«В центре экономики сегодня - человек с его идеями, знаниями и технологиями»

Как в Татарстане помогают раскрывать таланты молодежи.  

Руководитель программы продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Университета Талантов Аделя Ахметова в интервью KazanFirst рассказала о важности наставника, способах раскрытия таланта и рисках потери высококлассных профессионалов.

- «Продюсирование талантов» - термин довольно новый для наших читателей. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в Университете Талантов?

- Моя задача в Университете Талантов - обеспечить систему работы с талантливой молодежью, которая состоит из трех задач. Первая - рассказать молодым людям о возможностях, которые есть в республике, и о том, как ими можно воспользоваться. Вторая - спроектировать программу, где каждый будет вовлечен в процесс освоения и применения инструментов для управления и продвижения своих талантов, реализации себя.

И, наконец, обеспечить доступность. Чтобы каждый молодой человек мог получить то, что ему необходимо: спроектировал свою программу развития, встретил своего наставника, получил адресные рекомендации по развитию своих компетенций и мог ими воспользоваться, проходил профессиональные пробы и стажировки на основе своих запросов и интересов, а впоследствии и трудоустраивался.

- Говорят, что каждый ребенок талантлив по-своему. Но большая часть олимпиад и конкурсов работает с довольно узким кругом молодежи. Деятельность Университета Талантов также направлена на поддержку ребят с выдающимися способностями. Как быть тем, кто этими способностями не обладает или их еще не открыл? Есть ли у таких перспектива развития, возможность стать успешным?

- В существующих условиях, как мне кажется, у ребят есть очень много возможностей проявить свой талант и применить свои знания, навыки и умения. Помимо ставших уже традиционными предметных олимпиад сейчас набирают обороты проектные олимпиады. Их особенность в том, что они очень плотно связаны с деятельностью и зачастую междисциплинарные. Таким образом, каждый может выбрать интересную для себя идею или тему проекта, собрать или стать частью команды, проявить знания и личные качества в деле и за достаточно короткий промежуток времени увидеть свой результат работы.

На данный момент таких крупных олимпиад несколько, например, Олимпиада НТИ, Всероссийский конкурс научно-технологических проектов Образовательного центра «Сириус». У нас в республике есть три проектных конкурса Университета Талантов: инженерная олимпиада «Генеральный конструктор», предпринимательская олимпиада «Предпринимательские игры», конкурс научных проектов «Чемпионат научных состязаний», также в 2017 году состоялась первая международная проектная олимпиада фундаментальных наук «Ачылыш», проводимая министерством образования и науки Республики Татарстан.

Помимо олимпиад есть возможность пробовать себя в составе проектных команд в молодежных организациях. Например, «Академия творческой молодежи», «Лига студентов», «Студенческие стройотряды», «Совет детских организаций» и т. д. Многое зависит от самих ребят, от их желания и стремления пробовать себя. 

- Достаточно ли в данный момент развиты модели по выявлению выдающихся способностей или в каких-то сферах их не хватает?

- В разных сферах модели выявления талантливой молодежи построены по-разному, на это влияют многочисленные факторы. Например, в спорте выявление талантов начинается с раннего возраста, где особое внимание уделяется физическим данным и возможностям их развития. С другой стороны, в социальном творчестве молодой человек может проявить себя и в школе, и в вузе, и уже будучи молодым специалистом. Весь вопрос в его активности и желании развивать и применять свои компетенции. Если говорить о возрасте выявления, то практически во всех сферах выявление идет с детского садика если не прямыми инструментами - конкурсами, то специализированными кружками. С точки зрения методологии здесь важнее понимание и внедрение проектного подхода, который позволяет охватить большее количество талантливых ребят.

- Стоит ли деятельность условного Университета Талантов распространить на школы, детские садики? Обучать воспитателей и учителей методикам выявления и управления талантами?

- Подготовка воспитателей и учителей - самый важный вопрос. С учетом всех глобальных изменений им нужны новые компетенции, позволяющие не просто передавать знания, а раскрывать таланты молодых людей, направлять их, правильно ставить перед ними задачи и мотивировать к деятельности. Например, это такие компетенции, как: фасилитация, модерация, игропрактика и другие. В Университете Талантов мы обучаем наставников этим компетенциям на протяжении одного года и трех месяцев. Попробовать стать наставником, пройти отбор и затем обучение может любой специалист, работающий с молодежью.

- С прошлого года в Набережных Челнах открылась первая в России магистратура по управлению талантами. Насколько она востребована и перспективна для тех молодых людей, которые сейчас выбирают, куда пойти учиться?

- Управление талантами как система выявления, поддержки, развития и закрепления потенциала талантливой молодежи - достаточно новая и сложная. Мы же говорим не только об управлении талантами на уровне предприятия, но и на уровне республики или страны. Эта система постоянно актуализируется и меняется с учетом изменений и трендов, происходящих в мире и стране. Создание таких профильных программ, заточенных под узкую профессиональную компетенцию, уже стало нормой в ведущих вузах России. Эта профильная программа рассчитана на тех студентов и специалистов, кто уже погружен в наставничество и кому необходимо наращивать управленческие навыки и масштабное понимание всех процессов в сфере работы с талантливой молодежью. Мы рассматриваем выпускников магистратуры как наш кадровый резерв.

- Какие экзамены нужно сдать для поступления?

- Что касается вступительных экзаменов, то сдавать нужно будет педагогику.

- До 1 июля открыт прием заявок на республиканский образовательный проект - Летнюю молодежную школу «Открытие талантов». Что это за проект, когда и где он будет проходить, чему научатся и какие возможности получат его участники?

- Летняя молодежная школа «Открытие талантов» - ежегодное мероприятие Университета Талантов. Это интенсивная образовательная программа для талантливой молодежи и наставников, где они учатся раскрывать и реализовывать свой талант. За восемь дней участники проживают все возможности, которые есть в Университете Талантов, понимают, как этим можно воспользоваться и что им нужно для дальнейшего развития. В этом году Летняя школа будет проходить с 18 по 25 августа на базе Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Центральная тема этого года - индивидуальный план развития. Вместе с участниками мы будем выяснять, что это, как этот инструмент использовать, как ставить цели своего развития и планировать действия, какие возможности созданы в республике для поддержки молодежи и как их включить в свой план, как работать с наставниками и экспертами и зачем они нужны, что такое профессиональные пробы и т. д. 

- Расскажите подробнее, что из себя представляет Летняя школа талантов? 

- В этом году программа Летней школы состоит из нескольких этапов. После прохождения отбора на Летнюю школу участники получат приглашение для открытия Личного кабинета на портале Университета Талантов. Личный кабинет - их главный рабочий инструмент, именно там будет представлена вся образовательная программа на восемь дней в цифровом формате. Далее в онлайн-формате они проходят диагностику пяти «прорывных» компетенций (в других программах их еще называют компетенциями XXI века). Эта диагностика показывает, на каком уровне у них развита каждая из них, сильные стороны и зоны роста. На основе результатов тестирования формируются рекомендации по развитию компетенций, возможные направления карьеры, личные качества, которые могут выступить препятствием в развитии, и командные роли, в которых потенциал молодого человека может раскрыться наиболее полно. 

В первый день Летней школы молодой человек получает набор рекомендаций и каркас своего индивидуального плана развития. В каркас включается цель, которую он прописывал себе при подаче заявки, его запросы на знакомство с экспертами, работодателями, представителями конкретных профессий соотносятся с программой, затем каждому участнику предлагается персонализированный трек в программе. В течение первого дня участник конкретизирует свои цели, знакомится с программой и рекомендациями и составляет план своих действий. Каждый вечер он с наставником анализирует итоги дня, задает себе вопрос: «Насколько я сегодня приблизился к цели?» и уже с корректировками составляет расписание на новый день. 

По итогам Летней школы каждый участник понимает, как работать с индивидуальным планом развития и системой поддержки Университета Талантов, составляет свой план уже до декабря 2018 года. Университет Талантов сопровождает участников, отвечает на их запросы и поддерживает в реализации их планов. В декабре 2018 года на декабрьском форуме мы с ними встретимся и подведем итоги: как они справились с поставленными задачами.

- Много ли заявок подано в этом году? Какова их география - преобладают ребята из Казани или в регионах не меньше талантливой молодежи?

- На данный момент подано около 200 заявок. География обширная: Казань, Альметьевск, Набережные Челны, Буинск, Зеленодольск, Агрыз, Арск, Бугульма, Елабуга, Менделеевск, Чистополь, Заинск, Лаишево и т. д. Если говорить о концентрации талантливой молодежи, то это зависит от общего количества жителей в районе, наличия специализированных образовательных организаций для одаренных. Наибольшее количество, как правило, из Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска и Бугульмы.

- Это уже не первая летняя школа, организованная Университетом Талантов. Каких успехов удалось достичь в прошлых проектах? Запомнились ли какие-то проекты участников? Сколько детей прошло через «Открытие талантов», как это их изменило?

