«Нужна система, которая помогает пережить несколько карьер в жизни»

Автор фото: Артем Дергунов/KazanFirst
Экономика 10:45 / 25 августа
6
«Нужна система, которая помогает пережить несколько карьер в жизни»

Мировое сообщество ищет ответы на глобальные вызовы современности в Казани.

Деловая программа и Саммит министров WorldSkills-2019 подошли к концу. Впереди Национальный трек, в котором специалисты из России поделятся своими лучшими практиками с коллегами из разных стран. А пока расскажем, чем закончился Саммит министров и к чему пришли участники.

Возможности есть, но как их использовать?

Деловая программа нынешнего чемпионата стала самой масштабной в истории движения: три основных трека - «Экономика», «Экология», «Общество» и представители 80 стран-участниц. Политики и бизнесмены делились рассуждениями о том, как нужно развивать навыки, человеческий капитал и как странам оценивать подготовку молодых профессионалов, ведь мир стремительно меняется.

Чираг Гоэл, руководитель проекта Campion trust, приехал на деловую программу из Индии.

- Я помню, как я готовился к соревнованиям WorldSkills. Приходил домой и постоянно учился и тренировался. Теперь я здесь. Всё больше людей в Индии ищут разные формы получения информации. У нас в стране миллиард жителей. Получить хорошее образование не очень просто. В разных районах у нас разные культуры и языки. В нашей стране есть много проблем, но есть и решения. Люди работают в сообществах, делятся друг с другом знаниями. Индия сильно прогрессировала за последние 10 лет. Знаете, есть множество способов добиться успеха. Сегодня нет принципа «один человек - одна карьера». Вы можете пережить несколько карьер в своей жизни. Просто должна быть система, которая бы это позволяла, - говорит Гоэл.

На старте деловой программы Татьяна Голикова, вице-премьер России, отметила, что с точки зрения образования наша страна ориентирована на WorldSkills. Вместе с движением появляются и возможности. Дмитрий Песков, специальный представитель президента России по цифровому и технологическому развитию, считает, что нашей стране и другим государствам нужно обратить внимание на три вещи.

- Если серьезно говорить о цифровых тенденциях, непрерывном обучении и возможностях, которые предоставляет WorldSkills, я бы упомянул три вещи. Прежде всего непрерывное обучение - это обучение в любом возрасте. В WorldSkills мы говорим о молодых специалистах, но существуют и вторая молодость, и третья. В России интересная практика - переподготовка людей старше 50 лет по стандартам WorldSkills. У нас уже есть новые инициативы на национальном уровне. Это могут быть какие-то специальные навыки, которые позволяют передать знания и способность понимать какие-то вещи от одной возрастной группы к другой. Метод проб и ошибок будет быстрее и дешевле, - говорит Песков.

Спецпредставитель президента подчеркивает, что странам необходимо понять, как в цифровом мире организовать то самое непрерывное обучение. Возможно, нужна какая-то цифровая платформа. Также Песков отметил, что специалистам необходимо оценивать свой навык на протяжении многолетнего периода.

- Пока мы не понимаем, как навык, который был три года назад, мог бы сравниться с тем, что есть сейчас. Он может называться так же, но быть качественно другим. Понимание этого может стать мерилом успеха, - считает он.

Третья вещь, о которой Песков думал последне дни и заставил порассуждать других, - цифровой навык. Сегодня люди говорят о soft skills (мягкие навыки. - Ред.), hard skills (твердые навыки. - Ред.) и частично о цифровых навыках. Но что такое цифровой навык? Это профессиональный навык, личностный или социальный? На этот вопрос ещё предстоит ответить.

Казанская декларация

Параллельно с деловой программой проходил Саммит министров. В нём приняли участие порядка 40 министров образования и труда разных стран, а также представители международных организаций. Йос де Гой, член правления WorldSkills International, отмечает, что коллеги обменялись большим количеством хороших практик.

- Если посмотреть на аспекты чемпионатов WorldSkills, то в основном всегда была популяризация, привлечение внимания к движению. Сейчас чемпионаты WorldSkills используются для развития стандартов, систем среднего профессионального образования с помощью международных платформ оценки, чтобы чемпионаты были не просто ради чемпионатов. Один из важных элементов, которые мы обсудили на Саммите, - развитие сети двухстороннего обмена нового опыта, который накопился в странах, - говорит де Гой.

Ольга Васильева, министр просвещения России, отмечает, что на Саммите участники решили принять документ, который бы позволил оценивать навыки специалистов по единому подходу.

- Самый главный вопрос, который волнует всех в меняющемся мире, - это содержание среднего профессионального образования, оценка качества подготовки. Практически все страны, которые являются участниками движения WorldSkills, используют международные стандарты. Поэтому на первом заседании Саммита было предложено обсудить документ, который предлагает наша страна, так называемую декларацию. Между собой мы её уже назвали Казанской декларацией. Она предлагает всем странам - участницам движения выработать единый подход к оценке качества подготовки специалистов в области среднего профессионального образования, - говорит руководитель федерального ведомства.

После обсуждения решили, что декларацию надо доработать, чтобы она смогла пройти все необходимые международные оценки.

«Даже на континентальном уровне стратегии принимаются и лежат на полочке»

Сара Анжанг Агбор, член Африканского союза, была одной из участниц Саммита. На заключительном пленарном заседании деловой программы она так же поделилась своими мыслями по поводу развития современного образования.

- Моложе 35 лет 65% населения Африки. Естественно, нам необходимо думать о будущем. Есть много различных сертификатов, степеней, но не всегда они соответствуют навыкам или доступны рабочие места по этим сертификатам. Когда политики принимают стратегии, им нужно лидерство и ответственность. Что сейчас происходит? Даже на континентальном уровне стратегии принимаются и лежат на полочке. Необходимо исповедовать то, что мы проповедуем. Как активизировать эти стратегии, трансформировать в результат ради молодежи? Мы, будучи политиками, прекрасно понимаем, что у молодежи есть голос и возможность создавать. Этот креатив нужно высвободить. У вас есть «Стратегия-2030», у нас «Повестка-2063». У нас 17 целей соответствуют нашим устремлениям. Нам, лицам, разрабатывающим разные документы, необходимо на национальном уровне создавать чемпионаты, - считает спикер.

Ещё одна вещь, которую отметила политик, - это необходимость развивать навыки, причем не только молодым специалистам, но и наставникам. Лица, принимающие решения, должны быть компетентны.

- Третье. Мы в Африке говорим «убунту». Это означает совместная ответственность. Я есть то, что ты есть. Из одного дерева лес не получится. Необходимо определять собственные цели. У нас в Африке пять регионов. Почему бы нам не координировать, не получать навыки из регионов, которые в чем-то опережают. Также необходимо помнить о сотрудничестве. Когда я встретилась с представителем WorldSkills из Франции, я сказала, что Африке нужно идентифицировать свои навыки, - рассказывает Сара Агбор.

В Африке понимают, что находятся на разных уровнях с Францией, поскольку у них разные реалии. Она считает, что при сотрудничестве необходимо адаптировать полученные навыки под собственную действительность, а не просто «копировать и вставить».

- Сначала нужно идентифицировать потребности, которые следует удовлетворить, а потом уже развивать сотрудничество, которое поможет найти решение для африканских вызовов, - заключила политик.

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Современный мир требует от человека гибкости мышления»

Автор фото: vk.com/worldskills_russia
Экономика 17:03 / 23 августа
5
«Современный мир требует от человека гибкости мышления»

Без навыка подстраиваться под изменения в профессии рабочий проиграет конкуренцию.

С началом соревновательной части чемпионата мира по рабочим профессиям открылась и деловая программа WorldSkills. Она, по словам организаторов, станет самой масштабной в истории движения. Первой темой большой дискуссии стал разговор о вызовах. Мир меняется, навыки устаревают, как человеку «остаться на волне»? На этот вопрос попытались ответить спикеры.

«На плечах молодых серьезная задача»

Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», решил оттолкнуться от мотивации: «Удержаться на волне изменений крайне тяжело, но это возможно, если вы можете посмотреть на тех, кто стоит на волне». Обмен опытом и историями - вот основная цель всей программы. Для этого был создан национальный трек. Его суть в том, что специалисты из разных регионов России, которые прошли конкурсный отбор, будут рассказывать коллегам из других стран о лучших практиках. Уразов искренне пожелал всем участникам национального трека уйти с новыми знаниями, знакомыми и желанием творить.

В целом вся программа состоит из трех треков, или тем: экономика, экология и общество. В каждой из них важны свои навыки. Саймон Бартли, президент WorldSkills International, считает, что лишь опираясь на эти три трека, можно жить в процветающем обществе. 

- Мы поговорим как о делах насущных, так и о навыках общества. Мы будем взаимодействовать с представителями профессионального образования и бизнеса. Они поделятся возможными решениями, которые могут обогатить нас. Мы также услышим вдохновляющие истории молодых об их навыках, которыми они развивали себя и окружающий мир. На их плечах серьезная задача - жить с последствиями прошлого и создать будущее. Наша задача - не только слушать их, но и помогать им, - отметил президент движения.

«Трудовой потенциал человека должен быть востребован всю его жизнь»

Поскольку мир меняется, периодически он сталкивается с новыми вызовами. Навыки, которые были актуальны два-три года назад, сегодня зачастую уже не востребованы на рынке труда. Образуется некая квалификационная яма. 

- Современный мир требует от человека гибкости мышления, быстрых навыков и, конечно, постоянного обучения. По данным исследования, уже сейчас 23% сотрудников, по оценкам это 1,3 миллиарда человек, выполняют работу, которая не соответствует их навыкам, - говорит Татьяна Голикова, вице-премьер России. - Нам важно преодолеть эту тенденцию и сделать возможным, чтобы весь трудовой потенциал человека был востребованным на протяжении всей его жизни.

Причины квалификационной ямы индивидуальны для каждой страны, но международная кооперация, которая происходит во время деловой программы, позволяет их рассмотреть и найти решение.

Голикова, приводя в пример российскую практику, отметила, что наша страна ориентирована на человека.

- В 2023 году мы во всех регионах планируем внедрить программу профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Длительность составит не более шести месяцев. Это позволит сформировать кадровый потенциал, который как раз будет востребован на рынке труда, - сообщила вице-премьер.

С 2019 года в России реализуются 12 национальных проектов, среди которых проект «Демография». В него входит направление «Освоение навыков будущего» и переподготовка жителей старшего возраста. Россия стала использовать в каком-то плане нетрадиционный подход - подготовку к стандартам WorldSkills.  

- Сегодня это 25 тысяч специалистов. Мы видим востребованность такого рода переподготовки и предполагаем, что в ближайшие годы 150 тысяч специалистов старшего возраста будут подготовлены по правилам WorldSkills, - продолжает Голикова.

Главный вызов - это скорость 

В рамках национального проекта «Образование» появилась новая форма оценки навыков. Профессиональные компетенции теперь подтверждаются с помощью Skills Passport. 

- Это, по сути, резюме, в котором содержится информация о том, какими навыками обладает человек и каков уровень владения этими навыками. Подтверждается это либо участием в соревнованиях, либо в демонстрационном экзамене. Это и есть принцип равных и справедливых возможностей. Сегодня мы насчитываем где-то 93 тысячи специалистов, которые получили паспорта. Работодатели это серьезно оценили. Уже 200 работодателей заключили соответствующее соглашение о признании демоэкзамена и Skills Passport. Мы будем шире внедрять эти программы подготовки, - добавила вице-премьер.

Спикер считает, что от того, насколько быстро страны будут реагировать на изменения, зависит успешность не только образовательных систем, но и экономик мира. 

- Главный вызов, который сегодня стоит перед образовательными системами планеты, - это скорость, - уверена она.

В завершение Голикова акцентировала внимание на проекте Казанской декларации. Его рассматривал стратегический комитет WorldSkills и в него заложено пять основных принципов: навыки будущего для каждого, осознанное развитие, равные и справедливые возможности, мобильность компетенций, признание ценности и уважение личности. 

- Мне кажется, это основные треки, по которым нам нужно двигаться, - заключила Голикова. 

Хайме Сааведра, глобальный директор по образованию Всемирного банка, считает, что системам обучения нужно сфокусироваться на базовых навыках, но сейчас во многих странах наблюдается кризис.

- Порядка 50% учащихся в бедных странах не обладают никакими навыками. Это огромная цифра. Ключевым вопросом является кризис обучения. Мы можем измерить его количественно. Сейчас мы сотрудничаем с российским правительством, которое помогает измерять, каким образом происходит процесс обучения. Как вы считаете, технические учреждения всегда выполняют свою задачу обучения? Нет. Когда образовательная система терпит неудачу, для школы это может и не проблема, но для молодого человека это провал и банкротство в профессиональном смысле. Потому мы выступаем за то, чтобы у каждого была возможность получить новые навыки, - подытожил Сааведра.

В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх