подробностями.
В Казани началась публичная часть судебного рассмотрения дела в отношении подозреваемых в убийстве студента из Чада Махджуба Тиджани Хассана. На скамье подсудимых три фигуранта — 22-летний Руслан Архипов, 19-летний Роман Халилов и 25-летний Ростислав Малахов. Четвертый обвиняемый по этому делу — 21-летний Адель Аскаров — под подпиской о невыезде.
Непосредственное отношение к убийству иностранного студента имеют только Руслан Архипов и Роман Халилов.
Наша справка
Дела Малахова и Аскарова объединили вместе с Архиповым и Халиловым по подозрению в том, что они вчетвером состояли в экстремистском сообществе. Малахов среди скинхедов известен под кличкой Фашист. В 2011 году он был осужден за участие в экстремистской организации «Фронт казанских патриотов», в 2013 году — за участие в аналогичной радикальной организации «казанская дивизия». Малахов ранее обвинялся в погроме Ново-Татарского кладбища в сентябре 2016 года. В 2017 году с него это обвинение сняли. Сейчас Малахов вместе с Аскаровым обвиняются в распространении в интернете экстремистской информации.
Первое заседание по этому делу провели ещё 14 февраля, но тогда оно проходило в закрытом для СМИ режиме, так как не до конца была сформирована коллегия присяжных, суд которых для себя избрали обвиняемые. Тогда же подсудимые направили многочисленные ходатайства, видимо, чтобы как-то затянуть рассмотрение дела.
А в это время студенты Казани провели акцию в память о Махджубе Тиджани Хассане. Они собрались в парке, чтобы ещё раз напомнить, что циничная и жестокая расправа над молодым 24-летним парнем из-за цвета кожи — вопиющий случай, который не должен остаться безнаказанным.
Одного из подсудимых — Руслана Архипова — защищают сразу два специалиста. Один из них — Игорь Голендухин. Он представился журналистам как юрист, но без статуса адвоката.
— Я тоже юрист, но не имеющий адвокатского статуса. Я [в деле Архипова] больше уделяю внимания не на само дело, а на защиту права. А здесь идет прямое нарушение права на защиту, — разъяснил свою роль в защите обвиняемого Игорь Голендухин.
Собеседник из Санкт-Петербурга продолжительное время работал и работает в правозащитных организациях. До 2003 года работал финансистом, был судим за мошенничество, отсидел в тюрьме 5,5 лет.
Адвокат же Архипова — Эдуард Пастухов — сегодня на заседание суда не смог прийти. Как за него пояснил Голендухин, в 8:46 Пастухову была вызвана скорая помощь, которая зафиксировала у него высокое давление. Юрист представил судье кардиограмму. Он заверил его, что к завтрашнему дню Пастухов обязательно поправится и сможет участвовать в процессе. Каких-либо медицинских справок о здоровье адвоката или других документов, гарантирующих его присутствие, правозащитник представить не смог.
Судья поинтересовался у Голендухина, возможно ли продолжение судебного процесса без участия Пастухова. Тот ответил, что нет. Адвокаты других подзащитных высказались аналогично — без участия коллеги проведение суда невозможно, как и его спешная замена. Также защитники посетовали, что не успели ознакомиться со всеми материалами дела их подзащитных. В итоге было решено перенести процесс.
— Дело должно быть рассмотрено в разумные сроки. Суд предоставляет Архипову возможность поменять своего защитника в течение пяти суток и заключить с ним договор. Если договор не будет заключен, то суд сам назначит ему адвоката, — озвучил суд решение.
Также судья отметил, что если Пастухов всё же поправится, то должен будет явиться на следующее заседание суда, тогда Архипову не надо будет искать нового адвоката.
Обвиняемый с доводами судьи согласился. Однако Ростислав Малахов выступил против. Он заявил, что во вторник в 11 часов у него назначено другое судебное заседание, где будет рассматриваться дело о компенсации ему морального вреда по уголовным делам, по которым он проходил ранее.
— Поскольку нашим судом данный ваш суд не согласован, а наш суд идет с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00 часов, то мы не вправе откладывать наш суд, — ответил ему судья.
— Как так!? Но я же жертва государства! — крикнул судье вслед Малахов.
Поведение четверых обвиняемых на суде было непринужденным. Халилов, который в ходе допроса на камеру на предложение следователя раскаяться в убийстве отказался это сделать, выглядел бодрым, выспавшимся и подтянутым. Никто из них не производил впечатления людей, совершивших проступок и готовых понести наказание. Было видно, что внимание журналистов и общественный резонанс им нравятся.
24-летнего студента КФУ убили примерно в 10 часов вечера возле студенческого общежития на улице Аделя Кутуя. Нападавших было двое, один из них проломил Махджубу голову, после чего студенту нанесли 11 смертельных ножевых ударов. Его тело обнаружили сотрудники вневедомственной охраны в снегу на заднем дворе общежития.
6 марта 2017 года, то есть через 18 дней после убийства, следователи по особо важным делам задержали 19-летнего Романа Халилова и 22-летнего Руслана Архипова.
Они признались в убийстве студента из Африки. Оба фигуранта дела входят в экстремистскую группировку, которая исповедует радикальные и расистские идеи. У задержанных изъяли много запрещенной литературы и символики. Оба познакомились в футбольной фанатской среде, среди которой немало приверженцев ультраправой идеологии.
Халилов и Архипов признались в ходе допроса, что готовили убийство иностранного студента два месяца, выбрали темнокожего специально, чтобы вызвать общественный резонанс. Его вычислили по приметным наушникам и целый час выслеживали, пока около 22:00 не напали на него. Халилов в беседе со следователем не раскаялся.
— Нет, я не раскаиваюсь… Эта акция прошла «успешно». Я понимал, что рано или поздно меня поймают, — заявил подследственный.
Comment section