- Если говорить о предыдущих Летних школах, то ежегодно участвует порядка 400 участников из числа молодежи и 100 наставников. Таким образом, через Летнюю школу прошло около 1 500 человек со всего Татарстана. Те участники, которые ярко проявили себя, на данный момент стали нашими студентами и находятся в программе поддержки. Часть ребят реализовывают свои проекты, продолжают участвовать в проектных олимпиадах и конкурсах, часть, получив опыт работы в проекте, продолжают наращивать свои профессиональные компетенции. Наиболее запомнившиеся проекты ребят: умная теплица, робот-сортировщик мусора, мобильная снегоплавильная установка, измеритель уровня сахара в крови, арт-пространство «Бродский» и другие.

- Наставничество - насколько это важный аспект в формировании человека с выдающимися способностями? 

- На Всероссийском форуме «Наставник» была замечательная фраза о роли наставника: «За каждым великим открытием стоит великий наставник». Во многом наставник вдохновляет и мотивирует молодого человека, раскрывает ему спектр возможностей, помогает поверить в собственные силы.

- Могут ли наставниками стать родители или для развития профессиональных компетенций все-таки нужен более узконаправленный специалист?

- Многие наши студенты отмечают, что главные их наставники - родители, они во многом ориентируются на их жизненную позицию. На мой взгляд, можно условно разделить категорию «наставник» на две группы. Первая - наставники, сопровождающие молодого человека. Это те, кто помогает ему строить индивидуальный план развития и может подсказать о новых возможностях, помочь удержать фокус на цели и снять внутренние барьеры. И есть наставники - носители уникальных знаний, они как раз в большой степени помогают развить профессиональные компетенции. 

- Как подбирают наставников для летней школы, для Университета Талантов в целом?

- Наставники, которые примут участие в Летней школе, прошли отбор в виде входного образовательного модуля и собеседования, далее в течение года и трех месяцев они проходят специализированное обучение. Пройти отбор может любой специалист из нашей республики, который работает с молодежью. Обучение бесплатное.

- Изменился ли за последние несколько лет условный портрет «молодого человека с выдающимися способностями»? 

- Если говорить о школьниках, то отличной иллюстрацией портрета такой молодежи является исследование Сбербанка. Наши студенты задают глубокие вопросы о смысле жизни, о том, как найти дело жизни и соблюдать баланс между личными и профессиональными интересами. Они очень целеустремленные, у них большие планы на жизнь, подкрепленные огромной трудоспособностью и настойчивостью. 

- В какой сфере талантов сейчас больше всего?

- Сейчас больший акцент делается на выявление и развитие талантов в научной, инженерно-предпринимательской среде, где молодые люди могут создать прорывные технологии и успешные стартапы. Ну и, конечно, традиционно - профессиональный спорт, культура и искусство. 

- Если на секунду представить, что все программы поддержки талантливой молодежи разом закрылись, то к каким результатам это приведет в масштабах республики, страны? Почему формированию человеческого капитала в последние годы уделяют столько внимания?

- Республика, страна и в целом весь мир переходят на уровень цифровой экономики, в центре которой сегодня - человек с его идеями, знаниями и технологиями. Сегодняшние школьники и студенты - это те люди, которые не просто будут жить в этой экономике, но и сами станут ее создателями. Им предстоит предлагать решения большим вызовам: социальным, демографическим, экологическим, создавать прорывы в науке и технологиях, формировать культуру жизни и предпринимательства в цифровой среде. Сейчас в стране и республике для талантливых ребят создается среда, где они могут получить доступ к лучшим знаниям, попробовать себя в реальных проектах и получить поддержку в своих начинаниях. Такие условия помогают ребятам достигать фантастических результатов. 

Если программы закроются, то есть риск, что большой процент талантливых молодых людей могут остаться просто незамеченными и не вовлеченными в происходящие процессы. Возможностей реализовать свой творческий, интеллектуальный, физический потенциал будет меньше. С точки зрения экономического развития может быть потерян целый пласт высококлассных профессионалов, которые могли бы решать сложные нерешаемые задачи на уровне международных стандартов.


Наша справка

Казанский открытый Университет Талантов 2 - это институт развития, который способствует раскрытию потенциала молодых людей, проявивших выдающиеся способности. Университет Талантов развивает их компетенции, информирует о возможностях получения образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста, последовательно сопровождая участников.

Проект реализуется в рамках госпрограммы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы». Сама государственная программа разработана по инициативе президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и направлена на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи.


Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite