«Мода - это хорошо, но не стоит забывать о традициях»

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 08:13 / 2 февраля
11
«Мода - это хорошо, но не стоит забывать о традициях»

Татарстан стал для России примером правильных инвестиций в развитие культуры. 

Прошедший год в культуре запомнится Татарстану множеством реализованных проектов и событий. Отреставрированы исторические объекты, построены новые учреждения, увеличено количество культурных и благотворительных мероприятий, зарплата работников отрасли и интерес жителей к искусству. 2019 год в России объявлен Годом театра, а в республике - подготовки к 100-летию образования ТАССР. 

Интерес жителей к культуре растет

Сегодня в Татарстане работают 50 креативных пространств и 3 801 учреждение культуры: театры, цирки, концертные залы, музеи, библиотеки, Дома дружбы народов и другие. Интерес жителей к культуре с каждым годом растет, как и статистика посещаемости этих заведений. В качестве примера приведем некоторые цифры.

Увеличение посещаемости хорошо сказалось на доходах учреждений. Среди театров лучший результат показал Татарский государственный академический театр оперы и балета имени М. Джалиля - 81 254 850 рублей, а среди музеев Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» - 103 158 000 рублей.  

Россия выделила миллиарды

На развитие культуры Татарстана в прошлом году из консолидированного бюджета было выделено 11,9 млрд рублей, из которых 7,1 млрд - средства республиканского бюджета. Для реализации нескольких проектов, в числе которых «Культурное наследие: остров-град Свияжск и древний Болгар», строительства пристроя к общежитию Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова и поддержки деятельности множества театров были привлечены средства из федерального бюджета. 

Вложения дали свои плоды: увеличилось количество заведений, спектаклей, концертов, премьер и гастролей. Доходы от учреждений культуры и образовательных организаций в культурной сфере за прошлый год составили 917,6 млн рублей, что выше на 5% по сравнению с 2017 годом.

Цифровизация культуры и кинофикация регионов

2019 год для россиян ассоциируется не только с театром, но и с цифровизацией. Кроме телевидения на цифру постепенно переходит и сфера культуры. Татарстан достаточно успешно адаптировался под эти новшества.

В республике работают четыре виртуальные экскурсии, виртуальные 3D-туры, три мультимедиагида по экспозициям и выставочным проектам. На портале «Виртуальный музей Республики Татарстан» представлены 129 542 экспоната и семь виртуальных выставок. 

В прошлом году Татарский государственный академический театр имени Г. Камала провел онлайн-трансляции 10 спектаклей, охватив свыше 8,5 тысячи зрителей из 13 стран и 24 городов. Татарская государственная филармония имени Г. Тукая провела шесть онлайн-трансляций концертов и четыре - Государственный симфонический оркестр Татарстана.

В 2018 году завершилась четырехлетняя федеральная программа кинофикации регионов. За это время модернизировано 22 кинозала в 22 регионах республики на сумму более 108 млн 124 тысяч рублей. 

Также за прошлый год в Казани увеличилось количество новых общественных пространств для показа кино под открытым небом. Теперь посмотреть фильмы можно в парке Горького, Горкинско-Ометьевском лесу, парке «Крылья Советов», на набережной озера Кабан и Фабрике Алафузова.

Концепция 5К

С 2019 года в России стартовал национальный проект «Культура». Министр Ирада Аюпова считает, что для успешного развития этой сферы в стране важно, чтобы каждый регион создал отдельную концепцию.

- Основной задачей нашего министерства в 2019 году мы видим формирование Концепции развития культуры Республики Татарстан на долгосрочную перспективу. Это особенно актуально в преддверии столетия нашей республики. Если мы с вами обратимся к документам вековой давности, то увидим, что Татарстан как раз и создавался не просто как национально-территориальная, а как национально-культурная автономия, - говорит Аюпова.

Глава республиканского министерства представила национальный проект «Культура», рассчитанный на 2019-2024 годы в Татарстане. В основе Концепции развития пять «К»: креативность, коммуникация, кооперация, капитализация и компетенция. Говоря о креативности, Аюпова отметила, что нужно развивать театральное искусство, в том числе театры малых городов и детские, а также пробовать новые формы. Это особенно важно в Год театра.

Для развития культуры значимую роль играет коммуникация с целевой аудиторией. 

- Мы формируем не просто инфраструктуру и среду, а выстраиваем многоуровневую систему коммуникации. От ее качества в этой среде будет зависеть многое. К примеру, система продвижения культурного продукта. На сегодняшний день самая эффективная маркетинговая стратегия - это та, где идет обмен на уровне пользователя. Лучшая [коммуникация] - положительная рефлексия от потребителя услуг, - считает министр.

Достичь хороших результатов можно лишь в кооперации, причем она должна быть не только внутри ведомства, но и между ними. Принцип объединения ресурсов должен стать доминантным в отрасли, продолжает глава министерства. В качестве удачного сотрудничества Аюпова привела в пример Таллинский аэропорт, на втором этаже которого открыта галерея с работами художников.

- Капитализация культуры подразумевает сразу несколько направлений в своем движении. Первый уровень - капитализация ресурсной базы и инвестирование в нее. Далее капитализация культурного продукта, самого бизнеса и человека, - рассказывает Аюпова.

Касаемо компетенций министр отметила, что необходимо переосмыслить систему подготовки кадров, поскольку многое сегодня автоматизируется. На базе Казанского государственного института культуры и университета Иннополис она предложила реализовать пилотный проект программы подготовки кадров для айти-культуры. 

Опыт республики взяли на вооружение

В 2018 году закончился комплексный проект «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар», в рамках которого Болгарский историко-археологический комплекс, Успенский собор и монастырь Свияжска включили в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО

- Не могу это не отметить, потому что список ЮНЕСКО, как известно, - это самый авторитетный справочник туриста в мире. Попасть в него не только очень престижно, но и выгодно экономически. Это яркий пример того, как правильно надо инвестировать свое время и силы в развитие и возрождение культуры, - говорит Владимир Мединский, министр культуры России.

Чиновник выделил республику как активного участника межмузейного сотрудничества и как регион, в который внедряются цифровые технологии, строятся, восстанавливаются и оборудуются дома культуры на селе.

- В конце 2012 года, когда я в первый раз приехал в Татарстан, Рустам Нургалиевич повез меня в село и показал маленький дом. С одной стороны, это был Дом культуры, а с другой - фельдшерский медицинский пункт. Удобно, уютно и недорого. Мы взяли несколько типовых проектов. Попытались их всячески популяризировать, внеся их в соответствующие стандарты Минстроя России. Некоторые регионы это подхватили. Мы пошли на следующий шаг. Тут хочу отметить, что впервые при личной поддержке Дмитрия Медведева мы создали федеральную программу софинансирования строительства, реконструкции и оборудования сельских домов культуры, - акцентирует внимание федеральный министр.

В этом году на эту программу выделили 4 млрд 600 млн рублей. В первую очередь в нее попадут регионы, где с культурой обстоят дела крайне плохо. 

- Родилась идея здесь в конце 2012 года. Вся страна должна быть за это вам признательна, - обращается Мединский к президенту Татарстана.

Программу кинофикации продлят 

Глава российского министерства также затронул федеральную программу по кинофикации регионов. По его словам, ее продолжат до 2024 года, причем теперь кинозалы будут строиться и модернизироваться в городах с населением и до 990 тысяч человек. Минкультуры готово сотрудничать и с частными операторами. Оно обещает взять на себя расходы. Главное условие - 50% от сеансов должно отдаваться российскому кино.

Мединский поддержал насыщенную программу мероприятий в честь Года театра. Он надеется, что она сделает существенный вклад в развитие искусства страны. Министр согласен с Аюповой в том, что нужно развивать новые формы.

- Театр не должен закрываться в четырех стенах. Он должен выходить на улицу. Я посмотрел проект развития Казанского ТЮЗа. Вот это правильно. Такие театральные проекты становятся популярными во всем мире. Посмотрите на получастный проект в Питере. Это такой театральный, киношный, музейный, ресторанный проект под названием «Новая Голландия». Делайте подобное. Мы будем вас поддерживать, - обратился к Аюповой министр.

«В Татарстане самые продвинутые айтишники»

Говоря о нацпроекте «Культура», Мединский рассказал, что на первом этапе определили прямые дотации регионам. Татарстану выделят порядка 500 млн рублей. Большая часть денег пойдет на гранты. Министр надеется, что кадровый потенциал республики позволит ей их выиграть. 

- Я посмотрел вашу систему кинобилетов, поверхностно, правда, но это выглядит привлекательно. Я знаю, что в Татарстане айтишники самые продвинутые. У вас же есть Иннополис и мощные кадры. Сразу делаю вам предложение. Мы не можем пока создать такую систему, которая бы охватила федеральные театры. Если ваши специалисты придут и на базе вашей системы создадут такую, которая охватит не только учет, но и наладит единую систему продаж, не разрушая старую, а дополняя ее, то можно будет вам поставить памятник и не только в Казани, - улыбнулся чиновник.

Юбилей - это не только череда праздников и торжеств 

Взяв слово, президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что сейчас формируется федеральный план основных мероприятий по подготовке и празднованию столетия ТАССР.

- Юбилей - это не только череда праздников и торжеств, а время большой работы, подведения итогов, осознания своей роли в России. Значительное место в плане мероприятий занимает культурная составляющая. Все виды и жанры профессионального искусства и творчества должны представить разнообразную палитру культурных достижений нашей республики. Сфера культуры сегодня играет роль в развитии региона, трансляции его достижений в России и за рубежом. Нам важно посредством культуры и искусства сформировать у зрителей и слушателей всего мира целостную систему ценностей и представление о России как об историческом единстве различных национальностей, народностей и этнических групп, - говорит президент. 

Лидер республики считает важным внедрять новые перспективные модели общения со зрителем, эффективно используя имеющиеся ресурсы материально-технического оснащения. Но наряду с новациями и модными тенденциями он просит не забывать о ценности преемственности традиций сохранения культурного достояния и необходимости передачи знаний подрастающему поколению.

В рамках Года театра Минниханов поставил задачу - сделать театр доступным для широких масс, привлечь к искусству юное поколение, создать универсальные формы контакта со зрителями, не ограничиваясь сценой и стенами, о чем сказал Мединский.

Подводя итог, президент добавил, что Татарстан имеет богатые культурные ресурсы, поэтому для реализации национального проекта «Культура» нужно использовать комплексный подход к сотрудничеству.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 08:00 / 3 февраля
2
2
Кирилл Толмацкий: Мне не нужно подстраиваться под форматы, я остаюсь в топе

Памяти Децла. Большое интервью музыканта. Он дал его KF год назад.

В ночь со 2 на 3 февраля скончался, пожалуй, самый известный рэп-исполнитель России Кирилл Толмацкий, больше известный под псевдонимом Децл. На стыке двух веков он стал символом перемен, олицетворением свободы и нового слова в российском шоу-бизнесе. Так получилось, что одно из своих последних больших интервью Кирилл дал изданию KazanFirst во время приезда в Казань год назад. Этот материал актуален и сейчас. В память о Децле мы приводим его вновь. Впервые опубликовано 19 февраля 2018-го. За год до гибели музыканта.  


В Казань приехал Кирилл Толмацкий, известный широкой аудитории под именем Децл. Впрочем, у кумира тинейджеров 90-х есть и другие псевдонимы - Le Truk и Juzeppe Jostko. Под ними Толмацкий читает рэп на остросоциальные проблемы, в том числе и на английском.

Выступление артиста закончилось уже под утро, однако это не помешало ему ответить на вопросы KazanFirst. Интервью прошло в не совсем обычном месте. В гримерке, расположенной рядом со сценой, было шумно, поэтому разговор состоялся в соседней душевой комнате.

- Ты сегодня выступил в Казани, вчера в Питере. Какие эмоции?

- Что в Казани, что в Питере лично мне было немного тяжеловато работать. Сегодня перед выступлением еле проснулся. Проснулся, одел майку, джинсы, собрал все сумки и опять заснул. Я с 14-го числа работаю, до этого выступал в Таиланде, потом полетел в Москву, оттуда в Питер, потом в Казань. Но концерты проходят прикольно.

- Ты много путешествуешь по стране. Скажи, что в России изменилось, если изменилось, за последние 10-15 лет в музыке и культуре?

- Все меняется под политику. Был такой момент, когда ушел Ельцин и пришел Путин и все уже менялось в музыкальном плане. Начало во все стороны развиваться, все стало интересным, качал MTV, Муз ТВ, были федеральные музыкальные каналы, которых сейчас нет в эфирной сетке. Была какая-то альтернатива для молодежи, но все ушло в интернет.

- Децл поменялся вместе со страной или поменялись только его имена?

- Много чего нового появилось. Я остался, но, безусловно, поменялся под обстоятельства. У меня уже ребенку почти 13 лет, другие интересы, нежели чем когда я был совсем свободным в семейном плане. По сути дела, идет духовное развитие, прокачка разной литературой в основном для того, чтобы нести в массы темы, волнующие всех здесь и сейчас. Некоторые волновали тогда и волнуют всегда - типа ты меня любишь, я тебя не люблю. Эта ерунда всегда будет продаваться. Не это, а что-то другое необычное.

- Для тех, кто последние лет 10 не следил за твоей работой, как коротко можно охарактеризовать твои проекты Le Truk и Juzeppe Jostko?

- С 2009 года я начал реже общаться с теми, с кем общался раньше, по определенным обстоятельствам. Последние девять лет - это серьезная работа над собой. Это ежедневный внутренний конфликт, борьба с внутренними предрассудками. При этом все проходит без сильных напрягов. 

Я все-таки до сих пор пытаюсь немного подстроиться, потому что я начинал, когда были пейджеры и у нас все было по-другому. Все быстро меняется, появились новые технологии, в которые нужно вникать.

- При этом ты резко реагируешь на своих более молодых коллег по цеху. В частности, в "Твиттере" ты упоминаешь рэперов из Газголдера. Это уже личное из-за конфликта с Бастой?

- Там все вместе. На самом деле Баста - это просто такой персонаж, который прикрывает серьезную схему бандитско-ментовскую, поэтому он сильно взъерошился, когда я вдруг начал публично говорить в "Твиттере", как они себя ведут.

Изначально мы перестали туда ходить (на Газголдер. - Ред.) за четыре-пять лет до конфликта. Когда только построился Газголдер, там одного моего друга попросили организовать некий клуб. Тот сказал, что клуб не надо, лучше организуем общество творческих людей. В то время, когда там не было никакого Васи, собирались творческие люди - художники, музыканты, чайные мастера, интересные персонажи. Но в какой-то момент приехал Богдан Титомир и сказал, что нашел крутого рэпера, и после того, как этого рэпера привезли в Москву, всех начали потихоньку сливать. В итоге мы одни из последних, кто оттуда слился, и туда набрали на контрактной основе кучу рэперов. В том числе туда Смоки Мо попал в какой-то момент, после чего я перестал с ним общаться. В общем, много других людей попали в эту клоаку, а, по сути, они работают на одного человека.

- И кто этот человек?

- Это тот человек, кто больше всех выкатывает яйца.

- Почему рэп стал настолько актуальным? Рэперы говорят на близкие молодежи темы и на близком языке?

- Нет, просто он стал настолько неприятным, насколько это неприятно взрослым людям. Я в свое время поставил цель делать рэп таким, чтобы родители могли ставить его своим детям, а дети ставить своим родителям. Чтобы исчерпать конфликт поколений. Мне это удалось - мои треки родители не стесняются слушать при детях, а дети - при родителях. А то, что происходит сейчас, - это очередная попытка разделить, создать некий конфликт между поколениями, чтобы старшие не понимали младших и наоборот. Кто-то эту херню мутит специально, это такой заговор. Если раньше не хотели, чтобы к нам ходили фанаты, определенные политические организации привозили скинхедов. Это сейчас они ведут гибридную войну - войну в интернете. Соответственно, влияют на массы двойными стандартами и количеством спама в онлайн-пространстве. Меняется мир и меняются способы ведения войны.

- Ты сказал, что сегодня ты не просто музыкант, но еще и отец. Скажи, как выглядит собирательный образ современного российского мужчины - о чем он думает, чем он зарабатывает на жизнь, чего он хочет?

- Как оно и есть или как оно бы мне хотелось?

- Как ты это видишь сейчас.

- Я затрудняюсь ответить. Наверное… барыга?!

- А как бы ты хотел?

- А хотел, чтобы был философ, мудрый, интересный, правильный во всех смыслах этого слова. Сейчас миром правят двойные стандарты, мы живем в мире иллюзий, где все самое низменное, некрасивое и плохое вылезает наружу. Поэтому еще какое-то время нам придется с этим свыкаться, а в какой-то момент, уверен, это все изменится и энергии начнут работать в другую сторону. Пока мы работаем в подполье и ждем рассвета солнца, когда всех вампиров сожгут теплые солнечные лучи и снова все станут счастливы на планете Земля. С одной стороны, новые технологии нам мешают, с другой - искусственное сознание пробудится и мы посмотрим, что будет дальше.


Редакция KazanFirst выражает соболезнования родным и близким Кирилла Толмацкого. 


КОММЕНТАРИИ (7)
До слез
Покойся с миром... RIP. Будем помить всегда.
21
ОТВЕТИТЬ
Евгений
REST in PEACE
1
ОТВЕТИТЬ
Миша Видяев
У каждого свои плюсы и минусы. Децл, спасибо за песни в 90-х!!! Скорбим.
10
ОТВЕТИТЬ
Имя
Подтверждение того,что это настоящий артист
8
ОТВЕТИТЬ
День
Он жизнь постиг
9
ОТВЕТИТЬ
Катерина
Неожиданно умно. Пусть хорошим растет сын.
1
ОТВЕТИТЬ
Оксана
ЧЕЛОВЕК с принципами и своей философией! Слушаю новые альбомы — это бомба, это творчество. Кирилл живёт в своей музыке! Спасибо, что был!
2
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх