«Картошка шикарная, а торговые сети её губят»

Татарстанские фермеры рассказали о сложностях попадания на полки федеральных магазинов.
Татарстанские фермеры рассказали о сложностях попадания на полки федеральных
магазинов.

Натуральная фермерская продукция активно возвращается на полки магазинов. Татарстанские бизнесмены создают кооперативы, сотрудничают друг с другом, но реализовать свой товар в полном объёме лишь на региональном рынке им трудно. О том, как попасть в федеральные сети, какие проблемы волнуют бизнесменов, говорили на встрече в Минсельхозпроде республики.

Поддержка до 2024 года — 37 миллиардов рублей

В Татарстане работает порядка 190 сельхозкооперативов и 600 крестьянско-фермерских хозяйств. За полгода появилось 35 новых кооперативов. По этим показателям республика занимает 2 место в России, уступая лишь Липецкой области.

Республиканских аграриев финансово готовы поддержать на федеральном уровне.

«Картошка шикарная, а торговые сети её губят»

— Беспрецедентные меры поддержки на этот год приняты, в соответствии с указом президента России. Мы заявили участие в 12 национальных проектах. Они касаются и предпринимателей, которые занимаются переработкой сельхозпродукции. До 2024 года — 37 миллиардов рублей, в том числе на поддержку фермерского хозяйства, кооперативов. В Татарстане будет реализована в этом году грантовая поддержка «Агростартап» и возмещение расходов по кооперативу. 6 августа в Тюлячах дадим старт первому проекту. До 3 миллионов рублей грант может реализовываться фермером, — рассказывает Ришат Хабипов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана.

Со всеми мерами поддержки сельхозкооперации можно ознакомиться на портале бизнес-навигатора МСП. 

Путь к федералам

Татарстан реализует натуральную продукцию на ярмарках, городских подворьях, но многие фермеры хотят попасть в крупную компанию розничной торговли, благодаря которой товар мог бы оказаться на полках магазинов типа «Пяторочка», «Перекресток» или «Карусель».

«Картошка шикарная, а торговые сети её губят»

Для того чтобы стать поставщиком, фермеру необходимо оформить коммерческое предложение, заключить договор, а затем отправить эти данные в управляющую компанию федеральных. Как правило форма для оформления подобной заявки есть на сайтах подробных структур. 

Розничная сеть при выборе поставщика оценивает мощность производства, качество товара, цену, наличие необходимых форматов упаковок, свое/давальческое сырье, удобство логических услуг, срок работы на рынке и репутацию партнера.

«Картошка шикарная, а торговые сети её губят»

— Мы взаимодействуем с действующими производителями Татарстана и нацелены на поиск новых, — говорит Тимур Баймуллин, руководитель направления по работе с властью, макрорегиона Волга сети «Пятерочка». — У нас есть собственная торговая марка. То, что у вас брендировано, может проходить под нашим брендом. В этом есть определенные плюсы: мы формируем рыночную цену, отвечаем за контроль и качество, сами занимаемся маркетингом, распространением продукта.

Региональные сети – путь к «дебиторке»

Положительным опытом сотрудничества с федералами поделился Рамиль Яруллин, председатель СППК «Заготовитель» Лаишевского района. Он занимается производством чая под брендом «Фабрика здоровые продукты».

— Всего производим более 60 видов продукции. Мы принципиально не кладем химию. У нас только трава, ягоды, фрукты и чай. До входа в федеральную розничную сеть мы работали около двух лет. Были представлены в региональных сетях, но они платят плохо, поэтому у нас скопилась «дебиторка», а перспективы были туманные. Мы на свои деньги покупали сырье, упаковку, отдавали в сети, а сети вместо положенных 40 дней платили иногда и через полгода, — рассказывает бизнесмен.

«Картошка шикарная, а торговые сети её губят»

На одном из мероприятий Яруллин познакомился с представителями федерального игрока рынка. Он понял, что продукт в изначальном виде был неинтересен сети и пришлось многое менять, начиная от структуры закупки сырья и заканчивая логистикой.

— Мы полностью изменили бренд, дизайн, упаковку, установили конкурентоспособную цену. Таким образом, мы подготовили новое коммерческое предложение и отправили в офис. Через две недели позвонил сотрудник и пригласил на переговоры. Затем было несколько дегустаций, выбор поставщиков и мы стали победителями в этом небольшом конкурсе. Нам предложили заключить договор на региональную сеть. Это порядка 800 магазинов. Вся процедура заняла около полугода, в том числе аудит. Там жесткие требования, — отметил поставщик.

После того как компания вошла в региональные магазины «Пятерочки», ей удалось начать сотрудничество с «Каруселью» и «Перекрестком». Теперь Яруллин является федеральным поставщиком 28 тысяч магазинов.

«Картошка шикарная, а торговые сети её губят»

— Раньше мы производили порядка 15-20 тысяч пачек. Сейчас более миллиона ежемесячно. Являемся самой крупной чайной фабрикой в Поволжье, — рассказывает бизнесмен. — Мы создали кооператив, чтобы люди, которые занимаются выращиванием, могли поставлять нам сырье. Основные поставки с Юга, но что отрадно, у нас люди тоже стали этим интересоваться. Мы ездим по деревням, рассказываем, что есть возможность заниматься собирательством и выращивать самостоятельно травы. На этом можно заработать больше, чем выращивать зерно.

— Какие рекомендации ты бы дал, — спрашивает замминистра.

— Требования жесткие. Есть штрафы. Нужно выстраивать хорошо логистику. Автомобиль должен приехать в назначенное время и место. Ему дается время на погрузку и разгрузку. Если машина не успела, то это штраф. Он бывает от 15 до 100% от суммы поставки. [Представьте], если у вас пришла поставка на сумму 1,5-2 миллиона. Надо серьезно относиться ко входу в федеральную сеть, — заключил Яруллин.

— Многие говорят, что Татарстан производит, а где на полках наши? Почему мы свою продукцию не видим? Значит, надо уметь туда заходить. Этот путь, который ты прошел, должен рекламировать нашим мясникам, молочникам, сельхозкооперативам. Мы должны занимать торговые полки, — отметил Хабипов.

«Надо находить общий язык, а то собрались, да разбежались»

Минталип Минеханов, фермер и председатель кооператива «Единство» Тукаевского района, в свою очередь выступил с замечаниями, которые, как он отмечает, повлияют на создание стабильной ситуации развития фермерства и кооперативов.

«Картошка шикарная, а торговые сети её губят»

— Первые пожелания. Нужно законодательно обязать крупные сетевые компании реализовывать определенный объем сельхозпродукции местных производителей. Сейчас местный производитель не может реализовать свою продукцию, потому что требуются серьезные большие партии, — говорит Минеханов. — Все затраты на нас: выращивание продукции, сортировка, хранение, отгрузка. Получается, не брюхо ходит за хлебом, а наоборот. Это все создается громадным трудом. В этом направлении надо работу провести.

Фермер поделился опытом работы с компаниями. Он отмечает, что большую часть продукции приходится выбрасывать при сдаче в магазин, а за рубежом стараются реализовать весь объём.

— Вот шикарная картошка. Если уголочек на несколько миллиметров задет, всё, не пойдет. У тебя на глазах все бракуют, хотя картошка не гнилая. Мы после двойной сортировки отправляем продукцию, и вот такое отношение, — жалуется бизнесмен.

С проблемами Минеханов сталкивался и во время транспортировки, а именно на весовом контроле. Для перевозок он использует самосвал «КАМАЗа» партии 65-115 грузоподъемностью 15 тонн.

— Во время заезда на весовой контроль самвосвал технологически делает удар на заднюю и среднюю ось, получается перегруз. Грузишь 11 тонн с грузоподъемностью 15 тонн, а потом платишь штраф за перегруз. Сам завод сделал таким образом переднюю ось с недогрузом. Это крестьянин что ли виноват? Штрафы от 50 до 500 тысяч рублей. Иногда продукции, которую везешь, не хватает, чтобы выплатить штраф. Этот вопрос не раз поднимали. Вот как быть?! Хорошо накормленные полицейские, весовщики смеются надо мной: бабай 70 лет, кузов три метра, а он ведром переносит картошку, — продолжает фермер.

Минеханов отметил, что планирует стать поставщиком федеральной сети, а после предложил компаниям самостоятельно забирать продукцию.

— Я должен в поле работать, производить продукцию, кооператив развивать. Тут строительные вопросы, там ещё какие-то. Вы крупнейшая и богатая система, можете себе позволить приехать за товаром. В нынешней системе это делать трудно. Я, может, говорю как-то амбициозно, но мы должны находить общий язык, а то собрались, да разбежались. Вопросы не решаются, и у людей остается апатия к власти. Она должна нас услышать, — заключил фермер.

Хабипов выслушал обращения и остальных фермеров. Он поручил ряд вопросов, в том числе касающихся транспорта, вновь рассмотреть и поднять их на федеральном уровне.


Читайте также: Фермеры Татарстана смотрят в сторону Запада. Если продукты от производителей утекут за рубеж, то полки магазинов опустеют.


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *