«Рейтинг школ искажает работу учителей»

В Татарстане отказались от составления топа лучших образовательных учреждений.
В Татарстане отказались от составления топа лучших образовательных учреждений.

До недавнего времени Минобрнауки РТ составляло ежегодный рейтинг общеобразовательных учреждений по следующим номинациям: «лучшие общеобразовательные школы», «лучшие школы с углубленным изучением предметов», «лучшие гимназии и лицеи», «лучшие нетиповые школы». Теперь официальный список с лучшими учреждениями можно больше не ждать.

Дело в том, что в качестве главного критерия использовались результаты ЕГЭ, но отныне Рособрнадзор запретил их учитывать. 

«Рейтинг школ искажает работу учителей»

— Такое решение связано с тем, что директора начинают непонятную гонку за рейтингом, не берут детей в 10-е классы, «топят» их. И, в конце концов, ведь и ЕГЭ не является объективным критерием работы учителей и школы, так как ребенок может, к примеру, усердно заниматься с репетитором. Но, безусловно, негласные, условные рейтинги у нас остались, ведь все родители примерно понимают, какие школы себя зарекомендовали, — объясняют в министерстве образования и науки Татарстана.

В последнем опубликованном рейтинге лучшей общеобразовательной школой республики была признана СОШ Казани №98. Там разделяют позицию министерства. 

— Мы рассматриваем школу как образовательный процесс, который объединяет несколько субъектов: и учеников, и учителей, и родителей. Поэтому нельзя однозначно сказать, что рейтинг — это «хорошо» или «плохо». Для имиджа школы, конечно, хорошо. Для мотивации педагогов — хорошо. Но, с другой стороны, у всех школ есть свои минусы и плюсы, которые в общем объеме учесть нельзя, — считает директор школы №98 Айгуль Авзалова.

«Рейтинг школ искажает работу учителей»

Эксперт в области дошкольного и школьного образования, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что рейтинг школ искажает работу учителей, потому что когда речь начинает идти о рангах, у учреждения появляется установка не вытягивать слабых учеников, не помогать, а избавляться от них.  

— Решение отменить рейтингование, на мой взгляд, абсолютно правильное, — говорит эксперт. — Во многом родители при выборе школы руководствуются такими рейтингами, считают, что престижнее учиться в «сильных» школах. Но ведь сам рейтинг способствует тому, чтобы в одних школах концентрировались сильные ребята, в других — слабые. Получается, не школа определяет рейтинг, а рейтинг — школу. А в идеале должно быть «перемешивание» сильных со слабыми, чтобы дети правильно развивались.

«Рейтинг школ искажает работу учителей»

Журналист KazanFirst опросила несколько семей. Основным критерием выбора образовательного учреждения для них по-прежнему остаются не рейтинги. На первый план выходит местоположение. Так как возможность отвозить ребенка каждое утро есть не у всех, большинство предпочитает школу рядом с домом. 

В этом году дочь Динары Милоновой (имя изменено. — Ред.) идет во второй класс. Женщина рассказала нам о том, как выбирала место учебы:

— Мне кажется, рейтинг формируется за счет активности директора и вовлеченности в эту гонку преподавателей. Сто человек — сто мнений, объективным здесь быть сложно. Поэтому при выборе школы мы на рейтинги не ориентировались. Изначально шли на преподавателя, на педсостав. В то время, когда ходили в подготовительные классы, я общалась со старшеклассниками, слушала их отзывы о школе, также обращала внимание на впечатления ребенка. Ну и ещё один немаловажный критерий при выборе учреждения — «ценник». Если вы планируете отдать ребенка в школу не по месту жительства, он будет большим: чем лучше школа, тем, соответственно, больше придется «сдавать на нужды класса», — рассказывает Динара.

«Рейтинг школ искажает работу учителей»

Примечательно, что самые высокие запросы в школах, которые даже не попали в список лидеров прошлого учебного года. Так что рейтинг рейтингом, а общественная репутация по-прежнему играет немаловажную роль. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: