В Челнах почувствовали кризис в семье

Проблема отношений в цепочке дети-родители-школа - основная для образования.
Проблема отношений в цепочке дети-родители-школа — основная для образования.

Традиционная августовская конференция педагогов прошла в Челнах. Её, как обычно, провели в Городском дворце творчества детей и молодежи. Здесь в фойе школы организовали презентацию собственных проектов. К примеру, первоклассник из лицея №78 им. Пушкина презентовал модель гидравлического экскаватора, экологически безопасного для окружающей среды. Ученик 4-го класса из того же образовательного учреждения — канатную дорогу, которая служит для «улучшения инфраструктуры города, развития туризма».

Примеряют на себя школьники и другие взрослые профессии: ученики гимназии №29 отвечали за видеотрансляцию всего пленарного заседания, учащиеся школы №39 — вывели мэра Челнов Наиля Магдеева в прямой эфир радио «Детство FM». Неподалеку кто-то из малышей в форме ГИБДД на модели части города рассказывал о правилах дорожного движения.

В Челнах почувствовали кризис в семье

— А ты же ещё поешь хорошо, да? Я тебя помню, ты выступал на открытии одного из центров детского творчества, — обратился градоначальник к юному «сотруднику» Госавтоинспекции. Тот в ответ заулыбался и закивал.

Осмотрев выставку инновационных проектов, официальные лица и педагоги направились в актовый зал. Основной доклад, длившийся около 40 минут, представил новый начальник Управления образования и по делам молодежи исполкома Челнов Рустем Хузин. Неосторожные слова министра образования Татарстана Рафиса Бурганова на подобном совещании в прошлом году вызвали серьезный скандал, поэтому в этот раз чиновники аккуратно выражали собственное мнение, больше оперируя уже известными фактами.


Система образования Челнов — это:

— 6,5 млрд рублей вложений из бюджета города ежегодно (65% от всего бюджета автограда);

— 241 учреждение образования;

— порядка 48 тыс. школьников (плюс 11,3 тыс. за последние несколько лет);

— 126 детских садов;

— на 100% обеспечены местами в детских садах дети старше трех лет, на 38,7% — в возрасте от полутора до трех лет.


Приведя цитату президента России Владимира Путина о том, что «получить знания — это непросто, но это вторично по сравнению с воспитанием человека», Хузин плавно перешел к проблемам, существующим в челнинской системе образования. Как оказалось, основной, влияющей на эффективность учебы в школах, является кризис института семьи.

В Челнах почувствовали кризис в семье

— По данным статистики, родитель тратит на общение с детьми 15 минут в день. Значительной части взрослых не о чем поговорить со своим ребенком, кроме как о выполнении домашних заданий. Планшеты и смартфоны активно используются в качестве инструментов высвобождения родительского времени. Опасно передоверять воспитание ребенка интернету. И педагоги, и родители должны понять — современный школьник, как и 20 лет назад, ходит в школу, сидит за партой, отвечает на вопросы учителей. Он не стал лучше или хуже своего сверстника 20-летней давности. Он просто другой, — уверен чиновник. 

Следствием кризиса семьи становится и ещё одна сложность педагогической работы, связанная с взаимоотношениями с родителями, рассказала классный руководитель учеников 6-го класса гимназии №76 Кристина Коробейникова.

— Для меня семья — это наиболее важная часть нашей жизни. Но, я думаю, вы со мной согласитесь, что сегодняшняя семья изменилась. Всё труднее мне, будучи педагогом, находить общий язык с родителями обучающихся, для которых не принято советоваться с молодыми учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Это приводит к тому, что между поколениями возникает пропасть непонимания и отчуждения, которую очень сложно преодолеть, — говорит педагог. 

В Челнах почувствовали кризис в семье

Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с учащимися наблюдается и со стороны учителей, «очень много формализма». Нехватка взаимодействия приводит к определенного рода негативным последствиям:

— учащимися и студентами 18 образовательных учреждений были совершены преступления;

— преступность среди студентов учреждений среднего профессионального образования выросла на 11%;

— уклоняется от учебы 21 человек в 19 школах;

— с диагнозом «острое алкогольное отравление» поступили к медикам учащиеся 13 образовательных учреждений.

— Необходимо детально проанализировать качество профилактической работы. Важно выстроить индивидуальную, адресную работу, обратить внимание на категории детей и семей, которые требуют повышенного внимания со стороны педагогов, но выпадают из поля зрения, — подчеркнула Коробейникова.  

Другим следствием проблем в семье и школе стало обострение ситуации с состоянием здоровья детей.

— Лишь 10% всех выпускников школ можно назвать здоровыми. Общая заболеваемость в возрасте до 14 лет выросла на 16%, в возрасте 15-17 лет — на 18%, — отметил Хузин.

Ослабленное здоровье, по данным начальника Управления образования, имеют 53% всех детей. А две трети в возрасте до 14 лет успевают заработать те или иные хронические заболевания. Причины подобного ухудшения здоровья — низкая двигательная активность, стрессы и несформированная культура питания. Влияет ли на физическую подготовленность школьников повсеместное распространение разнообразных курительных приспособлений и алкоголя, в докладе чиновника не прозвучало.

На августовскую конференцию в Челны в этом году министр образования и науки республики Рафис Бурганов не приехал. От имени профильного ведомства перед челнинскими педагогами выступил первый заместитель Ильсур Хадиуллин. Поблагодарив собравшихся за успехи, чиновник перешел к части выступления, посвященной проблемам уже в масштабе системы образования Татарстана. 

В Челнах почувствовали кризис в семье

— В докладе прозвучало, что только 40% выпускников выбирают вузы по своему профилю. Это проблема республики, и мы должны с вами её решить. Потому что если мы открываем 10-й класс, профилируем школы, тогда мы должны обеспечить дальнейшее продвижение и развитие, чтобы дети поступали по своему профилю, а не открывать классы для профанации, — считает замминистра.  

При этом в канун каждого учебного года возникают жалобы со стороны родителей, связанные с приемкой в первые и 10-е классы, отметил Хадиуллин. Открывать их или нет, какой профиль присваивать — полномочия школы, подчеркнул спикер. Но в первую очередь необходимо помнить о соблюдении законов.

— Вы должны соблюдать все требования и правила нашей общей игры, действовать на основании закона. Если вы открываете 10-е классы, тогда открывайте и универсальные, чтобы дети, которые хотят попасть в 10-й класс, могли учиться, — сказал представитель Минобрнауки РТ.

Не обошел стороной Хадиуллин и проблему перехода на пятидневную учебную неделю, о чем всё активнее просит часть родительского сообщества республики. Решение по этому вопросу, опять же, остается за образовательным учреждением. Но руководство и коллектив должны понимать, что необходимо учитывать нагрузку и в полной мере обеспечивать качество и полноту образования.

В Челнах почувствовали кризис в семье

— Чтобы жалоб и претензий не было, руководитель школы и коллектив должны заниматься с родителями. Объяснять, какие плюсы, риски могут быть, в каком направлении мы в этом году работаем. Потому что сразу менять сложившуюся структуру и систему учебного плана невозможно, — отметил замминистра. 

«Горячая» тема прошлого учебного года — обучение и сохранение родных языков. Вопрос, как отметил Хадиуллин, до сих пор иногда поднимается, в том числе в Челнах. 

— Город с 90-х годов показывал направление на сохранение национальных школ, всегда был примером для республики. Учебные планы, которые были утверждены в прошлом году, целесообразно сохранять. Потому что пока ФГОС обсуждается и новые стандарты не приняты. Они будут приняты в декабре, как нам обещают, а внедряться — с 1 сентября 2020 года. Поэтому в этот период нет необходимости менять что-то в учебных планах. Это рекомендация, — сообщил он педагогам автограда.

В Челнах почувствовали кризис в семье

Руководители школ также должны понимать, что ученик и родители вправе выбирать родной язык обучения, в этом им никто не имеет права диктовать и отказывать, подчеркнул Хадиуллин. Образовательное учреждение же только должно создавать условия.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *