«Мы не готовим иностранных агентов»

Как построена система обучения в единственной в Татарстане международной школе и преподают ли в ней татарский.
Как построена система обучения в единственной в Татарстане международной школе и
преподают ли в ней татарский.

В конце мая школы Казани ушли на заслуженный летний отдых. Однако лишь в одном учреждении уроки все еще идут и продолжатся вплоть до 21 июня. Это Международная школа Казани, которая четвертый год обучает детей по уникальной методике. Журналист KazanFirst побывала в школе и узнала, что это за новая для Татарстана методика и как национальный язык республики вписался в учебный план.


Наша справка

— 1 сентября 2014 года открылась международная школа Казани для начальных классов;

— через два года появилась средняя школа;

— проект был выпущен ГУП «Татинвестгражданпроект» совместно с американскими коллегами Fielding Nair International, которые спроектировали сотни образовательных проектов по всему миру на всех континентах;

— сейчас школа имеет два здания на Мавлютова — для начального обучения и получения среднего образования, а также одно по ул. Федосеевской для начального обучения;

— все обучение проводится на английском языке.


«Мы не готовим иностранных агентов»

Воспитание свободной личности

Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись рядом со школой, — плотный забор по периметру, шлагбаумы и охрана территории как особо значимого объекта. На поиск пропускного пункта у меня ушло минут десять. Вход непосредственно на территорию — только через КПП и строго по документам.

— Приятно слышать. Так должно быть во всех школах, — прокомментировал замечание журналиста KazanFirst о мерах безопасности директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин, начиная экскурсию по учебному заведению.

Уже внутри здания становится понятно, что ты попал далеко не в привычное учебное заведение, в которое ходил в детстве, а в высокотехнологичный и совершенно иначе функционирующий образовательный центр. Просторная рекреация, дизайнерские интерьеры, пространства формата open space — исключительно новомодные решения.

«Мы не готовим иностранных агентов»

— Идея в том, что Казань — город развивающийся, привлекательный для инвесторов, компаний. Чтобы эти инвесторы и представители крупных корпораций могли приезжать сюда с семьями, нужна инфраструктура, в том числе школа международного образца для их детей. В то же время запрос есть и от местных жителей, которые знакомы с международной системой обучения, — начал краткий экскурс Нияз Гафиятуллин.

— Мы выбрали IB, потому что есть статистические показатели, которые говорят о том, что IB-студенты лучше сдают экзамены, поступают в более престижные университеты, хорошо зарабатывают, — отметил директор школы.

Так, в основе образовательной системы, дизайна и планировок школы лежит концепция 20 режимов обучения детей, в том числе онлайн-обучение, обучение с помощью гаджетов, обучение в паре, в команде, предоставление изучения учебного материала с помощью театральных постановок и т. д. Причем, в отличие от наших, российских школ, формат лекций далеко не главенствующий. Даже модели учебных кабинетов здесь спроектированы иначе. Они исключают концентрацию внимания на учителе. То есть фактически ученики международной школы получают те же знания, что и ученики обычных школ, только с помощью других приемов обучения.

«Мы не готовим иностранных агентов»

— Дети приходят в класс и сталкиваются не с системой, где учитель главный, а с системой, где учитель подбирает способ подачи материала под цель урока и интересы детей, — объясняет Гафиятуллин.

Чтобы убедиться в сказанном, мы заходим в огромное помещение, больше похожее на рекреацию с диванами и столиками, визуально поделенное на зоны. Оказалось, что мы попали на урок английского, да еще и нескольких классов сразу. Дети оживленно общаются друг с другом, кто-то выполняет задание на компьютерах, преподаватели внимательно наблюдают за процессом.

Наглядно можно было рассмотреть и многофункциональные, трансформирующиеся территории. Если нужно провести урок за компьютерами — для этого есть специальная зона с техникой, если нужно показать презентацию и видео — под рукой проектор.

— В начальной школе часто говорят о том, что ребенок плохо себя ведет: крутится, на месте не сидит. Но это физиологическая потребность в этом возрасте. Считается, что он должен сидеть сложа руки. В то время как мы можем установить рамки свободы и предоставить ему ее. А пространство должно этому способствовать, — комментировал в ходе экскурсии собеседник.

Цензура на книги, продленный учебный год и рассрочки на обучение

На два этажа выше расположен так называемый STEAM-центр (расшифровка в переводе: наука, технологии, инженерия, искусство, математика. — Ред.). Это место, где интегрируются разные предметы.

«Мы не готовим иностранных агентов»

— Мы хотим, чтобы STEAM-центры стали интеграторами всех наук. Чтобы, допустим, учителя математики, информатики, обществознания, биологии и других отраслей давали детям проект, а они делали его через призму каждой предметной области. К примеру, учитель биологии может задать сделать сайт по краснокнижным животным, растениям. В таких условиях дети сами распределяют обязанности по интересам: кто-то делает сайт, кто-то занимается исследованиями, кто-то подбирает дизайн, кто-то пишет статью,- рассказывает Гафиятуллин.

Пока мы следовали по школьным коридорам, директор бодро здоровался со всеми детьми и учителями. Исключительно на английском.

Как и в обычной школе, здесь есть собственная библиотека, но тоже особенная. Тут собраны 12 000 книг не только на русском, но и английском языке. Поставкой литературы занимается специальная зарубежная организация, которая целиком отвечает за комплектование библиотеки.

«Мы не готовим иностранных агентов»

— Те книги, которые приемлемы в школе за границей, а у нас нет, мы изъяли. То есть свой ценз у нас все-таки есть, — обратил внимание руководитель школы, проследовав к окну. Из него была видна спортивная площадка, покрытая газоном. Помимо уличной зоны внутри также есть многофункциональный спортзал со стеной для скалолазания и бассейном. Вместе с тем школа вмещает территорию искусства, состоящую из танцевального и театрального залов, открытой сцены, фотовыставки и зимнего сада.

День учеников международной школы примерно совпадает с графиком обычных учреждений — с 8.30 до 15.00, но учебный год у них длится аж до 21 июня.

«Мы не готовим иностранных агентов»

Руководство школы не скрывает, что цены на обучение у них высокие. Кстати, были случаи, когда по этой причине детям приходилось уходить в другие образовательные учреждения. Так, на следующий год был установлен прайс:

— начальная школа на Мавлютова — 685 000 рублей в год;

— начальная школа на Федосеевской — 740 000 рублей в год;

— средняя школа — 770 000 рублей в год.

При желании родители могут разделить оплату на 10 частей и вносить сумму постепенно. Есть скидки для многодетных семей, правда, пока с третьего ребенка — 10%. В будущем возможно предоставление грантов для талантливых детей.

«В начальной школе понятия «нехватка детей» нет»

Несмотря на ценник, от дефицита учеников школа не страдает. Например, при вместимости 220 человек в начальной школе на Мавлютова обучается 210 детей. В свою очередь в «началке» на Федосеевской свободных мест практически нет, ее вместимость — 80 человек.

— В начальной школе понятия «нехватка детей» нет. Есть даже лист ожидания. Понятно, что так не со всеми возрастами. Чем младше ребенок, тем больше желание у родителей отдать его к нам в школу, — пояснил Нияз Гафиятуллин.

Что до средней школы, то здесь показатели несколько ниже. При вместимости 500 человек фактически обучение проходят 100 детей.

— Мы не форсировали прием в среднюю школу. Планировалось, что дети, которые приходят к нам в начальную, будут переходить дальше. Кроме того, у нас очень большой процент отказа с нашей стороны. Из 10 приходится говорить «нет» семи детям, — добавил директор.

Чтобы попасть в школу международного образца, ненаглядное чадо должно пройти онлайн-тестирование и собеседование. Обязательное знание языка необходимо лишь при зачислении в среднюю школу, к младшеклассникам требования чуть ниже.

«Мы не готовим иностранных агентов»

Количество детей-иностранцев тут всегда разнится. Максимально их было 25 человек, причем пять из них — дети сотрудников школы. Сегодня их осталось 15.

— Надо понимать, что те иностранцы, которые сегодня живут в Казани, — на контрактах. Был футбольный тренер-испанец (речь о бывшем тренере ФК «Рубин» Хавьере Грасии. — Ред.). У него трое детей. Он приехал на четыре года, но у него контракт закончился уже через год. Соответственно, дети уехали. Потом менеджеры компании «Дженерал моторс». Двое — испанец и француз. Есть дети консулов.

— Как бы пафосно ни звучало, они знают свои права, могут поставить под сомнение высказывание учителя, борются за оценку, вносят свои предложения. С радостью замечаю, что наши дети, которые уже несколько лет обучаются в школе, тоже перенимают эти качества. Хочу подчеркнуть, они не стали иностранцами. Мы точно так же воспитываем в них чувства патриотизма и любви к своей стране. Также доносим и до детей-иностранцев, что они должны любить свою Родину и относиться с уважением к месту, где находятся сейчас. Мы не готовим иностранных агентов.

Пока школа не выпустила ни одного ребенка, просто потому, что ученики не успели доучиться до этого периода и учреждение ещё не получило аккредитацию на старшую школу. Однако в этом году первые дети сдавали ОГЭ, а в следующем будет первый набор 10-го класса.

К традиционным показателям и олимпиадам здесь тоже относятся скептически.

— Мы считаем, что должны дать детям просто хорошее образование, чтобы они были развиты. IB-концепция состоит в том, чтобы выпустить ребенка, который будет готов к большой жизни. Олимпиада — это вообще не показатель для нас. Но мы имеем программу поддержки талантливых детей. Если мы видим, что у ребенка что-то хорошо получается в математике, мы стараемся подобрать ему специальную программу, чтобы он мог свой потенциал реализовывать, — ответил на вопрос об олимпиадниках директор школы. — Нас нет в рейтингах, потому что нас сравнивать нельзя. Не потому, что мы такие исключительные, а потому, что система образования другая. Но у нас есть онлайн-тестирование без возможности списать. Благодаря этой базе данных мы можем сравнивать себя с международными школами мира и с самими собой предыдущими.

«Мы не готовим иностранных агентов»

Педагогический состав представлен 40 специалистами, превалирующее большинство — иностранцы. Требования для них: педагогическое образование, опыт не менее трех лет, рекомендации с других мест работы и прохождение собеседования. Каждому сотруднику предоставляется соцпакет, включающий в себя проживание, перелет, страховку.

«Татарский язык в нашей школе есть!»

— Есть минимальный набор требований международной системы IB: количество часов, оценивание, философия. Но в ней есть область, которая отдана на откуп школе, — элемент свободы, когда мы можем добавлять какие-то свои культурные вещи. Ни в одной международной школе татарский язык не преподается как обязательный. Но так как мы находимся в других условиях, мы должны этот вопрос учитывать и решать, — отметил Нияз Гафиятуллин.

Более того, по международной системе родной язык должен изучаться в обязательном порядке. Это жесткое требование — предоставить возможность для любой национальности, будь то татарин, русский или испанец.

— Татарский язык преподается два часа в неделю на обязательной основе в начальной школе и добровольно два часа в неделю в средней школе. У нас туда ходят все. Татарский язык в нашей школе есть. Его не может не быть, иначе мы не аккредитуемся. Но если ребенок — иностранец, он может вместо татарского пойти на родной язык. Все учебные материалы под каждый язык имеются. По запросу мы находим и преподавателей, — подчеркнул собеседник.

1/0

На сегодня данное учебное заведение имеет лицензию и аккредитацию средней школы. Таким образом, после 9-го класса потенциальный выпускник получит на руки российский аттестат и справку об обучении в международной школе. Полноценный диплом международной школы будет доступен ему лишь после 11-го класса.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *