«Родовая травма» 44-го ФЗ снижает качество закупок

Рифкат Минниханов за открытие центра экспертизы
Рифкат Минниханов за открытие центра экспертизы, Яков Геллер проехался по
коллегам из Госкомитета.

Почти 3 млрд рублей учреждения и предприятия Татарстана сэкономили на тендерах в 2018 году, отметила председатель Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам Ольга Редько на итоговом заседании коллегии. Всего за предыдущий год опубликовано более 55 тысяч извещений на общую сумму 131,4 млрд рублей. В плюсе и муниципальные заказчики, разместившие 23 727 извещений на сумму 31,8 млрд рублей — экономия бюджетных средств составила 1,1 млрд рублей. Сам Госкомитет за 2018-й осуществил 1 050 централизованных закупок на 6,1 млрд рублей, позволив заказчикам сэкономить 369,9 млн рублей (7% от начальной цены контрактов).

«Родовая травма» 44-го ФЗ снижает качество закупок

Родители просят детей не есть в школах, а виной всему поставщики

Чтобы оградить потребителей от некачественных товаров, отдельное внимание ведомство уделяет закупкам, связанным с организацией питания в детских дошкольных учреждениях и поставками молочной продукции для нужд соцучреждений республики. В первом случае годовой объем закупок за 2018 год составил 445 млн рублей (участниками программы являются Арский, Атнинский, Балтасинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Кайбицкий, Лаишевский, Пестречинский, Тюлячинский районы); во втором — 959,7 млн рублей (сэкономлено более 29 млн рублей).

Глава Менделеевского района Валерий Чершинцев, тоже выступивший на заседании коллегии с отчетом, обратился к премьер-министру Татарстана Алексею Песошину с просьбой помочь в решении проблемы с закупками питания для образовательных учреждений. Чершинцев заявил, что родители просят детей не есть в школах из-за низкого качества обедов, а виной всему поставщики, выигрывающие тендеры с ценами, за которые едва ли можно закупить продукты даже в подсобных хозяйствах.

«Родовая травма» 44-го ФЗ снижает качество закупок

При этом на протяжении пяти лет подряд Татарстан получает наивысшую оценку в классе заказчиков регионального уровня в рамках проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок», о чем отчиталась руководитель Госкомитета Редько. Информационная система в сфере закупок для нужд республики обеспечивает автоматизацию проведения тендеров, позволяет контролировать и отслеживать деятельность каждого заказчика. Мониторинг позволил Госкомитету выявить 21 нарушение, допущенное при проведении закупок. В 14 случаях речь шла о включении в описание объекта закупки требований, ограничивающих конкуренцию.

В список нарушителей попали ГИСУ, Главтатдортранс, Метроэлектротранс, Дирекция по конкурентной политике Казани, ПАТП №2 и ДЮСШ по лыжным гонкам Бугульминского муниципального района.

Половина всех тендеров — миллиардные закупки с одним участником

Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе отметила, что в 2018 году в России заключены 4,6 миллиона контрактов на основе проведения закупок, общая сумма подписанных соглашений составила 21,6 трлн рублей. По словам спикера, казначейство накопило объем электронных данных, относящихся к закупкам, на 730 терабайт, что равно «семи тысячам библиотек имени Ленина».  

«Родовая травма» 44-го ФЗ снижает качество закупок

Другой факт, выделенный Катамадзе, связан с конкуренцией при проведении тендеров: примерно половина заявленных 21,6 трлн рублей приходится на миллиардные контракты крупных компаний. Участие в таких тендерах, как правило, принимает один подрядчик. Кроме того, для борьбы за чистоту сферы закупок все поставщики теперь проходят регистрацию в казначействе. 

— Мы точно должны удостовериться, что юридическое лицо существует, что генеральный директор и уполномоченные лица существуют, — заявила Катамадзе, отметив, что все закупки, за исключением отдельных случаев, теперь проходят в электронном формате.

Еще одна новость от федерального гостя должна порадовать всех причастных к теме: сайт госзакупок будут закрывать на регламентные работы реже. Если раньше примерно 15% времени в год ресурс был недоступен, то теперь эти паузы обещают сократить до 5%.

«Родовая травма» 44-го ФЗ снижает качество закупок

Среди прозвучавших на заседании предложений — идея Ольги Редько реализовать пилотный проект по стандартизации характеристик товаров, закупаемых централизованно. Анна Катамадзе заявила о необходимости создать каталог товаров, который сформируется биржами и агрегаторами, владеющими реальной стоимостью товаров.

Экономим и на выходе получаем некачественный товар 

Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, приглашенный на сцену для вручения ведомственной награды (благодарности достались Ольге Редько и ее заму Искандеру Багаутдинову), выразил свое мнение касаемо эффективности закупочных процедур. Руководимое Миннихановым учреждение в 2017 и 2018 годах заключило несколько контрактов на поставку картриджей. Во всех случаях со стороны поставщика встречались нарушения: год выпуска товара по документам или страна-изготовитель не соответствовали реальности.

— Это только картриджи, я про остальное молчу, — заявил Рифкат Минниханов, считающий, что необходимо создать центр экспертизы, поскольку у многих заказчиков нет финансовой возможности проверять качество поставляемых товаров. — Мы экономим — да. Но экономят другие, и на выходе получаем некачественный товар, — продолжил Минниханов.

«Родовая травма» 44-го ФЗ снижает качество закупок

Генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер по окончании заседания, отвечая на вопросы журналистов, назвал Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок» неправильным и вредным, подлежащим если не отмене, то «глубокой корректировке».

— Ошибка, родовая травма 44-го закона в том, что он ищет поставщика, а надо искать товар. Все отчеты, которые пишутся — мы разместили сто извещений, сэкономили три процента, — они не имеют никакого отношения к смыслу. Вот почему мы сейчас продвигаем идею биржевой площадки («Биржевая площадка Республики Татарстан», оператором которой является АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан». — Ред.). Я понимаю коллегию комитета по закупкам — они делают то, что им предписано законом делать. Агентство госзаказа находится в более выгодной ситуации, потому что мы каким-то образом обречены на креатив. Если помните, много лет назад я сказал, что задача агентства — превратить экзотику в рутину. Когда-то электронные торги, 15 лет назад, были экзотикой, сейчас это рутина. Когда-то АИС «Госзаказ» Республики Татарстан была экзотикой, а сейчас ЕИС РФ, сделанная по образцу, — это рутина. Наши слова о том, что нужно искать не поставщика, а товар, — еще экзотика, но мы сделали биржевую площадку, где есть заранее квалифицированный, валидный, идентифицированный товар, и мы ищем того, кто этот товар может поставить, а не просто поставщика, — отметил собеседник.

По мнению Геллера, если бы упомянутая Рифкатом Миннихановым проблема возникла на биржевой площадке, то поставщик был бы просто удален до решения Третейского суда. Также Яков Геллер подверг критике работу Госкомитета РТ по закупкам, назвав их конечной целью «ходить на выставки».

«Родовая травма» 44-го ФЗ снижает качество закупок

— Я отношусь к этой коллегии снисходительно, потому что они занимаются той рутиной, в песочнице играются и хвастаются теми бабками, которые они построили. Ради бога! У нас другая задача, мы сейчас действительно работаем над проблемой малого бизнеса, — заявил Яков Геллер, подчеркнув, что пришел на мероприятие по своей инициативе. Он также рассказал о заключении договора с «Ростехом», который теперь размещает свои закупки для малого бизнеса на «Биржевой площадке РТ», анонсировав соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией.

Комментируя предложение Анны Катамадзе создать каталог товаров для закупок, глава Агентства по государственному заказу РТ напомнил, что в республике имеется аналогичный опыт — товарам присваивались числовые наименования, определявшие все характеристики. 

— Родоначальником [такой кодировки] Талгат Мидхатович Абдуллин по стройматериалам [был], мы подхватили по продуктам питания, сделали около 100 тысяч видов продукции, которые можно идентифицировать. То есть кирпич красный, размер такой-то, плотность 150. И при заказе не указывается «кирпич», а указывается, какой кирпич. Я столько лет рассказываю об этом, и Рустам Нургалиевич [Минниханов] (президент Татарстана. — Ред.) это показывал [Антону] Силуанову (министр финансов РФ. — Ред.), что было бы грешно, если в России не сделали бы такие же каталоги продукции, — заключил Яков Геллер.


Читайте также: «ЕРЦ-Татэнергосбыт» действует не в интересах «управдомов» и жителей


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *