«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

Общество 09:25 / 11 августа 2018
6
«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

В Казани тестируются новые учебники по татарскому «Сәлам». 

Детям 1 и 2-го классов татарский преподают по технологиям обучения иностранному языку. Учебники красочно иллюстрированы, каждый урок сопровождается инструкциями для учителей, домашние задания необязательны. На уроках также есть элементы игры, специальное мобильное приложение и возможности для заучивания несложных песен на татарском языку. 

О новом подходе в преподавании татарского языка в интервью KazanFirst рассказывают учителя татарского языка и литературы Наиля Карпухина и Хамзия Хуснутдинова.  

- Что послужило причиной создания нового учебника по татарскому языку?

- Большое желание создать учебник XXI века, который был бы интересен для современных детей, - отвечает Наиля Карпухина, учитель татарского языка и литературы. - Дети XXI века совершенно другие, поэтому и учебники должны быть другого уровня.

Хочу отметить, что использование нашего учебника значительно уменьшает время на подготовку к урокам, что немаловажно для загруженного учителя, и позволяет проводить интересные и современные уроки, облегчает подготовку открытых уроков и внеклассных мероприятий, что позволяет проводить их чаще, значит, чаще приглашать родителей.

Особое отношение у учителей, детей и их родителей – к электронному приложению. Электронное приложение позволяет  ученику самому выбирать задания, что очень важно для обучения в школе. Есть дети, которые дома самостоятельно изучают с опережением материал учебника (лексику, используя игры и флешкарты, песни, придумывая к ним движения, есть ученики, которые привлекают в этот процесс свою семью). В первом классе один мой ученик изучил самостоятельно практически весь учебник и на уроках был мне помощником. Таким ученикам мы рекомендуем вручать дипломы знатоков татарского языка для их портфолио. А еще наш интерактивный учебник можно загрузить в телефоны, планшеты и т.п. Детям можно не носить учебники домой, оставлять их в школе. А дома можно открыть нужную страницу на компьютере и сделать задание. На перемене тоже есть возможность что-то повторить, используя мобильные телефоны и классный компьютер.

Проверочные уроки также проводятся в виде игры, работы в командах, индивидуальной работы, диалогов, монологов и т.д. Учащиеся не задумываются, не подозревают, что идет контроль знаний. Дети выполняют задания, включаясь в игру. Исключается ситуация стресса и страха, и, как следствие, нежелание учить язык. Таким образом, мы изучаем татарский язык играючи, и нам это нравится.

На уроках формируются и личностные качества учеников, например, они учатся помогать друг другу, слушать и уважать друг друга, участвовать в деятельности и принимать решения, работать в командах, оценивать себя и других, говорить комплименты, высказывать свое мнение и т.д.

- Чем отличаются дети XXI века от детей прошлого века?

- Детям XXI века учиться труднее, чем нам, они совершенно другие. Помню, что наше поколение раньше сидело на уроках, боясь шелохнуться. Сейчас такого нет. Детей непросто заинтересовать, их трудно чем-либо удивить, они очень продвинутые, а еще они очень активные и большие непоседы, спокойно сидеть и слушать на уроке они могут максимум 10 минут. Учащиеся начальной школы запоминают в движении, в игре. Игра для них привычное состояние, поэтому в игре исключается ситуация стресса и страха. Эти психологические особенности детей учитывались при создании учебника, поэтому в учебнике очень много игр, ролевых (ученик в роли учителя, покупателя, гостя, актера, режиссера, дирижера, переводчика и т.д.) и творческих (проекты, конкурсы с вручением дипломов знатока татарского языка и т.д.) заданий. 

Есть задания, которые учат к самостоятельности (использование игр, флеш-карт, песен во внеурочное время). Много разноголосовых аудиоупражнений, необходимых для повторения. Учащиеся могут изучить новый материал как на отдельных уроках, так и самостоятельно дома, а так же если пропущен урок по какой-либо причине.

- А условия работы учителей? Почему раньше учителям хватало времени на подготовку к урокам, а сейчас вдруг озаботились этой проблемой? 

- Сегодня школа для учителей тоже стала другой, - отвечает педагог Хамзия Хуснутдинова. - Учитель должен отвечать требованиям времени и идти в ногу со своими учениками, чувствовать их запросы, знать интересы, владеть разносторонней информацией. Сейчас нам надо работать и в интернете, и сидеть в мессенджерах, в «Ватс Апп». Учителю со всех сторон приходят информация, во всё нужно вникать. Для учителей этот учебник действительно облегчает работу в плане подготовки к уроку.

Например, на один открытый урок мы могли готовиться неделями. Ведь нам для этого надо найти аудиоматериал, видеоматериал. А здесь есть весь необходимый контент, собранный в одном месте. Раньше у учителей татарского не было своего специального учебника, в котором всё расписано, вплоть до того, как правильно приветствовать учеников. С таким подходом, конечно же, у учителя остаётся время для творчества. 

У нас применяется методика преподавания иностранного языка, потому что мы работаем с русскоязычными детьми, у которых татарский - не родной язык. 

- В чем смысл отсутствия домашнего задания для детей по татарскому языку?

- То домашнее задание, которое мы задаем, необязательно к выполнению, – объясняет Наиля Карпухина, - поскольку современные дети очень загружены. Есть ученики, которые успевают все усвоить на уроке. Таких учеников рекомендуется освобождать от домашнего задания. И многим это состояние нравится. Их освободили! Остальным задается домашнее задание так, чтобы ученик захотел его сделать. Поэтому домашнее задание должно быть небольшим по объему и максимально понятным. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Это нужно для того, чтобы он его, во-первых, захотел сделать, во-вторых, постарался сделать самостоятельно. Если же ребенок не смог сделать домашнее задание, помочь ему. 

Вообще, если ученик пользуется электронным приложением, это уже заменяет выполнение домашнего задания в какой-то степени. И ученик, как правило, не отстает и активен на уроках. Поэтому можно считать, что выполнение домашнего задания необязательно, а желательно. Мы говорим: «Ребята, какое задание вам больше понравилось? Попробуйте повторить его дома, и на следующем уроке дайте мастер-класс!» И «пробующих» учеников у нас достаточно.

- Сегодня родители не заинтересованы, чтобы их детям задавали домашние задания, - продолжает Хамзия Хуснутдинова. - Родителям нужно, чтобы их дети дома отдыхали. Такое встречается у большинства родителей. Это ещё связано с тем, что сегодня сами родители очень заняты, им некогда помогать своим детям, они с работы уставшими приходят. Следовательно, дети сами должны учиться делать домашние задания, значит, они должны быть посильны им. Не нужно задавать русскоязычному ученику начальных классов сочинения на татарском языке.

- На какие классы рассчитаны ваши учебники и на какой объём часов татарского в неделю?

- Учебники рассчитаны для детей изучающих татарский язык как иностранный. Апробацию прошли 1 и 2-е классы, - говорит Наиля Карпухина. Учебники на 3 и 4-й классы сейчас находятся в печати. К грядущему учебному году, к сентябрю должны быть готовы. Мы учебники для 3 и 4-го классов сделали раньше, но нам пришлось переделывать исходя из объёма в 2-3 часа в неделю. 

- Раньше мы исходили из объёма 4 часа татарского в 1-м классе и 5 часов татарского во 2-м классе, - рассказывает Хамзия Хуснутдинова. - В 3 и 4-м классах у нас было по 5 часов татарского. Три часа татарского языка и два часа татарской литературы. Теперь мы исходим из объема в 2 часа татарского в неделю. Мы все учебники для начальных классов переделали к будущему учебному году, и конечно по объёму он будет тоньше. 

У нас, кстати, с 3-го класса начинаются видеоуроки. Наши татары, которые проживают за пределами Татарстана, могут увидеть и услышать татарскую речь по этим видеоурокам. К учебникам ещё прилагаются комиксы и аудиоматериал. Аудиоматериал читают дикторы, а сюжетные диалоги, тексты - для погружения в материал - артистичные дети. Если в аудио есть разговор между детьми, естественно должна звучать детская речь. Диалоги должны быть жизненные и близки к детям, на понятном их языке. 

- Как в целом проходила апробация нового учебника? 

- Мы начали работать над учебником весной 2016 года, - продолжает Наиля Карпухина, - Мы - это 6 человек: Бахтиев Рустам, Гаппасова Рушания, Кашафутдинова Гульназ, Маркова Эльвира, Якупов Рашат и я. Очень разных, но несомненно творчески настроенных учителей из разных школ. 

Главным вдохновителем и создателем этого проекта был бывший замминистра Ильдар Мухаметов. А еще сюда надо добавить талантливых художников из дизайн-студии «Теория». Позже к нам присоединились еще 2 человека: Хуснутдинова Хамзия и Аюпова Айгуль. В сентябре этого же года началась апробация учебника в 1 классе. Нашлись учителя, желающие участвовать в апробации. Это учителя 10 казанских школ и 150 учеников. 


Наша справка

Апробация учебника проходила в казанских школах №33, 39, 9, 30, 70, гимназий 6 и 126, а также «Школа Иннополиса». На второй учебный год 2017-2018 количество учеников, участвующих в апробации достигло более 220.   


В сентябре 2017 года апробация учебника продолжилась. Желающих заниматься по этому учебнику прибавилось. Параллельно мы, давая открытые уроки и мастер-классы, в течение года вели обучающие курсы для казанских учителей, которые изъявили желание работать по нашему учебнику. Для учителей республики проводили вебинары и практические семинары с показом открытых уроков, видеоуроков, мастер-классов с анализом и самоанализом, внеклассных мероприятий. Так что год был насыщенным и непростым. Учебники для начальной школы (1-4 классы) практически готовы и переделаны на 2-3 часа в неделю. Надеемся, что у этого учебника есть будущее. Очень хотелось бы, чтобы и для татароязычных учеников появился подобный современный учебник.

- Что говорят родители о вашем учебнике?

- Родители очень довольные, - отмечает Хамзия Хуснутдинова. - Самое главное, что они знают, что делать. Весь материал по учебникам есть в интернете. Родитель может открыть учебник и посмотреть, что было пройдено на уроке, прослушать этот урок, поиграть в лексические игры по данной теме, проверить ребенка, запомнил ли он материал урока. А также родителей мы приглашаем на уроки и внеклассные мероприятия. Родители охотно приходят на такие мероприятия и видят, что дети чувствуют себя на уроках комфортно. С их стороны нет никакого негатива. И это среди родителей русскоязычных детей. У нас ни один ребёнок не ушёл с урока татарского языка.

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (10)
Справедливый
Сколько у нас этносов в России, и если каждый будет навязывать остальным свои язык, представляете что будет? Пусть учит кто хочет. А за навязывание необходимо ввести уголовное преследование.
7
ОТВЕТИТЬ
Влад
Думаю, что по-настоящему вбивают клин между народами, национальностями различные религиозные секты, толерантно называемыми сейчас опщепринятыми,официальными религиями.А также, в первую очередь родители с детства, довольно часто и основываясь на собственных религиозных догмах. На не научном, не дарвиновском подходе о развитии человечества. Что уж тут таить, многим родителям, особо не затруднявшим себя изучением науки,биологии, химии и тд.отвечать на вопросы своих детей было (и есть сейчас) проще, что мол так и так все это придумано богом. А дело тут в образовании и в особой лености российского народа. А правителям в России с давних времен и сейчас, очень даже подходит держать местное население в темноте и в невежестве. Играя, подменяя национальные чувства на религиозные, скрытно натравливая людей друг на друга. Я лично считаю верующих любых, людьми невежественными, ненавидящими на самом деле своих современников, взамнившими себя особенными, а на самом деле и это мягко говоря просто легко управляемыми извне. Не понимающими, что никакого особого, богом избранного народа не существует, и что их самих, а потом их детей власти просто используют для своих, часто омерзительных решений и действий (войны,погромы,оправдания нищеты, воровства и тд.)ещё для защиты собственного трона и себя на нем. Если коротко, то родители сами и готовят зомби из своих детей, пушечное мясо для лицемерной власти. Конвейер настоящий просто.
13
ОТВЕТИТЬ
Ушлый
Опять поле битвы открыли
-7
ОТВЕТИТЬ
Влад
Место встречи изменить нельзя, или рыбак рыбака видит издалека. По ходу мы все тут, одни, старые "приятели".
0
алекс
+Учите языки и мозги у вас будут в порядке +Я в 60лет сейчас решил выучить два языка
6
ОТВЕТИТЬ
Гость
Сходи проверься у психиатра
-3
алекс
+Учите языки и мозги у вас будут в порядке +Я в 60лет сейчас решил выучить два языка
-1
ОТВЕТИТЬ
Кот
Попробвуй только уйти
-4
ОТВЕТИТЬ
Кот
Обманывают что не ушли. Никому язык этот не нужен.
1
ОТВЕТИТЬ
Венера
Где можно приобрести этот учебник?
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Мы отмечаем новый старт России как государства»

Автор фото: KazanFirst
Общество 08:12 / 12 июня
6
«Мы отмечаем новый старт России как государства»

Какое значение имеет дата 12 июня и почему праздник пока не стал народным.

История нашей страны, которая в разное время называлась по-разному - Русь, Российская империя, СССР, насчитывает более тысячи лет, а событию, которое мы отмечаем 12 июня, нет и тридцати. В этот день в 1990 году первый Cъезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. К тому времени многие республики Советского Союза уже вышли из состава СССР и, чтобы подчеркнуть государственность той части страны, которая образовалась в новых границах, было принято новое ее название - Российская Федерация, Россия.

Кстати, именно 12 июня страна, кроме независимости, обрела и первого президента. В этот же день в 1991 году состоялись первые в истории всенародные открытые выборы главы государства, на которых одержал победу Борис Ельцин. Именно он своим указом в 1992 году учредил новый государственный праздник - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. А 12 июня в телевизионном обращении к россиянам предложил переименовать праздник в День России. Однако официально это название было утверждено только с принятием нового Трудового кодекса РФ - в 2002 году. То есть получается, что праздник День России совсем молодой - ему всего 17 лет.

KazanFirst расспросил политиков и общественников о том, какое значение имеет этот праздник для современной России.  

Марат Бариев, депутат Госдумы РФ, член комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи: 

- В 1991 году 12 июня состоялись первые выборы президента Российской Федерации. Для страны эта дата имеет очень большое историческое значение. Это точка отсчета строительства новой России. Это день рождения сегодняшней России, вернее - ее возрождения. К сожалению, в сознании многих россиян это еще не такой популярный и любимый праздник. 

Я читал, что половина населения страны даже не знает, как он называется, не говоря уж о том, чему он посвящен. Но это не вина людей. Я думаю, что если Россия будет развиваться, в том числе в направлении улучшения качества жизни населения, то все больше людей будет гордиться своей страной и тем, как они живут в этой стране. Тогда народ будет более чутко относиться к Дню России и с гордостью его праздновать. Надеюсь, что такие времена наступят очень скоро. 

Игорь Бикеев, сопредседатель Татарстанского регионального штаба ОНФ, первый проректор Казанского инновационного университета:

- День России - молодой, но уже прижившийся в нашей стране праздник. Фактически Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации стала свидетельством того, что наше государство - Россия - меняется. Документ торжественно провозгласил государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявил о решимости создания демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР. Напомню, что под суверенитетом обычно понимают независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Декларация была принята на фоне глубокого социально-экономического и политического кризиса, охватившего всю страну: потеря авторитета многими органами власти Союза ССР, развал управляемости, тотальный дефицит товаров народного потребления, острые межнациональные и идеологические конфликты. Очень жаль, что заявленное в документе сохранение Союза не произошло. 

В то же время декларация послужила основой современного российского государства, принципов его конституционного строя и системой органов власти. Кроме того, в ней фактически было установлено, что у России есть свои интересы, которые она будет четко отстаивать при уважении других стран и народов. Что и происходит сегодня у нас на глазах.

Поэтому День России, на мой взгляд, носит характер празднования нашей современной государственности, самостоятельности. По традиции в этот день вручаются государственные награды Российской Федерации, проходят разнообразные торжественные мероприятия. День России - это патриотический праздник, в который можно особо заявить о нашей гордости за страну и любви к ней. А для этого у нас, граждан Российской Федерации, есть все основания.

Андрей Большаков, завкафедрой конфликтологии КФУ, доктор политических наук: 

- Полностью сегодняшний праздник называется Днем принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Естественно, это тяжело произнести, поэтому многие в обиходе называют этот праздник просто «двенадцатое число» и воспринимают его как очередной выходной. Я думаю, что правильно поступили, что этот праздник россиянам оставили, в отличие от Дня Конституции РФ. Если мы живем в государстве, которое называется Российская Федерация, то мы, конечно, должны отмечать день образования этого государства. Вот французы отмечают день образования Французской Республики - День взятия Бастилии уже не одну сотню лет. Хотя все знают, насколько Великая французская революция - кровавое и неоднозначное событие. У нас 12 июня 1990 года события были тоже неоднозначные, хоть и не такие кровавые. Многие считают, что принятием этой Декларации была впервые торпедирована идея Советского Союза. Вслед за этим событием декларировали свой суверенитет и все союзные республики, тем самым было подорвано единое государство - СССР. Но было образовано новое - Российская Федерация. У него, наверное, были свои недостатки - мы долго жили в государстве, которое нельзя было назвать сильным. Но в последние лет 10 мы заметили, и это видно по результатам соцопросов, что Россия стала более сильным государством. По-моему, россиян это должно радовать, потому что сильное государство - это в целом сильная страна. Понятно, что у нас еще много нерешенных проблем, есть недостатки, безусловно. Но беспроблемных стран не бывает. 

Что касается сегодняшней оценки событий 12 июня 1990-1991 годов, то теперь можно совершенно по-разному их интерпретировать. Если какие-то историки будут говорить, что именно они привели к падению великого Советского Союза, то они будут правы, наверное. И сегодня нам необходимо жить в тех границах в тех территориях, которые мы имеем. Российская Федерация по-прежнему великая и большая страна, включающая 85 субъектов, которые очень отличаются друг от друга. 

Но все же День России - это скорее политический праздник, чем народный. Чтобы он стал популярным, его все должны пережить и прочувствовать. Я думаю, что должно пройти еще несколько десятилетий, чтобы это произошло. И данные социологических исследований показывают, что и этот праздник постепенно набирает сторонников из молодежной среды, потому что они родились, когда 12 июня уже отмечали как День России. И хотя до популярности Нового года или 9 Мая эму еще очень долго расти, День России надо отмечать, надо вспоминать, что мы живем в одной из самых сильных и замечательных стран, которая только существует на планете, и что надо эту страну развивать, делать лучше, а в случае возникновения угроз защищать. 

Марат Галеев, депутат Госсовета РТ, председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству: 

- В тот исторический период, когда был основан праздничный день, который мы сейчас называем День России, он обществом был воспринят единодушно. Более того, 12 июня даже не воспринималась многими как дата радостного события, потому что это тот день, когда был вынут основной кирпич из, казалось бы, прочного и устойчивого знания - СССР, тем самым было положено начало его разрушения. Причем это произошло через очень короткое время после референдума, на котором большинство россиян высказались за сохранение Советского Союза. И те, кто голосовал «за», с самого начала восприняли провозглашение Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации как нежелаемое событие и не могли это приветствовать. 

Но история не имеет сослагательного наклонения - все это уже произошло 12 июня 1990 года. Поэтому, может быть, через энное количество лет День России и станет всенародным праздником. Но коль скоро это государственный праздник и даже объявлен выходным днем, он имеет полное право на существование. Мы отмечаем сегодня новый старт России как государства, новый его формат. Прошло 29 лет, за это время выросло целое поколение, которое если и знает по учебникам истории, что случилось в этот день, но не прочувствовало это, не пережило. У них нет ностальгии по старому. Возможно, у нового поколение День России будет вызывать энтузиазм и гордость за страну. Но для этого нужно время.  

Андрей Тузиков, завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ (КХТИ), доктор социологических наук, профессор: 

- Любое государство, любое общество имеют какие-то праздники, которые символизируют государственность. У американцев 4 июля считается общенациональным праздником, во Франции - 14 июля. Да. 12 июня в России произошло довольно двусмысленное событие - приняли так называемую Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее еще называют декларацией о независимости. Понятно, возникает вопрос. От кого? 

Владимиро-Суздальское княжество, Киевская Русь, Советский Союз, Российская империя - это просто разные формы существования российской государственности. И нынешняя Российская Федерация - это российское государство в XXI веке. Есть у него плюсы и минусы, как и везде. И в качестве даты государственного праздника, который должен быть в любой стране, было выбрано 12 июня. Удачная дата или не удачная - можно спорить. Она несет в себе определенную травму - развал исторической России, границы которой не совпадали с границами СССР. Естественно, что для многих, кто жил в Советском Союзе, эта дата печальная. Кроме того, это очень молодой праздник, в отличие от, например, Дня взятия Бастилии во Франции. Не думаю, что там, спустя три десятка лет после тех кровавых событий, широко их отмечали. Любая дата обретает свое значение, свою мифологию, символическую значимость, только уходя в историю. А как скоро это произойдет в нашем случае, зависит от того, как будет развиваться проект российской государственности в формате Российской Федерации. Если он состоится как успешный проект, то спустя 100 лет День России все будут праздновать пышно и ярко. А если снова произойдет какое-то переформатирование, например, в варианте СССР 2.0 или еще как-то, наверное, возникнет другая дата.

Но, еще раз хочу подчеркнуть, любое государство имеет праздник, связанный с какими-то символическими датами, которые положили начало этом государству. Тем более длинное его название, которое напоминает об неоднозначном событии, переименовали. И сегодня мы отмечаем День России, а не День суверенитета. 

КОММЕНТАРИИ (7)
Андрей Адо
Это тот день когда мы потеряли свои территории, но с помощью англо-саксов из этого действие сделали значимое событие.Это не праздник.
3
ОТВЕТИТЬ
Знаток
Правильно товарищи говорят. Сложная ситуация с этой датой
3
ОТВЕТИТЬ
Геныч
Нормальный праздник, чо все обсуждают то. у каждой страны есть такой, мы тоже празднуем
2
ОТВЕТИТЬ
Старик
Какое бы название ни было, пусть хоть СССРом снова назовут, это моя земля, моя страна. С праздником!
2
ОТВЕТИТЬ
Елена
Дата историческая? да. значение для государства имеет? да. почему бы не отметить это?
2
ОТВЕТИТЬ
Митя
нормальный праздник. плюс выходной. чо не радоваться то
2
ОТВЕТИТЬ
Историк
Можно долго рассуждать, что и как могло бы быть. История не терпит сослагательного наклонения. Есть данность, и если эта данность праздник - ничего плохого в этом не вижу
2
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх