И не седан, и не кроссовер: приживется ли в России мода на кросс-седаны

Разбираемся в преимуществах и недостатках нового класса автомобилей.

Историческая любовь российских водителей к седанам и жизненная необходимость повышенной проходимости автомобиля на наших дорогах впервые слились воедино. В России появился новый класс автомобилей - кросс-седаны. Каковы же плюсы и минусы таких машин по сравнению с традиционными седанами и кроссоверами. 

Вести с полей

Родоначальником нового сегмента по праву можно считать «АВТОВАЗ», который в июне прошлого года вывел на рынок внедорожную модификацию своего флагманского седана Lada Vesta Cross. Автомобиль получил рекордный в своем классе дорожный просвет в 203 мм, энергоемкую подвеску и пластиковый обвес кузова. 

Справедливости ради надо сказать, что до этого единственным седаном с высоким клиренсом в России был Volvo S60 Cross Country, но он стоил в 3 раза дороже Lada Vesta Cross, а его продажи исчислялись десятками машин в год. К тому же премиальный «швед» уже не продается – базовый седан S60 недавно сменил поколение, а кросс-версия у модели новой генерации пока не появилась. Таким образом, «АВТОВАЗ» решил освоить свободную нишу в массовом сегменте российского авторынка, причем благодаря унификации элементов кузова и общей колесной базе с другими моделями Vesta это удалось сделать с минимальными инвестициями, оптимизированным временем разработки и создания автомобиля. 

Так, Lada Vesta Cross оснащается теми же моторами и трансмиссиями, что и обычный седан. В базовых версиях Vesta Cross можно купить с бензиновым 1,6 л (106 л.с.), а в более дорогих модификациях – с бензиновым 1,8 л (122 л.с.). Оба мотора могут сочетаться с 5-ступенчатой «механикой» или с 5-ступенчатым «роботом». 

При этом на сегодняшний день седан повышенной проходимости представлен только в максимальном исполнении Luxe, полный привод для него не предусмотрен. Тем не менее Vesta Cross оказалась гораздо дороже обычного седана Lada Vesta с аналогичным набором оснащения – от 753,9 тысячи до 849,9 тыс. рублей, зато значительно выигрывает в цене у внедорожного универсала Vesta SW Cross. 

Впрочем, первые результаты продаж Lada Vesta Cross, пожалуй, нельзя назвать успешными. По данным дилеров «АВТОВАЗа», с момента выхода на рынок новинка не вызвала того ажиотажа, которым в свое время сопровождался запуск других моделей семейства Vesta, включая кросс-версию универсала. В первые месяцы продаж за новинками выстраивались очереди, тогда как автомобили Lada Vesta Cross всегда можно найти в наличии. Как заявили порталу KazanFirst в ГК «Прагматика», выход Lada Vesta Cross не оказал существенного влияния на объем продаж в городах-миллионниках. 

- Результаты продаж Lada Vesta Cross не оправдали надежд, составив всего лишь 10% от общего объема реализации седанов данной модели. Связано это с тем, что кросс-седан выпускается только в варианте “Люкс”. Но если “АВТОВАЗ” предложит более бюджетные версии Lada Vesta Cross, объемы реализации модели заметно вырастут, - уверен руководитель отдела продаж ДЦ Lada в Туле Сергей Дозоров.

На самом «АВТОВАЗе» данные продаж седана Vesta Cross не раскрывают, но утверждают, что выход этой модели на рынок в компании оценивают положительно, как с точки зрения продаж, так и с точки зрения улучшения имиджа марки Ladа.

Первый конкурент

Показательно, что в новой нише кросс-седанов «АВТОВАЗу» недолго пришлось господствовать в одиночку. Так, в конце прошлого года компания Renault начала продажи внедорожной версии Logan Stepway, которая была разработана специально для России и на других мировых рынках не предлагается. 

От обычного седана новинку отличает внедорожный дизайн с пластиковой защитой кузова и увеличенный до 195 мм дорожный просвет. А вот моторная гамма у Logan Stepway осталась без изменений: на выбор доступны двигатели объемом 1,6 л (82 л.с./ 102 л.с./ 113 л.с.) в паре с механической и автоматическими коробками передач. Новинка предлагается в двух комплектациях по цене от 663 тысяч до 823 тыс. рублей, что, разумеется, несколько дороже обычного Логана. Кроме того, для модели также стала доступна новая серия Stepway City, с появлением которой кросс-седан получил автоматическую бесступенчатую трансмиссию CVT X-Tronic в сочетании с двигателем 1,6 л (113 л.с.). Стоимость такого автомобиля составляет 788 тысяч и 858 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Таким образом, кросс-седан от Renault оказался в целом более доступным по сравнению с Lada Vesta Cross и при этом предлагает большее количество вариантов исполнения, но по богатству оснащения закономерно проигрывает вазовскому конкуренту. 

Как говорит генеральный директор группы «Петровский Автоцентр» Антон Солдунов, Logan Stepway строго функционален и аскетичен. В нем нет ничего лишнего, и это важно для тех, кто хочет получить удобства, сопоставимые с кроссовером в рамках города, и не переплачивать. Технические характеристики Logan Stepway и Vesta Cross, по его словам, очень близки, а вот с точки зрения цены кросс-седан Renault выходит дешевле.

- Рост интереса к модели начался еще в августе, когда состоялась премьера Logan Stepway в России. Поддержка импортера обеспечила спрос на модель и первые продажи. Для понимания ее дальнейших перспектив можно сравнить этот запуск с выводом на рынок Sandero Stepway, который сейчас продается на уровне обычного хэтчбека этой модели, - рассказывает собеседник.

В свою очередь, консультант Frost & Sullivan Иван Кондратенко полагает, что Lada Vesta Cross будет популярнее Renault Logan Stepway среди покупателей в России ввиду своей лучшей оснащенности и эргономики. Зачастую покупатели не берут базовые версии с минимальным уровнем оснащения, предпочитая доплатить и повысить уровень комфорта. Поэтому меньшая цена Logan Stepway не будет иметь заметного преимущества в этом случае.

- Lada Vesta Cross выглядит посолиднее, имеет комплектацию побогаче (некоторые функции у Vesta Cross доступны уже в базе, а у Logan Stepway могут отсутствовать вовсе – например, обогрев задних сидений, датчики света и дождя), мощнее моторы (базовый двигатель 106 л.с. против 82 л.с. у Logan Stepway), - высказывает мнение Иван Кондратенко. - Считаю, что обе модели не будут пользоваться каким-то значительным спросом, о чем уже свидетельствуют хотя бы продажи Vesta Cross, которые в разы ниже показателей универсала Vesta SW Cross. Так и Renault Sandero Stepway будет более востребован, чем седан Logan Stepway. В сегменте автомобилей с повышенным клиренсом и проходимостью покупатели привыкли к классическим кузовам типа кроссовер, универсал или хэтчбек. Спрос на седаны в таких модификациях невысок, особенно учитывая ограниченное количество таких моделей.

Угроза кроссоверам

Действительно, массовые кросс-седаны отсутствуют в модельных линейках иностранных автоконцернов и на других мировых рынках. Исключением может стать разве что внедорожная версия седана Ford Ka, которая недавно была представлена в Бразилии и будет продаваться только на местном рынке. В российском же офисе Ford порталу KazanFirst заявили, что в ближайшей перспективе планов по выпуску внедорожной модификации или спецверсии седана Focus или Fiesta нет. 

В Группе PSA также пока не планируют менять классический седан на кросс-версию, поскольку модели Peugeot 408 и C4 Седан изначально созданы для России, получив высокий клиренс (176 мм) и энергоемкую подвеску специально для плохих дорог. 

В настоящее время не принято решение о создании подобной модификации для Kia Rio или какой-либо другой модели. Как пояснили в пресс-службе корейской марки, у Kia уже есть очень популярная модель Rio X-line с кузовом хэтчбек, которая по уровню спроса даже превосходит традиционный седан. Представители других иностранных автоконцернов отказались раскрывать свои планы по выводу новых моделей или спецификаций в России. 

Как полагает Иван Кондратенко из Frost & Sullivan, потенциально российский рынок является перспективным для любых внедорожных версий ввиду дорожных и климатических условий. Показательно в этом плане, что и Lada Vesta Cross, и Renault Logan Stepway ориентированы почти исключительно на нашу страну. 

- Думаю, что из-за низкой востребованности во внедорожных седанах на мировых рынках и, напротив, в связи с высокой популярностью кроссоверов, автопроизводители делают ставку именно на кроссоверы. Возможна некоторая внедорожная адаптация популярных моделей на российском рынке местного производства, однако такие производители как Volkswagen и Hyundai-Kia уже имеют в своих линейках популярные кроссоверы и кросс-хэтчбеки. Не думаю, что рынок увидит какое-либо значительное количество внедорожных модификаций массовых седанов в будущем, поскольку они представляют угрозу, прежде всего, паркетникам и кроссоверам, так как конкурируют между собой по внедорожным характеристикам, - рассуждает эксперт.

А вот генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Гопкало считает, с точки зрения спроса наиболее популярными у россиян седанами являются Kia Rio и Hyundai Solaris, и кросс-версии этих автомобилей стали бы не менее востребованы у потребителей. С точки зрения адаптации к российским дорогам тема увеличения дорожного просвета и повышения защиты от механических повреждений особенно актуальна для таких моделей, как Hyundai Solaris, Kia Ceed и Hyundai Elantra, чей клиренс составляет всего 145 мм.

- Кросс-седаны - главные конкуренты традиционных седанов и отличаются от них увеличенной посадкой, более вместительным багажником и защитным обвесом. Конкурентным преимуществом таких автомобилей перед кроссоверами, в свою очередь, является низкий расход топлива. Очевидно, что данное направление является весьма перспективным на российском рынке. Новый класс автомобилей способен создать конкуренцию для сегментов седанов и кроссоверов, в первую очередь, благодаря ценовому фактору. Главным же недостатком кросс-седанов, пожалуй, является низкая мощность двигателя от 98-112 л.с., в то время как, например, у KIA Sportage - 150 л.с., - говорит Алексей Гопкало. - Сегодня российский рынок кросс-седанов находится на стадии тестирования и исследования потребительского спроса. Очевидно, что направление интересно автопроизводителям, но пока у них нет четкого понимания перспектив развития этого сегмента применительно к российским реалиям. Чтобы в полной мере оценить потребительские предпочтения россиян, понадобится еще как минимум год, а то и два.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Николай
Все смешалось в доме Облонских. Теперь обычная легковушка - это что-то вроде того что раньше называли внедорожником. и наоборот
0
0
Ответить

Старик
Для семейных людей оптимальный вариант - это высокий универсал, как лада св кросс. Но это сугубо моё личное мнение.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite