В концертном зале «Эрмитаж» прошла церемония закрытия Казанского мусульманского кинофестиваля. Звёзд и гостей вечера, как и положено встречали с красной дорожки. Самые преданные поклонники не испугались прохлады за окном и пришли поддержать любимых артистов. Фанзия апа говорит, что встречает актёров уже пятый год подряд.
— Организаторы стараются приглашать все больше и больше мировых знаменитостей, но мы приходим ради своих. Сегодня вот Фанис Зиганшин был (актёр театра Камала, — Ред.). Мы просто аплодируем, а им ведь приятно, пусть чувствуют себя популярными, — говорит она.
Ведущие вечера один за другим объявляли актёров, режиссёров, съёмочные группы, журналистов, между делом напоминая, что Казанский фестиваль — один из крупнейших киносмотров России.
С большими овациями встретили приму московского театра Маяковского Светлану Немаляеву, а вот член отборочной комиссии Сергей Анакшин, который прошёл красную дорожку почти до самого конца, остался незамеченным, его ведущие все никак не замечали и не представляли. В то время как все знаменитости ждали своей очереди на выход за недалекими кустами, на огороженную территорию «Эрмитажа» заехала машина.
— Кто-то приехал к нам. Посмотрим кто же там! — восприняв автомобиль за такси одного из приглашённых гостей, воскликнул ведущий. Но оказалось, что это был просто незатейливый паренёк, для которого нет преград и ездит он где захочет. Водитель остановил свою иномарку прямо у начала дорожки, отодвинул металлическое ограждение и проехал в нужном направлении. Ведущие сразу же поняли свою ошибку и перебивая друг друга перевели тему.
Гостей встречали целый час. Связанную с кинофестивалем, как никто другой, Миляушу Айтуганову и членов её команды никто не увидел. Видимо, Оргкомитет был слишком занят последними приготовлениями к торжественной церемонии награждения победителей кинофестиваля.
— Концерта не будет, будут только объявлять имена победителей, — разворачивали зевак, забредших в зал на последующую часть мероприятия строгие контролеры.
В это время участники фестиваля рассаживались по своим столикам и продолжали ждать часа Х. Богатой развлекательной программы действительно не было.
Всего за чуть больше чем полтора часа церемонии зрителям представили 3 или 4 сценических номера от вокального ансамбля «Ямьле», татарской певицы альтернативной музыки Зарины и музыкантов инструменталистов, которые находились на сцене весь вечер. Все остальное время к вымышленной трибуне приглашались специальные гости кинофестиваля, которые и объявляли имена победителей, призеров и дипломантов. Странный или просто непривычный для многих подход — слово министру культуры Татарстана Ираде Аюповой предоставили лишь в конце вечера, а ведущие обращались к Ираде Хафизяновне по фамилии.
Глава ведомства с теплотой сравнила кинофестиваль с подростком, который находится в поисках самого себя и своего будущего. Это связано с юбилейным, пятнадцатилетним возрастом фестиваля.
— Но я хочу сказать есть три достижения, которыми можно похвастаться. Когда фестиваль только задумывался, его миссия была формировать культуру диалога. Поэтому девиз такой: «Через диалог культур к культуре диалога». Вы видите, что со сцены звучат самые разные языки, география участников так широка, что представлен весь мир. Но все мы говорим о душевных человеческих ценностях. Вторая задача — мотивировать создавать национальные фильмы. Сегодня их в республике 38. Это уже достижение. И третья — создание площадки, на которой люди могли бы обсуждать перспективы развития кинематографа. Ведь сегодня весь мир в смятении, также в переходном возрасте. Цифровизация и интернет ломают все вокруг себя. Поэтому живое профессиональное общение очень важно для нас, — отметила она.
Министр культуры также обозначила предстоящие задачи кинофестиваля-подростка.
— Это четкое понимание каким должен стать зрелый фестиваль. Чтобы мы не боялись, что после него будут мероприятия приоритетнее. Мне хочется, чтобы наш фестиваль стал престижным с точки зрения профессионализма и качественного кино. Я верю, у нас есть будущее. Мы знаем, куда двигаться. Фестиваль должен стать мостом не только между континентами, но и между поколениями. Без булдырабыз! — по-президентски завершила Аюпова своё выступление.
Говоря о престижности фестиваля — то такие утверждения не раз прозвучали и от ведущих, и от Аюповой, и от самой Айтугановой. Но печалит историю хотя бы то, что несмотря на всю важность события, из года в год вместо победителей номинаций на сцену поднимаются какой-нибудь лучший друг актера или режиссёра, потому что тот «не смог приехать по работе». Зрители с любопытством вглядываются в глаза, поднявшегося на сцену за наградой, а он признаётся:
— Никакой я не артист, я друг Эмира. К сожалению, он не смог приехать сюда сам, потому на съемках новой картины, но на следующий год он обязательно будет здесь, — заверял мужчина со сцены, который получал награду в номинации «Лучший актёр игрового фильма» за Эмира Хаджихафизбеговича из фильма Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Хорватии и Словении «Жаба». И таких «заменителей» было большинство.
Что касается других наград, то чтобы определить лучших из лучших жюри отобрали 55 фильмов из заявленных 400. В итоге поборолись за победу 28 стран.
Гран-при фестиваля за лучший игровой полнометражный фильм достался картине из Кыргыстана «Песнь древа», режиссер — Айбек Дайырбеков. Победитель получил заветную статуэтку и сертификат на 1 миллион рублей.
Татарстанские работы были отмечены призом от мэра и пятью номинациями, став абсолютными лидерами по их числу:
Приз мэра Казани — режиссер Ильдар Ягафаров за фильм «Байгал»;
Лучший национальный фильм для детей — фильм «Паук А4. Пропащие», режиссёр Кронид Сазонов;
Лучший национальный краткометражный фильм — «Потерянный путь», режиссёр Амир Сальянов;
Лучший документальный национальный фильм — «Духовные родники Татарстана», режиссёр Юрий Гвоздь;
Лучший национальный фильм — «Сложный узор», режиссёр Ильшат Рахимбай;
Лучший оператор полнометражного игрового фильма — Юрий Данилов за съемки фильма «Байгал».
Недавнюю премьеру татарстанского режиссёра Алексея Барыкина «Водяная», которая участвовала в категории «Национальный конкурс», оставили без внимания. Хотя успех картины уже понятен всем и без наград. Это первая полнометражная картина на татарском языке, вышедшая в большой прокат в 250 кинотеатрах 54 городов России и нескольких странах мира.
Незамеченным остался и недавний фильм Салавата Юзеева «Шихаб хазрат», в той же номинации.
Поднявшаяся на сцену исполнительный директор кинофестиваля Миляуша Айтуганова первым делом поблагодарила всех членов жюри за справедливую оценку кинофильмов.
— Были и разногласия, но в итоге всех, как в семье, объединила любовь, любовь к кино, — отметила она.
Айтуганова поблагодарила и руководство республики, и подчеркнула, что кинофестиваль становится брендом Татарстана. На предыдущей до церемонии закрытия пресс-конференции руководитель выделила три главных итога проделанной работы: конкурсная программа и её победители, форум директоров и площадка кинообразования, международный питчинг на «Казань Экспо». На последнем событии к вниманию гостей-продюсеров было представлено 8 проектов в области производства кино совместно с другими странами на 6 из которых соглашение подписала директор компании «Diva production» Невин Камель из США.
Кроме того, между Казанским мусульманским кинофестивалем и «Diva production» было подписано соглашение, в рамках которого в будущем будут организованы образовательные проекты. Миляуша Айтуганова оценивает это сотрудничество, как возможность принимать участие в киномепоприятиях в Америке. Также было заключен контракт на производство фильма по сюжету произведения популярной татарской писательницы Зифы Кадыровой «Сагынырсын, мин булмам» между казанцами и первым продюсером Узбекистана Олугбеком Аблуллаевым.
Напомним, что в этом году фестиваль провели раньше обычного, весной, а не осенью, в рамках международного экономического форума KazanSummit. Такой «переезд» по времени организаторы объяснили тем, что проведение кинофестиваля в дни KazanSummit позволит кинодеятелям привлечь внимание к своему творчеству потенциальных инвесторов и спонсоров.
— Это первые шаги, я думаю, что с первого раза не может быть очень много инвесторов. Это каждодневная рутинная работа будущего, — ответила Айтуганова на вопрос о том, насколько удалось добиться поставленной задачи.
Comment section