«Если человек занимается делом, которое ему интересно, - вот тут успех»

Владимир Чагин считает важным защищать интересы людей труда в Госсовете РТ.

Владимир Чагин в эксклюзивном интервью KazanFirst рассказал, что его подтолкнуло выдвинуться в депутаты Госсовета РТ и какие цели руководитель команды «КАМАЗ-мастер» перед собой ставит.

- Владимир Геннадьевич, ваша фамилия уже прочно ассоциируется с командой «КАМАЗ-мастер», автогонками. Многие ваши биографии в интернете начинаются с момента попадания в команду. А что было до этого, остается за кадром. Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в Челнах, на «КАМАЗе»? Кем были ваши родители?

- В Набережные Челны меня родители привезли в 1971 году в возрасте одного года. Они всю жизнь работали на «КАМАЗе». Это та молодежь нашей страны, которая по призыву тех лет приехала в Татарстан строить будущий завод и город. Я из того поколения челнинцев, на глазах у которых вырос город. Тогда возводился один дом за другим, а наши родители ходили в галстуках, белых рубашках, брюках со стрелками, но в резиновых сапогах. Потому что в то время дорожек и асфальта в городе не было.

В детстве я занимался картингом. Но потом увлекся хоккеем. Хоккей люблю до сих пор. Участвовал не один год в городских соревнованиях по хоккею на приз «Золотая шайба», на приз Баштанюка. Тот советский хоккей мне очень многое дал в жизни. Именно тот детский советский хоккей. Когда тренировку нужно было еще заработать - почистить снег на коробке, залить лед. Очень хороший тренер у нас был, я ему безгранично благодарен - Виктор Николаевич Дюжиков. До сих пор тренирует детей. Часов в девять было только первое вбрасывание. Это вырабатывало в нас трудолюбие, чувство командного духа. Спорт всегда в человеке рождает те качества, которые его нацеливают на лидерство, на успех, на победу. Тому хоккею я очень благодарен.

В 14 лет интерес к технике перетянул меня в автоспорт. До 18 лет я четыре года каждый день после школы ездил в секцию автоспорта в Автотранспортном предприятии №4 управления автомобильного транспорта «КАМАЗа». Команда выезжала на чемпионаты России, Советского Союза. Я с командой выезжал механиком. Это мне позволило очень хорошо узнать теорию автомобиля, матчасть. ВАЗ-2101, 05, 06, 07 я знаю как свои пять пальцев.

Уже в восьмом классе я знал, в какой вуз и на какую специальность пойду. Перед окончанием средней школы было четкое решение как родителей, так и мое, что обязательно надо получать высшее образование. После школы пошел в Камский политехнический институт, окончил его. Одновременно, когда учился на первом курсе, случай свел меня с теми людьми, которые тогда были в будущей команде «КАМАЗ-мастер». Тогда она была еще просто командой «КАМАЗ».

Папа был очень строгим - не допускались у меня тройки в аттестате. Родители требовали хорошей учебы. Всегда было так: если учеба хромает, значит, спорт должен быть отложен. Мне, естественно, не хотелось бросать. Чтобы родители не запрещали, я всегда старался, находил время для учебы. Считаю, что это очень хорошо помогает родителям в воспитании детей. Нужно вовлечь ребенка в спорт - это и здоровье, и воспитание правильных качеств. А дальше родители могут управлять процессом, чтобы спорт помогал в учебе. Такой хороший рычаг получается.

- После продолжительной спортивной карьеры и руководства командой вы приняли решение заняться политикой и баллотироваться в депутаты Госсовета Татарстана. Почему?

- Это логичное продолжение той работы, которую я веду в своей жизни. Каждый период жизни давал мне что-то новое. В ответ я старался отдавать что-то людям.

В 2014 году я закончил выступление в большом спорте в роли пилота, но из спорта не ушел, остался в команде. Занимаюсь и тренерской работой, административной, руководящей. «КАМАЗ-мастер» известен не только как спортивный, но и как производственный коллектив, который сам изготавливает спортинвентарь для соревнований, - свои грузовики.

Автоспорт уникален тем, что требует не только хорошей физической подготовки команды и знания автомобилей, но зачастую и знаний конструктора, механика, технолога. Тех специалистов, которые помогают изготавливать и улучшать грузовики, которые в результате могут мчаться по бездорожью на высокой скорости, быть надежными, показывать себя достойно в отношении конкурентов.

Учитывая эти обстоятельства, важно к нашим задачам добавить наполнение команды специалистами высокого уровня. Коллективу в прошлом году исполнилось 30 лет. Те, кто когда-то был у истоков, выходят на заслуженный отдых. В команде уже третье поколение пилотов, экипажей. Несколько лет назад столкнулись с ситуацией, когда старшее поколение выходит на пенсию, а преемственности должным образом не происходит, потому что молодежь меньше стало интересовать производство, а больше другие профессии.

Нам, конечно, нужны экономисты, юристы, журналисты. Профессий много необходимых. Но именно в сфере производства в 90-е произошел серьезный провал. Мы это сейчас ощущаем во всех структурах «КАМАЗа». Благо ситуация начала выравниваться, молодежь потянулась к технике. Чтобы выполнять все задачи, которые ставятся руководством завода, страны, нам необходимо работать над наполнением высококвалифицированными кадрами производственных предприятий. Инвестиции нужны не только в оборудование, но и в кадровую политику. Этим нужно заниматься не после вузов, не во время вузов, а еще в школах. В этом я убежден, с этим мы столкнулись, это мы видим. Хочется именно в этом направлении высказать свое мнение, повлиять на какие-то процессы, чтобы сориентировать молодежь, привлечь в эту сферу деятельности, которая сейчас набирает все большие и большие обороты и необходима нашей стране.

- Правильно ли сказать, что ваша главная цель в качестве депутата Госсовета Татарстана - поднять престиж рабочих профессий, привлечь на производство молодежь?

- Да, это верно. Работа с молодежью, со школьниками. Это все начинается оттуда. Кроме того, я, будучи выходцем с «КАМАЗа», с заводской среды, считаю важной задачей защиту интересов тружеников, людей труда. Для меня слово «патриотизм» равно гордости за огромную промышленную мощь Закамья, которая создана усилиями заводчан. Важно обеспечить максимальную защиту интересов, прав и социальные гарантии для тех, кто трудится каждый день на благо республики. Это зарплата, рабочие места, развитие и рост, чтобы люди оставались востребованными специалистами.

- На дебатах предварительного голосования «Единой России» вы рассказали о создании в Челнах спортивно-образовательного центра для детей и молодежи. Что это за проект, какова цель его реализации, на какой он сейчас стадии находится?

- Опыт нам подсказал, как сейчас вести работу с молодежью, со школьниками, чтобы ориентировать их на получение технического образования. Чтобы это было уже реальной работой, мы и создаем такие спортивно-образовательные центры. Считаю, что в городах с широкой производственной сферой деятельности они необходимы. Мы решили в этом быть новаторами, учитывая интерес молодежи к команде, который мы постоянно ощущаем. Центр необходим как нашему заводу, так и предприятиям, которые создаются в Челнах. Он поможет в получении хорошего кадрового состава.

Здесь школьники, молодежь смогут приобщиться к автомобильному спорту на примере картинга, попробовать себя в проектировании автомобилей. В зависимости от возраста это могут быть и простейшие модели. Дальше на этой машинке можно будет проехать по трассе и проверить, какие ездовые качества получились, как она разгоняется, как поворачивает, что-то улучшить в ней, изменить.

Также преподаватели, тренеры, родители смогут лучше понять интерес ребенка, чтобы впоследствии его правильно сориентировать, подсказать, какой вуз и профессию выбрать. Это очень важно в наши дни, чтобы не под давлением родителей или кого-то еще это происходило. Необходимо постараться раскрыть в ребенке какие-то качества, разглядеть их и правильно его направить в жизненный путь.

- Еще одна задача, которой озаботились не так давно и только-только начинают решать, связана с так называемым оттоком мозгов из Челнов. Молодежь уезжает в более крупные города и не слишком спешит возвращаться. Как, на ваш взгляд, можно убедить юных челнинцев остаться в родном городе? Важно ли для удержания молодежи наличие в городе престижного и сильного вуза?

- Это проблема нашего времени. Серьезная. Что касается Челнов, существенный процент выпускников школ покидают город, республику. Едут в другие регионы получать высшее образование. Еще хуже, когда едут в другие страны и не возвращаются.

Высшее учебное заведение высокого уровня в городе, конечно, необходимо. Это вопрос времени. Я уверен, что это получится реализовать. Эта работа уже ведется. Но важно еще и то, чтобы молодежь, которая будет уезжать, возвращалась. Для этого нужно показывать молодым производство, пока они еще здесь и оканчивают школу. Показывать «КАМАЗ», другие предприятия города, чтобы их тянуло вернуться и начать работать в этих учреждениях.

Для этого должно быть выстроено профориентирование. Подобное было в советском школьном образовании, когда раз в неделю мы ездили на заводы, пробовали создавать какие-то изделия своими руками. Мы видели сам «КАМАЗ», понимали, что это такое. Это многих притягивало, заставляло возвращаться. Если школьники и их родители будут чувствовать, что есть интересные рабочие места, гарантия трудоустройства, тогда они будут после окончания вуза в любом городе страны возвращаться к себе в регион.

- Реализует ли «КАМАЗ-мастер» какие-то еще социальные проекты, помимо создания спортивно-образовательного центра?

- Да, конечно. Наглядный пример - челнинский картодром. Из работы с картодромом и родилась идея создания центра. С 2016 года, уже четвертый сезон, работаем с детьми, с молодежью. Дети с шести лет приходят к нам в секцию картинга, кто-то просто приходит в выходные с родителями поездить на машинках. Есть шесть возрастных групп, около 70 детей занимаются ежедневно, правильно и эффективно проводят свое время, свободное от учебы.

Сейчас время непростое - дети погружены в виртуальный мир, в телефоны и компьютеры. Это их затягивает с головой и с ногами. Важно, чтобы ребенок имел возможность натуральных занятий - сделать что-то своими руками, собрать, разобрать, подержать ключ в руке, пообщаться с тренерами, с механиками. Сейчас картинг, а спустя несколько лет будет большой грузовик или легковой автомобиль.

Мы видим всевозрастающий интерес детей к этому. Возможности картодрома уже не позволяют принять всех желающих. Поэтому необходимо расширение и спортивной части, и - на примере спорта - части образовательной.

- Стоит ли фанатам «КАМАЗ-мастера» переживать по поводу вашего выдвижения в Госсовет Татарстана? Или это только расширит возможности как в плане спорта, так и в плане социально-ориентированной, общественной деятельности? Удастся ли уделять достаточно времени как команде, так и политике?

- Конечно, нагрузка добавляется. Работы будет больше. Все меньше и меньше остается свободного времени. Но считаю, что команде это пойдет только в плюс.

Мы испытали на примере команды ситуацию, когда невозможно найти толковых конструкторов среди молодежи, невозможно найти толковых электронщиков, технологов. Отношение к этому нужно менять глобально.

Да, мы для команды «КАМАЗ-мастер» конкретно вопрос решим. Но смотреть-то нужно шире. У нас огромный завод, большая стратегическая программа по расширению модельного ряда. А кто там будет работать? Какие бы ни были серьезные и современные программы конструирования, как бы автоматизация не вводилась на сборочном производстве, в любом случае человеку работы всегда будет более чем достаточно. Нужны хорошие специалисты. Поэтому хочу свою лепту внести в этом направлении.

- Спорт и политика - есть ли между этими видами деятельности что-то общее? Какие навыки, полученные в течение карьеры гонщика, вам могут помочь на депутатском поприще?

- Пример приведу - организация международных соревнований, ралли «Шелковый путь». В этом году отмечает свое десятилетие, первый старт был дан в Казани в 2009 году. Далее на маршруте был Казахстан и Туркменистан, финиш в Ашхабаде. Впоследствии проект стал ежегодным, последние три года проводился совместно с нашими китайскими коллегами по территории Казахстана, в этом году будет проходить через Монголию.

Это как раз наглядная демонстрация того, когда спорт объединяет в себе представителей многих стран нашей планеты, позволяет продемонстрировать возможности современной логистики. Когда можно за двухнедельный период ралли на дистанцию в 10 000 км переместить большое количество людей и техники, дать возможность жителям регионов увидеть мировые команды, мировых звезд, пообщаться с ними. Во время соревнований среди участников встречаются представители различных социальных слоев. Это то, что наводит мосты дружбы между людьми - участниками, организаторами.

Процесс подготовки - это тоже очень интересная технология. У нас дирекция ралли состоит из трех команд: европейской (офис которой находится в Париже), российской (в Москве и Набережных Челнах) и китайской (в Пекине). Здесь еще налаживается коммуникация: разница во времени между Россией и Китаем пять часов, с Европой - два часа. Целый рабочий день. Одни только начали работать, другие уже закончили. Общаются на разных языках, дистанционно в основном. Но единение в целях и задачах позволяет быстро взаимодействовать, помогать друг другу. В одной команде трудятся успешно и европейцы, и китайцы, и русские. Это здорово, это то, что в наше время необходимо, но что с трудом дается политикам. Спорт помогает эти процессы ускорить.

Еще такой пример - участие в гонке российско-китайского экипажа на автомобиле «КАМАЗ». Когда пилот и штурман - представители Китая, механик из команды «КАМАЗ-мастер» - представитель России. Китайцы не знают толком русского, наш знает на китайском несколько слов. Тем не менее находятся в одной кабине две недели, понимают друг друга по взгляду, решают и технические, и стратегические, и тактические вопросы во время гонки. Это то, что позволяет показать всем, что, объединившись, взявшись за руки, люди различных национальностей и вероисповеданий могут идти одной дорогой и добиваться успехов.

- Вы многократно встречались с первыми лицами нашей страны - президентом России Владимиром Путиным, вице-премьером Дмитрием Медведевым. Есть ли в политиках такого высокого уровня какая-то черта, которая вас поразила?

- Очень много положительных качеств я для себя почерпнул, открыл в руководителях высокого уровня. Всегда понимаешь, что не зря именно эти люди таких высот и успехов в жизни добились. Умение слушать, умение поддержать человека, правильно ответить на вопрос, дать совет. Это очень важно. Пообщавшись с руководителями такого уровня, невольно сам набираешься сил, вдохновения, желания идти дальше и добиваться результатов. Такие встречи очень важны и необходимы для поддержания того курса, который выбираешь. 

Но также очень важно чувствовать поддержку простых людей в том деле, которое ты делаешь. Даже когда кто-то на улице или в магазине в очереди на кассе подойдет, пожмет руку, скажет спасибо за то, что мы делаем. Когда еще видишь и поддержку самого высокого руководства республики, страны, то тут прямо набираешься таких сил, что готов трудиться, работать и брать любые вершины, которые необходимы, выполнять любые задачи, которые ставятся.

- Вы многократно и, что более важно, регулярно достигали успеха в гонках - как гонщик, позже - как руководитель «КАМАЗ-мастера». В чем, на ваш взгляд, залог такой эффективности вас как человека и команды как структуры?

- Первое - это то, с чего мы разговор начали. Если человек занимается делом, которое ему интересно, которое ему по душе, если он его выбрал правильно, а не просто «отбывает» часы на работе - вот тут успех. Когда я встречаю на своем пути таких людей, с ними приятно работать. Вопросы решаются влет. Понимаем друг друга с полуслова. Это и человек счастливый, потому что у него совпадает хобби с его работой и дело спорится. Таких людей побольше. Мы таких людей в команде собираем - с искоркой в глазах, которые хотят развиваться, учиться. Таким даже больший приоритет отдаем при принятии на работу. Если человек действительно хочет быть в команде, ему интересно, он готов идти, то научить человека при желании несложно. Самое главное, чтобы он сам душой хотел, всеми своими внутренностями.

А второе - это как раз то, о чем мы говорили, - правильно нужно с детьми работать и правильно их сориентировать. Не надо ребенка заставлять идти в тот вуз, в который он идти не хочет. Он отсидит там, получит диплом и больше никогда его в своей жизни в руки не возьмет. К сожалению, такое сейчас происходит нередко. Вот первый критерий - человек должен получать удовольствие от деятельности, находиться в своей тарелке, хотеть развиваться именно в той работе, которую он ведет.

Зачастую когда люди стесняются или считают, наоборот, что все знают, получаются тут и там ошибки. Должно быть чувство локтя, взаимопомощи. Друг другу советовать, помогать. Анализ проведения всех работ всегда в команде делаем. На разборах четко, по косточкам раскладываем каждый день соревнований или тренировочных сборов, происходящие поломки, чтобы в последующем этого не происходило. Постоянно стараемся улучшать технику. Конкуренция сейчас высочайшая - как в серийном автопроизводстве, так и в спорте. Автомобильный спорт всегда был локомотивом серийного автомобилестроения. Здесь еще быстрее нужно двигаться и находить какие-то решения по улучшению автомобилей.

Программа модернизации - одно из главных направлений работы команды. Каждый должен быть творцом, что-то придумывать. Я тоже стараюсь, хотя и занимаюсь сейчас больше административной, руководящей работой. Я все-таки в душе инженер-конструктор, это всегда во мне останется. С удовольствием подхожу к ребятам. Постою, посмотрю на машины, обязательно какая-нибудь идея в голову придет. Утром встаю, только умываюсь, зубы чищу - сразу включаюсь, стараюсь что-то новое и интересное придумать. Раз - зафиксировал, приехал в центр, подошел к машине, давай-ка вот так сделаем. У нас очень высокая скорость реализации идей. От момента появления до момента испытания на полигоне проходят считаные часы.

Это важно. В спорте должно решаться все быстро. Если будешь долго думать, долго делать, то все - обгонят. Не сможешь выдерживать конкуренцию. Тем более в наше динамичное время. Конструктор придумал, все подхватили, положили на чертеж мысли, отнесли на производство, на станок, поставили на автомобиль - все, уже проходит деталь испытание. Это тоже молодежи нравится, молодежь тянется, когда процессы быстро происходят. Это интересно. Если ты придумал, а деталь только через месяц появится - это тоже хорошо, но гораздо привлекательнее в жизни, когда быстрее видишь результат.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Велимир
Пилота Чагина знают все гонщинки
0
0
Ответить

Рэхмэт
Камазов так и не смог никто победить. Чагин лучший!
0
0
Ответить

Знающий
Чагина в президенты! Достойная замена, он же вылитый Путин!
1
0
Ответить

Мэри
@Знающий Ахахахах
0
0
Ответить

Илья
Лучше уж пусть он в депутаты идет, чем всякие банкиры или любовницы мажориков
0
0
Ответить

Скептик
Вопросы заранее были согласвоаны? а то уж больно складно молвит
0
0
Ответить

Имя или псевдоним
А то что в камазе только шильдик камазовский, никто не знает как будто) Там машина собрана полностью из узлов иностранного производства. Даже вентилятор в кабине китайский)))
0
0
Ответить

Наблюдатель
Ну что, если у него получится масштабировать успехи команды, методы работы в команде на организацию жизни, спорта в городе, ничего плохого не будет точно. Главное, чтобы он шел в Госсовет не просто за статусом
0
0
Ответить

Механик Стив
С 1988 года ребята начали показывать результаты
0
0
Ответить

Кама-мастер лучший!
Вот список побед команды за все время существования: 1996 год – Московских Виктор, ралли Гранада – Дакар; 2000 – 2004 годы – Чагин Виктор, ралли Париж – Дакар – Каир, Аррас – Мадрид – Дакар, Марсель – Шарм-эль-Шейх, Клермон-Ферран – Дакар; 2005 год – Кабиров Фирдаус, ралли Барселона – Дакар; 2006 год – Чагин Виктор, ралли Лиссабон – Дакар; 2009 год – Кабиров Фирдаус, ралли Буэнос-Айрес – Вальпараисо – Буэнос-Айрес; 2010 – 2011 годы – Чагин Виктор, ралли Буэнос-Айрес – Антофагаста – Буэнос-Айрес. Камазы тоже сменяли друг друга на протяжении более двух десятков лет. Первые победы завоевывались на Камазах модификации 49252 и 49256, затем на смену им пришли Камазы 4911, а последние победы приходятся на Камазы 4326-9. В КАМАЗе последней модификации установлен дизельный двигатель с турбонаддувом и мощностью 830 л.с., объем цилиндров – 18,47 л., используется 16-ступенчатая коробка передач. Тормоза – барабанного типа, шины от MICHELIN. Максимальная скорость гоночного Камаза – 165 км/ч при разгоне от нуля до сотни примерно за 10 секунд. Длина грузовика – 7320 мм, высота – 3230 мм, в салоне предусмотрено 3 посадочных места.
0
0
Ответить

Шура чебоксарский
Они были б камазом, если бы собирали сами. А то движок немецкий, сцепление американское, шасси Швеция. Что из челнов то? Пилоты если только
0
0
Ответить

Сами знаете кто
Без поддержки сами знаете кого ничего бы не получилось
0
0
Ответить

Я
А что за красавица на фото справа от Чагина, кто в курсе?
0
0
Ответить

Виктор
И сына с собой возьми, все равно на пары не ходит, а Ганиев М.М(директор НЧИ КФУ за него учится). Если не прав можете плюнуть в лицо! Если прав признайтесь!
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite