый год казанцы принимают участие в акции «Бессмертный полк». Держа в руках портреты родных - героев Великой Отечественной войны, преодолевают путь длиной более 2 км. Если в 2014 году шествие состояло из колонны в 500 человек, то в 2018-м эта цифра увеличилась до 163 000 человек. В этом году организаторы ожидают не меньше участников. 


Наша справка

«Бессмертный полк» - общественное движение памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с самодельными транспарантами с фотографиями родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны. 


«Бессмертный полк» в Казани пройдет по маршруту прошлого года. Сбор участников - на пересечении улиц Карла Маркса и Толстого в 13:00, старт - в 15:00. От места встречи колонна проследует через площадь Свободы, далее по улице Лобачевского на улицу Кремлевскую и на площадь Тысячелетия. Протяженность маршрута составит более 2,5 км.

В преддверии масштабного шествия KazanFirst вспоминает истории семейных героев постоянных участников акции «Бессмертный полк».

Открывает серию воспоминаний Алеся Иванченко. Ее прадеды по разным линиям родственных связей освобождали Родину от фашистских захватчиков. Алеся рассказала нам обо всех героях семьи.

Прадед Августин Автономович Линник

Родился в 1910 году в селе Резино Букского района Киевской области. Воевал в Рабочее-крестьянской Красной армии. Был танкистом. Награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу» (дважды).

В последний год войны родным пришло уведомление «Пропал без вести в апреле 1945 года». Позже выяснилось, что потерял в бою обе ноги и получил контузию, но выжил. Родные долгое время не знали, где он находится, да и он не мог сообщить о своем местонахождении из-за контузии.

Прадед Иван Павлович Иванченко

Родился в 1911 году в Запорожье. В 1941 году был призван в ряды Советской армии. Его звание - старший сержант. Погиб 21.12.1942 года. Похоронен в селе Косовка Таловского района Воронежской области, Россия.

Родной брат прабабушки Александр Фёдорович Швецов

Родился в 1919 году. Обладатель множества наград, в том числе ордена Отечественной войны I степени. Вернулся с ВОВ без одной ноги. На фото дед Шура рядом со своим наградным автомобилем. Фото было сделано мамой Алеси, когда ей было девять лет.

Двоюродный брат прабабушки Иван Игнатьевич Якубовский

Родился 7 января 1912 года (по старому стилю 25 декабря 1911-го) в деревне Зайцево, сейчас Горецкий район Могилёвской области Белоруссии. Был призван в РККА в 1932 году. Участвовал в военных действиях Советской армии ещё до начала Великой Отечественной войны.

Служил в танковых и мотострелковых войсках.

В Великую Отечественную войну майор Якубовский вступил в должность командира учебного танкового батальона 26-й танковой дивизии 20-го мехкорпуса Западного фронта. Прошел всю войну. Несколько раз был ранен, горел в танке.

Иван Игнатьевич - советский военачальник, маршал Советского Союза (12.04.1967г.). Дважды Герой Советского Союза (10.01.1944г., 23.09.1944г). Герой Чехословацкой ССС (30.04.1970г.).

В послевоенные годы служил главнокомандующим группой советских войск в Германии, командующим войсками Киевского военного округа, первым заместителем министра обороны СССР и главнокомандующим Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора.

Умер в Москве 30 ноября 1976 года.

Похоронен на Красной площади в Стене коммунаров. 


Виктор Петрович Лавриченко (1923- 2008)

Рассказывает его племянница Татьяна Николаева.

- Мой дядя, Виктор Петрович Лавриченко, окончил школу №98 в Казани за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Почти сразу подал заявление с просьбой направить его на фронт. Его направили в Горьковское зенитно-артиллерийское училище на краткосрочные офицерские курсы. По их окончании, когда ему только исполнилось 18 лет, он был направлен на Ленинградский фронт, где прослужил всю войну.

Начинал дядя в звании младшего лейтенанта в должности командира огневого взвода в 304-м истребительном противотанковом полку, а закончил войну капитаном в должности командира батареи 220-го артиллерийского полка. В Ленинграде он воевал на Пулковских высотах, которые часто подвергались бомбардировкам и обстрелу, был несколько раз ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За оборону Ленинграда». 

После войны он закончил юридический институт в Казани и попал по распределению в Куйбышев, где более 30 лет проработал председателем Куйбышевского областного суда. Обладает почетным званием «Заслуженный юрист» РСФСР. Имя этого судьи с трепетом произносили даже самые отпетые рецидивисты, поскольку знали, что Лавриченко строг, но справедлив. 

Он был высокопрофессиональным юристом и удивительно скромным, порядочным и честным человеком. Виктор Петрович три дня не дожил до праздника 63-летия Победы.


Григорий Тихонович Гришин (1913- 1942)

Рассказывает его внучка Юлия Муллахметова.

- На фронт дедушка ушел в мае 1942 года, а уже в июле пришла «похоронка», где говорилось, что он пропал без вести. Сведений о нем практически нет. Мы сами занимались поисковой работой, чтобы раздобыть хоть какую-то информацию. Но тщетно. Все, что лично я смогла найти: дедушка был стрелком. Предполагаю, по тем боям, которые шли в период его призыва, воевал он в районе Сталинграда, где-то в том направлении. 

Раньше у нас даже фотографий его не было. Но у дедушки осталась дочь, которая сейчас живет в Москве, она и передала нам его фото.


Абдулла Хакимзянов (1906- 1943)

Рассказывает его внучка Лилия Блохина. 

- Родился дедушка в деревне Суук-Су, но жил всю жизнь в Казани, на Булаке. Призвали на фронт в 1941 году - тогда у него было два сына. Старшему (моему дяде) - пять лет, а папе - месяц. Тогда он просто обнял, поцеловал моего папу на прощание, отдал маме и ушел. А в 1943 году пришло извещение, что он погиб под Смоленском. 

По воспоминаниям папы, когда отцы детей из его двора стали возвращаться с фронта, они от радости встречи подбрасывали детей на руках. Папа говорил, что ему тоже очень хотелось, чтобы его папа, мой дедушка, так подбросил. Когда прошло время и дядя повзрослел, он поехал в командировку в Смоленск. Там обратился в военкомат и через него нашел могилу дедушки. Уже позднее, в 1972 году, туда ездила вся семья. Выяснили, что погиб дедушка в Новодугино под Смоленском 9 марта 1943 года. Был автоматчиком в танковой пехоте. В студенческие годы я была в «Снежном десанте» - это наша поисковая организация на базе университета. У нас были зимние походы - мы шли по боевому пути какой-либо дивизии. Получилось так, что я побывала в том самом месте, где погиб мой дедушка. Сейчас я и мой папа в память о дедушке выезжаем в поисковые экспедиции. Таким образом отдаем дань памяти.

Тема войны меня очень трогает, конечно. У нас в школе (Лилия Блохина педагог. - Ред.) есть такая акция: все дети выставляют на подоконники фотографии своих прадедушек. И там такие трогательные истории. Например, вот перед глазами у меня портрет прадедушки моей ученицы. Красивый парень двадцатилетний - Ахмат Хайруллин. Прошел Первую мировую войну, Вторую мировую войну от начала до конца, потом работал в родном колхозе. Их было 12 братьев, шесть пар близнецов. Все погибли на войне, кроме прадеда этой девочки. Состояние мамы даже представить не могу - 11 сыновей не вернулись. 


Гаптелгафур Ахатович Ахатов (1913-1973) и Марьямниса Динмухаметовна Ахатова (1916-2007)

Рассказывает их внучка, учитель истории и обществознания Кадрия Нигматуллина.

- Про дедушку я знаю совсем немного. Единственное, что у меня осталось, - несколько его фотографий в гражданской одежде. Дедушка умер, когда мне было пять лет. Я его практически не застала, помню только лицо.

К сожалению, семья не сохранила воспоминания о нем, его ордена, награды. Когда переезжали, все потеряли, а мне на хранение почему-то не отдали. Не сохранили, может быть, потому, что раньше не считалось подвигом идти защищать свою Родину - это было нормально. К моему великому сожалению, очень мало чего могу рассказать о дедушке.

Зато бабушку хорошо помню. Она умерла в 2007 году. В период войны жила и работала в родном колхозе. Будучи тружеником тыла, рыла казанский обход, когда вокруг Казани строили оборонительные сооружения. Параллельно работала на лесозаготовках. Ей даже вручили орден «Материнская слава» как многодетной матери. 


Арслан Абдулвалиев (1923-1993)

Рассказывает его внук, председатель совета Молодежной ассамблеи народов Татарстана, член Общественной палаты Республики Татарстан Тимур Кадыров.

- Воевал дедушка - отец моей мамы. Он был музыкантом, служил в военном оркестре. Много ездил и отвечал за боевой дух солдат. После того как дедушка вернулся с войны, он мало рассказывал, точнее практически не рассказывал. Ему было очень тяжело об этом вспоминать, говорить. Насколько я знаю, в боевых действиях он не участвовал. Но помню, что у него было много медалей, орденов. Когда я был маленьким, часто рассматривал их, играл с ними и даже не понимал всей значимости. 

Сегодня этот праздник для нас - один из самых значимых праздников. Потому что дедушка всегда его ждал, любил, ценил. Так и повелось в нашей семье, что 9 Мая - это самый сокровенный день.

КОММЕНТАРИИ (10)
Яспид
А я знаю, что мои прадеды погибли на войне. а больше никакой информации не сохранилось... хотелось бы узнать кем они были и как жили но ничего не осталось...
0
ОТВЕТИТЬ
Дзига Лейниц
А я не играл с наградамми деда. Вырос и все медали продал и пропил. Такой вот я плохой человек(((
-1
ОТВЕТИТЬ
Толстый лев
Война есть тяжелая мужская работа. тогда мужики реально умели воевать и Родину защищать. За нынешнее поколение я че-то не уверен
0
ОТВЕТИТЬ
Шамиль
Ни разу не принимал участие в Бессмертном полку, надеюсь хоть завтра получится портрет уже подготовил
0
ОТВЕТИТЬ
Футурист
Интересно лет через 15 также помпезно будем праздновать 9 мая или все сойдет нет...
0
ОТВЕТИТЬ
Гесиодов
РАньше и вода вкуснее была и трава зеленее
0
ОТВЕТИТЬ
Иван
Вот люди! Спасибо вам дорогие ветераны. Склоняю голову перед вашим подвигом!
0
ОТВЕТИТЬ
Рамиль из Сургута
Да ну, я лучше на шашлыки, тем более все дороги перекроют
-1
ОТВЕТИТЬ
Данил
Были люди раньше, сейчас таких мало уже, трудно найти таких
2
ОТВЕТИТЬ
Чебурашка под бутиратами
Красная Армия всех сильней так-то
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх