«Учителям элементарно не хватает времени, чтобы изучить успешный опыт»

Современный педагог зарыт в отчетах и рутине. Ему не до развития.
Современный педагог зарыт в отчетах и рутине. Ему не до развития.

Депутаты любят обещать. Такой стереотип сложился в умах за долгие годы работы «народных избранников». Но «обещать — не значит жениться», поэтому зачастую после получения необходимых голосов «кандидаты от народа» буквально пропадают с радаров избирателей.

Но времена меняются. Меняются и депутаты. Кресло в Госсовете республики для многих из них сейчас не столько способ продвижения личных интересов, сколько инструмент для изменения среды жителей Татарстана в лучшую сторону. А обещания начинают исполнять еще до начала голосования — просто потому, что ровно такая же работа проводилась бы даже в том случае, если бы выборы не должны были пройти в ближайшие месяцы.

Уже несколько встреч с педагогами республики провела гендиректор АНО «Образовательная организация «Бала-Сити» кандидат от «Единой России» Альбина Насырова

«Учителям элементарно не хватает времени, чтобы изучить успешный опыт»

Цель — выявить актуальные вопросы и сложности, возникающие в работе учителей, наметить пути решения проблем, а также зафиксировать все это в своде правил, регламентирующем права и обязанности всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей, учеников.

Накануне очередная дискуссионная сессия под руководством Насыровой прошла в Нижнекамске. Около 30 преподавателей — от учителей начальных классов до директоров — собрались в школе №36. Место выбрано не случайно — учреждение инновационное, основано в 2018 году. На пришкольной территории резвится ребятня, в самой же школе пусто — каникулы. На входе всем приходящим учителям, несмотря на довольно сухую погоду, раздают бахилы — порядки здесь строгие.

Поглядывая через стеклянные двери на современные классы и удивляясь уютным диванчикам в коридорах, проходим в библиотеку. Рядом с заполненными учебниками и художественной литературой полками «ромашкой» расставлено шесть столов для участников сессии. Учителя рассаживаются, смущенно поглядывая друг на друга, явно не зная, чего ожидать от предстоящей встречи.

«Учителям элементарно не хватает времени, чтобы изучить успешный опыт»

Началась она с весьма непростого для педагогов задания. На флипчарте закрепили шкалу со значениями от 0 до 100. На отрезке необходимо было разместить маркер, который бы показывал, насколько человека устраивает работа в школе. Сперва педагоги подобной откровенности явно испугались. Но все же поднялись со своих мест и, убедившись, что голосование анонимное, принялись клеить наклейки.

Как выяснилось по результатам голосования, полностью комфортно и защищенно себя в школе не чувствует никто. Лишь два значка появились в промежутке значений от 75% до 100%. Основная часть закрепила свои маркеры в районе 50% с незначительным отклонением в большую или меньшую сторону.

Затем — не менее серьезная задача. На столе организаторы разместили несколько десятков карточек с изображениями, на первый взгляд никак не связанными с работой учителей, — радуга, повар, готовящий пиццу, муравей или пустыня. Учителям предложили выбрать ту картинку, которая, по их мнению, отражает суть работы педагога и его основную ценность.

«Учителям элементарно не хватает времени, чтобы изучить успешный опыт»

Снова минутное замешательство. Видно, что в суматохе дней задуматься о таких основополагающих вещах учителям некогда. Но в педагоги редко попадают случайные люди, поэтому ответ рано или поздно нашел каждый. Выстроившись в круг, собравшиеся представлялись, показывали картинки и рассказывали о своих впечатлениях.

Оказалось, воспринимают свою работу все по-разному. Кто-то выбрал изображение муравья, отметив, что «накладывается много работы, иногда даже непосильной». Кто-то взял картинку ключей, отмечая, что «учитель дает детям ключи от знаний, которыми они открывают двери в свою будущую жизнь». Для кого-то символом учителя является повар с пиццей — «педагоги так же должны готовить по рецептуре, но вкладывать душу, чтобы получилось что-то оригинальное и интересное».

Следом участники встречи перешли к более насущным вопросам. Разделившись на команды, преподаватели выделили самые важные проблемы, с которыми встречаются в своей работе, а затем — наметили пути их решения. Практически каждая группа обратила внимание на большое количество бумажной работы и незащищенность от родителей, а также частую необходимость в сверхурочной работе и не слишком достойную заработную плату. Как рассказала Насырова, подобные вопросы поднимают и педагоги в других городах Татарстана.

«Учителям элементарно не хватает времени, чтобы изучить успешный опыт»

— На первом месте на сегодняшний день, по уже прошедшим встречам, жалобы на то, что они очень перегружены и, к сожалению, не остается времени на саморазвитие, на самореализацию, методических дней не хватает. А это очень важно. Когда мы говорим о том, что нужно менять систему подготовки, новые методики внедрять, инновации, а учителям просто не хватает времени позаниматься, посмотреть, изучить опыт. Очень острый вопрос. Жалуются на проблемы, связанные с родителями. Не знаю, как здесь, может быть, у вас все прекрасно, но последние встречи показали, что есть прессинг со стороны родителей, у которых очень высокие требования, — хотят всё и от одного учителя, — рассказала Насырова.

Ближе к финалу встречи педагогам было предложено выделить по три шага, которые можно предпринять для решения обозначенных проблем. И тут сессия проявилась с неожиданной стороны, которую некоторым образом можно выразить в заявлении, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Как система работы бизнес-омбудсмена в Татарстане помогала предпринимателям бороться за свои права, так и встреча, проведенная Насыровой, заставила учителей активизироваться и попытаться самим изменить положение дел в сфере образования.

Позабыв о стеснении, сковывающем их в начале встречи, учителя живо обсуждали, что если изменить СанПиН, то можно в перспективе перейти на пятидневную учебную неделю или получить дополнительный методический день. Работа со СМИ поможет поднять престиж и авторитет работы учителя, исключить отчеты, не связанные с учебной деятельностью, позволит снизить бюрократическую нагрузку. Контролировать распределение премий и доплат, что поднимет или, по крайней мере, нормирует заработную плату, поможет создание в управлении образования специальной службы, осуществляющей надзор за директорами и бухгалтерами.

«Учителям элементарно не хватает времени, чтобы изучить успешный опыт»

В финале педагогам предложили расклеить своеобразные «лайки» по приглянувшимся решениям, которые действительно могут быть реализованы. В «топе» оказались идеи об исключении лишней отчетности и о создании «зарплатной спецслужбы».

— Сейчас такой век, когда только сотрудничая, мы можем достичь успеха. Век коллабораций. Поэтому не нужно делить на частно-государственное партнерство, некоммерческую образовательную организацию, муниципальное учреждение. Мы все работаем в одном направлении ради будущего наших детей. Хотим, чтобы выпускники наши были конкурентоспособными не только в Татарстане, не только в России, но и в мировом масштабе. Поэтому все должны активно над этим работать, делиться опытом и активно сотрудничать, — обратилась к педагогам Насырова.

Как отметила кандидат в депутаты, важно не только обговорить проблемы — пожаловаться на те или иные вопросы проще всего. Гораздо сложнее наметить какие-то конкретные решения и начать их реализовывать. Часть этого пути была пройдена на прошедшей встрече. После анализа и группировки собранные идеи команда обещает предложить для внедрения в министерство образования и науки Татарстана.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *