«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

В Казани тестируются новые учебники по татарскому «Сәлам».
В Казани тестируются новые учебники по татарскому «Сәлам».

Детям 1 и 2-го классов татарский преподают по технологиям обучения иностранному языку. Учебники красочно иллюстрированы, каждый урок сопровождается инструкциями для учителей, домашние задания необязательны. На уроках также есть элементы игры, специальное мобильное приложение и возможности для заучивания несложных песен на татарском языку. 

О новом подходе в преподавании татарского языка в интервью KazanFirst рассказывают учителя татарского языка и литературы Наиля Карпухина и Хамзия Хуснутдинова.  

— Что послужило причиной создания нового учебника по татарскому языку?

— Большое желание создать учебник XXI века, который был бы интересен для современных детей, — отвечает Наиля Карпухина, учитель татарского языка и литературы. — Дети XXI века совершенно другие, поэтому и учебники должны быть другого уровня.

«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

Хочу отметить, что использование нашего учебника значительно уменьшает время на подготовку к урокам, что немаловажно для загруженного учителя, и позволяет проводить интересные и современные уроки, облегчает подготовку открытых уроков и внеклассных мероприятий, что позволяет проводить их чаще, значит, чаще приглашать родителей.

Особое отношение у учителей, детей и их родителей – к электронному приложению. Электронное приложение позволяет  ученику самому выбирать задания, что очень важно для обучения в школе. Есть дети, которые дома самостоятельно изучают с опережением материал учебника (лексику, используя игры и флешкарты, песни, придумывая к ним движения, есть ученики, которые привлекают в этот процесс свою семью). В первом классе один мой ученик изучил самостоятельно практически весь учебник и на уроках был мне помощником. Таким ученикам мы рекомендуем вручать дипломы знатоков татарского языка для их портфолио. А еще наш интерактивный учебник можно загрузить в телефоны, планшеты и т.п. Детям можно не носить учебники домой, оставлять их в школе. А дома можно открыть нужную страницу на компьютере и сделать задание. На перемене тоже есть возможность что-то повторить, используя мобильные телефоны и классный компьютер.

Проверочные уроки также проводятся в виде игры, работы в командах, индивидуальной работы, диалогов, монологов и т.д. Учащиеся не задумываются, не подозревают, что идет контроль знаний. Дети выполняют задания, включаясь в игру. Исключается ситуация стресса и страха, и, как следствие, нежелание учить язык. Таким образом, мы изучаем татарский язык играючи, и нам это нравится.

«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

На уроках формируются и личностные качества учеников, например, они учатся помогать друг другу, слушать и уважать друг друга, участвовать в деятельности и принимать решения, работать в командах, оценивать себя и других, говорить комплименты, высказывать свое мнение и т.д.

— Чем отличаются дети XXI века от детей прошлого века?

— Детям XXI века учиться труднее, чем нам, они совершенно другие. Помню, что наше поколение раньше сидело на уроках, боясь шелохнуться. Сейчас такого нет. Детей непросто заинтересовать, их трудно чем-либо удивить, они очень продвинутые, а еще они очень активные и большие непоседы, спокойно сидеть и слушать на уроке они могут максимум 10 минут. Учащиеся начальной школы запоминают в движении, в игре. Игра для них привычное состояние, поэтому в игре исключается ситуация стресса и страха. Эти психологические особенности детей учитывались при создании учебника, поэтому в учебнике очень много игр, ролевых (ученик в роли учителя, покупателя, гостя, актера, режиссера, дирижера, переводчика и т.д.) и творческих (проекты, конкурсы с вручением дипломов знатока татарского языка и т.д.) заданий. 

«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

Есть задания, которые учат к самостоятельности (использование игр, флеш-карт, песен во внеурочное время). Много разноголосовых аудиоупражнений, необходимых для повторения. Учащиеся могут изучить новый материал как на отдельных уроках, так и самостоятельно дома, а так же если пропущен урок по какой-либо причине.

— А условия работы учителей? Почему раньше учителям хватало времени на подготовку к урокам, а сейчас вдруг озаботились этой проблемой? 

— Сегодня школа для учителей тоже стала другой, — отвечает педагог Хамзия Хуснутдинова. — Учитель должен отвечать требованиям времени и идти в ногу со своими учениками, чувствовать их запросы, знать интересы, владеть разносторонней информацией. Сейчас нам надо работать и в интернете, и сидеть в мессенджерах, в «Ватс Апп». Учителю со всех сторон приходят информация, во всё нужно вникать. Для учителей этот учебник действительно облегчает работу в плане подготовки к уроку.

«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

Например, на один открытый урок мы могли готовиться неделями. Ведь нам для этого надо найти аудиоматериал, видеоматериал. А здесь есть весь необходимый контент, собранный в одном месте. Раньше у учителей татарского не было своего специального учебника, в котором всё расписано, вплоть до того, как правильно приветствовать учеников. С таким подходом, конечно же, у учителя остаётся время для творчества. 

У нас применяется методика преподавания иностранного языка, потому что мы работаем с русскоязычными детьми, у которых татарский — не родной язык. 

— В чем смысл отсутствия домашнего задания для детей по татарскому языку?

— То домашнее задание, которое мы задаем, необязательно к выполнению, – объясняет Наиля Карпухина, — поскольку современные дети очень загружены. Есть ученики, которые успевают все усвоить на уроке. Таких учеников рекомендуется освобождать от домашнего задания. И многим это состояние нравится. Их освободили! Остальным задается домашнее задание так, чтобы ученик захотел его сделать. Поэтому домашнее задание должно быть небольшим по объему и максимально понятным. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Это нужно для того, чтобы он его, во-первых, захотел сделать, во-вторых, постарался сделать самостоятельно. Если же ребенок не смог сделать домашнее задание, помочь ему. 

Вообще, если ученик пользуется электронным приложением, это уже заменяет выполнение домашнего задания в какой-то степени. И ученик, как правило, не отстает и активен на уроках. Поэтому можно считать, что выполнение домашнего задания необязательно, а желательно. Мы говорим: «Ребята, какое задание вам больше понравилось? Попробуйте повторить его дома, и на следующем уроке дайте мастер-класс!» И «пробующих» учеников у нас достаточно.

«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

— Сегодня родители не заинтересованы, чтобы их детям задавали домашние задания, — продолжает Хамзия Хуснутдинова. — Родителям нужно, чтобы их дети дома отдыхали. Такое встречается у большинства родителей. Это ещё связано с тем, что сегодня сами родители очень заняты, им некогда помогать своим детям, они с работы уставшими приходят. Следовательно, дети сами должны учиться делать домашние задания, значит, они должны быть посильны им. Не нужно задавать русскоязычному ученику начальных классов сочинения на татарском языке.

— На какие классы рассчитаны ваши учебники и на какой объём часов татарского в неделю?

— Учебники рассчитаны для детей изучающих татарский язык как иностранный. Апробацию прошли 1 и 2-е классы, — говорит Наиля Карпухина. Учебники на 3 и 4-й классы сейчас находятся в печати. К грядущему учебному году, к сентябрю должны быть готовы. Мы учебники для 3 и 4-го классов сделали раньше, но нам пришлось переделывать исходя из объёма в 2-3 часа в неделю. 

— Раньше мы исходили из объёма 4 часа татарского в 1-м классе и 5 часов татарского во 2-м классе, — рассказывает Хамзия Хуснутдинова. — В 3 и 4-м классах у нас было по 5 часов татарского. Три часа татарского языка и два часа татарской литературы. Теперь мы исходим из объема в 2 часа татарского в неделю. Мы все учебники для начальных классов переделали к будущему учебному году, и конечно по объёму он будет тоньше. 

У нас, кстати, с 3-го класса начинаются видеоуроки. Наши татары, которые проживают за пределами Татарстана, могут увидеть и услышать татарскую речь по этим видеоурокам. К учебникам ещё прилагаются комиксы и аудиоматериал. Аудиоматериал читают дикторы, а сюжетные диалоги, тексты — для погружения в материал — артистичные дети. Если в аудио есть разговор между детьми, естественно должна звучать детская речь. Диалоги должны быть жизненные и близки к детям, на понятном их языке. 

— Как в целом проходила апробация нового учебника? 

— Мы начали работать над учебником весной 2016 года, — продолжает Наиля Карпухина, — Мы — это 6 человек: Бахтиев Рустам, Гаппасова Рушания, Кашафутдинова Гульназ, Маркова Эльвира, Якупов Рашат и я. Очень разных, но несомненно творчески настроенных учителей из разных школ. 

Главным вдохновителем и создателем этого проекта был бывший замминистра Ильдар Мухаметов. А еще сюда надо добавить талантливых художников из дизайн-студии «Теория». Позже к нам присоединились еще 2 человека: Хуснутдинова Хамзия и Аюпова Айгуль. В сентябре этого же года началась апробация учебника в 1 классе. Нашлись учителя, желающие участвовать в апробации. Это учителя 10 казанских школ и 150 учеников. 


Наша справка

Апробация учебника проходила в казанских школах №33, 39, 9, 30, 70, гимназий 6 и 126, а также «Школа Иннополиса». На второй учебный год 2017-2018 количество учеников, участвующих в апробации достигло более 220.   


В сентябре 2017 года апробация учебника продолжилась. Желающих заниматься по этому учебнику прибавилось. Параллельно мы, давая открытые уроки и мастер-классы, в течение года вели обучающие курсы для казанских учителей, которые изъявили желание работать по нашему учебнику. Для учителей республики проводили вебинары и практические семинары с показом открытых уроков, видеоуроков, мастер-классов с анализом и самоанализом, внеклассных мероприятий. Так что год был насыщенным и непростым. Учебники для начальной школы (1-4 классы) практически готовы и переделаны на 2-3 часа в неделю. Надеемся, что у этого учебника есть будущее. Очень хотелось бы, чтобы и для татароязычных учеников появился подобный современный учебник.

«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

— Что говорят родители о вашем учебнике?

— Родители очень довольные, — отмечает Хамзия Хуснутдинова. — Самое главное, что они знают, что делать. Весь материал по учебникам есть в интернете. Родитель может открыть учебник и посмотреть, что было пройдено на уроке, прослушать этот урок, поиграть в лексические игры по данной теме, проверить ребенка, запомнил ли он материал урока. А также родителей мы приглашаем на уроки и внеклассные мероприятия. Родители охотно приходят на такие мероприятия и видят, что дети чувствуют себя на уроках комфортно. С их стороны нет никакого негатива. И это среди родителей русскоязычных детей. У нас ни один ребёнок не ушёл с урока татарского языка.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *