Депутаты любят обещать. Такой стереотип сложился в умах за долгие годы работы «народных избранников». Но «обещать — не значит жениться», поэтому зачастую после получения необходимых голосов «кандидаты от народа» буквально пропадают с радаров избирателей.
Но времена меняются. Меняются и депутаты. Кресло в Госсовете республики для многих из них сейчас не столько способ продвижения личных интересов, сколько инструмент для изменения среды жителей Татарстана в лучшую сторону. А обещания начинают исполнять еще до начала голосования — просто потому, что ровно такая же работа проводилась бы даже в том случае, если бы выборы не должны были пройти в ближайшие месяцы.
Уже несколько встреч с педагогами республики провела гендиректор АНО «Образовательная организация «Бала-Сити» кандидат от «Единой России» Альбина Насырова.
Цель — выявить актуальные вопросы и сложности, возникающие в работе учителей, наметить пути решения проблем, а также зафиксировать все это в своде правил, регламентирующем права и обязанности всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей, учеников.
Накануне очередная дискуссионная сессия под руководством Насыровой прошла в Нижнекамске. Около 30 преподавателей — от учителей начальных классов до директоров — собрались в школе №36. Место выбрано не случайно — учреждение инновационное, основано в 2018 году. На пришкольной территории резвится ребятня, в самой же школе пусто — каникулы. На входе всем приходящим учителям, несмотря на довольно сухую погоду, раздают бахилы — порядки здесь строгие.
Поглядывая через стеклянные двери на современные классы и удивляясь уютным диванчикам в коридорах, проходим в библиотеку. Рядом с заполненными учебниками и художественной литературой полками «ромашкой» расставлено шесть столов для участников сессии. Учителя рассаживаются, смущенно поглядывая друг на друга, явно не зная, чего ожидать от предстоящей встречи.
Началась она с весьма непростого для педагогов задания. На флипчарте закрепили шкалу со значениями от 0 до 100. На отрезке необходимо было разместить маркер, который бы показывал, насколько человека устраивает работа в школе. Сперва педагоги подобной откровенности явно испугались. Но все же поднялись со своих мест и, убедившись, что голосование анонимное, принялись клеить наклейки.
Как выяснилось по результатам голосования, полностью комфортно и защищенно себя в школе не чувствует никто. Лишь два значка появились в промежутке значений от 75% до 100%. Основная часть закрепила свои маркеры в районе 50% с незначительным отклонением в большую или меньшую сторону.
Затем — не менее серьезная задача. На столе организаторы разместили несколько десятков карточек с изображениями, на первый взгляд никак не связанными с работой учителей, — радуга, повар, готовящий пиццу, муравей или пустыня. Учителям предложили выбрать ту картинку, которая, по их мнению, отражает суть работы педагога и его основную ценность.
Снова минутное замешательство. Видно, что в суматохе дней задуматься о таких основополагающих вещах учителям некогда. Но в педагоги редко попадают случайные люди, поэтому ответ рано или поздно нашел каждый. Выстроившись в круг, собравшиеся представлялись, показывали картинки и рассказывали о своих впечатлениях.
Оказалось, воспринимают свою работу все по-разному. Кто-то выбрал изображение муравья, отметив, что «накладывается много работы, иногда даже непосильной». Кто-то взял картинку ключей, отмечая, что «учитель дает детям ключи от знаний, которыми они открывают двери в свою будущую жизнь». Для кого-то символом учителя является повар с пиццей — «педагоги так же должны готовить по рецептуре, но вкладывать душу, чтобы получилось что-то оригинальное и интересное».
Следом участники встречи перешли к более насущным вопросам. Разделившись на команды, преподаватели выделили самые важные проблемы, с которыми встречаются в своей работе, а затем — наметили пути их решения. Практически каждая группа обратила внимание на большое количество бумажной работы и незащищенность от родителей, а также частую необходимость в сверхурочной работе и не слишком достойную заработную плату. Как рассказала Насырова, подобные вопросы поднимают и педагоги в других городах Татарстана.
— На первом месте на сегодняшний день, по уже прошедшим встречам, жалобы на то, что они очень перегружены и, к сожалению, не остается времени на саморазвитие, на самореализацию, методических дней не хватает. А это очень важно. Когда мы говорим о том, что нужно менять систему подготовки, новые методики внедрять, инновации, а учителям просто не хватает времени позаниматься, посмотреть, изучить опыт. Очень острый вопрос. Жалуются на проблемы, связанные с родителями. Не знаю, как здесь, может быть, у вас все прекрасно, но последние встречи показали, что есть прессинг со стороны родителей, у которых очень высокие требования, — хотят всё и от одного учителя, — рассказала Насырова.
Ближе к финалу встречи педагогам было предложено выделить по три шага, которые можно предпринять для решения обозначенных проблем. И тут сессия проявилась с неожиданной стороны, которую некоторым образом можно выразить в заявлении, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Как система работы бизнес-омбудсмена в Татарстане помогала предпринимателям бороться за свои права, так и встреча, проведенная Насыровой, заставила учителей активизироваться и попытаться самим изменить положение дел в сфере образования.
Позабыв о стеснении, сковывающем их в начале встречи, учителя живо обсуждали, что если изменить СанПиН, то можно в перспективе перейти на пятидневную учебную неделю или получить дополнительный методический день. Работа со СМИ поможет поднять престиж и авторитет работы учителя, исключить отчеты, не связанные с учебной деятельностью, позволит снизить бюрократическую нагрузку. Контролировать распределение премий и доплат, что поднимет или, по крайней мере, нормирует заработную плату, поможет создание в управлении образования специальной службы, осуществляющей надзор за директорами и бухгалтерами.
В финале педагогам предложили расклеить своеобразные «лайки» по приглянувшимся решениям, которые действительно могут быть реализованы. В «топе» оказались идеи об исключении лишней отчетности и о создании «зарплатной спецслужбы».
— Сейчас такой век, когда только сотрудничая, мы можем достичь успеха. Век коллабораций. Поэтому не нужно делить на частно-государственное партнерство, некоммерческую образовательную организацию, муниципальное учреждение. Мы все работаем в одном направлении ради будущего наших детей. Хотим, чтобы выпускники наши были конкурентоспособными не только в Татарстане, не только в России, но и в мировом масштабе. Поэтому все должны активно над этим работать, делиться опытом и активно сотрудничать, — обратилась к педагогам Насырова.
Как отметила кандидат в депутаты, важно не только обговорить проблемы — пожаловаться на те или иные вопросы проще всего. Гораздо сложнее наметить какие-то конкретные решения и начать их реализовывать. Часть этого пути была пройдена на прошедшей встрече. После анализа и группировки собранные идеи команда обещает предложить для внедрения в министерство образования и науки Татарстана.
Comment section