«Огромные тома истории все равно никто читать не станет»

Разбираемся
Разбираемся, появится ли у школьников отдельный урок о Золотой Орде.

В школах Татарстана введут уроки истории, посвященные 750-летию государства Золотая Орда. Примерно под таким заголовком не так давно в Сети стала распространяться информация. Якобы специально для этого Институт истории Академии наук РТ даже подготовил брошюру. Журналист KazanFirst решила разобраться, что к чему. Оказалось, что все не совсем так, вернее совсем не так, как пытаются представить ситуацию некоторые СМИ.   

— С нашим ведомством проект, по которому якобы должны были проходить уроки по истории Золотой Орды, никак не согласовывался. Это просто какая-то личная инициатива одного из ученых Академии наук. Ни с учителями, ни с нами он не разговаривал, — заявили KazanFirst в министерстве образования и науки Татарстана на вопрос о том, действительно ли стоит ожидать введения дополнительных уроков.  

Оказалось, что с такой «личной инициативой» выступил руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств при Институте истории Академии наук республики Ильнур Миргалеев

«Огромные тома истории все равно никто читать не станет»

В беседе с журналистом KazanFirst он объяснил, что никаких обязательных уроков по истории в школе никто вводить не собирается. А вышеупомянутая брошюра была создана в рамках VI Международного Золотоордынского форума. Мероприятие проводится в Казани раз в два года и собирает вокруг себя ведущих ученых-историков со всего мира. В этом году форум приурочен к 750-летию Золотой Орды. 

Институт истории задействован в организации форума как ответственный за проведение научных конференций. По этому поводу и была создана брошюра. 

— Мы подготовили краткую выжимку из истории Золотой Орды, опираясь на общеизвестные книги и академические труды мировых ученых. Огромные тома истории все равно никто читать не будет. А наши тезисы могут стать подспорьем для всех тех, кто задумает изучить историю государства или провести тематическое мероприятие, может быть, урок или лекцию, — говорит Ильнур Миргалеев.

«Огромные тома истории все равно никто читать не станет»

Кроме кратких тезисов в книге приведены и отрывки из русских, татарских, латинских, арабских и других средневековых источников историй о Золотой Орде. Также в издании можно найти ссылки на другие работы ученых. Собеседник уверяет, что книга не является методическим пособием, как об этом говорили некоторые СМИ ранее.

— Мы не педагоги, мы академическое учреждение. Методичку делают методисты, институт развития и образования, университеты, — говорит ученый. — Мы готовим текст, краткую историю основных событий и персоналий Золотой Орды.

KazanFirst пообщался с педагогами и узнал мнение потенциальных потребителей новой брошюры. Так, учитель истории школы №127 Казани Руслан Гиматдинов рассказал, что сегодня Золотая Орда изучается по школьной программе согласно историко-культурному стандарту, принятому в 2014 году.  

— Исключен термин «татаро-монгольская Русь». Теперь просто изучается «Монгольское нашествие». Есть отдельная тема, посвященная Золотой Орде и зависимости русских земель от нее. Отдельный момент — этногенез казанских татар. В разных учебниках он подается по-разному. Но в целом дается усредненная точка зрения, что казанские татары образовались в результате смешения населения Волжской Булгарии и завоевателей. При этом кто именно понимается под завоевателями, точно не указывается, лишь подразумевается, что это было в ходе монгольского нашествия, — рассказывает Гиматдинов. 

«Огромные тома истории все равно никто читать не станет»

Собеседник полагает, что далеко не все учителя и не во всех школах уделяют достойное внимание теме Золотой Орды, поэтому зачастую у детей формируется лишь отрывочное, фрагментарное понимание этой части истории. Поэтому такие брошюры, как от Института истории, раздать по школам было бы полезно. 

— Потому что в последние годы историки продвинулись вперед в этих вопросах, а вот школьные учителя, особенно учившиеся в вузах достаточно давно, не осведомлены в этих вопросах, да и далеко не каждый учитель станет самостоятельно что-то искать, поэтому брошюры очень даже нужны, — заключил Гиматдинов. 

По словам Ильнура Миргалеева, как только брошюра будет опубликована, ее разместят и на сайте Института истории. Так что учителя без проблем смогут ознакомиться с её содержанием.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *