Аксубаевское захоронение: в чем ценность и что удастся выяснить о жизни предков

Поговорили с археологами и историками о резонансной находке.

Село Старые Киязлы, что в Аксубаевском районе Татарстана, стало новым местом притяжения археологов и историков. На неделе стало известно о том, что здесь во время подготовительных работ к прокладке нефтепровода бульдозерист, сняв верхний слой земли, обнаружил детские останки, а позднее оказалось, что на площади около 2 гектаров в этом месте располагается массовое захоронение, насчитывающее более 150 останков, которое уже назвали «Старокиязлинским могильником». 

- В соответствии с действующим законодательством об охране памятников каждый строительный объект проходит процедуру историко-культурной экспертизы, - рассказывает, как удалось обнаружить захоронение, Константин Истомин, руководитель Центра археологических исследований. - В её рамках производится обязательное обследование территории строительства. И при проведении археологического обследования территории строительства нефтепровода был обнаружен этот могильник и были вовремя остановлены работы на этом участке, оперативно подготовлена спасательная экспедиция для проведения охранных работ. 

С точки зрения археологии, находка считается крупной, но не уникальной. Специалисты относят её к булгарской архикультуре домонгольского периода. 

- Мы вскрыли порядка 150 погребений, которые попадали в зону проведения работ и которые были бы неизбежно разрушены, если бы там прошел экскаватор, который копал траншею. Тем не менее этого удалось избежать и были получены научные данные, материалы сейчас находятся на камеральной обработке, этот процесс научной обработки материалов длительный. Все они будут переданы в государственную часть музейного фонда, научные отчеты - в государственную часть архивного фонда, - добавляет собеседник. - Ценность этой находки в том, что для данной территории впервые проведены археологические работы на таком крупном могильнике на большой площади, получена крупная антропологическая серия, которая будет изучаться.

Определить время захоронения помог самый обыкновенный гвоздь, который специалисты нашли рядом с останками, датированный X-IX веком нашей эры. Есть мнение, что это период до принятия ислама, на это, в том числе, указывает то, что люди лежат головой на восток.  

- Опираться все же нужно на заключение специалистов-археологов, естественно, что в доисламскую эпоху погребения по мусульманскому обряду не могли быть совершены. Они совершались по языческим обрядам. В частности в именьковской культуре присутствует обряд сожжения, - продолжает Истомин. - Здесь мы можем говорить о том, что этот могильник подтвердит, что в X-XIV веках на этой территории исламская культура была достаточно укорена, то была уже традиционная культура для местного населения, реминисцентного язычества мы там не обнаружили. 

Историк и краевед Леонид Абрамов в разговоре с журналистом KazanFirst рассказал, что раскопки подобного рода ведутся постоянно, а на вопрос, может ли село стать археологической меккой, однозначно ответил - нет.

- Аксубаевский - пограничный район, далее начинались башкирские степи. Если это [захоронение] более раннего периода, то вдвойне интересно, кому они могли принадлежать. Там проходили границы венгерского государства, надо выяснять, кто захоронен, - заявил Абрамов.

С его слов, Закамье - богатая на «находки» зона, схожее захоронение было найдено в Больших Тиганах и соседнем Спасском районе.

Директор института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов отмечает, понятие уникальности для различных категорий граждан разное. Так, для ученых любая находка уникальная - появляется возможность изучить рацион питания и другие аспекты. Обывателю же интересны «золотые пуговицы и чудеса».

- Захоронения существовали возле каждого городища, они имеют значение для науки, но если говорить об интересных и сверхглубоких находках, конечно, нет. Такие находки происходят чуть ли не каждый день. С точки зрения уникальных вещей ничего не зафиксировано. Это обычный мусульманский некрополь, - считает Хайрутдинов.

По словам археологов, вряд ли удастся определить, чем занимались люди того времени, потому что специалисты раскапывали могильник монотеистической культуры, не крестьянский, не исламский, не иудейский. Он не содержит вещей и не может свидетельствовать о культурных особенностях. Такие могильники дают только антропологические материалы и информацию о численности населения, составе. Для того, чтобы выяснить, как жили люди, нужно исследовать памятники других эпох. 

- В ходе научного анализа также предстоит разбираться и пытаться ответить на вопрос, почему некоторые погребения были неглубокими, в частности с привлечением геоморфологических и биологических данных, - говорит Истомин. - Думаю, что это может быть связано с процессом эрозии земель, которые связаны с методами сельхозобработки земель во второй половине XX века. Тогда земли пахались на большую глубину и часть почвы просто сдувалась. Это лишь мое предположение, одно из множества гипотез, которое в ходе научной обработки либо получит свое подтверждение, либо будет опровергнуто. 

Тем временем республиканский Комитет по охране объектов культурного наследия уже сообщил, что могильник поставлен на государственную защиту и включен в список выявленных объектов археологического наследия. Согласно проекту планировки территории он будет освоен только частично под промышленные нужды, оставшаяся часть обследоваться не будет и останется законсервированной.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Местный
Кто о чем, а вшивый о бане!))))) Сказано было, что это домонгольский период, а нет Хайрутдинов сразу приписал захоронение к мусульманским. Самое главное первее и громче кричать)))) смех да и только!
3
0
Ответить

Идегәй
@Местный До монгольский период не значит "до исламское время". Ислам в булгаре приняли за долго до монголов.
4
0
Ответить

идегею:
@Местный Домонгольский пишется слитно, грамотей! ))))
-3
0
Ответить

Не местный
Мусульманское или нет думаю историки смогут определить. Другое смущает. Очень интересно как захоронение домонгольского периода оказалось на глубине около 0,5 метра (судя по фото), если в других местах страны культурный слой только за три последних века(по словам историков и археологов) вырос местами до 3,5-5 метров. Этому захоронению вряд-ли более 200 лет, подцепили возможно кочевники хворь заразную, ну и схоронили тут кочевые своих больных и поехали дальше. А так удачи археологам. Опять будут сову на глобус натягивать)
1
0
Ответить

Имя или псевдоним
@Не местный Почему тогда такой разброс? Они далеко лежат друг от друга
0
0
Ответить

Ренат
Аксубаево граница?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite