Челнам показали центр города, который обещают почти полвека

Вариант застройки автограда на слушаниях представила казанская фирма «Арт-Проект».

В Набережных Челнах с 1971 года пытаются построить общегородской центр. Сейчас это территория вдоль проспекта Сююмбике со стороны мэрии от проспекта Вахитова до проспекта Хасана Туфана. Именно в 1971 году появился проект застройки этой территории, который был разработан двумя ведущими проектными институтами СССР: ЦНИИП «Жилище» и ЦНИИП градостроительства. Об этом сообщил профессор Казанского архитектурно-строительного университета и директор ЗАО «Арт-Проект» Александр Дембич

На публичных слушаниях он представил разработанный его фирмой проект планировки общегородского центра «19-й микрорайон северо-восточной части города Набережные Челны». Вернее, речь шла о корректировке проекта, который был утвержден еще в 2007 году, но с тех пор много воды утекло. 

Вступивший в силу в 2005 году Градостроительный кодекс России претерпел около 100 изменений, как следствие - проект 2007 года устарел. Дембичу пришлось рассказывать и о том, что его фирма уже разрабатывала проект общегородского центра Челнов и защищала его на Градостроительном совете в 2017-м. Но и этот проект устарел. Точнее, в прошлом году заказчиком выступала фирма «Ак Барс-Челны», которая велела выполнить проект застройки территории на площади аж 245 гектаров, но потом перестала работу финансировать. А весной этого года появился другой заказчик - компания «Талан». Она заказала проект застройки только в границах будущего 19-го микрорайона, то есть на территории 37 гектаров. Эта территория расположена между проспектом Сююмбике и улицей КАМАЗ-Мастер от проспекта Вахитова до проспекта Хасана Туфана.

Каким центр видели в далеких 70-х

- В 1971 году проект челнинского общегородского центра разрабатывал авторский коллектив, который за несколько лет до этого в Москве застроил Калининский проспект, так называемый Новый Арбат, - сообщил Дембич. 

В Набережных Челнах есть старожилы и специалисты, которые знают, зачем на перекрестке с Сююмбике над проспектом Вахитова появился недостроенный до сих пор мост и чем должен был выделяться среди остальных 19-й микрорайон города. Поэтому Дембич в общих чертах рассказал о проекте прошлого века. Мост над Вахитова - это путь, по которому из парка Победы к зданию Горкома КПСС (ныне мэрия) должны были шествовать колонны демонстрантов 1 мая в День солидарности трудящихся и 7 ноября - в день Октябрьской революции. На уровень моста в 19-м микрорайоне на всю его длину должна была быть поднята большая пешеходная эспланада. Вторая особенность центра города в том, что он напоминал московский Новый Арбат. Вдоль всего микрорайона с определенными интервалами должны были стоять 25-этажные дома.  

- Мы продолжаем идею 1971 года, но не возводим эспланаду на столбах, а делаем пешеходный бульвар, опущенный на землю и озелененный. И уходим от монотонной ритмичной застройки к более сложной. Чтобы создать более многообразную городскую среду, - изложил концепцию своего проекта Дембич.

Он объяснил, что речь идет о застройке именно общегородского центра, а это значит, что здесь должно быть выверенное соотношение между жилыми и деловыми зданиями. Иначе микрорайон просто перестанет быть общегородским центром и превратится в обыкновенный жилой район или в средоточие деловых и офисных центров. 

Первый маленький «небоскреб»

- С учетом всех регламентов здесь может быть размещено не более 170 тыс. кв. м жилой площади. Мы считаем такое количество предельным. Иначе центра не получится. Жилая застройка требует комплексного обеспечения соцкультбытом. Мы обязаны обеспечить жителей школами, детскими садами и некоторыми другими объектами социально-бытового назначения. На 170 тыс. кв. м будет проживать около 7,5 тысячи человек. Нужна школа и как минимум один детский сад. Мы его здесь размещаем на 240 детей, - доложил Дембич.

По его данным, в 19-м микрорайоне будет проживать 550-560 детей-дошколят и запланированный детсад примет около 40% этих детей. Поэтому в жилых домах будут созданы помещения для дневного пребывания детей дошкольного возраста. Это позволяется федеральным законодательством и нормами. Школу в новом микрорайоне строить не будут, а построят Центр детского творчества. В него из здания школы в 18-м микрорайоне переберутся детская спортивная школа и прочие обитающие там учреждения. Школа станет школой и рассчитана она на 1 200 учеников, а в 19-м микрорайоне будет проживать примерно 900-1 000 школьников.

- Территория общегородского центра - это гребень водораздела между Камой и Челнинкой. То есть это одна из самых высоких точек города и здесь высотность зданий может быть достаточно большой - до 40 этажей, - обозначил Дембич, чем и объяснил предложение построить в 19-м комплекс из трех зданий, одно на 38 этажей и два 25-этажных. «Высотки» предлагается построить возле здания многозального театрального комплекса в центре микрорайона. 

- Мы думали, что в театральный комплекс, может быть, переедут русский и татарский драматический театры, кукольный театр или, возможно, какие-то музыкальные театры. Поэтому и запроектировали театральный комплекс, - сказал докладчик. 

Кроме театрального комплекса авторы проекта предусмотрели еще и большой концертный зал на 1 500-1 800 зрителей. Потому что в полумиллионном городе до сих пор нет крупного концертного зала. Его здание в проекте имеет оригинальную эллипсовидную форму.

Центр города замкнет кольцо бульваров

Специалистам-любителям придирчиво изучать всякие нормативные соотношения Дембич выложил некоторые цифры. Торгово-развлекательные объекты в проекте микрорайона занимают около 40 тыс. кв. м, административно-офисные помещения - примерно 13-14 тыс. кв. м. Зелеными пространствами - сквериками, газонами, цветниками - будет занято 18% территории. 15% этих пространств предназначены для всех жителей города. Общая площадь озеленения микрорайона - около 65 тыс. кв. м.

- Бульвар вдоль всего общегородского центра замкнет кольцо бульваров и парков в Набережных Челнах, - обратил внимание профессор-архитектор. В кольцо объединятся парк Победы, Шишкинский бульвар, бульвар Энтузиастов, площадь Азатлык и бульвар в 19-м микрорайоне.

Ныне существующая территория центра города содержала в себе огромную проблему как для архитекторов-проектировщиков, так и для строителей. Сейчас здесь пустыри и множество гаражных кооперативов. Еще когда мэром города был Василь Шайхразиев, а главным архитектором Ольга Никитина, все эти гаражи предлагалось просто снести ради застройки общегородского центра. Никитина доказывала, что все участки под гаражи предоставлялись временно, поэтому никаких собственников там быть не может. Гаражники, разумеется, вставали на дыбы и грозили судами. Но с тех пор, опять-таки, много воды утекло и проблема парковок обострилась в городах по всей республике. 

Дембич и как архитектор, и как профессор КГАСУ выделил эту проблему в отдельную тему и во время доклада и потом, отвечая на вопросы, даже вышел за рамки проекта 19-го микрорайона.

О парковках в Челнах и не только

- Поиск территорий под парковочные места - это важнейшая задача, она может быть даже на первом месте стоит среди всех градостроительных задач. И не только в Челнах. В Казани такая же картина. Машины заполняют все и везде. Нужно проводить специальную работу по поиску решения, как размещать парковочные места. Продумывать систему экономики этого дела, то есть определять, за счет каких средств это все делать. Иначе лет через пять мы с этой проблемой задохнемся. Это надо делать сегодня, пока кризис не наступил, - сказал профессор. 

Тут ведущий слушания -директор МУП «Служба градостроительного развития» Ленар Сальманов взял слово.

- Мы ведем такую работу, нам поручение такое дали. Ведем по всему городу. Резервируем места, где возможно строить паркинги. И не только паркинги. Схема будет, наверное, называться «Парковочное пространство города». Будем изыскивать площади, где можно размещать парковки. Но уже везде сталкиваемся с одной проблемой. Это санитарно-защитная зона любого паркинга. Есть СанПиН, где указано расстояние от многоквартирного жилого дома до паркинга. Решаем, как с этим работать, - сообщил Сальманов.

А в проекте 19-го микрорайона судьбу гаражных кооперативов решили неожиданно просто. Их практически все оставили на месте, но «надстроили торговой функцией», сказал Дембич. То есть на практике над всеми гаражами возведут торговые центры. 

Кроме этого в микрорайоне зарезервированы места под многоуровневые стоянки, а жилые дома запроектированы с подземными двухъярусными паркингами. В итоге в микрорайоне, где на 2 600 квартир и 7,5 тысячи жителей полагается 2 600 машиномест, будет создано 5 900 таких мест. Хватит как для жителей, так и для приезжающих в различные заведения и центры, еще и для автовладельцев соседних микрорайонов останется.

Что грозит проекту-старожилу и властям 

Доклад Дембича участники публичных слушаний - специалисты, председатели ТОС, руководители управляющих компаний, активисты и прочие - встретили аплодисментами. Но во время обсуждения стало ясно, что над проектом в очередной раз нависла, может быть, небольшая, но угроза. Представитель НЧТС (филиал «Татэнерго») сообщил, что обозначенный в проекте и предназначенный для инженерных коммуникаций проходной коллектор (проходит по границе всего микрорайона) уже построен 30 лет назад, он ни дня не эксплуатировался и сейчас явно находится в аварийном состоянии. Поэтому нужна иная схема инженерных коммуникаций. На это Дембич ответил, что проходные каналы наиболее эффективны, это мировая практика, и спросил о том, почему нельзя существующий коллектор капитально отремонтировать? Выяснилось, что коллектор бесхозный и некому финансировать его модернизацию. Вопрос занесли в протокол слушаний.

1/0

Выяснилось и то, что планы освободить здание школы под школу в 18-м микрорайоне не успокоили жителей 14-го микрорайона, протестующих против строительства жилых домов у них на участке, ранее предназначавшемся под школу.

- Вот интересно: 19-й микрорайон проектируют по принципу одна квартира - одно машиноместо, а у нас уже строят четыре дома на 832 квартиры, и для которых предусмотрено всего 450 машиномест! - сказал нам лидер инициативной группы 14-го микрорайона Вячеслав Куншин

Он понял, что получил дополнительный аргумент в споре с властями города, отдавшими участок под школу в 14-м микрорайоне ГК «Профит» в качестве компенсации за решение проблемы дольщиков в 65-м микрорайоне. На вопрос о том, устроит ли жителей 14-го микрорайона появление школы в 18-м микрорайоне, Куншин коротко заявил:

- Нет.

Дембич не смог ответить Куншину на вопрос, во сколько смен будут обучаться 1 200 учеников в 18-м микрорайоне. Да и ходить в эту школу придется через оживленный проспект Сююмбике. Поэтому острый конфликт между администрацией мэра Магдеева и 14-м микрорайоном может еще принести какие угодно сюрпризы.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Алмаз
Надеюсь доживу и увижу что построете район 19 ксе.А то все фигово все это безобразное смотреть.Строили! Строили! Строили! и не достроили.Теперь где не достроенный здание в проспекта КамАЗ мастер бегают дети или наркоманы.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite