«Копылов видел будущее, он в него верил»

В Казани установили памятник легендарному руководителю авиационного завода.
В Казани установили памятник легендарному руководителю авиационного завода.

Виталий Копылов — человек-легенда. Его именем названа улица в Авиастроительном районе Казани, том самом, где расположен завод, которым больше двух десятилетний руководил Виталий Егорович. В День города на улице Копылова открыли и бюст Заслуженному машиностроителю. Автор монумента татарстанский скульптор Махмут Гасимов.

Однако многие, особенно молодежь, не знают, кто такой Виталий Копылов. Его коллеги и знакомые отмечают, что это был скромнейший человек, который никогда не гнался за славой, а лишь за качеством выполнения своей работы.

Виталий Копылов — известный советский и российский инженер. С 1973 по 1994 годы он возглавлял Казанский авиационный завод №22 имени Горбунова. С его приходом предприятие вышло на ведущие позиции в отрасли. 

— Создание бюста инициировали сами производственники. День рождения республики – это день, в который мы ещё больше должны вспоминать тех людей, которые стояли у истоков сегодняшних побед. Посмотрите, сколько здесь сегодня собравшихся, сколько из них его лично знали. Копылов – человек, который оставил след в сердцах всех этих людей. Мы всегда должны помнить, что сила земли в созидании, – считает министр культуры Татарстана Ирада Аюпова.

В свою очередь президент Татарстана Рустам Минниханов, который также приехал на открытие монумента, подчеркнул, что нынешнее поколение не должно забывать по-настоящему легендарную личность. Копылов реализовал большие проекты, много сделал для города и обороноспособности, внёс огромный вклад в развитие столицы и республики.  

— Мы всегда будем помнить эти заслуги,  — заявил Минниханов.

«Копылов видел будущее, он в него верил»

Много коллег пришло отдать дань памяти выдающемуся инженеру. Среди них и Оксана Василюк, которая проработала на авиационном заводе всю сознательную жизнь. Сейчас она является председателем Совета ветеранов этого предприятия.

— Я была одной из сотрудниц – сначала технологом, потом начальником цеха №23, а сейчас представляю восьмитысячную армию ветеранов, которые здоровались с Копыловым за руку, развивали завод, строили наш район. Авиастроительный фактически и был построен Виталием Егоровичем – отсюда, собственно, и название. Копылов умнейший и очень далеко мыслящий человек, он видел будущее, он в него верил, – вспоминает собеседница.

— Прежде чем прийти к нему «на ковер», мы ночь не спали, готовились, гадали, что он спросит. При этом Копылов был невероятно корректным человеом – всегда, когда звонил (несмотря на то, что начальник) спрашивал: «Ты не занят?», и только тогда начинал деловой разговор. Это действительно государственный человек, аскетичный, скромный. Я занимался садоводством, возил саженцы из Москвы. Помню, как-то хотел подарить пару саженцев его жене, которая тоже увлекалась садом, а он тут же вытащил «трешник» — просто так брать подарок не стал, хоть я и уговаривал. Все-таки чем проще человек, тем глобальнее, – рассказывает журналисту KazanFirst ещё один бывший начальник цеха №62 и ученик Копылова Сергей Егоров.

«Копылов видел будущее, он в него верил»

На торжественной церемонии были не только труженики завода, но и более молодое поколение – их дети и внуки.

Так, Татьяна Алпарова, работавшая воспитательницей в детском саду при заводе, лично Копылова не знала. Но пенсионерка решила, что обязательно должна присутствовать на открытии памятника. Пришла она не одна, а с внучкой Аделиной, которая, несмотря на свой юный возраст, знает историю Копылова — в основном, конечно, по рассказам бабушки с дедушкой.

Пока мы разговаривали с Татьяной Алпаровой, мужчина, находившийся неподалеку, просто не смог остаться в стороне. Он хотел рассказать историю своего деда, которого сегодня сопровождает:

— Дед мой был начальником машиностроительного отдела. Он рассказал историю, которая хорошо характеризует Копылова как человека: Как-то завод выпустил серию бракованных подшипников, которые ломались. Все долго думали, в чем дело. Копылов созвал собрание, чтобы работники дали объяснения. Мой дед отчитывался, показывал научные схемы и прочее. А потом, когда все ушли, Виталий Егорович его тихонько подзывает и говорит: «Все-таки в схемах была ошибка (и указал на неё)». То есть, при всех, и особенно при подчиненных моего деда, он его ругать не стал, а поступил очень деликатно и даже благородно, – рассказывает Руслан Сулейманов.

«Копылов видел будущее, он в него верил»

В феврале 1992 года первый президент России Борис Ельцин подписал распоряжение о прекращении выпуска бомбардировщиков Ту-95МС и приостановке выпуска Ту-160, а они составляли основную часть производства. С этого момента на заводе и в жизни самого Копылова началась «чёрная полоса». Позже федеральный центр почти прекратит финансирование предприятия. 

В мае 1994 года Копылов написал заявление об увольнении и ушёл на пенсию. Но жить, наблюдая дальнейший развал российского авиапрома, он не смог. В феврале 1995 года Копылов покончил с собой.

— Нам всем было больно после того случая. Но это показало силу его характера. Виталий Егорович не в состоянии был что-либо исправить, потому что люди наверху в тот момент думали о другом. Я не считаю, что это грех. Копылов был вне политики, у него были другие цели: поставить самолет на крыло, обеспечить людей жильем. Он занимался производством. Вот такие люди и должны быть политиками – честные, всей душой болеющие за свое дело, – добавил Сергей Егоров.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *