«Наблюдается целенаправленная политизация правового процесса»

Эксперты жалуются на давление по делу о рассмотрении религиозной литературы.
Эксперты жалуются на давление по делу о рассмотрении религиозной литературы.

В связи с моим участием в качестве эксперта в деле о рассмотрении религиозной литературы в Лаишевском суде, постоянным распространением ложной информации вокруг него, а также появлением в социальных сетях личных публичных оскорблений в мой адрес, я вынужден сделать обращение, в том числе передав его представителям СМИ. 

«Наблюдается целенаправленная политизация правового процесса»

В деле вокруг суда в Лаишевском районе Татарстана, где рассматривается иск транспортной прокуратуры в отношении толкований Корана и другой литературы, наблюдается целенаправленная политизация правового процесса. Она инициируется исключительно стороной защиты. Отдельными адвокатами в СМИ постоянно размещается недостоверная информация. 

В частности, на некоторых ресурсах указывалось на то, что эксперты 15 мая 2019 года не явились на заседание Лаишевского суда. К сожалению, привлеченные эксперты накануне заседания были введены в заблуждение. Все эксперты были готовы явиться в суд, но получили информацию об отмене заседания. Делалось это целенаправленно или нет — судить сложно.

«Наблюдается целенаправленная политизация правового процесса»

17 июля 2019 года на сайте «Бизнес онлайн» появилась информация (которая затем была удалена с сайта), что «Казанские эксперты, ранее признавшие «Толкование священного Корана» экстремистской литературой, отказались от повторной экспертизы». Эта информация так же является недостоверной. Во-первых, предложения участвовать в самарской экспертизе некоторые эксперты вообще не получали. Во-вторых, часть специалистов просто не успевает принять участие в данной экспертизе в связи с занятостью. В-третьих, даже название статьи юридически выглядело полностью некорректным. Экспертиза, в том числе проведенная по данному делу, не может выходить за рамки своих компетенций и делать вывод о наличии экстремизма в рассматриваемых материалах. Это исключительно компетенция суда — признавать материал экстремистским или нет. В данном конкретном случае в экспертизе каких-либо выводов о наличии экстремизма нет и быть не может. Равно как и выводов об отсутствии экстремизма. На часть поставленных прокуратурой вопросов привлеченными экспертами вообще были даны отрицательные ответы. 

Сторона защиты в данном деле либо пользуется недостоверной информацией, либо сама не обладает достаточным пониманием в определении границ компетенций суда и экспертов. При этом адвокаты постоянно ссылаются на некомпетентность экспертов, хотя среди них есть дипломированные религиоведы и люди, обладающие знанием оригинальных религиозных текстов на арабском языке. Кстати, знание арабского языка в проводимой экспертизе даже не требовалось, поскольку вопрос о корректности перевода перед экспертами не ставился, а анализировался исключительно текст на русском языке. Желание политизировать процесс в конечном итоге может быть расценено самим судом как попытка давления на экспертов, что сделает позицию стороны защиты уязвимой. Сами эксперты, напротив, нацелены на объективное решение суда, независимо от того, каким оно будет.

«Наблюдается целенаправленная политизация правового процесса»

Создается впечатление, что сторона защиты пытается максимально завуалировать идеологическую направленность рассматриваемых материалов. Напомним, что эта литература изымалась при ее доставке из-за рубежа, а сама она издается в одной из стран Персидского залива. При этом не является большим секретом, что сторону защиты в первую очередь представляют лица, близкие к определенным духовным управлениям, которые имеют связи с этой страной. Именно отдельные руководители данного духовного управления постоянно делают заявления в отношении процесса, однако стараются всячески замолчать идеологическую составляющую рассматриваемых судом материалов.

Экспертами установлено, что значительная часть этих материалов ‑ это действительно доктринальные первоисточники ислама, которые сопровождаются комментариями салафитской направленности. К примеру, вот цитата трактовки 73 аята суры «Аль-Анфаль» в одном из тафсиров: «После установления дружбы между правоверными Всевышний Аллах сообщил, что неверующие, которых объединяет неверие, также являются друзьями и помощниками друг другу. А это значит, что помогать неверующим и любить их может только неверующий. И если правоверные мусульмане не будут любить друг друга и враждовать с неверующими, если они будут любить всех без разбору или враждовать со всеми без разбору или если они будут любить неверующих и враждовать с правоверными, то на земле воцарится смута и наступят великие беспорядки. Подобное поведение чревато множеством дурных последствий. И если это произойдет, то истина смешается с ложью, а правоверные — с неверующими. А наряду с этим мусульмане откажутся от таких великих обрядов, как джихад и переселение на пути Аллаха, и перестанут выполнять другие требования шариата и религии» (С. 1045). Если обычный читатель обратит внимание на подобные трактовки, то скорее исключительно на изложенные идеи «нелюбви» и «джихада». Тем не менее в подобной интерпретации еще говорится о таком «великом деянии», как «переселение на пути Аллаха». Это не что иное, как идея «хиджры», которая в таком виде эксплуатируется, в том числе, ИГИЛ (организация, запрещенная в России). В конечном итоге такие установки иногда перерастают в практику отъезда некоторых верующих мусульман на территории, где действуют террористические группировки. Идеи переселения повторятся в данном издании неоднократно.

«Наблюдается целенаправленная политизация правового процесса»

Можно привести ряд толкований к аятам (повторюсь, именно толкований, а не переводов самих аятов), которые представлены в небезызвестном тафсире Саади на русском языке. Напомню, сам тафсир не рекомендован к распространению в отдельных постсоветских государствах и внесен в список нерекомендуемой литературы некоторыми духовными управлениями мусульман в России. Хочется напомнить, что эксперт несет уголовную ответственность за собственное заключение. Это, в том числе, касается экспертов, которые будут принимать участие в повторной экспертизе. Любой обыватель обратит внимание на целый ряд интерпретаций Корана, представленных в этом тафсире. В связи с тем, что распространение данного издания на сегодняшний день не имеет каких-либо юридических ограничений, считаем целесообразным привести лишь небольшую часть отрывков одного из томов в одном из русскоязычных изданий этого тафсира [1].

Толкование к аяту 154 суры «Аль-Бакара»: «Джихад — это самый славный обряд поклонения, который совершается телом, и самый тяжелый обряд поклонения для человеческой души, поскольку он сопряжен с гибелью и расставанием с мирской жизнью» (С. 169).

Толкование к аяту 216 суры «Аль-Бакара»: «Затем Всевышний сказал, что люди порой любят то, что в действительности причиняет им много вреда. Это относится к отказу от участия в священной войне и желанию наслаждаться спокойной жизнью. Отказ от джихада является великим злом, потому что такие мусульмане лишаются Божьей поддержки и позволяют врагам одержать верх над исламом и его приверженцами. Они обрекают себя на унижение и бесчестие, лишаются огромного вознаграждения и удостаиваются лютой кары» (С. 248).

Толкование к аяту 256 суры «Аль-Бакара», в котором говорится: «Нет принуждения в религии»: «Нужно отметить, что это откровение никоим образом не противоречит многочисленным аятам, обязывающим мусульман вести священную войну, потому что Аллах приказал вести джихад для того, чтобы люди поклонялись одному Аллаху и чтобы мусульмане могли дать отпор бесчинствующим противникам религии».

«Наблюдается целенаправленная политизация правового процесса»

Толкование к аяту 100 суры «Ан-Ниса»: «В жизни все происходит именно так, как обещал Всевышний Аллах. Задумайтесь над судьбой сподвижников, которые переселились на Его пути, покинули родные дома, оставили своих детей и бросили свое имущество. Благодаря этому их вера достигла совершенства и они обрели твердую убежденность, приняли участие в великом джихаде, оказали поддержку религии Аллаха и стали достойными образцами для подражания для своих последователей. Наряду с этим они покорили много земель и завладели богатой добычей, которая позволила им стать самыми состоятельными людьми на свете. Такая же судьба ожидает каждого, кто следует по их стопам вплоть до наступления Дня воскресения» (С. 568-569).

Толкование к аяту 60 суры «Аль-Анфаль»: «Это предписание также подразумевает приобретение военной техники, необходимой для ведения боевых действий. Аллах велел готовить боевых коней и устрашать Его врагов и врагов верующих. Мудрость этого веления заключается в устрашении противника, и этот вопрос остается актуальным по сегодняшний день. Как известно, религиозное предписание остается в силе до тех пор, пока существует причина, по которой оно было ниспослано. И если есть наземная или воздушная боевая техника, которая способна устрашить врага и благодаря которой легче одержать победу, мусульмане обязаны приобретать ее и проводить соответствующие разработки. Если подобные разработки невозможны без развития некоторых областей науки, то мусульмане обязаны развивать их, поскольку каждый поступок, необходимый для осуществления обязательного предписания, также является обязательным» (С. 1035).


Автор материала: Ринат Патеев 


[1] Цитаты приводятся по изданию: Ас-Саади, Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого» : Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана асСаади : в 3 т. Т. 1 / Пер. с араб. Э. Кулиев. – 2-е изд., испр. – М. : Умма, 2012. – 1152 с.


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *