«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

Общество 09:25 / 11 августа 2018
6
«У нас ни один русскоязычный ребёнок не ушёл с урока татарского»

В Казани тестируются новые учебники по татарскому «Сәлам». 

Детям 1 и 2-го классов татарский преподают по технологиям обучения иностранному языку. Учебники красочно иллюстрированы, каждый урок сопровождается инструкциями для учителей, домашние задания необязательны. На уроках также есть элементы игры, специальное мобильное приложение и возможности для заучивания несложных песен на татарском языку. 

О новом подходе в преподавании татарского языка в интервью KazanFirst рассказывают учителя татарского языка и литературы Наиля Карпухина и Хамзия Хуснутдинова.  

- Что послужило причиной создания нового учебника по татарскому языку?

- Большое желание создать учебник XXI века, который был бы интересен для современных детей, - отвечает Наиля Карпухина, учитель татарского языка и литературы. - Дети XXI века совершенно другие, поэтому и учебники должны быть другого уровня.

Хочу отметить, что использование нашего учебника значительно уменьшает время на подготовку к урокам, что немаловажно для загруженного учителя, и позволяет проводить интересные и современные уроки, облегчает подготовку открытых уроков и внеклассных мероприятий, что позволяет проводить их чаще, значит, чаще приглашать родителей.

Особое отношение у учителей, детей и их родителей – к электронному приложению. Электронное приложение позволяет  ученику самому выбирать задания, что очень важно для обучения в школе. Есть дети, которые дома самостоятельно изучают с опережением материал учебника (лексику, используя игры и флешкарты, песни, придумывая к ним движения, есть ученики, которые привлекают в этот процесс свою семью). В первом классе один мой ученик изучил самостоятельно практически весь учебник и на уроках был мне помощником. Таким ученикам мы рекомендуем вручать дипломы знатоков татарского языка для их портфолио. А еще наш интерактивный учебник можно загрузить в телефоны, планшеты и т.п. Детям можно не носить учебники домой, оставлять их в школе. А дома можно открыть нужную страницу на компьютере и сделать задание. На перемене тоже есть возможность что-то повторить, используя мобильные телефоны и классный компьютер.

Проверочные уроки также проводятся в виде игры, работы в командах, индивидуальной работы, диалогов, монологов и т.д. Учащиеся не задумываются, не подозревают, что идет контроль знаний. Дети выполняют задания, включаясь в игру. Исключается ситуация стресса и страха, и, как следствие, нежелание учить язык. Таким образом, мы изучаем татарский язык играючи, и нам это нравится.

На уроках формируются и личностные качества учеников, например, они учатся помогать друг другу, слушать и уважать друг друга, участвовать в деятельности и принимать решения, работать в командах, оценивать себя и других, говорить комплименты, высказывать свое мнение и т.д.

- Чем отличаются дети XXI века от детей прошлого века?

- Детям XXI века учиться труднее, чем нам, они совершенно другие. Помню, что наше поколение раньше сидело на уроках, боясь шелохнуться. Сейчас такого нет. Детей непросто заинтересовать, их трудно чем-либо удивить, они очень продвинутые, а еще они очень активные и большие непоседы, спокойно сидеть и слушать на уроке они могут максимум 10 минут. Учащиеся начальной школы запоминают в движении, в игре. Игра для них привычное состояние, поэтому в игре исключается ситуация стресса и страха. Эти психологические особенности детей учитывались при создании учебника, поэтому в учебнике очень много игр, ролевых (ученик в роли учителя, покупателя, гостя, актера, режиссера, дирижера, переводчика и т.д.) и творческих (проекты, конкурсы с вручением дипломов знатока татарского языка и т.д.) заданий. 

Есть задания, которые учат к самостоятельности (использование игр, флеш-карт, песен во внеурочное время). Много разноголосовых аудиоупражнений, необходимых для повторения. Учащиеся могут изучить новый материал как на отдельных уроках, так и самостоятельно дома, а так же если пропущен урок по какой-либо причине.

- А условия работы учителей? Почему раньше учителям хватало времени на подготовку к урокам, а сейчас вдруг озаботились этой проблемой? 

- Сегодня школа для учителей тоже стала другой, - отвечает педагог Хамзия Хуснутдинова. - Учитель должен отвечать требованиям времени и идти в ногу со своими учениками, чувствовать их запросы, знать интересы, владеть разносторонней информацией. Сейчас нам надо работать и в интернете, и сидеть в мессенджерах, в «Ватс Апп». Учителю со всех сторон приходят информация, во всё нужно вникать. Для учителей этот учебник действительно облегчает работу в плане подготовки к уроку.

Например, на один открытый урок мы могли готовиться неделями. Ведь нам для этого надо найти аудиоматериал, видеоматериал. А здесь есть весь необходимый контент, собранный в одном месте. Раньше у учителей татарского не было своего специального учебника, в котором всё расписано, вплоть до того, как правильно приветствовать учеников. С таким подходом, конечно же, у учителя остаётся время для творчества. 

У нас применяется методика преподавания иностранного языка, потому что мы работаем с русскоязычными детьми, у которых татарский - не родной язык. 

- В чем смысл отсутствия домашнего задания для детей по татарскому языку?

- То домашнее задание, которое мы задаем, необязательно к выполнению, – объясняет Наиля Карпухина, - поскольку современные дети очень загружены. Есть ученики, которые успевают все усвоить на уроке. Таких учеников рекомендуется освобождать от домашнего задания. И многим это состояние нравится. Их освободили! Остальным задается домашнее задание так, чтобы ученик захотел его сделать. Поэтому домашнее задание должно быть небольшим по объему и максимально понятным. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Это нужно для того, чтобы он его, во-первых, захотел сделать, во-вторых, постарался сделать самостоятельно. Если же ребенок не смог сделать домашнее задание, помочь ему. 

Вообще, если ученик пользуется электронным приложением, это уже заменяет выполнение домашнего задания в какой-то степени. И ученик, как правило, не отстает и активен на уроках. Поэтому можно считать, что выполнение домашнего задания необязательно, а желательно. Мы говорим: «Ребята, какое задание вам больше понравилось? Попробуйте повторить его дома, и на следующем уроке дайте мастер-класс!» И «пробующих» учеников у нас достаточно.

- Сегодня родители не заинтересованы, чтобы их детям задавали домашние задания, - продолжает Хамзия Хуснутдинова. - Родителям нужно, чтобы их дети дома отдыхали. Такое встречается у большинства родителей. Это ещё связано с тем, что сегодня сами родители очень заняты, им некогда помогать своим детям, они с работы уставшими приходят. Следовательно, дети сами должны учиться делать домашние задания, значит, они должны быть посильны им. Не нужно задавать русскоязычному ученику начальных классов сочинения на татарском языке.

- На какие классы рассчитаны ваши учебники и на какой объём часов татарского в неделю?

- Учебники рассчитаны для детей изучающих татарский язык как иностранный. Апробацию прошли 1 и 2-е классы, - говорит Наиля Карпухина. Учебники на 3 и 4-й классы сейчас находятся в печати. К грядущему учебному году, к сентябрю должны быть готовы. Мы учебники для 3 и 4-го классов сделали раньше, но нам пришлось переделывать исходя из объёма в 2-3 часа в неделю. 

- Раньше мы исходили из объёма 4 часа татарского в 1-м классе и 5 часов татарского во 2-м классе, - рассказывает Хамзия Хуснутдинова. - В 3 и 4-м классах у нас было по 5 часов татарского. Три часа татарского языка и два часа татарской литературы. Теперь мы исходим из объема в 2 часа татарского в неделю. Мы все учебники для начальных классов переделали к будущему учебному году, и конечно по объёму он будет тоньше. 

У нас, кстати, с 3-го класса начинаются видеоуроки. Наши татары, которые проживают за пределами Татарстана, могут увидеть и услышать татарскую речь по этим видеоурокам. К учебникам ещё прилагаются комиксы и аудиоматериал. Аудиоматериал читают дикторы, а сюжетные диалоги, тексты - для погружения в материал - артистичные дети. Если в аудио есть разговор между детьми, естественно должна звучать детская речь. Диалоги должны быть жизненные и близки к детям, на понятном их языке. 

- Как в целом проходила апробация нового учебника? 

- Мы начали работать над учебником весной 2016 года, - продолжает Наиля Карпухина, - Мы - это 6 человек: Бахтиев Рустам, Гаппасова Рушания, Кашафутдинова Гульназ, Маркова Эльвира, Якупов Рашат и я. Очень разных, но несомненно творчески настроенных учителей из разных школ. 

Главным вдохновителем и создателем этого проекта был бывший замминистра Ильдар Мухаметов. А еще сюда надо добавить талантливых художников из дизайн-студии «Теория». Позже к нам присоединились еще 2 человека: Хуснутдинова Хамзия и Аюпова Айгуль. В сентябре этого же года началась апробация учебника в 1 классе. Нашлись учителя, желающие участвовать в апробации. Это учителя 10 казанских школ и 150 учеников. 


Наша справка

Апробация учебника проходила в казанских школах №33, 39, 9, 30, 70, гимназий 6 и 126, а также «Школа Иннополиса». На второй учебный год 2017-2018 количество учеников, участвующих в апробации достигло более 220.   


В сентябре 2017 года апробация учебника продолжилась. Желающих заниматься по этому учебнику прибавилось. Параллельно мы, давая открытые уроки и мастер-классы, в течение года вели обучающие курсы для казанских учителей, которые изъявили желание работать по нашему учебнику. Для учителей республики проводили вебинары и практические семинары с показом открытых уроков, видеоуроков, мастер-классов с анализом и самоанализом, внеклассных мероприятий. Так что год был насыщенным и непростым. Учебники для начальной школы (1-4 классы) практически готовы и переделаны на 2-3 часа в неделю. Надеемся, что у этого учебника есть будущее. Очень хотелось бы, чтобы и для татароязычных учеников появился подобный современный учебник.

- Что говорят родители о вашем учебнике?

- Родители очень довольные, - отмечает Хамзия Хуснутдинова. - Самое главное, что они знают, что делать. Весь материал по учебникам есть в интернете. Родитель может открыть учебник и посмотреть, что было пройдено на уроке, прослушать этот урок, поиграть в лексические игры по данной теме, проверить ребенка, запомнил ли он материал урока. А также родителей мы приглашаем на уроки и внеклассные мероприятия. Родители охотно приходят на такие мероприятия и видят, что дети чувствуют себя на уроках комфортно. С их стороны нет никакого негатива. И это среди родителей русскоязычных детей. У нас ни один ребёнок не ушёл с урока татарского языка.

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (10)
Справедливый
Сколько у нас этносов в России, и если каждый будет навязывать остальным свои язык, представляете что будет? Пусть учит кто хочет. А за навязывание необходимо ввести уголовное преследование.
8
ОТВЕТИТЬ
Влад
Думаю, что по-настоящему вбивают клин между народами, национальностями различные религиозные секты, толерантно называемыми сейчас опщепринятыми,официальными религиями.А также, в первую очередь родители с детства, довольно часто и основываясь на собственных религиозных догмах. На не научном, не дарвиновском подходе о развитии человечества. Что уж тут таить, многим родителям, особо не затруднявшим себя изучением науки,биологии, химии и тд.отвечать на вопросы своих детей было (и есть сейчас) проще, что мол так и так все это придумано богом. А дело тут в образовании и в особой лености российского народа. А правителям в России с давних времен и сейчас, очень даже подходит держать местное население в темноте и в невежестве. Играя, подменяя национальные чувства на религиозные, скрытно натравливая людей друг на друга. Я лично считаю верующих любых, людьми невежественными, ненавидящими на самом деле своих современников, взамнившими себя особенными, а на самом деле и это мягко говоря просто легко управляемыми извне. Не понимающими, что никакого особого, богом избранного народа не существует, и что их самих, а потом их детей власти просто используют для своих, часто омерзительных решений и действий (войны,погромы,оправдания нищеты, воровства и тд.)ещё для защиты собственного трона и себя на нем. Если коротко, то родители сами и готовят зомби из своих детей, пушечное мясо для лицемерной власти. Конвейер настоящий просто.
13
ОТВЕТИТЬ
Ушлый
Опять поле битвы открыли
-7
ОТВЕТИТЬ
Влад
Место встречи изменить нельзя, или рыбак рыбака видит издалека. По ходу мы все тут, одни, старые "приятели".
0
алекс
+Учите языки и мозги у вас будут в порядке +Я в 60лет сейчас решил выучить два языка
5
ОТВЕТИТЬ
Гость
Сходи проверься у психиатра
-2
алекс
+Учите языки и мозги у вас будут в порядке +Я в 60лет сейчас решил выучить два языка
-1
ОТВЕТИТЬ
Кот
Попробвуй только уйти
-4
ОТВЕТИТЬ
Кот
Обманывают что не ушли. Никому язык этот не нужен.
2
ОТВЕТИТЬ
Венера
Где можно приобрести этот учебник?
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Как правильно выбрать новогоднюю елку

Общество 17:39 / 13 декабря 2018
4
Как правильно выбрать новогоднюю елку

Пора решить - искусственная или настоящая. Разбираем плюсы и минусы двух вариантов.

Елочные базары уже открылись. Хвою на них поставляют из лесопитомников Татарстана и соседних регионов - Марий Эл и Кировской области. Минимальная цена на деревья - около 500 рублей. Что выбрать? Этот вопрос мучает каждого, кто приходит на рынок. Елка пушистая и красивая, но у сосны-то какой аромат! Хочется ведь не только видом наслаждаться, но и запахом. 

«Вредителей в наших елках быть не может»

Самое страшное, что может случиться при покупке натуральной ели или сосны, - это ее зараженность вредителями или плесенью. Неприятно, когда только-только срубленное в лесу деревце начинает вдруг оживать в виде выползающих из-под коры личинок или жуков-короедов, решивших пережить очередную зиму в стволе. Появление плесени на дереве может вызвать аллергию, особенно у детей. 

Определить качество зеленой красавицы, которую вам предлагают, невозможно. Придется верить продавцу на слово, что весь свой товар он привез, закупив его у организации, которая имеет право выращивать ели и сосны на продажу. В республике эта роль отведена лесным хозяйствам - территория плантаций составляет 345 га.

В этом году на аукцион Министерством лесного хозяйства Татарстана будет выставлено примерно 17 тысяч елей и 43 тонны хвойной лапы. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить спрос на новогодних красавиц в республике. 

- Мы можем с уверенностью сказать, что в хвойных деревьях, которые выращиваются на плантациях республики, нет вредителей. Потому что за всеми насаждениями, особенно в период активной деятельности насекомых, которые атакуют деревья, ведется постоянное наблюдение, а также проводится их обработка специальными средствами защиты, - заверили в Минлесхозе Татарстана.

Кроме того, в ведомстве не рекомендуют татарстанцам заниматься в оставшиеся предновогодние дни самостоятельной рубкой деревьев. Лесные хозяйства республики уже организовали патрулирование своих угодий - попавшихся нарушителей ждет суровое наказание. 

Простых граждан могут штрафовать на 3-4 тысячи рублей, должностных лиц - на 20-40 тысяч рублей, юридических лиц - на 200-300 тысяч рублей. При этом кроме административного взыскания срубленное дерево будет тоже конфисковано.

Полезные советы 

Ель

Плюсы: у ели ветки расположены чаще, чем у сосны, значит, украсить можно интереснее.

Ель - самая дешевая в хвойном ряду.

Минусы: быстро осыпается, пахнет первые пару дней.

Цена - от 500 рублей.

Сосна

Плюсы: устойчива к засухе, учитывая, что в квартирах центральное отопление. Это важно, так как не придется постоянно опрыскивать.

Меньше осыпается - меньше хлопот с уборкой.

Сосна пахнет ароматнее, чем ель.

Минусы: редкие ветки, смотрится не так эффектно, как елка.

Цена - от 700 рублей.

Пихта

Плюсы: иголки у пихты мягкие и совсем не колючие, если в доме маленькие дети - это важно.

Пихта не осыпается.

Пихта источает невероятный аромат - по запаху она превосходит всех хвойных сородичей.

Минус один, но очень существенный - стоимость.

Цена - от 2 000 рублей.

Покупая елку в кадке, сначала пару дней «акклиматизируйте» ее на балконе, в гараже или в подъезде, где температура выше, чем на улице, но ниже, чем в комнате. Не удобряйте елку во время новогодних праздников - она может тронуться в рост и последующую «заморозку» до весны не пережить.

Искусственные ели выделяют токсины

Конечно, вместо живой лесной красавицы можно приобрести искусственную. Ее плюс в сроке годности. Служит пластмассовое изделие своему хозяину не несколько недель и потом теряет свой лоск, а несколько лет. Беда только в том, что, как и все искусственно созданное, такая ель таит в себе опасность для человека. 

Поливинилхлорид, из которого изготавливаются практически все современные искусственные елки, выделяет газы, раздражающие слизистые. Но это не самое страшное. Гораздо опаснее свинец, олово или барий, которые добавляют в изделия для пожаропрочности. Эти металлы выделяют фталаты - обязательный компонент, который входит в состав парфюмерной продукции и лака для ногтей. Конечно, никто специально барий, свинец не добавляет в пластик. Его очень много в окружающей среде. В елках эти тяжелые металлы присутствуют как продукты исходного сырья. Хотя, по мнению химиков, вред человеку изделия из ПВХ наносят не более того, что каждый житель города получает, когда дышит выхлопными газами на улице.

Активность же химические компоненты изделия станут проявлять, когда ель начнет гореть или будет стоять рядом с источником тепла - например, батареей отопления. Поэтому искусственный символ Нового года лучше держать подальше от таких мест в комнате.

В Роспотребнадзоре республики рекомендуют, как и при выборе детской игрушки, елку перед покупкой детально изучить. 

Покупателя должно насторожить: 

- «химический» запах;

- иголочки отваливаются, когда проводишь рукой «против шерсти»;

- также надо обращать внимание на устойчивость модели, особенно если она выше полутора метров. Самой надежной считается металлическая крестообразная подставка.

Самыми дорогими считаются литые ели из пленки ПВХ - каждая ветка имеет уникальную форму, чем обусловлена реалистичность дерева. Новинка последних лет - елки с оптоволокном. Кончики иголок светятся, к такой елке даже не нужны гирлянды. Самый популярный и недорогой вариант - конструкция из стальных трубочек с ветками из полиэтилена или распушенной лески, намотанной на проволоку.

Плюсы: долговечность и польза для экологии.

Минус: нет запаха хвои.

Цена - от 1 500 до 35 тысяч рублей.


Читайте также: Ильсур Метшин призвал казанцев отказаться от живых ёлок на Новый год


КОММЕНТАРИИ (1)
Марго
23 февраля это суббота, 24 воскресенье, и так и так выходной
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх