Обновленная дорога в Челнах рассорила мэрию и жителей

Автор фото: KazanFirst
Общество 08:44 / 10 октября 2018
9
Обновленная дорога в Челнах рассорила мэрию и жителей

Во время ремонта улицы Татарстан власти проигнорировали интересы челнинцев.

Сейчас в Набережных Челнах завершается капитальный ремонт (по сути, модернизация) дороги по улице Татарстан. Здесь основательно укладывается новый асфальт, из проложенного в два ряда бетонного бордюра создана разделительная полоса, благодаря которой водители просто не смогут выехать на полосу встречного движения. Уже забетонированы места остановок, хотя новые павильоны еще не установлены. 

На недавней пресс-конференции в исполкоме города специалисты рассказали, что на этой дороге установят дополнительные светофоры, на разделительной полосе поставят забор, забором дорогу оградят и от пешеходных тротуаров. Словом, будет сделано все, чтобы по дороге ездили машины, а пешеходы ходили по тротуарам и проезжую часть улицы переходили в установленных местах. То есть все будет сделано для того, чтобы повышенная аварийность этого участка осталась в прошлом.

Однако активисты ТОС, прилегающих к дороге микрорайонов города, уверены, что все может быть с точностью до наоборот. Статистика аварий и наездов на пешеходов, может, и снизится, зато сами аварии и проблемы станут намного серьезнее.

Обновленная дорога обострит ситуацию с автопарком во дворах

- Несколько дней назад я ехал на машине и попал в затор на дороге напротив домов 50-го микрорайона. Там вдоль правого края дороги всегда стоят припаркованные легковые автомобили. Городской пассажирский автобус «НефАЗ» ехал и зацепил одну из этих машин. И перегородил дорогу. Он встал так, что объехать его было нельзя. Раньше, когда на дороге не было бетонной разделительной полосы, его можно было бы объехать по встречке, а сейчас так уже не объедешь. В итоге и водитель автобуса, и все, кто ехал за ним, ждали ГИБДД. Я даже сделал снимки этого затора, но они не получились, потому что снимал на телефон и было темно, - рассказал председатель ТОС 22-го и 24-го микрорайонов Андрей Пронин

Пронин прогнозирует следующее развитие событий. Придет зима. По дороге будет ездить снегоуборочная техника, из-за снега дорога станет еще уже, следовательно, припаркованные вдоль дороги автомобили жителей 50-го микрорайона станут очень серьезной проблемой и причиной регулярных заторов. ГИБДД установит на дороге вдоль домов 50/02, 03, 04 знаки, запрещающие стоянку, а потом будет «гонять» автовладельцев с их автомобилями рейдами с эвакуаторами. Люди уберут машины во дворы, дворы превратятся в хаотичные автостоянки, тем самым до крайности обострится дефицит автопарковочных мест.

В Челнах нет стратегии развития автопарковок. Мэрия города упорно держится за концепцию строительства капитальных многоуровневых паркингов (это сулит загрузку строительной отрасли, поступление дополнительных налогов в бюджет и т. д.), но многоуровневые паркинги не привлекают ни инвесторов, ни автовладельцев, потому что обходятся очень дорого. Есть случаи, когда сами автовладельцы с помощью ТОС строят автопарковки, но возможности их тоже ограничены. 

Челны - уникальный в Татарстане город именно тем, что здесь на проекты ТОС выделяются деньги из бюджета, их получают в виде грантов, а гранты распределяются с помощью конкурсов проектов. Но, например, в текущем году в Автозаводском районе города всего на семь городских грантов претендовал 21 проект ТОС! По городу соотношение количества грантов и проектов еще красноречивее. При этом большинство денег направляется на строительство детских и игровых площадок во дворах. Забитые машинами дворы давно стали точкой социального напряжения, а в 50-м микрорайоне это напряжение (а заодно и неуважение к власти) может только усилиться.

Все делается не для людей

Председатель ТОС 25-го микрорайона Любовь Кулешова видит другую точку напряжения. И на дороге по Татарстану, и в обществе, и в отношении людей к власти.

- Если бы они (власти, ремонтники. - Ред.), ремонтируя дорогу, все делали для людей! Но они так не делают, - уверена Кулешова. 

А в доказательство своих слов она приводит историю с пешеходной «зеброй», которая когда-то была проложена между стоящими напротив друг друга по разные стороны дороги магазином «Пятерочка» и торговым центром «Семья». Было время, когда на месте «Семьи» был рынок «Северный», а магазин напротив назывался «Боровецкий». Независимо от названий обе «точки» всегда были популярны в народе. Жители расположенных напротив друг друга по сторонам дороги 24-го и 25-го микрорайонов ходили и в магазин, и на рынок. Поэтому и была нанесена «зебра». 

Однако в нулевые в ГИБДД пришли к выводу, что «зебра» эта находится слишком близко от светофорного перехода на перекрестке улицы Татарстан и проспекта Сююмбике и это существенно замедляет движение автомобилей и создает аварийные ситуации. «Зебру» стерли, переход ликвидировали. Но ведь ни магазин, ни торговый дом не разрушишь! Они по-прежнему смотрят друг на друга через дорогу, а люди по-прежнему ходят там, где раньше была «зебра». Хотя бы потому, что, например, пожилым людям с набитыми сумками не так-то легко идти не менее 50 метров к светофорному переходу на перекрестке и там ждать, когда загорится зеленый. Кулешова говорит, что покупатели требуют вернуть «зебру» между «Пятерочкой» и Семьей».

- Мы обращались и в исполком, и в ГИБДД. Там ссылаются на нормы, согласно которым между двумя пешеходными переходами должно быть не менее 200 метров. А я в поселке ГЭС нашла место, где между переходами всего 70 метров. Сама шагами меряла. В 2016-м мы даже добились от дорожного надзора ГИБДД согласия на то, чтобы нам между магазинами вернули «зебру». Но вместо этого затеяли ремонт дроги с заборами и разделительной полосой из бетона, - недоумевает Кулешова.

После ремонта на участке дороги между торговыми точками возникнет интересная ситуация. Провоцирующая. Почти на месте «зебры» на дороге создан разворот для автомобилей. Это широкая и свободная от бетонных ограждений полоса на проезжей части. Она наверняка будет манить к себе тех, кому лень ходить лишние метры до регулируемого пешеходного перехода. А забор, который будет установлен вдоль дороги, недолго и перемахнуть. Даже с набитыми сумками, если здоровье позволяет. Впрочем, очень похоже на то, что как раз здесь забора и не будет. Вдоль тротуара у ТЦ «Семья» установлены столбы, отделяющие тротуар от автостоянки. Поэтому забор здесь неуместен. А значит, люди будут свободно выходить на дорогу, как они делают это уже сейчас.

Цинизм мэрии порождает цинизм челнинцев 

Вот очень красноречивый эпизод, свидетелем которого стал журналист KazanFirst. Регулируемый переход через дорогу напротив одноименного торгового центра на перекрестке улиц Татарстан и Шамиля Усманова. 

На светофоре зеленый свет, но невысокая бабушка с тросточкой, слегка наклонившись вперед, бежит через дорогу по переходу, явно торопясь перебежать проезжую часть, пока нет машин. На разделительной полосе в бетонном проеме бабуля останавливается. Потому что на светофоре загорелся зеленый для водителей и по дороге едут машины. 

- Машины - это ужас! - сетует бабушка.

- Ну так на светофоре же зеленый свет для них. Загорится зеленый для нас - мы и пойдем, - отвечает ей журналист-пешеход. Только тут бабушка замечает светофор. Через небольшую паузу она произносит:

- Не поймешь, что делают!

Весь смысл сказанного этой бабушкой поймет каждый, кто живет на улице Татарстан и каждый день вынужден переходить дорогу. Масштабный ремонт начался летом. Тогда же в начале лета ремонтники снесли остановочные павильоны, раздолбали места остановок и тротуары вокруг них. А потом ремонт пошел в непонятно какой последовательности. Трактора и дорожная техника то елозят по пешеходным тротуарам и ковыряются там, оставляя после себя ямы. То они раскатывают по проезжей части, перекрывая то одну сторону дороги, то другую. Пока шло лето и было сухо, это еще можно было терпеть. Но пришла осень, пошли дожди - вокруг ремонтных ям возникла грязь. По вечерам стало темно, а фонари, освещавшие дорогу, убраны еще тогда, когда были снесены и раздолбаны остановки. 

Вот сейчас, когда пишутся эти строки, одна половина дороги перекрыта. Городские автобусы, чтобы высадить пассажиров, останавливаются возле бетонки на разделительной полосе. Здесь же, стоя на этой бетонке, люди ожидают автобус. В часы пик, когда уже темно, на дороге возникают заторы: автомобили, автобусы, грузовики в два встречных ряда ползут по узкой полосе. То и дело слышны громкие крики водителей, которые подсказывают друг другу, кому и какой следует сделать маневр. В такой ситуации людям нужно не только выйти из автобуса, но и перейти через ту часть дороги, по которой двумя встречными потоками плотно ползут автомобили. 

На протяжении всего ремонта днем пешеходам немногим легче. Потому что именно в местах перехода долгое время красовались ямы и горы земли и строительных конструкций. По нескольку дней выход на дорогу в месте перехода был закрыт ленточкой, которую постоянно возвращали на место рабочие, потому что пешеходы эти ленточки убирали. Так продолжается не дни, не недели, а месяцы. По тем или иным причинам воспользоваться предусмотренным переходом нормально не получается. Однажды рабочие сбили с панталыку как водителей, так и пешеходов. Устанавливая бетонную разделительную полосу, они, следуя проекту, сделали переход метрах в двадцати от его прежнего места, а обозначающие переход дорожные знаки перенести забыли. Или до конца рабочего дня не успели. И ни водители, ни пешеходы не понимали, где переходить и как ехать. Знаки перенесли лишь на следующий день.

И люди уже привыкли ходить по проезжей части как по бульвару. Идут рядом с едущими машинами. Идут, где им понравится, а через бетонную полосу посреди дороги просто перепрыгивают. Делают это уверенно. Если организаторам и исполнителям ремонта наплевать на пешеходов, то и пешеходам наплевать на правила, придуманные организаторами дорожного движения.

- Вы видите, как люди ходят по дороге в районе остановки «25-й комплекс»? К вам с сигналами об этом обращаются? - спросили мы у председателей ТОС Пронина и Кулешовой. 

Выяснилось, что на эту ситуацию активисты не обратили внимания. Пронин еще и потому, что ездит на автомобиле и пешеходными переходами не пользуется. 

- Вы сейчас контролируете ситуацию на дороге по улице Татарстан? Вы знаете, что люди там ходят по дороге, как по бульвару? - спросили мы у специалиста пресс-группы ГИБДД Ильдара Гайнуллина

Спросили у него, потому что начальник службы Лилия Пожарская в отпуске. Гайнуллин попросил время на подготовку, после чего сообщил, что дорога по улице Татарстан ремонтируется и там для водителей установлены предупреждающие стенды и знаки. Ремонт осуществляет Городское предприятие автодорог, завершится он 31 октября. К этому сроку будут установлены остановочные павильоны и сделано освещение. Стало ясно, что до 31 октября инспекторам ГИБДД просто бесполезно выходить на дорогу по Татарстану. И тогда мы задали Гайнуллину главный в этой ситуации вопрос:

- Почему нельзя было еще в начале лета сначала обустроить новые остановки, сделать нормальные подходы к ним по тротуарам, а потом браться за проезжую часть и все остальное? Почему нельзя было обустроить хотя бы временные подходы к остановкам и переходам так, чтобы людям не приходилось ходить по проезжей части?

- Технологию ремонта утвердила мэрия города. Можете обратиться к ним или к дорожникам, - ответил специалист ГИБДД.

- Хорошо, а если до 31 октября на дороге произойдет наезд на человека, кто будет виноват? Пешеход, который «вылез» на дорогу в неположенном месте?

В ответ на это Гайнуллин заверил, что ситуация будет анализироваться согласно правилам дорожного движения.

Еще за несколько дней до разговора с Гайнуллиным мы сделали то, что он нам и предложил, - послали в мэрию официальный запрос. Попросили ответить на вопрос: почему технология ремонта именно такая, что остановки и переходы были разрушены в первую очередь, а обустраиваются практически в последнюю? Почему нельзя было сначала сделать все для людей, чтобы не вынуждать их массово ходить по дороге? 

На наш запрос мэрия Челнов ответила гробовым молчанием. Логика чиновников понятна. Мол, зачем мы будем сейчас перед вами оправдываться, подождите еще немного - все будет сделано. Ремонт у многих горожан, содержащих чиновников на свои налоги, сформировал отношение и к мэрии, и к правилам дорожного движения. А, возможно, и к каким-либо правилам вообще. В этой жизни каждый действует в своих интересах. Кому-то нужны удобства, а кому-то удобные отчеты. 

Наши чиновники устроены так, что в их голове что-то меняется только в том случае, если произойдет несчастье. Тогда их просто вынудят задуматься, в частности, об организации ремонтов, которые в этом году в Челнах (если вспомнить еще и капитальный ремонт жилых домов) организованы отвратительно.

КОММЕНТАРИИ (3)
Андрей
Необходимо было сделать 3 полноценные полосы движения для автомобилей. Почему оставили 2??? На чем решили сэкономить?, места предостаточно. У нас полгода зима.
4
ОТВЕТИТЬ
Оля
А куда делся вчерашний комментарий, и почему Вы (редакция) не печатаете ВСЕ КОММЕНТАРИИ? Властьимущие не позволяют?
1
ОТВЕТИТЬ
Оля
Ну спасибо!
1
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Общество 09:39 / 8 мая
14
«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Казанцы - участники акции «Бессмертный полк» - рассказывают семейные истории.

Вот уже пятый год казанцы принимают участие в акции «Бессмертный полк». Держа в руках портреты родных - героев Великой Отечественной войны, преодолевают путь длиной более 2 км. Если в 2014 году шествие состояло из колонны в 500 человек, то в 2018-м эта цифра увеличилась до 163 000 человек. В этом году организаторы ожидают не меньше участников. 


Наша справка

«Бессмертный полк» - общественное движение памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с самодельными транспарантами с фотографиями родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны. 


«Бессмертный полк» в Казани пройдет по маршруту прошлого года. Сбор участников - на пересечении улиц Карла Маркса и Толстого в 13:00, старт - в 15:00. От места встречи колонна проследует через площадь Свободы, далее по улице Лобачевского на улицу Кремлевскую и на площадь Тысячелетия. Протяженность маршрута составит более 2,5 км.

В преддверии масштабного шествия KazanFirst вспоминает истории семейных героев постоянных участников акции «Бессмертный полк».

Открывает серию воспоминаний Алеся Иванченко. Ее прадеды по разным линиям родственных связей освобождали Родину от фашистских захватчиков. Алеся рассказала нам обо всех героях семьи.

Прадед Августин Автономович Линник

Родился в 1910 году в селе Резино Букского района Киевской области. Воевал в Рабочее-крестьянской Красной армии. Был танкистом. Награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу» (дважды).

В последний год войны родным пришло уведомление «Пропал без вести в апреле 1945 года». Позже выяснилось, что потерял в бою обе ноги и получил контузию, но выжил. Родные долгое время не знали, где он находится, да и он не мог сообщить о своем местонахождении из-за контузии.

Прадед Иван Павлович Иванченко

Родился в 1911 году в Запорожье. В 1941 году был призван в ряды Советской армии. Его звание - старший сержант. Погиб 21.12.1942 года. Похоронен в селе Косовка Таловского района Воронежской области, Россия.

Родной брат прабабушки Александр Фёдорович Швецов

Родился в 1919 году. Обладатель множества наград, в том числе ордена Отечественной войны I степени. Вернулся с ВОВ без одной ноги. На фото дед Шура рядом со своим наградным автомобилем. Фото было сделано мамой Алеси, когда ей было девять лет.

Двоюродный брат прабабушки Иван Игнатьевич Якубовский

Родился 7 января 1912 года (по старому стилю 25 декабря 1911-го) в деревне Зайцево, сейчас Горецкий район Могилёвской области Белоруссии. Был призван в РККА в 1932 году. Участвовал в военных действиях Советской армии ещё до начала Великой Отечественной войны.

Служил в танковых и мотострелковых войсках.

В Великую Отечественную войну майор Якубовский вступил в должность командира учебного танкового батальона 26-й танковой дивизии 20-го мехкорпуса Западного фронта. Прошел всю войну. Несколько раз был ранен, горел в танке.

Иван Игнатьевич - советский военачальник, маршал Советского Союза (12.04.1967г.). Дважды Герой Советского Союза (10.01.1944г., 23.09.1944г). Герой Чехословацкой ССС (30.04.1970г.).

В послевоенные годы служил главнокомандующим группой советских войск в Германии, командующим войсками Киевского военного округа, первым заместителем министра обороны СССР и главнокомандующим Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора.

Умер в Москве 30 ноября 1976 года.

Похоронен на Красной площади в Стене коммунаров. 


Виктор Петрович Лавриченко (1923- 2008)

Рассказывает его племянница Татьяна Николаева.

- Мой дядя, Виктор Петрович Лавриченко, окончил школу №98 в Казани за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Почти сразу подал заявление с просьбой направить его на фронт. Его направили в Горьковское зенитно-артиллерийское училище на краткосрочные офицерские курсы. По их окончании, когда ему только исполнилось 18 лет, он был направлен на Ленинградский фронт, где прослужил всю войну.

Начинал дядя в звании младшего лейтенанта в должности командира огневого взвода в 304-м истребительном противотанковом полку, а закончил войну капитаном в должности командира батареи 220-го артиллерийского полка. В Ленинграде он воевал на Пулковских высотах, которые часто подвергались бомбардировкам и обстрелу, был несколько раз ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За оборону Ленинграда». 

После войны он закончил юридический институт в Казани и попал по распределению в Куйбышев, где более 30 лет проработал председателем Куйбышевского областного суда. Обладает почетным званием «Заслуженный юрист» РСФСР. Имя этого судьи с трепетом произносили даже самые отпетые рецидивисты, поскольку знали, что Лавриченко строг, но справедлив. 

Он был высокопрофессиональным юристом и удивительно скромным, порядочным и честным человеком. Виктор Петрович три дня не дожил до праздника 63-летия Победы.


Григорий Тихонович Гришин (1913- 1942)

Рассказывает его внучка Юлия Муллахметова.

- На фронт дедушка ушел в мае 1942 года, а уже в июле пришла «похоронка», где говорилось, что он пропал без вести. Сведений о нем практически нет. Мы сами занимались поисковой работой, чтобы раздобыть хоть какую-то информацию. Но тщетно. Все, что лично я смогла найти: дедушка был стрелком. Предполагаю, по тем боям, которые шли в период его призыва, воевал он в районе Сталинграда, где-то в том направлении. 

Раньше у нас даже фотографий его не было. Но у дедушки осталась дочь, которая сейчас живет в Москве, она и передала нам его фото.


Абдулла Хакимзянов (1906- 1943)

Рассказывает его внучка Лилия Блохина. 

- Родился дедушка в деревне Суук-Су, но жил всю жизнь в Казани, на Булаке. Призвали на фронт в 1941 году - тогда у него было два сына. Старшему (моему дяде) - пять лет, а папе - месяц. Тогда он просто обнял, поцеловал моего папу на прощание, отдал маме и ушел. А в 1943 году пришло извещение, что он погиб под Смоленском. 

По воспоминаниям папы, когда отцы детей из его двора стали возвращаться с фронта, они от радости встречи подбрасывали детей на руках. Папа говорил, что ему тоже очень хотелось, чтобы его папа, мой дедушка, так подбросил. Когда прошло время и дядя повзрослел, он поехал в командировку в Смоленск. Там обратился в военкомат и через него нашел могилу дедушки. Уже позднее, в 1972 году, туда ездила вся семья. Выяснили, что погиб дедушка в Новодугино под Смоленском 9 марта 1943 года. Был автоматчиком в танковой пехоте. В студенческие годы я была в «Снежном десанте» - это наша поисковая организация на базе университета. У нас были зимние походы - мы шли по боевому пути какой-либо дивизии. Получилось так, что я побывала в том самом месте, где погиб мой дедушка. Сейчас я и мой папа в память о дедушке выезжаем в поисковые экспедиции. Таким образом отдаем дань памяти.

Тема войны меня очень трогает, конечно. У нас в школе (Лилия Блохина педагог. - Ред.) есть такая акция: все дети выставляют на подоконники фотографии своих прадедушек. И там такие трогательные истории. Например, вот перед глазами у меня портрет прадедушки моей ученицы. Красивый парень двадцатилетний - Ахмат Хайруллин. Прошел Первую мировую войну, Вторую мировую войну от начала до конца, потом работал в родном колхозе. Их было 12 братьев, шесть пар близнецов. Все погибли на войне, кроме прадеда этой девочки. Состояние мамы даже представить не могу - 11 сыновей не вернулись. 


Гаптелгафур Ахатович Ахатов (1913-1973) и Марьямниса Динмухаметовна Ахатова (1916-2007)

Рассказывает их внучка, учитель истории и обществознания Кадрия Нигматуллина.

- Про дедушку я знаю совсем немного. Единственное, что у меня осталось, - несколько его фотографий в гражданской одежде. Дедушка умер, когда мне было пять лет. Я его практически не застала, помню только лицо.

К сожалению, семья не сохранила воспоминания о нем, его ордена, награды. Когда переезжали, все потеряли, а мне на хранение почему-то не отдали. Не сохранили, может быть, потому, что раньше не считалось подвигом идти защищать свою Родину - это было нормально. К моему великому сожалению, очень мало чего могу рассказать о дедушке.

Зато бабушку хорошо помню. Она умерла в 2007 году. В период войны жила и работала в родном колхозе. Будучи тружеником тыла, рыла казанский обход, когда вокруг Казани строили оборонительные сооружения. Параллельно работала на лесозаготовках. Ей даже вручили орден «Материнская слава» как многодетной матери. 


Арслан Абдулвалиев (1923-1993)

Рассказывает его внук, председатель совета Молодежной ассамблеи народов Татарстана, член Общественной палаты Республики Татарстан Тимур Кадыров.

- Воевал дедушка - отец моей мамы. Он был музыкантом, служил в военном оркестре. Много ездил и отвечал за боевой дух солдат. После того как дедушка вернулся с войны, он мало рассказывал, точнее практически не рассказывал. Ему было очень тяжело об этом вспоминать, говорить. Насколько я знаю, в боевых действиях он не участвовал. Но помню, что у него было много медалей, орденов. Когда я был маленьким, часто рассматривал их, играл с ними и даже не понимал всей значимости. 

Сегодня этот праздник для нас - один из самых значимых праздников. Потому что дедушка всегда его ждал, любил, ценил. Так и повелось в нашей семье, что 9 Мая - это самый сокровенный день.

КОММЕНТАРИИ (10)
Яспид
А я знаю, что мои прадеды погибли на войне. а больше никакой информации не сохранилось... хотелось бы узнать кем они были и как жили но ничего не осталось...
0
ОТВЕТИТЬ
Дзига Лейниц
А я не играл с наградамми деда. Вырос и все медали продал и пропил. Такой вот я плохой человек(((
0
ОТВЕТИТЬ
Толстый лев
Война есть тяжелая мужская работа. тогда мужики реально умели воевать и Родину защищать. За нынешнее поколение я че-то не уверен
1
ОТВЕТИТЬ
Шамиль
Ни разу не принимал участие в Бессмертном полку, надеюсь хоть завтра получится портрет уже подготовил
0
ОТВЕТИТЬ
Футурист
Интересно лет через 15 также помпезно будем праздновать 9 мая или все сойдет нет...
0
ОТВЕТИТЬ
Гесиодов
РАньше и вода вкуснее была и трава зеленее
0
ОТВЕТИТЬ
Иван
Вот люди! Спасибо вам дорогие ветераны. Склоняю голову перед вашим подвигом!
0
ОТВЕТИТЬ
Рамиль из Сургута
Да ну, я лучше на шашлыки, тем более все дороги перекроют
0
ОТВЕТИТЬ
Данил
Были люди раньше, сейчас таких мало уже, трудно найти таких
1
ОТВЕТИТЬ
Чебурашка под бутиратами
Красная Армия всех сильней так-то
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх