Метро не спускается в Казань

Посвящается пассажирам в левом ряду эскалатора.
Посвящается пассажирам в левом ряду эскалатора.

Если в Казани и обсуждают общественный транспорт, то лишь по двум поводам. Первый — это безопасность, вызывающая сомнения в связи с многочисленными подвигами водителей красных автобусов: аварии, изувеченные пассажиры стали завсегдатаями новостных сводок. И спустя годы до местных властей все-таки дошло, что зарплату водителей нужно откреплять от выполнения плана, в погоне (в прямом смысле) за которым они мчали, не думая о последствиях. 

Второй повод относительно свежий — о повышении стоимости проезда говорили давно, но в декабре 2018-го исполком Казани вместе с перевозчиками добились 27-рублевых билетов и отмены проездных «50 за 750». Теперь горожанам предлагается сотня поездок за 1 800 рублей. Изменения вступают в силу 3 февраля.

«Я бы не сказал, что нет культуры пользования»

О культуре проезда в общественном транспорте публично говорят редко, хотя и здесь в Казани все не очень гладко. Речь идет не о традиционном хамстве, а о соблюдении элементарных правил пользования метро или автобусом. Разбираемся с экспертами, как правильно пользоваться метро. 

Если рассмотреть казанскую подземку ближе, то «сложности» у некоторых пассажиров начинаются уже на стадии спуска по эскалатору. Как известно, стоять на нем можно только с правой стороны (о чем регулярно напоминает голос из динамиков), левая сторона предназначена для тех, кто спешит и предпочитает подняться/спуститься побыстрее. При этом довольно часто наблюдается картина, когда обе стороны эскалатора заняты. 

Метро не спускается в Казань

Айдар Абдулхаков, председатель Комитета по транспорту исполкома Казани, не видит в этом каких-либо неудобств:

— Я бы не сказал, что нет культуры пользования, потому что наши эскалаторы не такие длинные, как в Москве, и то время, за которое эскалатор [в Казани] поднимает или опускает, в общем, оббегать их и суетиться смысла большого не имеет. У нас другое метро, не такое, как в Москве. Не думаю, что это из-за отсутствия культуры и неумения пользоваться стоят по двое-трое. Наоборот, это знание того, что ты немногим выиграешь, если будешь бежать, — заявил Абдулхаков в разговоре с журналистом KazanFirst. Любопытно, что эскалаторы установлены лишь на трех станциях казанского метрополитена — «Козья Слобода», «Проспект Победы», «Кремлевская», но задействованы только на первых двух.

Метро не спускается в Казань

А вот в ситуации, когда пассажиры не дают другим выйти из вагона метро/салона автобуса, чиновник видит проблему культуры всего общества, но предлагает относиться ко всему снисходительней, поскольку в Казани «очень молодое метро», «не все горожане к нему привыкли», да и вообще, нынешние казанцы — первое поколение, пользующееся этим видом транспорта:

— Если в Лондоне ему [метро] сто лет, у нас когда-то это [тоже] привьется, — продолжает Абдулхаков. — Не так давно у нас метро, малое количество станций и людей, которые пользуются им. В основном много студентов, приезжих, иногородних, которые впервые сталкиваются с метро, не совсем знают, как правильно. Вы помните, мы ставили стеклянные павильоны, их в первый же год разбили? А теперь они стоят и, слава богу, украшают город. Мы ставили электронное табло — их заклеивали, а сейчас меньше. Это наша городская культура повышается.

15-20 секунд на остановку

Стоит отметить, что на декабрьском заседании в Госкомитете РТ по тарифам — том самом, когда власти попросили поднять стоимость проезда с 25 до 27 рублей, — огласили цифры, говорящие о снижении спроса на метро у жителей Казани. Зампредседателя Общественной палаты республики Тимур Халиков заявил, что в 2016 году планируемая загрузка метрополитена составляла 28,2 млн поездок, в то время как показатель 2018 года равен 27,1 млн поездок.

Метро не спускается в Казань

В «Метроэлектротрансе» KazanFirst напомнили, что вход в вагон метро осуществляется только после того, как пассажиры выйдут из него. На деле же казанцы стараются быстрее пробраться внутрь, не пропуская выходящих, что как минимум вызывает отрицательные эмоции у пассажиров, а как максимум способно задержать состав, сбив расписание. Специалисты «Метроэлектротранса» отмечают, что поезд обязан находиться на станции не более 15-20 секунд. Поэтому в ситуациях, когда машинист не открывает двери опоздавшим, пассажирам не стоит воспринимать это близко к сердцу — ничего личного, только инструкции.

В учреждении также указали, что за неправильный проезд на эскалаторе пассажиры могут получить предупреждение, как и за игнорирование требований отойти от края платформы (минимальное безопасное расстояние — 0,5 метра). Пассажирам казанского метро позволено вести любительскую фотосъемку, для съемок на профессиональную аппаратуру необходимо обратиться в службу безопасности «Метроэлектротранса». В свою очередь сотрудники учреждения обязаны оказать медицинскую помощь, если пассажир в ней нуждается, а также помогать пассажирам с детскими колясками и в инвалидных креслах.

Метро не спускается в Казань

Снял рюкзак и сказал: «Извините»

Людмила Шевцова, эксперт в области этикета, соучредитель петербургской школы «Благородных девиц», в разговоре с журналистом KazanFirst поделилась рекомендациями, касающимися правил поведения и обращения к пассажирам в общественном транспорте: не нужно забывать о словах вежливости («Разрешите, пожалуйста, пройти»), позволительно слегка дотронуться до плеча, если человек не слышит (из-за шума или он в наушниках).

— Сначала нужно позволить людям выйти и только потом заходить, — говорит Людмила Шевцова. — Часто можно наблюдать, что детей вперед себя проталкивают — иди занимай места. Это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, нарушает все правила этикета. Дети должны стоять рядом или впереди родителей, держать их нужно крепко и заходить с ними вместе. Оказавшись в вагоне, пройдите в его глубь и не мешайте другим, если вам не выходить на следующей. Рюкзаки в общественном транспорте нужно снимать. Если вы с чемоданом, то займите боковое место, чтобы чемодан стоял не в проходе, а сбоку. Поклажа не должна перекрывать проход.

Метро не спускается в Казань

Существуют свои правила и для ситуации, когда пассажир хочет уступить свое место. Нужно установить зрительный контакт с тем, кому собираются помочь, после чего сказать: «Присаживайтесь, пожалуйста».

— Если вы просто встанете и уступите место, то непонятно, кому вы уступили. Вы глазами должны показать, кому уступаете, — продолжает эксперт. — Иногда уступают место, а в ответ получают: «Я так плохо выгляжу»? Если человек относится к категории людей, которым место уступить необходимо, не возбраняется по правилам этикета сказать: «Извините, можно вас попросить уступить мне место»? Если женщина стоит рядом с мужчиной, тогда вежливо должен попросить мужчина.

В случае, если пассажир, например, наступил другому на ногу, эксперт советует действовать исходя из тяжести причиненного ущерба. 

Метро не спускается в Казань

— Когда наступили, нужно извиниться. В английском этикете есть правило, что человек, который принял урон, говорит: «Извините», а другой отвечает: «Нет, что вы, это моя вина»! Когда человек не просто наступил, а, скажем, порвал женщине колготки, в давке оторвал рукав, по правилам этикета он не только должен извиниться, но и спросить: «Как я могу помочь решить проблему»? Может быть, оплатить ремонт, химчистку. Если вы хотите заступиться, то можете сказать: «Извинитесь, пожалуйста»! Хотя по правилам этикета человек, принесший урон, должен извиняться. Вы никого не сможете перевоспитать за две секунды, но можете попросить извиниться, не проявляя никакой агрессии, — рассказывает Людмила Шевцова.

По мнению эксперта, в ритме большого города человек зачастую не замечает за собой подобных недочетов, думая лишь о том, как поскорее добраться в нужную точку. Потому правила этикета нужно прививать с детства и это касается всего — приема пищи, проезда в общественном транспорте, прохода по улице, отмечает собеседник.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *