Александра Юманова вернулась: «Для чиновников я не человек»

Обманутые вкладчики ТФБ и Интехбанка провели митинг в парке Петрова.
Обманутые вкладчики ТФБ и Интехбанка провели митинг в парке Петрова.

Два года прошло с того момента, как Центральный Банк России отозвал лицензию у Татфондбанка и Интехбанка. Сотни вкладчиков по всей стране потеряли сбережения. На данный момент обвинения предъявлены лишь Роберту Мусину, экс-главе ТФБ, что вызывает волну негодования у кредиторов. Ущерб составляет более 150 млрд рублей. Вкладчики уверены, это дело рук не только Мусина.

«С человеком так не обращаются»

В подвешенном состоянии, без денег и в долгах кредиторы находятся уже два года. Они пишут письма, выходят на пикеты и проводят митинги. Очередной провели в парке Петрова. Больше ста человек из разных городов Татарстана и республики Марий Эл вышли на улицу с плакатами, чтобы предъявить чиновникам требования по стопроцентному возврату денег, по объективному, справедливому и полному расследованию причин банкротства банков.

Александра Юманова вернулась: «Для чиновников я не человек»

— У нас за последние два года произошло много изменений. Все те, кто должен был кредиторам деньги, удачно выиграли все суды. Теперь никто ничего нам не должен. Следственный комитет «удачно» расследует дела. Все фирмы, которые брали невозвратные кредиты, банкротятся и уходят от ответственности. Ни одно из требований кредиторов банка не было выполнено за два года. Мы глубже погружаемся в болото невозврата наших денег, — говорит лидер движения обманутых вкладчиков Александра Юманова, которая вернулась в протестное движение после нескольких месяцев отсутствия. 

По словам собравшихся, организовать этот митинг было несложно, но власти не согласовывают вкладчикам места в центре города. «Мы митингуем на окраинах, где нас никто не видит», — утверждает Юманова. Однако не заметить их плакаты и яркие лозунги трудно. Некоторые вкладчики держали в руках таблички с надписью: «Я говно».

— На момент отзыва лицензии мне было 37 лет. Все это время я думала, что я — человек, живу в этом государстве, у меня есть права и обязанности. В течение последующих двух лет я поняла, что я не человек. Я говно. Осознание приходило постепенно, — говорит лидер «Союза пострадавших клиентов ТФБ и Интехбанка». — Приходим мы в Следственный комитет к генералу. Там все строго: забрали сумку, телефон. Мы просим его объяснить, что же происходит, где все воры и наши деньги. Он спрашивает, кто мы. Мы говорим: «Саша, Маша, Петя…». Он говорит: «Вы не потерпевшие. Я вам рассказывать не буду». Я думаю, наверно, они работают, а это секрет. Вдруг злоумышленники все сбегут.

Александра Юманова вернулась: «Для чиновников я не человек»

Юманова думала, что деньги всем вернут, а виновных привлекут к ответственности.

— Мы пишем заявление в Следственный комитет. В нем написано, что более 66 млрд рублей были выведены 75 юридическими лицами, фирмами. Они все известны. В папке фамилии директоров, даты создания фирм, сколько кредитов и на какие суммы, что они кредит получали, не гасили, а через год получали еще один. Какие сложности —  привезти всех этих людей и спросить, куда они дели деньги и с какой целью взяли?! Мне кажется, это просто, а Следственный комитет всегда говорит, что это сложно. Я все больше стала понимать, что для наших чиновников я не человек. С человеком так не обращаются, — продолжает активистка. 

Бороться за деньги обманутых вкладчиков призвано Агентство по страхованию вкладов, но от него кредиторы толку не видят. 5 марта было очередное заседание их комитета. Юманова обратилась к представителям АСВ. По ее словам, на официальном сайте организации было указано, что за 1 год 11 месяцев на процедуру банкротства Татфондбанка потратили 1 млрд 800 млн рублей, а возвратили в принудительном порядке 2 млрд рублей.

— Получается, 1 млрд 800 млн рублей потратили, чтобы выиграть 2 млрд, а остальное проиграли. Я спрашиваю: «Ваша юридическая компания хорошо работает?». Они говорят: «Да. В других банках еще хуже». Конечно, хуже, вы же там и сидите, — рассказывает вкладчица. — Дней 15 назад остатки человека во мне решили написать письмо депутатам. Думала я, напишу простое письмо и получу простой ответ. Было два вопроса: «Что лично вы сделали для того, чтобы помочь вернуть деньги кредиторам Татфондбанка и Интехбанка?» и «Что вы сделаете для того, чтобы такие ситуации не повторились вновь?». Я думала, что человек ответит: «Это беда. У нас такое несовершенное законодательство. Я вот кучу поправок написал, отправлю их в Госдуму». Из четырех депутатов мне ответили трое. Один говорит: «Вы ставите сложный вопрос: кто виноват и что делать?», и бла-бла-бла. А где ответы на мои вопросы?  

«АСВ создает видимость работы»

По мнению Юмановой, итоги двух лет нулевые. Никто работать не хочет, а вкладчиков пинают и швыряют. Другой активист Руслан Титов с ее мнением солидарен. Два года назад у него был небольшой семейный бизнес. Деньги лежали в Интехбанке.

Александра Юманова вернулась: «Для чиновников я не человек»

— У меня был большой кредит, и банк, как пишут многие, схлопнулся и закрылся. Он не схлопнулся и не закрылся. Его ограбили нагло, цинично и лицемерно. Тогда немногие из нас понимали, что будет дальше. Многие говорили, что придет АСВ, спасет нас, вернет деньги и будет наказывать виновных. Там же работают профессионалы, юристы, а организация создана специально, чтобы возвращать деньги. Могу сказать за себя, что эффективность нулевая и отрицательная. АСВ создает видимость работы. Проще было бы все продать и вернуть деньги людям. Так получили бы больше денег, чем от работы АСВ, — считает Титов.

Погорелец отмечает, что за два года ситуация с вкладчиками не изменилась. Кредиторы ходили к разным министрам, но никаких результатов для них это не дало. 

— Нас перекатывали туда-сюда. Нам рассказывали, что невозможно создать РФП (Республиканский фонд поддержки, — Ред.) и ничего нельзя сделать. Нашими усилиями создан РФП! Что говорить про нашу систему наказания. Сегодня один человек, который считается виновным, живет в своей квартире с возможностью гулять. Я считаю, что это вообще не наказание. А где остальные? Прошло два года. Сложно найти неустановленные лица?! Все ведь на бумаге, все прозрачно. У тех организаций, которые схлопнулись, тоже можно посмотреть, кто учредитель, кто бенефициар, — заявляет вкладчик.

Титов поблагодарил всех собравшихся, которые даже спустя два года продолжают бороться и не придумывают себе отговорки.

— Чем больше народу собирается, тем больше власть это видит. Если мы не будем собираться, митинговать, результаты будут плачевные, потому что Мусин по одному тому в месяц смотрит. Срок идет. Он отдыхает. В конце просто выйдет на свободу. План простой: поставить одного, свалить все на него и потянуть время. Неплохо, — говорит кредитор.

«Вы пропадаете, а потом появляетесь. Вами кто-то двигает?»

Среди других активистов высказалась Ирина Никифорова. Она напомнила, что в этом году будут выборы в Госсовет Татарстана, и призвала всех желающих идти в депутаты. 

Александра Юманова вернулась: «Для чиновников я не человек»

По ее мнению, кредиторам придется решать свои проблемы самостоятельно. 

Александра Юманова вернулась: «Для чиновников я не человек»

Следом микрофон взяла Гузель Сиразиева, которая в свою очередь считает, что виноватых стоит искать «выше».

— Мы много говорим про наше правительство. Я считаю, рыба гниет с головы. Не только Татфондбанк пострадал. Возможно, наше правительство и пытается что-то сделать. Здесь больше нужно потрясти Центральный банк, — высказала свою позицию активистка.

Немного потряс собравшихся следующий выступающий, представившийся Рафаэлем, кредитором первой очереди. Он считает, что Александра Юманова «сотрясает воздух», и не верит ей.

— Вы на год пропали куда-то. Говорите, что АСВ ничего не делает, что с РФП боролись. А потом первой получили деньги, кредит, все получили. А мы, физлица, 29% получили. С РФП ничего не получили. Вы пропадаете, а потом появляетесь. Вами кто-то двигает? Вы все одеяло перетянули на себя. Помните изречение: кто тянет одеяло на себя, тот становится скотом? Это ваше изречение, кстати. Абсолютно не верю вам, — заявил Рафаэль.

Александра Юманова вернулась: «Для чиновников я не человек»

— А что ты сделал? — кричит мужчина их толпы. -Ты миллион четыреста получил?

— Ну и что?

— Я как юрлицо ничего не получил. Слышишь? 

— А кредит под 5% получил?

— Получил. И что? Этот кредит нужно отдавать. Ты миллион четыреста получил. Чего плачешь?! Саша ходила в министерство, к Халикову. А ты ходил?

— Я ходил на каждый суд.

— Куда ты ходил?! Иди гуляй.

— Это мое личное мнение, — заключил Рафаэль.

Попытался успокоить мужчин Тимур Джабаров. Он попросил собравшихся не ссориться и понять, что все потеряли деньги — что физлица, что юрлица. Далее активист попросил вкладчиков активно ходить на суды.

— Что АСВ сделало? Ничего. Все крупные суды проиграны. Если посмотреть их статистику, выиграно 1 к 10 в лучшем случае. Важно участие в судах. Первая очередь молодцы, ходят, но судьи не видят народ. Юристам надо участвовать в судах. Чем больше людей, тем больше шансов выиграть, — обращается к собравшимся Джабаров. — Мы подготовили письмо Владимиру Путину, что два года следствие идет, а кроме одного человека никого не признали виновным. Все, кто пришел, подпишите, лишним письмо не будет. Что у нас есть — это митинги, пикеты и письма. Это наше давление на власть. 

Александра Юманова вернулась: «Для чиновников я не человек»

После выступления Джабарова вновь решил высказаться Титов по поводу небольшой перепалки. Он поблагодарил Рафаэля за озвученное личное мнение и отметил, что такие люди были всегда.

— Ко мне и раньше подходили и говорили: «Вы неправильно делаете. Вы вообще при власти. Вы ничего не потеряли. Покажите свидетельство». Я перед кем-то должен отчитываться, что я потерял деньги?! Я потерял деньги! И до сих пор ни копейки не вернул! Таких провокаторов много. Кому-то выгодно нас делить: юрлица, физлица, первая очередь, вторая очередь. Разделяй и властвуй. Разделить нас, между собой поссорить, и все. Никому больше ничего не надо [будет]. Ему спасибо, что вышел и сказал. Пусть говорят. Тут, наверно, единицы, кто меня в первый раз видит. А я его в первый раз вижу. Мои данные везде есть. В любом случае я рад, что все пришли, — заключил погорелец.

В конце митинга слово взял обманутый вкладчик из Набережных Челнов, назвавшийся Эдуардом. Он попросил кредиторов не вести себя как подопытные крысы, которых кинули в одну бочку. Сейчас пострадавшим вкладчикам важна слаженная работа.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: