«Рано или поздно ваххабиты и безмазхабники исчезнут»

Мусульмане Казани обсудили историю происхождения ханафитского мазхаба.
Мусульмане Казани обсудили историю происхождения ханафитского мазхаба.

Уже традиционными становятся собрания в небольшом кругу в Галеевской мечети, проводимые молодежным крылом муфтията. Ведущая клуба Лиля Ильясова представила на этот раз советника муфтия Татарстана по шариату Булата хазрата Мубаракова. Также был и преподаватель Российского исламского института Ахмад хазрат Аль-Ханафи.

«Рано или поздно ваххабиты и безмазхабники исчезнут»

На очередной встрече клуба, как и в прошлый раз, поднималась тема, посвященная проблеме передачи исламских знаний, разъяснения, почему современные мусульмане должны обязательно следовать одной из четырех правовых школ, и критиковались крайние взгляды ваххабитов, салафитов, игиловцев и так далее. 

Булат хазрат Мубараков начал свои рассуждения с рассказа об идеологе ваххабизма и салафизма XX века из Саудовской Аравии Насер ад-Дина Абу Абдуррахмана аль-Албани. По словам советника муфтия, именно с этим именем можно связать практику призыва к отказу от следования мазхабам в исламе. 


Наша справка 

Насер ад-Дин Абу Абдуррахман аль-Албани родился в 1914 году в городе Шкодер, что на северо-западе Албании. Умер в 1999 году в Аммане, Иордания. Большую часть религиозных знаний шейх аль-Албани получил самостоятельно. Он претендовал на звание богослова и хадисоведа, то есть знатока корпуса источников Сунны. При жизни аль-Албани работал плотником и торговцем часов. В 1930-х мигрировал в Дамаск. 

В 1950 году он начал давать еженедельные уроки, вокруг него стали собираться единомышленники. К 1960 году популярность проповедника заметили в правительстве Сирии и стали к нему относиться с подозрением. 

В 1961 году аль-Албани приглашает в Саудовскую Аравию другой популярный идеолог салафизма и ваххабизма Абдул-Азиз ибн Баз. Аль-Албани делают предложение преподавать хадисоведение, он соглашается. За два-три года деятельность аль-Албани набирает обороты, теперь он уже начинает критиковать салафитов Саудовской Аравии. В 1963 году он возвращается в Сирию, несколько раз там арестовывается. В целом до конца жизни он продолжает писать книги и вести проповеди. 


— К сожалению, сегодня есть люди, которые считают, что им достаточно уметь читать на русском языке исламские источники, например, сборник хадисов аль-Бухари. Из перевода этой книги принимать самостоятельные решения. Например, есть шейх аль-Албани. Он в своих текстах сформулировал правило отрицания мазхаба, — рассказывает Булат хазрат Мубараков. 

«Рано или поздно ваххабиты и безмазхабники исчезнут»

Под мазхабами имеется в виду правовая школа и традиция интерпретации исламских источников (Коран и Сунна). На сегодня в исламе есть четыре мазхаба — ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. Мусульмане Поволжья России, как правило, следуют ханафитскому мазхабу. Булат Мубараков вспоминает, что, ещё учась в медресе «Мухаммадия», он наткнулся на сборник хадисов (предания о словах и делах пророка Мухаммада) аль-Бухари, который был снабжен комментариями и подстрочниками от аль-Албани.

— Я, будучи первокурсником, находил смешным, что современный мусульманин заявляет чуть ли не о том, что может оспорить верность хадисов, передаваемых от аль-Бухари. В этой книги были самостоятельные суждения о религии аль-Албани, на которые он явно не имел права. После каждого хадиса шли слова аль-Албани, что хадис проверен, — говорил советник муфтия. 

«Рано или поздно ваххабиты и безмазхабники исчезнут»

Ахмад хазрат аль-Ханафи заявил, что критики аль-Албани внимательно изучают его интеллектуальное наследие и уже есть ряд фактов, которые отбрасывают тень сомнения на идеолога салафизма. 

— Если взять то количество времени, которое он посвятил на изучение сборников хадисов, и разделить на само количество хадисов, по которым он вынес своё решение, то получается, что в среднем шейх проверял один хадис несколько минут, — говорил Ахмад хазрат аль-Ханафи. Таким образом, продолжал рассуждать спикер, можно с уверенностью говорить о поверхностном взгляде аль-Албани на Сунну. 

— Рано или поздно всё равно ваххабиты и безмазхабники исчезнут. То, что они делают, вся их религиозная практика — это установление анархии в религии, — резюмировал Булат Мубараков. 

«Рано или поздно ваххабиты и безмазхабники исчезнут»

Далее богословы рассказали историю происхождения ханафитского мазхаба, за который должны обязательно держаться современные татары. Из четырех мазхабов в исламе две правовые школы стоят особняком — это ханафитская и маликитская. Дело в том, что они продолжают традиции исламской практики ещё раньше сформировавшихся территориальных школ. Ханафитская корнями уходит в куфийскую школу, а маликитская — в мединскую. 

Например, связь с маликитской школой объясняется следующим образом. Основатель мазхаба Абу Ханифа (699-767 гг.) жил в городе Куфа, где поселился один из главных сподвижников пророка Мухаммада, то есть Абдулла ибн Масгут. Поэтому все обитатели Куфы и ближайших окрестностей практиковали именно то понимание ислама, которого придерживался Абдулла ибн Масгут. В свою очередь Абу Ханифа собирал различные хадисы и систематизировал их, проверял их достоверность, исходя из практики куфийцев. Этим же делом в Медине занимался и имам Малик (713-795 гг.). 

Если то или иное предание о пророке Мухаммаде достигало Абу Ханифу или имама Малика, а они в свою очередь видели, что жители Куфы или Медины это не практикуют, то хадис приобретал статус отмененного. 

«Рано или поздно ваххабиты и безмазхабники исчезнут»

В свою же очередь правовые школы авторитетов имама аш-Шафии (767-820) и Ахмада ибн Ханбаля (780-855) имели другую подоплеку. Их основатели лишь работали с корпусом дошедших до них источников, верифицировали цепочки передатчиков хадисов. Они были лишены возможности сверять те или иные предания о пророке Мухаммаде с исламскими практиками, которые совершали либо сподвижники пророка, либо сподвижники сподвижников пророка. 

Среди богословов мазхабов и ханафитов чаще всего критикуют за одно из положений касательно обряда проведения никаха. Чье слово (произнесение согласия) при заключении брака должно быть последним: опекуна девушки или её самой. Жена пророка Мухаммада Айша передает хадис, в котором говорится, что последнее слово должно быть за опекуном. Однако Абу Ханифа указывает на то, что жена пророка Айша в свое время сама выдавала замуж другую девушку, а по исламским традициям опекуном может быть только мужчина. Таким образом, заключает Абу Ханифа, религиозная практика от Айшы предписывает, что последнее слово при проведении никаха должно быть за девушкой. Все три других мазхаба считают иначе. 

«Рано или поздно ваххабиты и безмазхабники исчезнут»

Участники заседания клуба попросили к следующему разу спикеров привести больше конкретных примеров расхождения между мазхабами в целом, а также рассказать, почему критикуются сторонники отказа следовать четырем мазхабам ислама.     

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *