Продолжается разработка концепции устойчивого развития исторического центра Казани. То, что город нуждается в подобном плане, год назад заявил президент Татарстана Рустам Минниханов и дал поручение решить задачу. Для этого была создана рабочая группа, в которую вошли чиновники, архитекторы и краеведы. В начале марта её участники встретились за круглым столом, чтобы обсудить ключевые идеи концепции. Спустя ещё полтора месяца их представили лидеру республики.
— Центр Казани должен иметь инвестиционную и туристическую привлекательность, а с другой стороны — политика его развития должна обеспечивать сохранение исторической среды древнего города, — заявил Минниханов.
С докладом о рабочих вопросах выступил руководитель проектной группы Олег Маклаков. Он рассказал о кратком названии концепции: «Центр Казани: устойчивое развитие». Основная цель — создание социально-экономической, правовой и пространственной модели развития территории, при этом гарантируя сохранение идентичности города. Проведенные исследования показывают, что из-за низкой пешеходной доступности часть исторического центра находится в изоляции.
— Нужны прогулочные маршруты и связанность объектов, расположенных в историческом центре, — подчеркнул докладчик.
Каждый микрорайон города отличается своеобразием (это «Прибулачье», «Подлужная», «Трехгорье» — район рощи Фрунзе), и дальнейшая современная застройка должна быть вписана в исторический облик. По словам Маклакова, сегодня есть неиспользуемые территории в центре города — в частности в районе улицы Нариманова и далее за ней — в сторону набережной реки Волги. Он предложил расширить потенциал района возле Речного порта, пляжа «Локомотив», в целом использовать широкие возможности выхода пешеходных маршрутов к реке.
— У нас в концепции четыре блока — история, социология и культурология, градостроительство и экономика. Нам нужно прийти к композиции интересов, увязать между собой градостроительные задачи и инвестиционно-туристическую привлекательность, — рассказывает KazanFirst зампредсовета реготделения ВООПИиК Фарида Забирова.
Для разработчиков важен не только экономический эффект, но и сохранение наследия, которое привлекает гостей города и туристов. В концепции будут определены и особые требования к собственникам земель в центре, а также к застройщикам.
— Мы с собственниками земель встречались в Агентстве инвестиционного развития, они нам говорили, что уже давно хотят четкие и ясные правила игры. А пока у них есть взаимоисключающие режимы, — отмечает собеседница.
На совещании также был поднят вопрос о точках роста территории, о размещении общественных зданий, в частности — где построить Соборную мечеть Казани.
— Мы предложили три участка. Проекту мечети нужны какие-то доминанты. Мы принципиально настаиваем, чтобы один из трех вариантов размещения мечети был на реке. Рассматривались такие варианты, как локация у Троицкого леса или Речного порта, — сообщила участница совещания.
Фарида Забирова отмечает, что всё же самым главным вопросом во время обсуждения стала тема о том, как городу выйти на берег Волги.
— Решения по этой теме должны приниматься на уровне Генплана, также необходимо отдельно продумать разработку концепции Казанской агломерации, предусмотренной Стратегией-2030. Например, нужно пересматривать работу железной дороги. Миндортрансу республики дали поручение провести совещание с РЖД по этому поводу. Сейчас важно, чтобы этот вопрос не на бумаге остался, а как-то разруливался, — добавила собеседница.
Она также сообщила, что в конце мая этого года должно состояться ещё одно совещание, на котором бы рассматривался пилотный проект по благоустройству озера Кабан.
В свою очередь ещё один участник совещания — завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич сообщил KazanFirst, что рассматривается вопрос о выносе грузового речного порта из города. Его планируется вывести в поселок Нижние Вязовые в Зеленодольском районе.
Что касается железнодорожного вокзала в центре города, рассуждает эксперт, то он сам по себе может остаться. Но следует обратить внимание на то, что через весь город следуют транзитные поезда, грузовые составы, а этого быть не должно. Подобная схема нарушает законодательство.
— У нас задача была в том, чтобы создать внутригородское железнодорожное кольцо как внутригородской вид транспорта. А транзит убрать из центра города, направив его через Северный вокзал. Также предлагаем частично убрать рельсовые пути, которых в городе очень много. Принципиальное согласие от РЖД на это, например, есть. Но дело в том, что ни сроки, ни финансирование не обозначены. Если мы этого не знаем, то мы не можем планировать развитие центра, — говорит Александр Дембич.
Эксперт также рассказывает, какой подход предполагается выстроить по отношению к собственникам земель и застройщикам.
— Нам с собственниками земель в центре города работать придется, и работать достаточно обстоятельно. Не у всех есть строительные намерения, которые надо бы реализовывать в центре города. Например, можно было бы в правилах землепользования и застройки закрепить за еще незастроенными участками статус зеленых зон, чтобы собственники не могли центр города застраивать бетонными коробками, — рассуждает собеседник.
По его словам, уже сейчас инвесторы очень осторожно относятся к стройке в центре города. Он напомнил, что на данный момент есть тройной фильтр для таких решений — Градсовет, комиссия у Ильсура Метшина и комиссия у президента республики Рустама Минниханова.
— Некоторые участки в центре Казани вообще заморожены — там не дают ничего строить. Поэтому пока концепция не сложится, будет положение некоторой замороженности и повышенной осторожности. Наша работа рассчитана до конца этого года, а в конце лета должно появиться конкретное предложение, — подытожил Дембич.
По итогам совещания были намечены стратегические поручения о развитии Казанской агломерации с вынесением на дополнительное обсуждение. Рустам Минниханов поручил еще раз организовать подобное обсуждение в июне — для организации дальнейшей работы над концепцией.
Comment section