Дело банды Окуня: подсудимые отказались оплачивать труд адвокатов

Работу защиты фигурантов по резонансному процессу профинансируют из бюджета.
Работу защиты фигурантов по резонансному процессу профинансируют из бюджета.

Один из самых массовых процессов проходит в Набережночелнинском суде. На скамье подсудимых оказалось сразу 22 человека. По версии следствия, в 2012 году Денис Окунь создал преступную организацию, члены которой обналичивали деньги бизнесменов, способствуя уходу от уплаты налогов.

За свои услуги предполагаемые члены организации получали комиссию в размере от 1,5 до 9%. Общий доход, который получили подсудимые, составил 232 млн рублей. Помимо обвинения в незаконных банковских операциях, подсудимых подозревают в незаконном образовании юридического лица, хранении огнестрельного оружия и наркотических средств.

Дело банды Окуня: подсудимые отказались оплачивать труд адвокатов

За полчаса до начала очередного слушания на лестничной площадке у зала заседания собралось больше десяти человек. Челнинский горсуд до сих пор ютится в обычном девятиэтажном доме, поэтому от подъезда этот «зал ожидания» отличался только несколькими скамейками да отсутствием курящего в окошко соседа.

Теснота собравшейся компании не мешала — многие (если не все) были знакомы друг с другом, живо обсуждали какое-то «заявление», которое надо всем подписать и «лучше не затягивать». О том, что присутствующие связаны с делом обнальщиков, можно было догадаться по то и дело возникающим дискуссиям о банковском праве и толстым томам с заметками по делу.

«В приятной беседе время бежит незаметно» — подумал конвой и доставил пятерых подсудимых, находящихся под арестом, спустя час после назначенного времени начала слушания. На лестничной площадке стало еще теснее — всех согнали на небольшой закуток у лифта, чтобы Окунь и товарищи могли спокойно пройти в зал суда. Затем по одному начали пускать и остальных, отмечая каждого в специальном табеле.

Дело банды Окуня: подсудимые отказались оплачивать труд адвокатов

Одну из стен зала практически полностью занимает клетка — за толстыми стальными прутьями уже расселись пятеро подсудимых. Вдоль решетки выставили столы. Оказалось, что почти все собравшиеся на лестничной площадке — адвокаты. Садиться пришлось в два ряда, так что некоторые из защитников сидели спинами к своим подзащитным. Остальные подозреваемые расселись на скамьях сбоку от решетки, в четыре ряда. Напротив всех в одиночестве уселся прокурор, опровергая поговорку, что один в поле не воин.

На заседании продолжили допрос бывшего бухгалтера «обнальщиков» Эльвиры Арслановой. Девушка стала первой, кого осудили по текущему уголовному делу. Она полностью признала вину и подписала досудебное соглашение, получив в итоге 4,5 года условно.

После нескольких вопросов обвинитель посчитал, что необходимо зачитать протоколы всех допросов, в которых экс-бухгалтер принимала участие, начиная с августа 2016 года и до мая 2017-го. Оглашение продолжалось более 2,5 часов.

Дело банды Окуня: подсудимые отказались оплачивать труд адвокатов

Показания Арслановой в основном повторялись. Девушка признавалась, что работала в компании «Ваш налоговый консультант». На службе она сначала познакомилась с матерью Окуня Натальей, а затем и с самим Денисом. Они обращались за подготовкой отчетности для налоговой службы.

Первые полчаса собравшиеся в зале полсотни человек слушали прокурора внимательно. Кто-то из подсудимых, услышав свою фамилию, шепнул соседу: «Не было такого, отвечаю». В зале становилось все жарче. Один из приставов, зорко следящий за поведением граждан за решеткой, решил приоткрыть окно. Но сразу нарвался на ярость адвоката, пытавшегося расслышать слабевший с каждой минутой голос обвинителя: «Закройте, ничего же не слышно».

Арсланова тем временем продолжала рассказывать. Заказов от Окуня, а также других подсудимых, которые якобы действовали от его имени, становилось все больше. Бухгалтер решила уволиться из компании, в которой трудилась, и начала оказывать услуги самостоятельно. В какой-то момент девушка начала подозревать, что компании фактически не ведут свою деятельность, а за бухгалтерскими услугами обращаются только для того, чтобы создать прикрытие фиктивных сделок для налоговой. Уже после увольнения она была задержана сотрудниками правоохранительных органов.

Дело банды Окуня: подсудимые отказались оплачивать труд адвокатов

К моменту оглашения третьего или четвертого протокола в зале заседания запотели все окна. А кто-то из защитников метко подметил, что обстановка как на подводной лодке — кислорода так мало, что даже зажигалка не загорается. Адвокаты обратились к судье с просьбой приоткрыть окошко. Но тут в дело снова вступили изнывающие от скуки приставы.

— Ваша честь, тут адвокаты говорят, что не слышно, если открыть. Так что будем без воздуха.

— Я сейчас тогда рубашку сниму, — попытался угрожать один из защитников.

— Снимайте, — пожал плечом пристав, улыбаясь смеющимся в кулак товарищам.

«Пытка протоколами» продолжалась еще около часа. После чего судья все-таки объявил небольшой перерыв. Кто-то из подсудимых бросился курить, кто-то просто выбежал в коридор, чтобы глотнуть свежего воздуха.

Дело банды Окуня: подсудимые отказались оплачивать труд адвокатов

Часть подсудимых, узнав о присутствии в зале журналиста, решили высказать свои претензии, касающиеся организации процесса.

— Вы напишите, как тут все организовано. Ничего не слышно, что говорят. Адвокаты ничего не слышат, подсудимые ничего не слышат. А ведь их тоже судят, — недоумевал собеседник журналиста KazanFirst.

Спустя пять минут «сеанс протоколотерапии» возобновился. Передохнувший обвинитель начал с былым задором, но быстро сник — голос на задних рядах снова было сложно различить. Под конец почти трехчасового заседания некоторые из подсудимых уже откровенно повалились на скамьи и едва ли не спали.

— Все, это последний, — сказал прокурор, вызвав несколько радостных возгласов. Учитывая, что в деле ожидается участие более 300 свидетелей, радость эта несколько преждевременна.

Время подходило к обеду, а с этим делом в судах строго. Поэтому многие уже начали поглядывать на часы, ожидая окончания заседания. Но с ходатайством выступил один из защитников — с тем самым заявлением, которое обсуждалось на лестничной площадке.

— Мы просим оплатить труд адвоката по истечении каждого месяца, который мы будем сидеть. Не откладывать до того момента, когда приговор вступит в законную силу. Это же несколько лет пройти может. А ежемесячно оплачивать, — заявил защитник.

Дело банды Окуня: подсудимые отказались оплачивать труд адвокатов

Оказалось, что на прошлом заседании подсудимые массово пытались отказаться от адвокатов. Судья в этом ходатайстве им отказал, отметив, что помощь юриста в таком сложном деле необходима, тем более если учесть, что подсудимые не обладают юридическими познаниями. Привело это лишь к тому, что оплачивать защитников будут не фигуранты уголовного дела, а государство.

— Поддерживаете заявление? — обратился судья к защитникам.

— Поддерживаем, — хором ответили адвокаты.

Затем судья поинтересовался у подсудимых — может быть, они готовы оплатить услуги защитников из своего кармана? Те не менее дружно, чем адвокаты, ответили отказом: «Нет», «Ага, конечно, ради этого работал три года».

Дело банды Окуня: подсудимые отказались оплачивать труд адвокатов

В результате судья приобщил заявление к материалам дела, отметив, что «оплата труда адвокатов будет произведена в установленном законом порядке». Затем в слушаниях был сделан перерыв — защите необходимо время для подготовки дополнительных вопросов свидетелю. Следующее заседание назначено на 6 марта. Если дело и дальше будет рассматриваться подобными темпами (несколько месяцев на каждого свидетеля), то до приговора вполне может пройти лет 70, а то и 75. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *