Уличные музыканты на Баумана: украшение или нарушение закона

Почему собирать деньги в шапку — не круто и опасно с точки зрения полиции.

Улица Баумана давно стала местом притяжения всех желающих подзаработать благодаря своим музыкальным талантам. Главная туристическая улица города будто создана для выступлений — полностью пешеходная, небольшие расстояния между зданиями создают неплохую акустику, большой трафик прохожих ежедневно и почти ежечасно, много иностранцев — осталось хорошо спеть (или сыграть) и стать немного богаче.

Другой разговор — культура этого самого исполнения. Вокруг уличных музыкантов, в большинстве своем, работает группа поддержки: люди с шапками буквально атакуют прохожих, предлагая поддержать исполнителей рублем. 

Казанские власти рапортуют об увеличении интереса к столице республики со стороны приезжих (только за время ЧМ-2018 в Казани побывало свыше 300 тысяч туристов из 36 стран мира, принесших городу свыше 11 млрд рублей дохода). И это не посчитано, сколько гости накидали местным музыкантам.

Тем удивительнее было появление перед началом ЧМ-2018 информации о якобы запрете выступлений на Баумана во время турнира. В городском УМВД России KazanFirst заверили, что музыкантов с улиц никто не выгонял — их лишь устно предупреждали о возможной ответственности за нелегальное предпринимательство.

— Деятельность уличных художников, музыкантов, торговцев относится к организации несанкционированной предпринимательской деятельности. Гражданин, который продает товары и услуги, должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Мероприятия, о которых вы говорите, сотрудники полиции проводят постоянно, а не только в период чемпионата мира, — заявила KazanFirst пресс-секретарь УМВД России по Казани Мария Киямутдинова.

Аналогичная позиция у мэрии города — регистрируйте ИП и вперед с песней.

— Согласно статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа, — сообщили в пресс-службе мэрии.

Однако в УМВД по Казани отмечают, что в случае с музыкантами все гораздо сложнее. 

Другое дело, если рядом с музыкантом работает человек «с шапкой» — такой вполне имеет шансы получить штраф за попрошайничество.

Теперь понятно, почему в дни мундиаля на Баумана все-таки играла живая музыка, а море болельщиков с разноцветными флагами подарило городу сказку, ставшую теперь историей. 

— Во всем мире уличные музыканты — это настоящее лицо города, — говорит ночной мэр Казани Артур Хосровян в беседе с журналистом KazanFirst. — Такое же, как афиши на его улицах, граффити на его стенах, ночная жизнь — все то, что за рамками формального существования социума. Потому уличные музыканты — важная составляющая субкультуры, необходимой любому развивающемуся мегаполису.

По словам Хосровяна, ночная мэрия Казани проводила работу по взаимодействию с уличными музыкантами, а когда появились риски, что во время чемпионата мира им запретят выходить на центральную улицу города, посодействовала в решении этого вопроса. 

— Но тут надо понимать, что уличных музыкантов как явление невозможно структурировать и подчинить каким-то законам. Оно должно развиваться свободно, вдали от системы. Это все равно что попытаться создать некоммерческую организацию панков, например. Часть этой культуры — свободомыслие. Поэтому не так уж и нужно объединять уличных музыкантов, делая из них формальное образование, скорее им надо просто дать возможность проявлять себя и стараться не мешать, а лучше поддерживать, — уверен Артур Хосровян.

KazanFirst выяснил у музыкантов, выступающих на Баумана, выгоняли ли их с улицы полицейские и как без навязывания обратить на себя внимание прохожих. Заодно журналисты издания Кира Деревцова и Александр Шакиров решили попробовать себя в роли уличных музыкантов и, вооружившись гитарой, отправились в центр города.

«Ребята с дудками» и «гитарист с бородой»

Воскресный день выдался солнечным и даже жарким, несмотря на прогнозы метеорологов. На Баумана, как всегда, было многолюдно. Праздно гуляет молодежь, туристы с фотоаппаратами обступили колокольню Богоявленского собора. Для своего «выступления» мы выбрали место около здания Нацбанка РТ — никакой подоплеки, просто у него удобный забор, да и наш фотограф Василий Иванов не против такого фона.

Располагаемся аккурат между двух площадок, которые облюбовали, пожалуй, самые популярные уличные музыканты Казани. У Дома татарской кулинарии регулярно выступает Константин Игнатов, возле гостиницы «Шаляпин» — духовой коллектив Just Brass. Как и полагается, чехол из-под гитары с подбадривающими 50 рублями отправляется на тротуар, а мы начинаем свое «представление».

— Вообще, мы не ассоциируем себя с термином «уличный музыкант», — рассказывает журналисту KazanFirst тромбонист группы Just Brass Амир Ибрагимов. — Что значит «уличный»? Что он обучался на улице или что выступает там? Скажу так: улица — это одна из площадок, на которой хороший музыкант может себя показать. А по поводу места все очевидно — располагаешься там, где не будешь мешать остальным.

Да, это те самые «ребята с дудками», весело танцующие под исполняемые ими каверы мировых хитов. В коллективе восемь музыкантов, на вооружении которых две трубы, два саксофона, тромбон, туба, бас-гитара и барабаны. Все они учатся в казанской консерватории. Впервые Just Brass сыграли вместе 29 апреля 2017 года в парке Горького, но Баумана музыкантам полюбилась больше. По словам Амира, выступления на улице для коллектива — это скорее реклама, чтобы группу замечали и приглашали выступать, и план, судя по всему, сработал.

Костя Игнатов — музыкант, выступления которого слышно и видно издалека. Вокруг него всегда собирается два-три десятка человек, заслушивающихся нетленкой «Сплина» или «Кино» в исполнении казанца.

— Начну с того, что в корпоративах я не участвую, хотя приглашения периодически поступают. Отзывы — это чаще всего благодарность или просто положительные эмоции. Музыкой я занимаюсь 12 лет, стритую с 2014 года. Просто увидел ребят, играющих на улице, и решил попробовать сам, — рассказал Игнатов KazanFirst.

Костя выступает один — только микрофон, усилитель и гитара. Говорит, что за все время ни одной конфликтной ситуации на улице не случилось. 

— Главная неприятность — это неадекватные подвыпившие люди, подходящие иногда. Но они вполне безобидны, лишь излишне разговорчивы, — отмечает музыкант.

«Если ты думаешь, что твое творчество кому-то интересно, то вперед»

Оба собеседника уверяют, что во время чемпионата мира по футболу никто выступать им не запрещал. Костя говорит, что полицейские прерывали его выступления, лишь когда он сам терял счет времени и играл после 22.00. В ситуации с Just Brass все происходило немного иначе.

— Были случаи, когда полицейские просили немного передвинуться, так как кому-то мешали в жилом доме. Во время чемпионата играли, никто не запрещал, — говорит Амир Ибрагимов.

Оказались солидарны музыканты и в вопросе аскеров (так называют людей, просящих дать денег уличному музыканту; термин происходит от английского ask — спрашивать. — Ред.). Тромбонист Just Brass назвал такой способ заработка неприемлемым для коллектива.

Кстати, о деньгах. Про заработок Костя предпочел не говорить. По словам Амира, группе в среднем на выступлении на Баумана накидывают около 10 тысяч рублей, но все «уходит на нужды группы». 

— На Баумана довольно насыщенная музыкальная программа, много кого можно встретить. Отмечу коллектив Caravan Project — это струнное трио, частенько играют на Баумана либо в переходе у «Кольца». По поводу места для выступлений все очевидно — располагаешься там, где не будешь мешать остальным. Репертуар у нас всегда разный, стараемся играть под настроение, так что, можно сказать, заходит все. В Казани публика зажигательная, всегда поддержит аплодисментами. Во время чемпионата мира запомнился один интересный момент: когда мы играли, по Баумана шли тысячи две колумбийцев во всю ширину улицы. В какой-то момент они встали и начали петь, стучать в барабаны. Улица просто встала! Не каждый день увидишь такое. А в целом про выступления: если ты думаешь, что твое творчество кому-то интересно, то вперед, — улыбается Амир.

Мы играли и пели на Баумана 20 минут. Парочка влюбленных все это время наблюдала за нами. 

Денег нам ни они ни прохожие не положили. Но наш эксперимент стоил того. Когда сидишь на бордюре, улица Баумана не кажется хаотичной, а люди выглядят очень даже приветливыми.

— Я всегда играю на этом месте, уже очень давно. Просто оно мне нравится. Слушатели уже знают, где именно меня искать. В целом публика душевная. Радует, что много постоянных поклонников. Если ты выходишь с мыслью только заработать, то лучше найти другой вариант. Должно быть искреннее желание петь для людей, — говорит Костя Игнатов.

Во время нашего с Кирой бенефиса нас облаяла собака, а после подошел мужчина:

— Вы не знаете, где можно купить струны? Я везде здесь искал, но не нашел.

— В ЦУМе должны быть, на первом этаже.

Все же не зря выходили — хотя бы помогли человеку.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *